Игра на сплочение подростков и предотвращения конфликтов. Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников

Тренинг.

«КОНФЛИКТ. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА».

Цель : Способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов.

Задачи:

1. Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;

2. Создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.

Оборудование: мультимедийный проектор, или интерактивная доска (занятие сопровождается показом презентации), карточки с ситуациями.

Ход занятия:

Организационный момент.

    Приветствие. Упражнение «Я сегодня вот такой».

Ведущий : Скажите, что вы знаете о конфликте? – ответы учащихся. Что вы не знаете о конфликтах? Как вы думаете, что является важным в конфликте? Что вы ожидаете на сегодняшнем занятии?

Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием конфликт, а так же рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта. Для этого предлагаю Вам выполнить следующие упражнение?!

    Основная часть

Упражнение «Встреча на узком мостике». Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»:

1 пара – договориться, как пройти мост;

2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:

    Было ли решения ситуации эффективным?

    Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.

Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?

Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: Что происходило с участниками пары один? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары)

Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?

Мы определили, что каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте. Предлагаю Вам рассмотреть стратегии поведения в конфликте при помощи графика, представленного на слайде.

Информационный блок – описание стилей поведения в конфликте. Работа с графиком.

Соревнование: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности - само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.

Избегание: для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал - актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.

3. Практическая работа

В ваших рабочих тетрадях предлагаю определить, какая из стратегий наиболее подходит к вашему поведению в конфликте.

Ребятам предлагается предугадать свои стратегии поведения в конфликте при помощи самооценивания, заполнив таблицу (максимальное количество баллов 12):

стили поведения в конфликте

самооценивание

результаты тестирования

сотрудничество

соперничество

компромисс

избегание

приспособление

5. Упражнение «конфликт» Разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения. Деление учащихся на подгруппы по 3 человека, каждой из которой дается ситуация. Необходимо продумать решение ситуации.

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

Ситуация 4.

Обсуждение каждой ситуации по схеме, предложенной в начале занятия:

    Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

    Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным?

    Как вы думаете, какая была выбрана стратегия поведения решения данной ситуации?

6. Подведение итогов занятия, рефлексия

Я не ищу конфликтов,

но я не боюсь конфликтов,

я смело иду на их решение.

Что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые стратегии поведения в конфликте вы узнали? Что может быть вы хотели узнать на следующих занятиях?

Домашнее задание: Заполнить таблицу до конца. Для этого вам необходимо определить собственную стратегию поведения в конфликте при помощи опросника Томаса. Провести анкетирование.

Прощание.

Количество человек: 12.

Продолжительность: 1 ч. – 1 ч 30 м.

Цель:

1. Повысить мотивацию педагогов к бесконфликтному общению.

2. Поиск новых способов поведения в контактах с коллегами.

3. Развитие навыков восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними.

4. Развитие вербальных и невербальных средств коммуникации.

В программе тренинга:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия.

3. Психологическая составляющая конфликта, приемы и методы предотвращения конфликтов;

4. Упражнение 1: «Карусель».

5. Упражнение 2: «Круг нашей жизни».

6. Упражнение 3: «Прогулка с компасом».

7. Упражнение 4: «Солнышко и тучка».

8. Методы эффективной саморегуляции;

9. Тест «Конфликтная ли вы личность»;

10. Обратная связь;

11. Аплодисменты.

Оборудование: клейкая бумага для заметок, листы бумаги, фломастеры или карандаши, разноцветные квадратики для распределения людей на группы, плакат с изображением дерева, мяч, повязки на глаза.

На тренинговых занятиях есть определенные традиции, о которых я хочу вам рассказать: «здесь и сейчас», «искренность и открытость», «конфиденциальность», «принцип Я», «активность».

«Приветствие » - передавая мяч по кругу и называя имя и отчество и увлечение, как чувствует себя каждый из участников группы; чего ожидает от тренинга (плакат с изображение дерева).

Это не только из чувства вежливости, но как сказал американский психолог Д.Карнеги: «Звучание собственного имени для человека – самая приятная мелодия».

И так, мы начинаем!

Профессиональной деятельности мы уделяем значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверено понятно. Но, к сожалению, людей, идущих на работу как на праздник, не очень-то много. Часто причиной тому – наше рабочее окружение. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов – так уж устроен мир. Что такое конфликт? Психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоборство между субъектами, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями, отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение противоположных взглядов и желаний, позиций, мнений, целей и т.д. Субъекты конфликта называются оппонентами. Можно выделить следующие составляющие конфликта: конфликтная ситуация, оппоненты, предмет, объект, инцидент.

Конфликты делают человека несчастным, он плохо работает, плохо себя чувствуют и даже может заболеть. Конфликты сопровождают нас всю жизнь, но это не значит, что всегда кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть. Нужно уважать чувства и желания других людей, быть к ним внимательными и тогда можно найти выход из конфликта. Понять поступки и действия других людей порой мешает наша чрезмерная гордость, стремление отомстить, причиненная нам боль, чувства гнева, обиды и желание всегда и во всем быть правым, ревнивое отношение, зависть.

Как же сблизить коллектив, создать атмосферу доверия и сплоченности? Как же совместить разные типы людей в рамках одной команды, не давая разгораться серьезным разногласиям?

Во-первых – от конфликта можно уклониться. Для этого нужно стараться избегать ситуаций, провоцирующих возникновению споров, и не обсуждать вопросы, порождающие разногласия.

Во-вторых – возможно сглаживание проблем. Здесь важно не допустить проявление агрессии и ожесточенности, призывая к профессиональной солидарности. Девиз этого метода: «Мы все – одна команда, так зачем же раскачивать нашу лодку?»

В-третьих – можно пойти на компромисс. Чуждую точку зрения при этом принимают лишь частично, до степени, приостанавливающей конфликт. Но все эти способы не решают проблем, провоцирующих межличностные столкновения.

Лучше всего предупредить негативные последствия психологической несовместимости. Совместимость сотрудников (речь идет о женском коллективе) складывается из нескольких факторов, которые в критические моменты могут стать решающими: темперамент, работоспособность, физическая выносливость и эмоциональная устойчивость. Именно в женских коллективах чаще всего возникают соперничество, интриги, ролевые конфликты с личной подоплекой.

Важный фактор психологической совместимости – возраст людей, работающих вместе. Среди сотрудников, особенно молодых, скорее образуются доброжелательные отношения, симпатии и взаимопонимание. Залогом бесконфликтности в коллективе так же является умение педагога располагать людей к себе.

При общении, произнося в слух имя или имя и отчество человека, с которым вы разговариваете, глядя в глаза, чтобы понять, как человек относится к тому, что мы говорим.

Упражнение 1: «Карусель»

Статистика показывает, что более 90 % людей улучшают свою деятельность, если им говорить комплименты. В основе механизма комплимента лежит эффект внушения и, как следствие его, потребность выглядеть лучше. Выражая комплименты, необходимо учитывать ряд правил:

Комплимент должен отражать только положительное качество данного человека;

Нужно избегать двойного смысла: слушая ваши беседы с людьми, удивляюсь способности тонко и остроумно уходить от ответа;

Быть без гипербол: комплимент должен иметь небольшое преувеличение. Например, исключить: «Я всегда поражаюсь вашей пунктуальности и аккуратности» (а за человеком этих качеств не водится);

К комплименту недопустимы язвительные добавки: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык – твой враг». Удержитесь от ложки дегтя.

Часто мы слышим, как важно умение вовремя говорить комплименты людям. Это правильно, но при этом часто забывается о том, что не менее важно умение принимать комплименты. В «карусели» можно поучиться и тому и другому.

Задание : группа делится на две команды. Одна команда образует маленький круг (спиной друг к другу). Вторая команда делает большой круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды.

Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем кругу, сумейте поблагодарить своего партнера за добрые слова. Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону – оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова – добрые слова с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока вы не обойдете весь круг и не окажитесь напротив того, с кого начали.

А когда круг будет пройден, участники внешнего и внутреннего кругов должны поменяться местами и начать все сначала. Было бы не плохо в конце занятия обменятся мнениями: что оказалось сложнее - придумывать комплименты или отвечать на них?

Упражнение 2: «Круг нашей жизни»

Эта игра заставляет задуматься и о своей, и о жизни людей рядом с нами.

Ведущий чертит большой круг и предлагает следующее задание: - это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разделим круг на четыре условные части пунктирными линиями. В каждой четверти – шесть часов. Пусть теперь кто-нибудь покажет сколько времени у него уходит: на сон, на друзей, на работу, на семью, на одиночество, на работу по дому, на все остальное?

Глядя на круг своей жизни, задайтесь вопросами: довольны ли вы тем, как проходит день? Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом круге? Что легко и что трудно изменить в вашей жизни? Что не хватило для верного отображения вашей жизни (творчества, музыки и др.)? почему все-таки мы ждем и стремимся к изменениям?

Упражнение 3: «Прогулка с компасом»

Еще одна игра «на доверие». Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза.

Задание : пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами.

Информация к обсуждению: описать ощущения человека с завязанными глазами, который вынужден полагаться на своего партнера. Что способствовало или что мешало чувству доверия? Как ведущие помогали своим ведомым?

Упражнение 4: «Солнышко и тучка»

Слева рисуем солнышко с лучиками, а справа – тучки. Вдоль солнечных лучиков напишите все хорошее, что вы о себе думаете, анна тучке – те негативные черты характера, какие у вас есть и над которыми вам необходимо поработать.

В заключении хочу повторить еще раз, что основная цель проведения таких тренингов – предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе, как один из факторов сплочения, что вы возьмете здесь столько опыта и знаний, сколько захотите. Для кого-то вся информация, полученная здесь, пригодится, а кому-то понадобится только часть информации. В любом случае – возьмите столько, сколько захотите.

Пусть у нас поначалу будет натянута улыбка, неуклюжий комплимент, повышенный интерес к личным делам – со временем это отшлифуется и станет выглядеть естественно.

Умейте управлять своими эмоциями и чувствами. Ведь в порыве злости человек может наговорить много плохого.

Чтоб погасить в себе это негативное чувство психологи предлагают делать следующее:

1. Дышать ровно. Когда вы понимаете, что утратили над собой контроль, ваш пульс учащается, вы начинаете быстро дышать, циркуляция крови ускоряется. Равномерное дыхание может привести вас в норму.

2. Попробуйте сказать себе: «Я могу преодолеть свою злость. В гневе люди говорят не то, что думают».

3. Позвоните подруге и расскажите, что вас раздражает. Если вас кто-нибудь выслушает и постарается понять, то вам станет намного лучше.

4. Постройте у себя в голове план ваших последующих действий и высказываний. Когда человек злится, то его действия и поступки спонтанны. Построив план, вы сможете взять под контроль свою злость.

По окончании работы проводится обратная связь по всему занятию:

  1. Как себя чувствуете?
  2. Изменилось ли ощущение по сравнению с состоянием в начале работы?
  3. На сколько было комфортно работать с окружающими?
  4. Появилось ли во время тренинга ощущение дискомфорта, возможно тревоги?
  5. Что вы получили в ходе работы тренинговой группы?
  6. Какие теми интересно было бы еще рассмотреть?
  7. Оправдал ли тренинг ваше ожидание? (Плакат с изображением дерева.)

Познавший человечество – умом не обделен;

Познавший себя – умней вдвойне.

Кто победил другого – тот силен,

Кто победил себя – сто крат сильней.

Чтоб долго жить – живи в ладу с собой,

Чтоб вечно жить – войди в сердца людей.

Китайский философ Лоо Изы.

Тест «Конфликтная ли вы личность?»

Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?

б) только если имею для этого всякие основания;

в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли спорите с друзьями?

а) только если люди необидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

4. Как вы реагируете, если кто-то залезет в обход очереди?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали несоленое блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…

а) промолчу;

б) ограничусь коротким тактичным комментарием;

в) устрою скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш надолго испортит настроение.

Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое

а) 4 очка; б) 2, в) 0 очков.

22 – 32 очка – вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

12 – 20 очков – вы кажетесь человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении и приятельских отношениях. При этом не входите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков – споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами - на работ и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

Любовь Михайловна Печикина
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников. Часть 2

Игра «Сладкая проблема»

Цель : научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу

Ход игры : В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой по паре детей – по одной салфетке.

«Дети, садитесь в круг. Игра, в которой нам предстоит поиграть, связанное с сладостями. Что бы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг протии друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять»

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Они могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все – таки достанется печенье.

«А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем в этот раз»

Воспитатель наблюдает, что и в этом случае дети действуют по – разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости» . Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры , и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения :

Дети кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем – нибудь?

В этой игре с каждым обошлись справедливо?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Рефлексия

Прощание.

Игра «Подари движение»

Цель : укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Ход игры : Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие – нибудь однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается

Рефлексия

Прощание

Игра «Примирение»

Цель : учить детей ненасильственному способу разрешения конфликтной ситуации

Ход игры:

«В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз» . Когда –то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто- нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты . Во многих случаях гораздо полезнее шаг за шагом назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и поднять друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки) . Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуйте разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из- за книжки, которую принеси в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. 9Дети предлагают варианты : посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д. Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по – другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что – нибудь свое –машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по –другому) . А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощения за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения»

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли :

Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствуете при этом?

Что происходит, когда вы сердитесь на кого –нибудь?

Как вы думаете, прощание – это признак силы или признак слабости?

Почему так важно прощать других?

Упражнение «Новоселье»

Цель : формирование чувства единения с группой

Описание : Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого весит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.

Игра «Добрый волшебник»

Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками

Описание : «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Рефлексия

Прощание

Игра «Доброе животное»

Цель : способность сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Описание : Ведущий тихим таинственным голосом говорит :

«Встаньте пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2шага назад. Вдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе»

Рисунок «Мои друзья»

Цель : диагностика взаимоотношений детей

Описание : Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в идее животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей? Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п.

Интересным могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто – то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать, как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что это ребенок «колется» .

В качестве варианты этого упражнения можно использовать рисунок «наша группа» который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы

Игра «Ладонь в ладонь»

Цель : развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта

Материал : стол, стул, и т. д

Ход игры : Дети становятся попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия : стол, стулья, кровать, гору (в идее кучи подушек, реку (виде разложенного полотенца или железной дороги) и т. д

В этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

Основные задачи:

Переориентация поведения с помощью ролевых игр.

Формирование адекватных норм поведения.

Снятие напряжения у детей.

Нравственное воспитание.

Регулировка поведения в коллективе и расширение пове­денческого репертуара ребенка.

Обучение приемлемым способам выражения гнева.

Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуа­циях.

Обучение приемам релаксации.

Этюды: «Карлсон», «Очень худой ребенок». Игры: «Кто пришел», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Что измени­лось?», «Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три характера», «Ма­газин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хит­рец»

В названных этюдах и играх воспитатель может модели­ровать конфликтную ситуацию, а затем провести разбор конф­ликта вместе с детьми.

Если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых извест­ных детям литературных героев, например, Незнайку и Пон­чика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей по­мирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить героев и ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Незнайки, другая - от имени Пончика. Можно дать возможность детям самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи инте­ресы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого челове­ка, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению дет­ского коллектива и установлению благоприятного психоло­гического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыграть и дру­гие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в кол­лективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули, и ты упал, и др. Целеустремленная и тер­пеливая работа в этом направлении поможет ребенку с боль­шим пониманием относится к чувствам других и научиться самому адекватно относится к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать те­атр, попросить их разыграть определенные ситуации, напри­мер, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, преж­де чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чув­ствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» - и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно по­быть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.

«Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить при­чину конфликта; дифференцировать противоположные эмо­циональные переживания: дружелюбие и враждебность. Зна­комить детей с конструктивными способами решения конф­ликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры . Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшеб­ную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изобра­жением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала -

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Вопросы для обсуждения:

- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

- А что чувствуют те, кто ссорится?

- А можно обойтись без ссор?

- Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из спосо­бов примирения - автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь, дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

«Примирение»

Цель : учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры.

Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю от­ветственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры меж­ду Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую при­нес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между теле­визионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким спо­собом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребя­та, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое - машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга проще­ние за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:

- Вам трудно было простить другого? Как вы себя чув­ствовали при этом?

- Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?

- Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?

- Почему так важно прощать других?

«Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры . Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спори­те иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще дру­гих? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы дума­ете, что может произойти, если в споре сталкиваются различ­ные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только воз­никнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Вос­питатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее - кра­сивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Пред­ставьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиг­рать, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают ме­сто на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предла­гает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превра­тить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его укра­сить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ков­рик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорит­ся спор, они смогут использовать его для разрешения воз­никшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети при­выкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. са­мостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уве­ренность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физичес­кой агрессии.

Вопросы для обсуждения:

- Почему так важен для нас «коврик мира»?

- Что происходит, когда в споре побеждает более силь­ный?

- Почему недопустимо применение в споре насилия?

- Что вы понимаете под справедливостью?

Основные задачи:
Снятие напряжения у детей.
Формирование адекватных норм поведения в коллективе.
Обучение приемам релаксации.
Обучение способам выражения гнева.
Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.

Игра «Жучок»
Цель: Раскрытие групповых отношений.
Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив свою руку из – под мышек с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из ребят дотронулся до его руки. И водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей:
Лидер.
Товарищ лидера.
Неприсоединившийся оппозиционер.
Покорный конформист.
«Изгой»

Игра «Расставь посты»
Цель: Развитие внимания, произвольного контроля поведения.
Ход игры: Дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжать идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.
Комментарии: В игру можно вводить дополнительные правила.

Игра «Филя и Хрюша»
Цель: Учить детей способам решения в конфликтной ситуации.
Ход игры: Ведущий: В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу: «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем ещё более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы будете разыгрывать сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принёс в группу Филя, (дети разыгрывают ссору с применением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать (дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т.д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книжку вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь своё - машинку, набор карандашей и т.д. (дети разыгрывают сцену по - другому). А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
Вам трудно было простить другого?
Как вы себя чувствовали при этом?
Что происходит когда вы сердитесь на кого-нибудь?
Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?
Почему так важно прощать других?

Игра «Сладкая проблема»
Цель: Научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, оказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.
Ход игры: В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей по одной салфетке.
Ведущий: дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, пока не трогайте его. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило. Которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия партнёра печенье брать не имеете права. Если согласие получено, печенье можно взять.
Затем воспитатель ждёт, когда все пары примут решение и наблюдают, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье. Получив его от партнёра, а другие печенье разламывают и одну половину отдают своему партнёру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же всё-таки достанется печенье.
Ведущий: а теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнёру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнёр отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнёру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы при этом чувствовали?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнёром?

Цель: Проверка степени усвоения правил поведения в сложной ситуации.

Ход игры: Ведущий: Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я попрошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».

Вопросы для обсуждения:

Почему Катя заплакала?

Правильно ли поступила Наташа?

Как бы вы поступили на её месте?

Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы ведущий делает обобщение: Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «извини», « давай я тебе помогу», « давай играть вместе».

Игра «Возьми себя в руки»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: Ребенку говорят - как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

Игра «Объятия»

Цель: Научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплочённости.

Ход игры: Ведущий предлагает детям сесть в один большой круг: Дети, кто из вас ещё помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить своё отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды и разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их.



Похожие статьи