Где самая длинная железная дорога. Самая длинная в мире железная дорога

Сеть железных дорог Российской Федерации достаточно обширна. Она состоит из нескольких секций магистралей, владеет которыми ОАО «Российские Железные Дороги». При этом все региональные дороги формально являются филиалами ОАО «РЖД», в то время как сама компания выступает монополистом в России:

Дорога пролегает по территории Иркутской и Читинской областей и республик Бурятия и Саха-Якутия. Протяженность магистрали составляет 3848 км.

Дорога проходит по двум параллельным широтным направлениям: Москва - Нижний Новгород - Киров и Москва - Казань - Екатеринбург, которые связаны между собой рокадами. Дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Горьковская дорога граничит с железными дорогами: Московской (ст.Петушки и Черусти), Свердловской (ст. Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна). Общая развернутая длина дороги составляет 12066 км. Протяженность главных железнодорожных путей - 7987 км.

Ж/д проходит по территории пяти субъектов Российской Федерации - Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской и Еврейской автономной областям, Республике Саха (Якутия). В зоне ее обслуживания находятся также Магаданская, Сахалинская, Камчатская области и Чукотка - свыше 40% территории России. Эксплуатационная длина - 5986 км.

Забайкальская железная дорога пролегает на юго-востоке России, по территории Забайкальского края и Амурской области, расположена рядом с границей КНР и имеет единственный в России прямой сухопутный пограничный железнодорожный переход через станцию Забайкальск. Эксплуатационная длина - 3370 км.

Западно-Сибирская железная дорога проходит по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично Республики Казахстан. Развернутая длина главных путей магистрали составляет 8986 км, эксплуатационная - 5602 километра.

Дорога работает в особых геополитических условиях. Через Калининград пролегает кратчайший путь из центра России в страны Западной Европы. Дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами. Развернутая длина магистрали составляет 1100 км, длина главных путей - свыше 900 километров.

Магистраль проходит через четыре крупных региона - Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край, связывая Транссибирскую и Южносибирскую магистрали. Образно говоря - это мост между европейской частью России, ее Дальним Востоком и Азией. Эксплуатационная длина Красноярской дороги составляет 3160 км. Общая протяженность - 4544 километров.


Ж/д протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий, связывая центр и запад Российской Федерации с крупными социально-экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Дорога представляет собой две почти параллельные линии, пролегающие с Запада на Восток: Кустаревка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор. Две другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов проходят с Севера на Юг.

В текущих границах Московская ж/д организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. Развернутая длина - это 13000 км, эксплуатационная длина 8800 км.

Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Российской Федерации - Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия. Эксплуатационная длина - 10143 км.

Приволжская (Рязано-Уральская) железная дорога расположена на юго-востоке европейской части России в районе Нижней Волги и среднего течения Дона и охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций, находящихся в пределах Ростовской, Самарской областей и Казахстана. Протяженность дороги составляет 4191 км.

Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Проходит через Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Сургут, Тюмень. Обслуживает также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Эксплуатационная длина - 7154 км. Развернутая длина - 13 853 км.

Магистраль берет начало в центре России и простирается далеко на север страны. Большая часть Северной магистрали эксплуатируется в суровых условиях Крайнего Севера и Заполярья. Развернутая длина - 8500 километров.


В зоне обслуживания дороги располагаются 11 субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, она непосредственно граничит с Украиной, Грузией и Азербайджаном. Эксплуатационная длина магистрали составляет 6358 км.

Юго-Восточная железная дорога занимает центральное положение по сети железных дорог и связывает восточные районы и Урал с Центром, а также районы Севера, Северо-Запада и Центра с Северным Кавказом, Украиной и государствами Закавказья. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км.

Южно-Уральская железная дорога расположена в двух частях света - на стыке Европы и Азии. В ее состав входят Челябинское, Курганское, Оренбургское и Карталинское отделения. Несколько железнодорожных линий магистрали проходят по территории Казахстана. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км. Развернутая длина свыше 8000 км.

Длина самой большой железной дороги в мире составляет 9298,2 км. Она носит название - Транссибирская железнодорожная магистраль, или, иначе, Транссиб. Что примечательно: этот путь проходит по территории России, и это самая длинная в мире железная дорога, связавшая Европу и Азию.

Когда началось строительство

Транссиб начали прокладывать в 1891 г. В то время будущий император Николай II заложил первый камень Уссурийской железной дороги, недалеко от Владивостока. Тогда даже и не предполагалось, что строительство примет столь масштабный размах. Лишь спустя время была выдвинута идея о создании железнодорожного пути, который пролегал бы до европейской части России.

По рекомендации Витте, выступившего с инициативой проекта, был образован особый комитет, председателем которого назначили цесаревича Николая. Наследник престола ранее уже совершал продолжительную поездку от берегов Тихого океана через территорию Сибири, и учитывая масштабность своей империи, Николай II пришел к выводу о необходимости реализации проекта.

Значение Транссиба

Этот путь соединяет Москву с крупными промышленными городами страны, которые находятся на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. По сути, самая длинная железная дорога в мире пересекает всю территорию страны, соединяя столицу и Владивосток. Если быть точнее, то она связывает Европейскую часть страны, Сибирь, Урал, Дальний Восток, и, в целом, порты в Европу и Азию.

Самая длинная в мире железная дорога проходит через 87 российских городов, пересекая два континента, 5 ЦФО, 8 часовых поясов. Кстати, в процентном отношении протяженность этого железнодорожного пути в азиатской части страны равна 81%, а остальная доля приходится на Европу. Неудивительно, что Транссиб - самая большая в мире железная дорога. Где находится эта магистраль и какие континенты она связывает, понятно из приведенной выше информации.

Строительство железнодорожного пути из Азии в Европу

Сейчас это кажется невероятным, но самая длинная в мире железная дорога строилась очень быстрыми темпами: за 13,5 лет (с 1891 по 1904 годы) был проложен путь от Миасса и Котласа до Владивостока и Порт-Артура. Учитывая тяжелейшие условия, в которых трудились над постройкой магистрали рабочие, скорость возведения ее была невероятной, даже по нынешним меркам. При этом стоит помнить, что в те времена уровень технической оснащенности был куда ниже, чем сейчас.

Местность, в которой возводилась самая длинная железная дорога в мире, была преимущественно до этого не освоена человеком: большую часть занимали участки, где царила вечная мерзлота, стальная колея проходила через крупные реки и мосты. В процессе тяжелого труда рабочим приходилось преодолевать много трудностей, чтобы возвести эту дорогу. Мосты прокладывались через мощные сибирские реки, строились тоннели, а также проводились иные работы, которые требовали больших затрат сил и средств.

И, наконец, в октябре 1905 года, подошло окончание этой огромнейшей работы. Днем рождения Транссиба считается 18 сентября (1 октября) 1904 года. Стоит отметить, что после этой даты не прекращались работы еще на протяжении многих лет. Так, вторая колея была достроена в советское время, а именно в 1938 году.

В итоге сейчас самыми крайними точками магистрали относительно сторон света являются: на западе - Москва-3, на востоке - Хабаровск-2, с севера - Киров, а с юга - Владивосток. Начало Транссибирской дороги - Ярославский вокзал (Москва), завершение - восточная окраина России (Владивостокский вокзал).

Сибирская железная дорога не имеет равных во всем мире по многим показателям, и не только по своей величине. Впечатляет быстрота сооружения, масштабы работ, тяжесть условий, в которых приходилось трудиться. Нельзя не упомянуть и некоторые факты, связанные со строительством описанного пути:

  • Как уже отмечалось, реализация проекта осуществлялась в высоком темпе - он составил 740 км в год, что является серьезным показателем даже для современного строительства.
  • В результате непрерывных и тяжелых работ Западная линия дороги уже в 1898 г. приблизилась к Иркутску.
  • Вместо различного оборудования, которое сейчас выполняет большую часть работы, в то время была задействована огромная сила трудящихся. Так, например, в 1895-1896 годах в строительстве участвовали около 90 тыс. человек. Среди них, помимо прочих, были заключенные и солдаты.

  • Высшей точкой пути является Яблоновый перевал - здесь железная дорога поднимается на 1019 м над уровнем моря. Он находится между станциями Яблоновая и Тургутуй. Вторая по высоте точка (900 м) располагается у станции Кижа, а чуть ниже 900 м - Андриановский перевал.
  • Самым суровым по климату местом, через которое проходит Транссибирская магистраль, является участок Могоча - Сковородино. Температура здесь опускается до -62°C, тут расположена зона вечной мерзлоты.
  • Самый быстрый поезд идет с Москвы во Владивосток за 6 суток 2 часа.
  • Наиболее мягкие по климату места - в районе Владивостока. Стоит отметить, что в основном вся протяженность Транссиба проходит по местам с суровым или умеренным климатом.
  • Отмечается, что реальная длина железной дороги несколько меньше и составляет 9288, 2 км (5772 мили). Такая цифра указана на знаке, который установлен в конце магистрали, во Владивостоке. Знак в Москве, обозначающий нулевой километр, имеет обозначения в виде двух цифр: 0 и 9298 км. На нем указана именно тарифная длина, по которой исчисляются цены билетов.
  • Полная электрофикация дороги была завершена в 2002 г.
  • В Европе протяженность пути составила 1777 км, в Азии - 7512 км. Условная граница этих двух континентов находится на 1778 километре Транссиба. В этом месте, вблизи города Первоуральска, установлен памятный знак под названием «Граница Европы и Азии».

Ответвления от основного пути Транссиба

Как уже нам стало известно, самая длинная в мире железная дорога связывает Москву и Владивосток, но, помимо основной магистрали, имеется и несколько ответвлений. Рассмотрим их более подробно.

В период с 1940 по 1956 годы была построена Трансмонгольская магистраль: она проходила между городом Улан-Удэ и Пекином. Дорога от Улан-Удэ направляется на юг, пересекая всю территорию Монголии, а завершающей точкой является столица Китая. Расстояние между двумя столицами по этой магистрали составляет 7867 км.

На станции Карымская идет еще одно ответвление от основного пути Транссибирской магистрали. Железнодорожная линия поворачивает после нее в юго-восточном направлении, проходя через Забайкальск и Маньчжурию. Также как и Трансмонгольская магистраль, доходит до столицы Китая. Длина этого маршрута от Москвы до Пекина равна почти 9000 километрам.

В 1984 г. официально была открыта Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Начальным пунктом этого пути является город Тайшет, а конечным - Советская Гавань (город на берегу Тихого океана). БАМ находится севернее Транссиба на несколько сотен километров и идет параллельно основной железной дороге.

Стоимость сооружения магистрали

Перед тем как приступить к проекту по строительству Великого Сибирского пути, были подсчитаны расходы, которые понесет его возведение. Цифра оказалась немалой - 350 миллионов рублей золотом. Для того чтобы удешевить производство, а также ускорить его темп, для линии, которая проходила от Челябинска до реки Обь, брали упрощенные технические условия. На строительство всей дороги пришлось затратить огромную сумму, равную почти 1,5 миллиардам рублей (по деньгам того времени).

Транссиб - великий железнодорожный путь

Итак, Транссиб пересекает 2 республики, 12 областей, 5 краев, 1 округ, 1 автономную область. Магистраль проходит через 87 городов.

Эта железная дорога на своем пути пересекает множестов крупнейших рек (всего их 16): Волгу, Вятку, Иртыш, Каму, Тобол, Енисей, Томь, Чулым, Уссури, Амур, Хор, Селенгу, Оку, Бурею, Зею. Наиболее широкое место пересечения среди них на реке Амур (2 км). Этот же показатель относительно таких реках, как Обь и Енисей, составляют 1 км, так как железная дорога проходит через них только в верхнем течении.

Наиболее же опасной рекой, с которой по пути сталкивается Транссиб, является Хор. В период паводка она может подниматься на высоту 9 м. А забайкальская река Хилок в 1897 г. в период наводнения причинила наибольший вред магистрали за всю ее историю. Она разрушила тогда большую часть западного участка Забайкальской дороги. Следуя по Транссибу, можно увидеть самое глубокое в мире озеро Байкал. Вдоль него он идет на протяжении 207 км.

Теперь мы знаем о том, какая самая длинная железная дорога в мире, и где она находится. Масштабы ее строительства поистине впечатляют, и на протяжении уже долгого времени она сохраняет свой рекорд по своей протяженности. Самая длинная в мире железная дорога, которая носит название Транссибирская магистраль, является настоящей гордостью России.

Все знакомы с Книгой Рекордов Гиннеса, где запечатлены все самые необычные достижения человека. Самый высокий человек в мире, самый низкий, самый быстрый, а также самое большое здание или самая гигантская скульптура из монет - все это содержит в себе данная книга. А не задумывались ли вы о самой длинной железной дороге в мире? Какая она?

Транссибирская магистраль

Так называется самая длинная железная дорога в мире. Со дня ее постройки прошло уже более 100 лет, ведь строительство завершилось в далеком 1916 году, а началось в 1891 году. Но до наших дней она остается самой длинной железной дорогой в мире, соединяющей столицу России с Владивостоком. На ее пути лежат крупнейшие промышленные города, такие как Киров, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Тайшент, Иркутск, Хабаровск.

Общая протяженность Транссиба составляет 9.289 км. В год она способна пропускать до 100 миллионов тонн. В 2002 году прошла полная электрификация.

Население такого мирка составляет 160.000 фигурок, большинство из которых совершенно уникальны. Стоимость этого масштабного проекта оценивается в 16 миллионов долларов США.

Своя жизнь

Здесь время не стоит на месте. Вы можете наблюдать смену дня и ночи, когда зажигаются фонари. Работу светофоров, движения грузовиков, барж, даже пожарных, которые устраняют пожар. Обычные жители городка занимаются привычными для нас делами: катаются и гуляют в парках, ждут автобус на остановке, купаются в речке и даже непристойничают в высокой траве.

Если прогуляться по этому миниатюрному городку, можно понять, что мы мало чем отличаемся от его жителей.

Китай бьет все рекорды

Недавно Китай открыл "Новый Шелковый путь", который позволит экспортировать дешевые китайские товары в Европу.

Маршрут "Иу - Мадрид" проходит через весь Китай, Казахстан, пересекает Россию, Белоруссию, Польшу, Германию, Францию и, в конце концов, останавливается в столице Испании. Поезд, вышедший из Иу, приедет в Мадрид через 21 день.

На сегодняшний день этот путь используется лишь в целях промышленной перевозки грузов. Но в такой масштабный проект Китай вложил 40 миллиардов долларов. И, как подтверждают китайские СМИ, не собирается останавливаться. Китайские власти уже рассматривают варианты развития торговых путей через Турцию, а также вариант строительства сообщения между крупнейшими портами Индийского океана.

В СССР железных дорог построено меньше чем в РИ.

Пример использования

«В Царской России в период с 1880 по 1917 гг., т.е. за 37 лет, было построено 58 251 км. За 38 лет советской власти, т.е. к концу 1956 г., было построено всего лишь 36 250 км. дорог» .

Действительность

Протяженность железных дорог

В 1890 году общая протяженность железных дорог в России составляла 24041 верст (Россия 1913. раздел - транспорт, 1. Железные дороги; табл. 2) . В дальнейшем, с 90-х гг. 19 века в России велось активное строительство железных дорог. Это делалось как государством, так и коммерческими структурами. Особенно высокие темпы шли с 1890 года. Во многом это бесспорная заслуга Сергея Юльевича Витте, который сделал в этой области очень многое.

Из «Доклада Совета съездов представителей промышленности и торговли по вопросам коренного улучшения работы железнодорожного и водного транспорта, шоссейных путей в связи с возросшими требованиями народного хозяйства России. 9 мая 1913 г.»

«В 1904 г. общая сеть достигла 55 614 верст, увеличившись за пятилетие на 9 052 версты, из коих в Европейской России -7 144 версты и в Азиатской - 1 908 верст. В 1909 г. сеть составила 62 422 верст (без Китайско-Восточной ж.д. - 1 617 верст), увеличившись за 5 лет на 6 808 верст, из них в Европейской России - 4 882 версты, и в Азиатской - 1 926 верст. К 1910 г. общая железнодорожная сеть в 62 422 версты распадалась: на казенную сеть в Европейской России - 32 373 версты и в Азиатской России (включая Уссурийскую ж.д.) -10 129 верст; итого казенных железных дорог 42 502 версты. Частных железных дорог в Европейской России - 17 805 верст и подъездных путей общего пользования частных обществ - 2 115 верст или всего частных - 19 920 верст.

Итого сеть русских железных дорог за 30 лет увеличилась на 41 691 версту, из коих в Европейской России на 31 562 версты и в Азиатской - 10 129 верст. Следовательно, сеть возрастала ежегодно в среднем на 1 390 верст. Наибольшее количество прибавилось за пятилетие 1895-1899 г. - на 13 755 верст, или по 2 751 версте в год. Затем в пятилетие 1900-1904 г. сеть увеличилась на 9 052 версты или по 1 810 верст в год. Остальные пятилетия давали прирост сети на 5000-5500 верст или по 1000 верст в среднем в год.»

Отметим, что 1 верста = 0,14375 географической мили = 1,06679 км

Из этого официального документа следует, что за 30 лет, к 1910 году в России было построена 41 691 верста, это около 44475 км. Наиболее высокие темпы роста были достигнуты за период с 1895-1899 г. по 2 751 версте ежегодно, это около 2934 км. Менее высокий показатель был достигнут в период 1900-1904 в котором темпы роста составили 1 810 верст в год, это около 1930 км. И по 1000 (1066 км) верст в среднем в год за дальнейшие пятилетия.

Отметим, что в 1911 году открыто 1579 верст; в 1912 - 750 верст; в 1913 - 981 верст. (Россия 1913. раздел - транспорт, 1. Железные дороги табл. 1) .

К 1913 году общая протяженность ЖД в РИ составляла 68370 верст (из них двойной колеи, только 16 889 верст), в это число входят и 2494 верст частных железных дорог местного значения.(Россия 1913; Транспорт; 1. Железные дороги табл. 3) . Это протяженность дорог как как общего пользования, так и местного значения. В переводе на километры (68370 умножаем на 1,06679) получается примерно 72 936 км.

В СССР к 1960-му году протяженность железных дорог общего пользования , по данным статистического ежегодника «Народное хозяйство СССР в 1960 году», составила 125 тыс. км (Раздел: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. Таблица: ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЛИНА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (на конец года; тысяч километров) с. 353).

Однако, в это число не входят дороги местного значения. На этой же странице, под вышеуказанной таблицей имеется приписка: «Кроме указанной эксплуатационной длины железных дорог общего пользования Министерства путей сообщения, имеются железнодорожные подъездные пути промышленных предприятий и организаций; протяжение этих путей не общего пользования составило на начало 1961 г. 102,4 тыс. км.» Все это ЖД местного значения, которые тоже играли важнейшую роль в коммуникациях. И само собой, их тоже надо было построить.

Итого, общая протяжённость ЖД в СССР составляла 227,8 тыс. км. Разница с 1913 годом - 155 тыс. км. Поделим 155 на 40 (грубо с 1920 по 1960 гг.) и получим в среднем 3,8 тыс. км. в год. Даже такие грубые и примитивные подсчеты дают представление о темпах и масштабах строительства железных дорог в то время. Это притом, что страна перенесла такие страшные катастрофы как гражданская война с первой мировой и вторая мировая война.

Объём грузоперевозок

Кроме общей протяженности ЖД, есть ещё один не менее важный показатель. Это объемы грузоперевозок и пропускная способность железных дорог.

О том, что пропускная способность железных дорог, построенных до революции, была недостаточной, свидетельствуют некоторые затруднения со снабжением, которые проявились в годы войны. ЖД коммуникации, нормально работавшие в мирное время, оказались не готовыми к условиям военного времени. Как писал генерал Н. Н. Головин: «В результате даже после того, как потрясения, вызванные эвакуацией, были изжиты железнодорожным транспортом, последний не может справиться с выпадающими на него задачами по подвозу снабжения. Затруднения в этой области увеличиваются по мере того, как Россия выходит из полосы кризиса в боевых снабжениях, и последние направляются в армию во всё больших и больших количествах. Из личного 18-месячного опыта в должности начальника Штаба VII армии (с октября 1915 г. по апрель 1917 г.) автор может засвидетельствовать, что, как правило, армия недополучала в среднем 25% полагающегося ей снабжения. Причины этого недовоза должны быть всецело отнесены к недостаточной провозоспособности наших железных дорог».

Особенно ситуация ухудшилась после потери транспортных узлов Вильно, Лида, Барановичи, в связи отступлением Русской армии. Для справедливости важно добавить, что именно в эти годы было построено очень много железных дорог. Но это были скорее «пожарные» (экстренные) действия.

«Такая слабая железнодорожная связь была, конечно, совершенно неудовлетворительной. С возможной срочностью в очень неблагоприятное время года была построена в обход Барановичского узла ветка от станции Синявка на Буды, закончено устройство полотна на северном участке Подольской железной дороги (Калинковичи - Коростень) и сооружен временный деревянный мост через р. Припять. После этого положение несколько улучшилось. Произведенная в течение 1916 г. железнодорожная переброска войск на Юго-Западный фронт измеряется несколькими тысячами эшелонов. И все-таки размер этой перевозки не удовлетворял стратегическим требования создавшейся обстановки.

Одной из причин того, что Галицийская победа в 1916 г. не дала тех стратегических результатов, которые можно было ожидать, является то, что требуемые для этого оперативные перевозки оказались совершенно не под силу нашим железным дорогам.»Н. Н. Головин

При советской власти (особенно в первые десятилетия) ставили задачу не только строить новые железные дороги, но и увеличить пропускную способность старых. К 1940-му году объёмы грузоперевозок и густота ЖД увеличились многократно, о чем свидетельствуют следующие цифры:

Грузооборот железнодорожного транспорта по отдельным грузам
(миллиардов тарифных тонно-километров)

1913 г. 1940 г. 1955 г. 1958 г. 1959 г. I960 г
Грузооборот-всего 65,7 415,0 970,9 1302,0 1429,5 1504,3
Каменный уголь и кокс 12,8 106,9 266,7 348,9 347,2 333,8
Нефтяные грузы 3,5 36,4 101,6 154,0 182,1 205,4
Черные металлы (включая лом черных металлов) - 26,2 75,7 90,6 100,9 110,4
Лесные грузы 5,1 43,6 119,9 178,4 207,3 213,6
Хлебные грузы 9,9 32,8 55,1 80,8 93,7 90,7
Руда всякая (включая серный колчедан) - 21,5 45,0 59,9 65,3 71,6
Дрова 1,7 5,8 5,2 6,8 7,5 8,2
Минеральные строительные материалы - 28,2 82,1 113,9 130,1 155,6
Другие грузы - 113,6 219,6 268,7 295,4 315,0

Плотность железных дорог
(км. на 1000 км2 территории)

Дополнительная литература

Обсуждение

Уважаемый, я довольно много читал по данной теме, так что ваши претензии на абсолютное знание беспочвенны, как в огульном названии большинства ж/д времен ПМВ времянками, так и в убежденности, что в СССР тех же 30-40 такого не было. Было еще хуже. Ну и в любом случае, включать дороги построенные во время ПМВ в пользу СССР - это прелесть. А автор на которого я сослался не сам придумал эти цифры, а взял из монографии, автор которой намного более в теме чем я, вы и тем более борцуны выше по коментам. То, что «мифоборец» врет как сивый мерин и не знаком с темой даже в минимальном объеме уже никак не изменить. То, что он учел как построенные в РИ, так и захваченные СССР дороги, как построенные СССР - факт. Так что опус можно смело отправлять в утиль. Ценность его на уровне шума.



Похожие статьи