Леонид пантелеев буква ты главные герои. Буква «ты»

Наталья Черникова
Урок литературного слушания в 1 классе. Рассказ Л. Пантелеева «Буква «Ты»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ

«Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ” » »

(ШКОЛА 21 ВЕКА)

УЧИТЕЛЬ ЧЕРНИКОВА Н. В.

Тип урока : урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

На изучение этой темы по программе отводится один урок .

Цель моего урока : знакомство

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию поиска ответов на учебные задачи, которые были поставлены в начале урока .

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Организация работы : в начале урока после организационного момента проводилась актуализация знаний, которая понадобилась не только для закрепления материала, но и для изучения новой темы. Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив изучения нового материала. Дети сами сформулировали учебные задачи, которые решались на протяжении урока .

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников. Учебная информация была привлекательна для детей, чему также способствовало использование ИКТ : интерактивная доска, компьютер. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке .

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке мной учитывались индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке .

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен . Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников .

Считаю, что урок эффективен и достиг поставленных целей.

Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ” »

Цель : знакомство первоклассников с юмористическим рассказом , способствование включению каждого ребёнка в активный познавательный процесс; развитие умения определять тему чтения и жанр произведения; воспитание уважительного отношения к взрослым и детям.

Планируемые результаты (УУД) :

личностные : выражают положительное отношение к процессу познания : проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;

метапредметные : регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные – знакомятся с содержанием юмористического произведения, выделяют особенности рассказа , различают виды текстов, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные : научатся воспринимать на слух рассказ , сравнивать произведения, одинаковые по теме, но разных авторов, правильно называть знакомые художественные произведения по моделям обложек, выражать своё отношение к героям произведения, работать с готовой моделью, правильно называть произведение, выделять фамилию автора и заголовок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Вспомним жанры произведения и как мы их моделируем (слайд 1,2)

Сказка (круг)

Стихотворение (треугольник)

Рассказ (прямоугольник)

Темы произведений : о Родине (красным, о природе (зеленым, о детях (желтым, о животных (коричневым) .

Ребята, посмотрите на портреты писателей, вспомните их фамилию, а также какое произведение они написали (слайд 3,4,5,6,7)

Учащиеся называют А. Барто «В школу» , В Железникова «История с азбукой» .

В определении Л. Пантелеева затрудняются с ответом.

А это портрет Леонида Пантелеева . Может кто-то знает этого писателя, его произведения? Хотите узнать?

Какую учебную задачу мы должны выполнить сегодня на уроке ? Закончи предложения (познакомиться, прослушать , определить, разработать) -слайд 8 (Познакомиться с писателем Пантелеевым . Прослушать его рассказ . Определить тему и жанр. Разработать модель обложки).

III. Работа по теме урока .

3.1 Знакомство с биографией писателя (слайд 9,10)

Леонид Пантелеев псевдоним , настоящее имя Алексей Иванович Еремеев. Родился в 1908 году в Санкт-Петербурге, в семье военного. В Гражданскую войну Пантелеев потерял родителей и стал беспризорником. В 1921 году он попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского (ШКИД, где познакомился с Г. Белых. После школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Широкую известность получила написанная совместно с Г. Белых книга «Республика Шкид» (1927) .

Что общего рассказать о произведениях А . Барто и В. Железникова (оба произведения о детях)

Рассказы писателя Пантелеева тоже о детях и для детей это всем известные «Честное слово» , «Новенькая» , «Большая стирка» и другие. Л. Пантелеев обсуждает с детьми серьезные, «взрослые» проблемы честности и справедливости, смелости и трусости так по-доброму и ненавязчиво, что оставляет за ребенком право самому сделать правильный нравственный выбор. Книги Леонида Пантелеева можно взять в школьной библиотеке (слайд 9) .

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Буква ты » . Как вы думаете, о чем будет этот рассказ (предположения детей) (слайд 11)

3.2 Слушание рассказа Л . Пантелеева «Буква „ты” » (аудиокнига или читает учитель)

3.3 Беседа после чтения

Оправдались ли наши предположения?

Понравился рассказ ? Какое настроение появилось у вас после прослушивания рассказа ? Почему?

Можем ли мы называть рассказ «Буква ты » юмористическим? Почему? (Да, по тому что события в рассказе вызвали у нас веселое настроение).

Назовите героев рассказа .

Сколько лет было Иринушке?

Что делала девочка? (Иринушке четыре года и пять месяцев. Она маленькая девочка, а взялась за такое трудное дело – чтение.

Чего она никак не могла понять? (Чем буква «я» отличается от человека, который говорит о себе : «Я» .)

А чего никак не мог понять ее учитель-взрослый? (Как ей объяснить, что он сам и буква «я» – не одно и то же.) Как ему это удалось?

Какую ошибку при чтении совершала девочка? (Тыкову дали тыблоко) (слайд 12-13)

Физ. минутка (согласно СанПину) .

3.4 Работа с иллюстрациями в учебнике.

Какой момент изображен на первой иллюстрации? (Учитель-взрослый показывает Иринушке букву я , а она удивляется : «Ты?» ) Теперь рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой момент на ней изображен? (Учитель-взрослый очень сильно рассержен и расстроен . Иринушка плачет. Она неправильно прочитала : «Тыкову дали тыблоко» , но не понимает, в чем ее ошибка.) Художник нарисовал на одной картинке сразу два момента. Первый – когда герои довели друг друга до полного расстройства . И второй – когда веселая Иринушка неверно прочла предложение про Якова, которому дали яблоко.

3.5. Моделирование обложки (слайд14)

Кто написал рассказ ? Это фамилия писателя, мы заменим ее красной рамочкой.

О ком я вам читала? Заголовок – «Буква „ты” » . Заменим заголовок синей рамочкой. Назовите заголовок.

Это рассказ , сказка или стихотворение? Нарисуем прямоугольник вместо слова «рассказ » . Закрасим прямоугольник желтым цветом, так как этот рассказ – о девочке , то есть о детях.

3. 6 Работа по учебнику (Дифференцированная работа.)

Чтение стр 31 «Прочитай»

3.7 Выполнение заданий в тетради стр 12-13 (самостоятельно)

IV. Итог урока .

Что в рассказе заинтересовало вас больше всего?

Как герои вышли из создавшейся ситуации?

Как вы думаете, чтение – это трудное дело? Объясните свой ответ. (Трудно запоминать буквы – они постоянно перепутываются. Когда читаешь, надо очень-очень стараться, чтобы все было понятно.)

Давайте вернемся к учебной задаче, которую мы ставили в начале урока (слайд 15) . Все ли мы выполнили?

Вспомните какой-нибудь веселый случай из вашей школьной жизни?

Рассказ «Буква Ты» был написан в 1945 году Леонидом Пантелеевым. На нашем сайте вы можете прочитать данный рассказ онлайн.

Рассказ «Буква Ты» читать онлайн

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква — «я».

И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и сказал:

— А это вот, Иринушка, буква «я».

Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

— Ты?
— Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я»!
— Буква ты?
— Да не «ты», а «я»!

Она еще больше удивилась и говорит:

— Я и говорю: ты.
— Да не я, а буква «я»!
— Не ты, а буква ты?
— Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: «я»?

— Нет, — говорит, — почему не понимаю? Я понимаю.
— Что ты понимаешь?
— Это не ты, а это буква так называется: «ты».

Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я — это не я, ты — не ты, она — не она и что вообще «я» — это только буква.
— Ну, вот что, — сказал я наконец, — ну, давай, скажи как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.

Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:

— Говорить?
— Ну, ну… Конечно.

Вижу — молчит. Опустила голову. Губами шевелит.

Я говорю:

— Ну, что же ты?
— Я сказала.
— А я не слышал, что ты сказала.
— Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.
— Что же ты говоришь?

Она оглянулась и шепотом — на ухо мне:

Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.

Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я — большой человек — не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я».

Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:

— Это кто?

Она говорит:

— Это я.
— Ну вот… Понимаешь? А это буква «я»!

Она говорит:

— Понимаю…

А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился — вот-вот заплачет.

— Что же ты, — я спрашиваю, — понимаешь?
— Понимаю, — говорит, — что это я.
— Правильно! Молодец! А это вот буква «я». Ясно?
— Ясно, — говорит. — Это буква ты.
— Да не ты, а я!
— Не я, а ты.
— Не я, а буква «я»!
— Не ты, а буква «ты».
— Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!
— Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты»!

Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

— Нет такой буквы! — закричал я. — Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..

— Ты, ты, ты, — пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.

— Хорошо, — сказал я. — Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня — хватит.

Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты.

А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнем через эту проклятую букву «я»?

«Ладно, — решил я. — Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».

И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:

— А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.

Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводя дыхания, прочла:

— Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

— Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:

«Якову дали яблоко».

Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

— Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

— Яблоко? Так значит, это буква «я»?

Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу «я» — значит — опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся».

И я сказал:

— Да, правильно. Это буква «ты».

Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы — вместо «яблоко» — тыблоко, вместо «ярмарка» тырмарка, вместо «якорь» — тыкорь и вместо «язык» — тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

Радуюсь! Спросите, чему? Издательство "Речь" переиздало книгу рассказов Л. Пантелеева под названием "Буква "Ты". Такая книга была у моих детей, она и сейчас существует - зачитанная, растрепанная.

И такую же книгу заказала я теперь для внуков.

Книжка представляет собой небольшой сборник веселых рассказов. Рассказов всего три: "Буква "Ты", "Как поросенок говорить научился", "Фенька".

Хоть рассказы вроде бы и для детей, но их полезно будет прочитать и взрослым. Ведь они не только веселые, но еще и мудрые. Попробуйте-ка втолковать маленькому ребенку вроде героини рассказа "Буква "Ты" Иринушки, что "Я" - это только буква, и читать ее надо именно так - "я", а не "Ты". Рассказ учит тому, что с маленькими детьми нужно быть очень осторожным и терпеливым, не кричать на них, а найти способ объяснить то, что ребенку трудно усвоить.

Рассказ "Как поросенок говорить научился" учит настойчивости и терпению, а также находчивости. Неизвестно, сколько времени бы мучилась терпеливая маленькая девочка, стремясь научить поросенка говорить, если бы мудрый взрослый не надоумил ее попросить поросенка сказать "хрю-хрю"...

Рассказ "Фенька" - смешной и таинственный. Откуда взялась крошечная девочка, которая не умеет входить в дверь, сидеть на диване, которая сначала вытирается, а потом только моется? Которая вкусным котлетам и мороженому предпочитает несъедобные вещи - гвозди, вату, бумагу? Наверное, все-таки Пантелеев списал, немного утрируя, эти черты с настоящих детей. Ведь дети очень часто пробуют из любопытства песок, забираются под диван, влезают в окно... Помню, как рассказала про Феньку моей внучке, и как она смеялась и просила рассказать еще и еще раз.

Книга "Буква "Ты" издана на хорошей плотной белой бумаге, шрифт довольно крупный, так что дети смогут прочитать ее сами. Яркие, динамичные иллюстрации, которые сделал М. Беломлинский, являются прекрасным стимулом для ребенка к чтению.

Для интереса ознакомилась с отзывами в Интернете. Не все в восторге. Особенно досталось "Феньке" - и выгнать ее хотели, и всякие вредные вещи она ест... Но ведь это сказка, и я не думаю, что дети, ее прочитавшие, будут есть мыло, вату и пить керосин. Большинству взрослых и детей книга все-таки нравится, и, наверное, это справедливо. Рассказы Л. Пантелеева поднимают настроение и развивают фантазию. Считаю, такая книга может стать хорошим пополнением домашней библиотеки для детей.

Видео обзор

Все(5)

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква - «я».

И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и сказал:

А это вот, Иринушка, буква «я».

Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я»!

Буква ты?

Да не «ты», а «я»!

Она еще больше удивилась и говорит:

Я и говорю: ты.

Да не я, а буква «я»!

Не ты, а буква ты?

Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: «я»?

Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю.

Что ты понимаешь?

Это не ты, а это буква так называется: «ты».

Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и что вообще «я» - это только буква.

Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай, скажи как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.

Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:

Говорить?

Ну, ну… Конечно.

Вижу - молчит. Опустила голову. Губами шевелит.

Я говорю:

Ну, что же ты?

Я сказала.

А я не слышал, что ты сказала.

Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.

Что же ты говоришь?

Она оглянулась и шепотом - на ухо мне:

Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.

Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я - большой человек - не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я».

Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:

Это кто?

Она говорит:

Ну вот… Понимаешь? А это буква «я»!

Она говорит:

Понимаю…

А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился - вот-вот заплачет.

Что же ты, - я спрашиваю, - понимаешь?

Понимаю, - говорит, - что это я.

Правильно! Молодец! А это вот буква «я». Ясно?

Ясно, - говорит. - Это буква ты.

Да не ты, а я!

Не я, а ты.

Не я, а буква «я»!

Не ты, а буква «ты».

Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!

Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты»!

Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

Нет такой буквы! - закричал я. - Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..

Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.

Хорошо, - сказал я. - Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня - хватит.

Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты.

А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнем через эту проклятую букву «я»?

«Ладно, - решил я. - Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».

И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:

А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.

Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводя дыхания, прочла:

Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:

«Якову дали яблоко».

Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

Яблоко? Так значит, это буква «я»?

Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу „я“ - значит - опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся».

И я сказал:

Да, правильно. Это буква «ты».

Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы - вместо «яблоко» - тыблоко, вместо «ярмарка» - тырмарка, вместо «якорь» - тыкорь и вместо «язык» - тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

Тема. «Юмористический рассказ. Л.Пантелеев. «Буква «ты». Всегда ли надо говорить правду?»

Цель. Открыть способы создания конфликтной ситуации в юмористическом рассказе.

Задачи. Создать в речевом упражнении образ «умной» пишущей машинки; усвоить особенности интонирования юмористического рассказа; познакомиться со структурой повествовательного текста «завязка – кульминация – развязка»; понять, в чем причина конфликтной ситуации между Иринушкой и главным героем рассказа.

«Копилка» терминов

Завязка – событие, с которого зарождается и развивается конфликт в художественном произведении; начало действия.

Кульминация – вершина конфликта, точка максимального напряжения в развитии действия.

Развязка – разрешение конфликта, смысловая точка в развитии действия.

Дети усваивают это через систему вопросов: почему появились разногласия между героями, какой эпизод рассказа можно назвать самым ярким, как герои вышли из создавшейся ситуации?

ХОД УРОКА

Речевые упражнения

«Как из букв появляются слова?» – над этим вопросом задумывается не одно поколение дошколят и первоклашек. Современная поэтесса Елена Липатова предлагает в качестве ответа песенку. Если для ее исполнения заранее подобрать двух «актеров» из вашего класса, то интересно использовать принцип построчного озвучивания (например, все нечетные строчки исполнять задумчиво, а четные – напористо и немного поучительно). Тогда проявится скрытая диалогичность этого текста: «почемучка» как бы беседует со «знайкой». Строка удлиняется там, где говорит первый «персонаж», и укорачивается там, где реагирует второй. Мало кто из слушателей сразу поймет, что в тексте говорится про пишущую машинку. Название – Песенка, которую сочинила моя пишущая машинка, когда меня не было дом – можно сделать загадкой и обсудить после исполнения.

Крутится лента туда и сюда,
Буквы стучат вразнобой,
Мудрые мысли и просто слова
Пишутся сами собой...
Буква за буквой – и слово готово.
Это не трудно: раз-два!
Песенку выдумать проще простого,
Если известны слова.

Знакомство с новым материалом

Особенности интонирования юмористического рассказа: рассказчик-герой – взрослый, Иринушка – смышленая девочка четырех с половиной лет; конфликт героя-взрослого и героя-ребенка, неожиданное разрешение конфликта; прямые обращения героя к читателю, заочный диалог главного героя с читателем в финале рассказа; герои серьезно проживают ситуацию, автор относится к происходящему с юмором.
В рассказе Леонида Пантелеева «Буква ты» эмоции героев достигают высокого накала. Чаще всего этот текст читают так, что взрослого представляют мудрым, а Иринушку – робкой малолеткой. Постарайтесь создать в чтении два одинаково сильных образа. И главный герой, и Иринушка способны многое понять и стремятся к этому. Они действуют очень логично, но каждый как бы двигается в своей плоскости. Особенно активно прочтите не середину рассказа (с ее бушующими страстями), а его концовку. В ней происходит переключение позиции взрослого, который вдруг начинает воспринимать ситуацию с точки зрения ребенка и, используя маленькую хитрость, выходит из сложной ситуации.

Словарная работа

В детской литературе конфликт героя-ребенка и героя-взрослого чаще всего основан на непонимании (оно бывает как ситуативным, так и межпоколенческим). Каждый персонаж видит ситуацию по-своему. Художественный конфликт как некая (во многом условная с позиции взрослого и вполне реальная с точки зрения ребенка) модель действительности задает маленькому читателю ориентиры в осознании собственных столкновений со взрослыми. Палитра чувств, которые при этом испытывает ребенок, достаточно широка, а словарь ребенка – беден. Расширение словарного запаса помогает ученикам не только проанализировать рассказ Л. Пантелеева, но и включить этот текст в активный читательский (и жизненный) багаж. Необходимо истолковать детям все незнакомые слова, речевые обороты и предложения.

Большая умница – так уважительно сказано о девочке, которой исполнилось всего четыре года и пять месяцев.

Одолеть всю русскую азбуку – выучить все буквы русского алфавита.

Споткнуться (на чем-либо ) – столкнуться с трудностями.

Говорить про себя – устойчивое выражение, которое можно понять как в прямом (говорить о себе), так и в переносном (проговаривать в уме) смысле.

Гневаться – очень сильно сердиться.

Бестолковая (девочка ) – глупая, непонятливая. Эта характеристика не увязывается с тем, что в начале рассказа Иринушка названа большой умницей: за десять дней она выучила все буквы и научилась читать. Бестолковым, скорее всего, является взрослый.

(Ей, мне ) стыдно – так говорят о чувстве сильного смущения, неловкости за свои или чужие поступки.

Жалость – чувство сострадания к кому-либо, к чему-либо.

Барахлишко – здесь: маленькие вещи. «Как же мы перешагнем через эту проклятую букву я?» – то есть: как же мы договоримся о том, что означает буква я?

Сударыня – обращение к женщине. В контексте данного рассказа звучит ободряюще.

Черным по белому – то есть: совершенно ясно.

Попадаться на удочку – давать себя обмануть, перехитрить.

Процесс осмысления текста

Учитель. Как вы думаете, чтение – это трудное дело? Объясните свой ответ.

Д. Трудно запоминать буквы – они постоянно перепутываются. Когда читаешь, надо очень-очень стараться, чтобы все было понятно.

У. Вам по шесть, по семь лет, и вы не все понимаете. А Иринушке, про которую мы узнали из текста, четыре года и пять месяцев. Она маленькая девочка и взялась за такое трудное дело. Что она никак не могла понять?

Д. Чем буква я отличается от человека, который говорит о себе: «я». У. А что никак не мог понять ее учитель-взрослый?

Д. Как ей объяснить, что он сам и буква я – не одно и то же.

У. Да, и Иринушка, и учитель-взрослый испытывали трудности понимания. К чему привели эти трудности?

Д. К тому, что герои очень расстроились.

У. Кто больше расстроился?

Д. Иринушка. Она даже заплакала.

У. Да, она заплакала жалобно . Что это значит?

Д. Очень горько. Ей обидно, что взрослый ее не понимает. Она говорит так, как думает, и уверена, что это правильно. Ей стыдно , что она не такая хорошая, как о ней думали.

У. Да. Взрослый тоже очень расстроен. Почему?

Д. Ему сначала было стыдно , что он взрослый, а объяснить все про букву я не умеет. Потом он разгневался и даже отругал Иринушку, но тут же пожалел ее, когда она заплакала.

У. Да, взрослый был очень сильно рассержен. Он даже сам это заметил: «Внутри у меня все кипело, как вода в чайнике».
Откройте учебник. Какой момент изображен на первой иллюстрации?

Д. Учитель-взрослый показывает Иринушке букву я , а она удивляется: «Ты?»

У. Правильно. Теперь рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой момент на ней изображен? Обсудите ответ в парах.

Работа в парах

Варианты ответов:

– Учитель-взрослый очень сильно рассержен и расстроен. Иринушка плачет – значит, она сейчас соберет вещи и расстроенная пойдет домой. – Иринушка читает: «Тыкову дали тыблоко». Взрослый вскакивает из-за стола, чтобы придумать, как поступить дальше.
– Не совсем понятно, какой момент нарисовал художник. Когда Иринушка плакала, она еще не читала: «Тыкову дали тыблоко». Эту фразу она прочитала не в момент ссоры, а на следующий день.
– Художник нарисовал на одной картинке сразу два момента. Первый – когда герои довели друг друга до полного расстройства. И второй – когда веселая Иринушка прочла неверно предложение про Якова, которому дали яблоко.

Поскольку визуальный образ не соответствует сюжету рассказа, стоит рассказать детям о том, что когда мы слушаем (или читаем) текст, у нас выстраивает цепочка событий. На с. 29 нам предлагают такую иллюстрацию, которая нарушает смысл этой цепочки. Чтобы заполнить смысловые пустоты, надо найти свои варианты «раскадровки» текста. Предложите детям словесно спроектировать или изобразить на бумаге, какие еще иллюстрации мог бы нарисовать художник. Главное условие: уместить все содержание рассказа в три-четыре кадра.
Чтобы справиться с этой задачей, детям необходимо выделить значимые эпизоды повествования. Так мы постепенно подведем их к тому, что в повествовательных текстах действие развивается по схеме: завязка – кульминация – развязка.

Закрепление изученного

Выразительное чтение рассказа.

Чтобы прочесть рассказ (или понравившийся отрывок из рассказа) Л. Пантелеева, передавая чувства каждого героя , надо обратить внимание на слова-«подсказки». Подчеркните их заранее в своем учебнике и дайте по нему прочесть выразительно рассказ двум-трем ученикам. Остальные ребята могут потренироваться слушать слова, указывающие на эмоциональное состояние Иринушки и ее учителя:

    Иринушка с удивлением на меня посмотрела...

    Она еще больше удивилась и говорит...

    Неужели ты в самом деле не понимаешь ...

    Я не выдержал , вскочил , схватился за голову и забегал по комнате. Внутри у меня все кипело, как вода в чайнике.

    А бедная Иринушка сидела... и жалобно сопела . Ей, наверное, было стыдно , что она такая бестолковая.

    Но и мне тоже было стыдно , что я – большой человек – не могу научить...

    Наконец я придумал все-таки...

    А у самой уж, вижу, и губы дрожат , и носик сморщился вот-вот заплачет ...

    Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

    – Нет такой буквы! – закричал я...

    – Ты, ты, ты, – пролепетала она, едва разжимая губы .

    Потом уронила голову на стол и заплакала . Да так громко и так жалобно , что весь мой гнев сразу остыл . Мне стало жалко ее.

    ... ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая , вышла из комнаты...

    А я, оставшись один, задумался : что же делать?..

    Ладно, – решил я. – Забудем о ней...

    И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры , пришла на урок...

    Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем, и носиком в страницу...

    От удивления я даже на стуле подскочил ...

    Она удивилась и говорит...

    Да, правильно . Это буква «ты».

    А Иринушка, слава Богу , выросла уже большая...

    Рефлексия прочитанного

Вопрос: «Всегда ли надо говорить правду?» – лучше дать для обсуждения в группах. В поисках ответа на него дети сталкиваются с рядом трудностей. Во-первых, с житейской точки зрения всем известно, что врать нельзя (эту этическую норму рассказчик сообщает в конце: «Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду»). Во-вторых, логика развития действия подводит читателей к тому, что правда только усугубляет конфликт, а неправда его разрешает. В-третьих, дети сталкиваются с проблемой границ человеческого понимания и взаимопонимания, в частности с невозможностью усвоить какие-то хорошо знакомые взрослым факты и вещи.
Рассказ Л. Пантелеева выстроен так, что каждый читатель вовлекается в развитие действия. Он и есть тот самый собеседник, у которого герой ищет поддержки, одобрения или порицания:

  • Как же, скажите на милость, ей объяснить , что я – это не я... и вообще я – это только буква?

    Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю...

    Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы все это кончилось...

Задача читателей состоит в том, чтобы, отказавшись от своих житейских представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», постараться понять именно этого героя, именно эту ситуацию. Причем ситуацию во многом педагогическую. Если на Иринушку первоклассники смотрят как на маленькую, то со взрослым они оказываются на равных. Им надо или признать неправду в качестве тактической хитрости, или предложить свой выход из положения.

Чтение для любознательных

Полина Расщупкина, 9 лет

Давайте попробуем складывать слоги,
А слоги помогут сложиться в слова.
Сперва попытайтесь сложить слово ноги,
Потом постарайтесь сложить голова.
Давайте, ребята, мы пальчики сложим.
Никак не получится слово спина.
Смотрите, смотрите – веснушка на щечке,
А значит, уже наступила весна.
Ну как, вам понравилась эта затея?
Мы сложим и море, и горы, и век.
А если придется сложить руки, ноги,
Получится знаете кто? – Человек.

Вопросы к тексту

1. Прочти стихотворение Полины Расщупкиной. Все ли вам в нем понятно?
2. Кто может говорить такие слова? К кому он или она обращается?
3. Что в этом тексте тебя заинтересовало больше всего?
4. Если хочешь, расскажи о своих собственных переживаниях, связанных с умением читать.

Если вы с детьми будете читать стихотворение Полины в классе, то на последний вопрос к тексту ученики могут ответить устно. Если же вы используете текст для индивидуальной работы, то можно предложить это задание для небольших (2–3 предложения) «семейных» зарисовок, которые мама, папа и сам(а) ученик (ученица) начнут словами: «Когда я учился (училась) читать, мне...»



Похожие статьи