Личностный рост человека: что это такое и зачем он нужен? С чего начать заниматься личностным ростом? Методики развития личностного роста.

Дина Михайловна Рамендик, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Личность формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность.

В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:

1) Познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:

оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность;

воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности;

воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей.

2) Эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:

способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения;

принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;

заинтересованность в восприятии мира, прежде всего - его позитивных сторон;

способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации.

3) Поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:

действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;

по отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности;

по отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.

В строении личности можно выделить четыре уровня:

Низший уровень составляет биологическая основа, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.

Следующий уровень организации личности включает индивидуальные особенности психологических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Третий уровень личности составляет ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.

Высший уровень личности, внутренний стержень, составляют ее ценностные ориентации. Самое простое определение ценностных ориентации - идеальные представленияо хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации - это основания для субъективной (внутренней, своей собственной) оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

Ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности. Устойчивая и непротиворечивая их структура обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Очевидно, что ценностные ориентации независимой личности могут не совпадать с некоторыми из ценностей, существующих в общественном сознании.

Противоречивость в системе ценностей порождает непоследовательность в суждениях и поведении. Неразвитость, неопределенность ценностных ориентации являются признаками инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними побуждениями в структуре личности. Таким личностям относительно легко внушить все, что угодно, и их легко склонить к какому угодно поведению под видом личной или общественной пользы.

Ценностные ориентации оказывают влияние на устойчивую систему влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов и взглядов, а также на убеждения человека, его мировоззрение, самооценку и особенности характера. Ценностные ориентации формируются на основании всего жизненного опыта человека, но осознаются только частично. Их целенаправленная коррекция возможна в результате серьезного тренинга и влечет за собой перестройку всей личности.

В обществе поведение человека развертывается не стихийно, а в рамках социальных ролей. Роли - это устойчивые места в системе отношений с другими людьми (например: студент, преподаватель, жена, покупатель и т. д.). Представления о внешних проявлениях ролей основаны на социально-культурных нормах, ограничениях и ожиданиях. Иначе говоря, в соответствии с социальными нормами, принятыми в данной культуре, каждый человек, находящийся в какой-либо роли, получает определенные права, на него накладываются некоторые ограничения и от него ожидают определенного поведения. Например, врач в своем кабинете может просить пациента откровенно рассказывать о себе, раздеваться и т. п. При этом он должен носить белый халат и вести себя корректно. От него ожидаются внимание к пациенту и достаточно высокий уровень профессиональных знаний. Этот же человек после работы, зайдя в магазин, оказывается в роли покупателя с совершенно другими правами, ограничениями и ожиданиями.

Человек может принять роли и соответствовать ожиданиям, а может и не принять их - из принципа (подростки), по незнанию или из-за особенностей характера. Соответствия ролевым ожиданиям и умение принять роль другого составляют основу бесконфликтности и социальной адаптации человека. Умение взять на себя полезную роль и успешно сопротивляться навязыванию ненужной роли являются важными социальными навыками, которые могут быть выработаны в процессе тренинга.

Хотя личность представляет собой нечто целостное, в разных жизненных ситуациях проявляются различные ее черты. Черта - это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различных обстоятельствах. Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные особенности поведения человека. Например, застенчивый человек или с лидерскими наклонностями смогут проявить эти черты, только находясь в обществе других людей, но будут обнаруживать их всегда, когда это возможно. Человек не является пассивным «носителем»тех или иных черт, он не просто реагирует определенным, присущим ему образом на ситуацию, скорее наоборот, ситуации, в которых человек оказывается чаще всего, - это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть (хотя, возможно, и не осознает этого). Например, общительный человек ищет общения и находит его, а человек, склонный к риску, попадает в «неожиданные» приключения. Черты личности «выстраивают» действия индивидуума.

Каждая черта личности лишь относительно независима от остальных. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, которые проявляются в разных ситуациях. Например, человек может быть добрым, мягким и тактичным с близкими, но жестким и грубым с другими людьми.

В поведении человека, в его отношениях с другими определенные, наиболее существенные и устойчивые черты его личности всегда выходят на первый план. Эти наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные качества личности называют характером. Характер отчетливо проявляется в различных видах деятельности, определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Характер взрослого человека весьма устойчив. Существенно изменить его с помощью тренинга трудно. Но человека можно научить, во-первых - осознать черты своего характера, во-вторых - анализировать ситуацию и проявлять или сдерживать его определенные черты, т. е. сделать поведение более адаптивным.

Выраженность у человека тех или иных черт личности проявляется не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Наличие у человека профессионально важных качеств во многом определяют его успешность и удовлетворенность своей профессией.

Для того чтобы в обыденной жизни понять характер человека, а тем более личность в целом, нужно очень длительное время наблюдать за ним в различных ситуациях («съесть с ним пуд соли»). Для того чтобы существенноускорить этот процесс, созданы разнообразные методы исследования личности. Личность можно описать путем измерения ее индивидуальных черт, с использованием разнообразных источников информации: наблюдений, бесед, анализа дневников и писем и т. п. Но наиболее удобным (как с технической, так и с этической точек зрения), является метод психологического тестирования. Тест представляет собой набор вопросов или простых заданий (например, нарисовать дерево). Ответы на вопросы и результаты выполнения заданий обрабатываются по строго определенным правилам и дают представление о выраженности у человека тех черт личности, на которые направлен тест. Профессиональные психологические тесты (в отличие от некоторых популярных подделок) могут дать много полезной информации.

Личностный рост – это обязательный процесс самосовершенствования индивида, целенаправленное движение и стремление субъекта воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть в идеале («я» идеальное). Все факторы, условия, возможности, приближающие его к достижению цели, и являются личностным ростом, который является одним из основных и наиболее значимых смыслов жизни индивида. С помощью данного процесса человек способен изменить себя, любые черты характера в нужную ему сторону, ликвидировать комплексы, научиться контролировать проявление эмоций, избавиться от негативных мыслей. Личностный рост у каждого субъекта разный, так как представления о своем идеальном «я» у всех индивидов полностью отличаются.

Личностный рост человека

Личностный рост человека заключает в себе неуклонное и постоянное развитие потенциала личности. Потенциал является обобщенной системной характеристикой индивидуальных и психологических личностных особенностей индивида. В его основе лежат способности личности отталкиваться от устойчивых внутренних ориентиров и факторов в процессах жизнедеятельности, сохранять постоянство деятельности и целевых ориентиров при регулярном меняющемся воздействии среды. Т.е. потенциал личности – это целый комплекс свойств психики, который дает индивиду возможности принятия решений и регулирования своего поведения, но при этом исходит из своих личных критериев и представлений.

К показателям личностного потенциала разные авторы относят независимость и внутреннюю свободу, личностную автономию, осмысленность жизнедеятельности, устойчивость в жизненных условиях, готовность к внутренним трансформациям, способность принятия новой информации, устойчивую готовность к действиям, временную перспективу личности.

Личностный рост характеризуется, прежде всего, победой над индивидуальными слабостями, фобиями, страхами, над всем тем, что стоит на пути к идеальному «я». Такой рост необязательно должен быть позитивным для окружающих.

Личностный рост в психологии – это саморазвитие, которое характеризуется осознанностью, устремлением индивида стать лучше, чем он есть сейчас, быть умнее, значимее, перспективнее. Главной составляющей успешной личности является ее рост. Процесс личностного роста – это каждодневный труд субъекта над самим собой. Сегодня существует множество теорий, которые относятся к личностному росту.

Теория бихевиоризма заключается в том, что человек изначально не имеет никакого отличного от других потенциала. Все люди рождаются с одинаковым потенциалом. А личностный рост зависит только от обстоятельств и условий, которые окружают индивида.

Экзистенциальный подход заключается в том, что рост личности происходит в процессе самопознания, отыскивания гармонии и, как результат – новое восприятие окружающей действительности.

Самой распространенной теорией личностного роста является «неизбежно позитивная», которая заключается в том, что каждый индивид наполнен огромным количеством потенциала. Такой потенциал так и рвется наружу, но способен найти выход только при наличии соответственных условий, обстоятельств, которые не обязательно будут позитивными. Именно поэтому, данная теория называется позитивной: чтобы ни случилось в жизни, плохое или хорошее, личностный рост состоится при любых условиях.

Личностный рост остро необходим человеку, так как без него индивид будет деградировать. Он является современной моделью всем известной истины: выживает только сильнейший. Человек, не стремящийся к росту, не живет, а существует.

Рост личности индивида зависит, главным образом, от его усилий, однако одних усилий недостаточно. Полноценный рост возможен только при наличии доброжелательного участия окружающих, которые являются значимыми для него. Личностный потенциал неразрывно связан с «я» идеальным, которое формируется в процессах совместного взаимодействия с людьми. Следует дифференцировать личностный рост от гармоничного развития индивида, которое включает в себя приобретенные знания и умения, усвоение ценностных ориентаций, моральных и этических норм, необходимых правил поведения.

Во время личностного роста происходят трансформации, как в духовном мире субъектов, так и в процессах их взаимоотношений с окружающим миром. Сутью таких трансформаций является то, что индивид понемногу освобождается от искривляющего воздействия различных психологических защит, делается способным испытывать доверие к воспринимаемой информации, а не фильтрует ее ради защиты своего идеального «Я», становится способным жить настоящим.

При прохождении через все перечисленные трансформации индивид становится открытым для восприятия новой информации. Одновременно с этим он начинает намного лучше понимать свои чувства, эмоции, переживания и самого себя в целом, становится способным здраво оценивать свои индивидуальные возможности, брать ответственность на себя только за то, что действительно зависит от него, распланировать свою последующую жизнь так, как хочет именно он, а не согласно чужим представлениям или навязанным стереотипам. Все это позволяет индивиду более полно воспринимать реальность, жить как бы с «широко открытыми глазами». За счет этого он начинает лучше понимать других и принимает их такими, которыми они являются в реальности, избавляется от надуманных иллюзий и навязанных предрассудков.

Индивид, стремящийся к личностному росту, устремлен не просто к общению, а к совместному взаимодействию. В контактах с людьми такой индивид становится более непринужденным, непосредственным и открытым, однако при этом, оставаясь более реалистичным, способным грамотно разрешать различные конфликты, гибким.

Личностный рост в психологии способствует развитию целостной личности, которая не имеет неразрешимых несогласий между желаниями, устремлениями и потенциалом, между жизненными требованиями и моралью, между планируемыми действиями и реальностью. Другими словами, это означает, что такой индивид не подвержен переживанию кризисов. Однако это не означает, что такие кризисы совсем исключены. Ведь различия между «Я» идеальным и «Я реальным» все же сохраняются.

Личностный рост дарит субъекту способ преодоления таких кризисов – смысл существования, ощущения душевной осмысленности всех своих идей, действий и чувств. При попадании в трудную или кризисную ситуацию, человек, стремящийся к личностному росту, не ставит перед собой следующие вопросы: «Почему это происходит со мной?», «За что мне все это?», «Кто виноват в этом» и т.д. Такой человек будет спрашивать: «Что я получу в результате преодоления трудной ситуации», «Какой опыт я приобрету?» и т.д.

Личностный рост человека влияет на профессиональные достижения и успешность в любых сферах деятельности. Так, например, перспективный личностный рост будущего педагога подразумевает три возможных направления: адаптации, саморазвития и стагнации (деградации).

Адаптация помогает приспособиться к требованиям систем образования, изучить основные виды деятельности и ролевые позиции. Саморазвитие помогает в постоянном самосовершенствовании, которое в конечном итоге ведет к полной реализации личности как профессионала. В тех случаях, когда педагог решил остановиться в своем профессиональном и личностном развитии и начинает жить только лишь за счет использования привычных стереотипов и старого багажа знаний, а также умений, наступает стагнация. Вот именно поэтому непременным условием успешной профессиональной деятельности индивида, который решил посвятить себя обучению детей, должен быть личностный рост будущего педагога и его самосовершенствование в течение всего времени преподавания.

Личностный рост и саморазвитие

Личностный рост заключается в постоянном стремлении к устойчивости собственной самооценки. Индивид, при любых обстоятельствах, верящий в себя и свои силы, не ведает преград. В течение жизни препятствия и преграды встречаются на пути каждого. Поэтому так необходима адекватная самооценка, которая поможет принять верное решение. Другими словами, личностный рост – это сотворение самим собой новейших стратегий для принятия решений и воплощение в жизнь индивидуальных задач. Поэтому именно такой рост способен создать фундамент, основу, которая впоследствии влияет на правильность принятых решений.

Саморазвитие является автономным процессом, который живет в каждом. В процессе своего развития индивид получает рост только в том месте, в которое направлены его потребности. Поэтому каждый человек в некоторых областях деятельности разбирается виртуозно, а некоторые ему совсем неподвластны.

Часто процессам саморазвития способствуют проблемы и неприятные ситуации, которые переживают субъекты. Нередко такие проблемы могут оставаться нерешенными. Однако то, что через них проходит человек, может сделать его либо сильнее, либо сломает его. На пути личностного роста встречается множество преград и проблем. Для того чтобы этот рост все таки был, следует научиться не только принимать, брать, но и терять, отдавать. В жизни не может случиться такое, чтобы исчезли все проблемы, но человек может научиться менять свое отношение к ним, принимать их по-другому.

Личностный рост и саморазвитие – это акцентирование жизненного смысла. Только в развитии возможно жить. Благодаря развитию человек переходит на новый виток спирали, на новую ступень. Движение в обратном направлении ведет к регрессу и деградации.

Процесс саморазвития происходит постоянно и на протяжении всей жизни индивида. По мере прохождения саморазвития с человеком происходят трансформации, он начинает мыслить шире, видеть целиком, а не только частности, начинает понимать, что данный процесс бесконечен. Чем дальше углубиться в саморазвитие, тем интереснее становится жить.

Различают семь инструментов, способствующих личностному росту и саморазвитию индивида. Первым таким инструментом будет ведение индивидуального дневника в бумажном варианте или в электронном виде. Преимуществами такого метода является анализ и разбор прожитого дня, оценивание событий, действий и поступков, происшествий, своих мыслей, дальнейшие планы. Ежедневное ведение дневника помогает увидеть отрицательные и неэффективные шаблоны поведения и стандартное мышление, обучает четкости и ясности в выражении собственных мыслей, включает логику. С помощью данного метода легко проследить за всеми трансформациями, что происходят с собственной личностью на протяжении длительного времени. Еще одним плюсом ведения дневника будет то, что при перечитывании его через какое-то время можно по-новому оценить свои поступки и события, выделить акценты на позитивных моментах и поведенческих вариациях, вспомнить о совершенных ошибках для того, чтобы в дальнейшем их не совершать.

Следующим инструментом является создание своеобразного хранилища собственных идей. Данный способ играет важную роль. Это связано с тем, что человеческий мозг, в силу своего устройства, способен продуцировать идеи в любой час дня или ночи, в совершенно различных обстановках. Однако не всегда человек способен запомнить все генерируемые мозгом идеи. Для этого и нужно хранилище таких идей. Как только в голове появилась новая идея – ее следует тотчас же записать.

Еще одним немаловажным инструментом является позитивное мышление. Нужно научиться всегда мыслить со знаком «плюс». Для этого следует, образно выражаясь, «ловить» все повторяющиеся негативные утверждения, мысли и трансформировать их в положительные, добрые, хорошие, приятные и полезные.

Нужно любить себя целиком и полностью со всеми имеющимися недостатками и достоинствами. Часто так бывает, что создав модель идеального «я» индивид начинает к ней активно стремиться и при каждой неудаче или неправильном поступке, с его точки зрения, принимается ругать себя, осуждать свои действия, т.е. занижать самому себе самооценку. Для саморазвития и роста, личности необходимо оценивать себя беспристрастно, как бы с позиции объективного наблюдателя. Следует анализировать свои поступки, стараясь при этом не давать эмоциональной оценки.

Еще одним известным инструментом на пути успешного самопознания и развития является техника «резинки». Для выполнения такой техники необходимо надеть на кисть резинку и, при каждом случае негативного мышления, следует ее оттянуть и отпустить. За счет щелчка и слабых болевых ощущений произойдет смена поведения мыслей. Таким образом, происходит вырабатывание своеобразного рефлекса.

Техника общения со своим подсознанием заключается в задавании вопросов самому себе. В ней работают вопросы такого типа: «Что мне следует изменить в себе, чтобы добиться нужной цели?» После того, как индивид задал вопрос, его следует забыть, т.е. перестать акцентировать на нем внимание. Через пару дней в сознании появится ответ на вопрос или решение, которое будет самым оптимальным в сложившейся ситуации.

Следует научиться бороться со своими страхами и не бояться перемен. Ведь все неизвестное является своеобразной зоной развития именно из-за того, что дает толчок к прогрессу и росту.

Личностный рост тренинг

Тренинги личностного роста способствуют саморазвитию и росту личности. Часто такие тренинги относят к деятельности, психотерапевтической направленности. В этом есть доля истины, но в принципе это далеко не так. Развитие уверенности в себе и своих силах – это является направлением тренингов личностного роста. Они проводятся с изначально здоровыми людьми. Однако это не является лечением, следовательно, психотерапией быть не может.

Тренинги личностного роста являются занятиями, которые направлены на повышение потенциала индивида, на выявление и усовершенствование таких качеств, которые способствуют успешности в разных областях жизнедеятельности. Основной целью таких тренингов является трансформация жизненного воззрения на обычные вещи, смена обычных стереотипов мыслительной деятельности и поступков, деяний, мешающих индивиду стать более успешным и счастливым.

Главным акцентом тренингов являются позитивные и качественные трансформации личности субъекта. При помощи специализированных методик индивид «программируется» на успех во всем. После тренингов человек ощущает себя более уверенным, спокойным, свободным и счастливым вне зависимости от обстоятельств внешней среды.

Различают два варианта направленности таких тренингов: способствующие естественному росту личности (пассивному) и активному личностному росту.

Тренинги, направленные на пассивный личностный рост призваны оздоровить, укрепить потенциал личности, снять блоки, которые мешают развитию и росту личности. С помощью данной методики проживают все негативные ситуации. Такие тренинги не предусматривают создание направленности или определения того, что должно происходить с индивидом, как будет развиваться личностный рост. Пассивный рост личности обуславливается только внутренними программами индивида. А роль ведущего тренинга заключается всего лишь в том, чтобы создать для роста личности оптимальные условия.

Тренинги пассивного личностного роста направлены на работу, как с прошлым, так и с настоящим. Они помогают найти выход из определенных сложившихся ситуаций, научиться легче и проще реагировать на обстоятельства, справляться с такими обстоятельствами в любых жизненных сферах. Лучшими тренингами данного вида могут считаться трансформационные тренинги. Главной их направленностью является работа с глубинными обуславливающими механизмами, такими как ценности и убеждения, осознанность, механизмы компенсаторной и психологической защиты и др. Благодаря данному тренингу можно заметить следующие положительные сдвиги в личности индивида: расширение мировоззрения, появление чувства озарения, освобождение от убеждений, которые ограничивают его, и отрицательного воздействия окружающих. Результатом трансформационных тренингов является открытие новых возможностей для себя.

На тренингах активного личностного роста происходит трансформация личности на уровне самоидентификации. Он направлен на получение знаний и развитие у субъектов конкретных навыков. К ним относят тренинги, направленные на развитие качеств лидера, повышение профессиональной эффективности, обучающие тренинги (например, обучение правильным целевым установкам).

Тренинги личностного роста могут проводиться вживую и онлайн, посредством интернета. Тренинги способствуют активизации мышления. После их прохождения индивид начинает задумываться о смысле жизни, о своих жизненных целях и позиции.

В каждом тренинге присутствует определенный комплекс упражнений, направленный на развитие личностного роста, например, упражнение «я в будущем», «шприц», «табу», «Самопрезентация», «Пессимист, Оптимист, Шут», «На какой я ступеньке?», «Комиссионный магазин» и множество других.

Упражнение «я в будущем» заключается в рисовании своей личности в будущем и защите перед другими своей картинки.

Целью упражнения «шприц» является помощь участникам глубже прочувствовать и пережить условия уговоров, сформировать так называемый иммунитет к любому психологическому влиянию.

Целью упражнения «табу» является помощь участникам в понимании того, как проявляется у них отношение к различного рода ограничениям и запретам.

Целью упражнения «самопрезентация» является включение приспособительных механизмов, отработка проявления эмоций, которые способствуют процессам профессионального приспособления.

Целью упражнения «пессимист, оптимист, шут» является формирование единого отношения индивида к проблемным ситуациям, приобретение опыта разбора проблем с различных точек зрения.

Целью упражнения «на какой я ступеньке?» является помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.

Целью упражнения «комиссионный магазин» является выработка навыков самопонимания, самоанализа, самокритичности, обнаружение существенных для индивида качеств в совместной работе.

Личностный рост методики

Первым шагом на пути к личностному развитию является признание того, что настоящее положение дел не всегда такое, какое люди так сильно желают и ждут, о чем мечтают, рассуждают и думают.

Личностный рост довольно редко бывает всесторонне направленным. Это связано с тем, что большинство из нас обладают сильными и слабыми чертами характера, сторонами. Поэтому и личностный рост, главным образом, будет проявляться в признании сторон, характеризующихся слабым проявлением, и поступков, направленных на усиление таких сторон.

Сегодня существует множество методик, направленных на стимулирование развитие личностного роста индивида. Заключаются они в постоянном и целенаправленном воздействии, которое направлено на усиление более слабых сторон. Ответственность за свою жизнь, возможность творения своей жизни по собственному желанию, уверенность в своих силах, самосовершенствование – вот основные цели методик личностного роста.

Гармоничное развитие личности лежит в самопознании, самореализации, самосовершенствовании, обретении целостности и, как следствие, значительных трансформаций жизненных условий, факторов, обстоятельств, ситуаций и возможностей.

Способ освоения методик развития личности напрямую зависит от быстроты, с которой постигаются новые сведения, грамотного следования рекомендациям и существенности последнего результата.

Одной из самых доступных методик самопознания и личностного развития является самостоятельное изучение специализированной литературы. Отсутствие обратной взаимосвязи является основным недостатком данной методики. Данный недостаток заключается в невозможности получения рекомендаций, советов, поддержки при необходимости.

Следующей доступной методикой самообразования является просмотр обучающих видеоматериалов. Она отличается довольно слабой эффективностью, в связи с тем, что избранная методика бывает неправильно поданной. Такое случается, если источник сведений некомпетентен.

Более эффективной методикой будет посещение различных обучающих тренингов, курсов и семинаров. Отрицательной чертой такой методики является отсутствие индивидуальной направленности на каждого участника, однако, грамотный тренер может учесть потенциал и приоритеты каждого.

Самым оптимальным вариантом самообучения и личностного развития будут индивидуальные занятия с тренером. Недостатком такого метода может служить его достаточно высокая стоимость. Индивидуальные занятия позволяют тренеру учесть все особенности индивида, вовремя внести нужную корректировку, уделять возможный максимум внимания, давать необходимые рекомендации и советы.

Большая часть популярнейших методик развития личности индивида основывается на способах использования аффирмаций, методах визуализации и постановок целей.

Под аффирмациями понимают короткие словосочетания или фразы, которые содержат в себе позитивные вербальные формулы или утверждения. При их многократном повторе в подсознании субъекта закрепляется нужный образ или установка, способствующая оптимизации психоэмоционального фона индивида, стимуляции положительных трансформаций. Т.е. аффирмация – это короткое предложение, несущее конкретную смысловую нагрузку для улучшения эмоционального поля личности, которое ведет к позитивным жизненным переменам.

Существуют определенные правила составления аффирмаций, чтобы они смогли пересилить устоявшиеся негативные установки в подсознании: смысловая нагрузка должна быть однозначной; слова, составляющие фразы, должны быть положительными, также как и эмоции во время их произношения; установка должна быть четко конкретизирована в соответствии с имеющимися потребностями; фразы должны быть направлены на активность жизненной позиции.

Метод визуализации представляет собой преподнесение информации с помощью зрительных, наглядных образов. Данный метод довольно широко применяется как психологическая техника.

Визуальные отображения субъектов, явлений, вещей, эмоций хранятся в подсознании на протяжении всей жизни индивида. При этом некоторые образы могут находиться в инертном (пассивном) состоянии. Но при необходимости такую информацию, возможно восстановить, извлечь и применить с целью решения какой-нибудь задачи или проблемы. Такое возможно в тех случаях, когда с помощью сознательных умений невозможно разрешить задачу или проблему. Таким способом происходит постоянное накапливание внутренних энергий для сотворения желаемых трансформаций.

Четко поставленные и сформулированные цели являются основой для достижения успешности в любых сферах. Цели – это обязательные составляющие этапов воплощения жизненного плана. Для грамотной постановки цели следует произвести детальный последовательный анализ уже существующих обстоятельств, условия или ситуаций, учесть личностные приоритеты, оценить долгосрочность, перспективность цели, творческую визуализацию. Важнейшими и обязательными условиями для успешного воплощения поставленных задач будут желание достичь поставленной цели, уверенность в реальности ее осуществления, направленность на ожидание ее результатов.

Выработка индивидуальной модели эффективности роста личности или проведение различных экспериментов с уже существующими методиками и техниками личностного развития являются необходимыми составляющими самосовершенствования. Это связано с тем, что уже имеющиеся модели эффективны чаще только лишь на начальных ступенях самопознания.

Вам когда-нибудь приходили мысли о том, что все люди, имея схожее строение тела и единое происхождение, все-таки отличаются друг от друга? Что же составляет это различие? Ни один человек не может иметь с кем-то одинаковый жизненный опыт, одинаковое мышление и мироощущение. Каждый в своем роде уникален.

Существует что-то, что лежит между человечеством и личностью – это индивидуальность . Она проявляется в мыслях, взглядах и поведении, помогает выделяться из толпы. Именно за отличительные черты характера люди и ценят друг друга. Самосовершенствование играет важную роль, как в профессиональной сфере, так и в частной жизни. Человек должен обладать особой энергетикой, чтобы привлечь к себе чье-то внимание. Личностный рост делает более дисциплинированными и пунктуальными, учит уважать окружающих, правильно вести себя в обществе.

1. «Думай и богатей» («Think and Grow Rich»)


«Думай и богатей» - книга Наполеона Хилла, мотивирующая к самосовершенствованию . Она посвящена тому, как обогатить жизнь (не материально!). Книга поможет добиться успеха во всех направлениях работы, которую вы уже выполняете или хотите начать делать. «» способствует обретению уверенности, контролю своих мыслей и эмоций, что помогает следовать мечтам и добиваться поставленных целей.

2. «Как ты думаешь» («As you think»)


«», книга, написанная Джеймсом Алленом, является одним из лучших в своем роде изданий, направленных на развитие личности. Это чрезвычайно небольшая по объему книга, действительно стоящая прочтения. Произведение Джеймса Аллена повествует о силе каждодневного размышления. Книга является прекрасным руководством к успеху и содержит семь принципов достижения благополучной жизни, которые будут поддерживать мотивацию и стремление.

3. «Искра: новая революционная наука о физических упражнениях и умственных способностях» («Spark: The Revolutionary New Science of Exercise and the Brain»)


Автор книги «Искра » Джеймс Рэтэй акцентирует внимание читателей на связи между разумом и телом. Произведение охватывает влияние физических упражнений на обучение, внимание, привычки и гормональные изменения. В книге вы можете узнать, как уменьшить мышечное напряжение, стать более психоустойчивым и избавиться от рассеянности. Также Джеймс Рэтей научит и другим способам контролировать тревогу.

4. «Искусство мыслить масштабно» («The Magic of Thinking Big»)


Книга «» Дэвида Дж. Шварца является обязательной к прочтению. Автор рассказывает о важности позитивного мышления по отношению к себе и происходящему вокруг.

Книга является классическим мотиватором к саморазвитию и помогает определиться с жизненными целями. Она направлена на обретение уверенности в себе, определение менталитета, мировосприятия и способность мыслить масштабно. Прочитав книгу Дэвида Дж. Шварца, вы научитесь избегать негативных мыслей и принимать верные решения.

5. «Жизнь на полной мощности. Управление энергией - ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью!» («The Power of Full Engagement: Managing Energy, Not Time, Is the Key to High Performance and Personal Renewal»)


Авторами книги » являются Джим Лоэр и Тони Шварц. Они пытаются научить читателей рационально использовать собственную жизненную энергию. Главным тезисом книги является утверждение о том, что, несмотря на ограниченность времени, мы способны определять количество и качество затрачиваемой энергии. Авторы предлагают читателям познакомиться с основами высокопродуктивной жизни, ключом к которой, по мнению Джима Лоэра и Тони Шварца, является именно энергия, а не время.

6. «Человек в поисках смысла» («Man’s Search For Meaning»)


«» - одна из лучших книг о саморазвитии, принадлежащая перу Виктора Франкла. Читая это произведение, вы узнаете, что настоящую жизнь можно найти в каждом моменте. Книга учит тому, как уметь преодолевать тяжелые ситуации, не разочаровываясь в жизни, а начиная поиски Бога, друзей, родных и близких.

7. «Жизнь как река» («Living as a River»)


Автором книги «» является писатель Будхипакса (Bodhipaksa ). Издание включает в себя руководство к личностному росту и практику медитации, к которой вы можете возвращаться снова и снова, преодолевая страх перемен. Книга «» позволит узнать себя настоящего.

8. «Как мы принимаем решение» («How We Decide»)


«Как мы принимаем решения », книга Джона Лерэра, рассказывает о необычных открытиях неврологии, которые помогут сделать верное решение в любой ситуации. После прочтения вы научитесь бессознательно обдумывать множество вещей.

9. «Принципы успеха» («The Success Principles»)


Джек Кэнфилд, автор книги », делится с читателями принципами успеха, которые будут мотивировать и вдохновлять на достижение результата необычным путем. Книга наделит внутренней энергией и позитивом.

10. «Выдающиеся результаты. Талант ни при чем!» («Talent is Overrated»)


«» - книга, написанная Джеффом Колвином – повествует о том, как великие люди, добившиеся успеха, сохраняют мотивацию. Произведение поистине считается одним из лучших в тематике самосовершенствования . Оно научит делать регулярные усилия для того, чтобы достичь желаемого результата.

Выбраем книгу для чтения и личностного роста. Личностный рост при чтение книг.

Так называемый личностный рост – это совокупность всех процессов самосовершенствования любого индивида, которые направлены на воплощение в нем того человека и идеала, к которому стремится его собственно «Я».

Говоря иными словами, развитие и рост личности – это стремление к своему идеальному образу. Все сопутствующие этому движению факторы, комфортные для развития условия, которые делают приближение к цели максимально активным, также называются личностным ростом.

Совершенствование представляет собой наиболее значимый смысл жизни и деятельности любого человека. Как процесс, развитие делает возможными какие-то определенные изменения в своем характере, опыте, навыках и умениях. Совершенно понятно, что личностный рост у каждого субъекта является уникальным и неповторимым, так как представление об идеальном «Я» у каждого индивидуума свое.

Личностный рост в психологии

Саморазвитие в качестве инструмента личностного роста заключается в постоянном и непрерывном повышении субъектом собственного потенциала. Потенциалом при этом принято считать определенную систему личностных характеристик и ценностей индивидуума.

То есть, речь идет о конкретном наборе индивидуальных способностей человека сохранять определенные внутренние ценностей, содержать свою мотивацию и целеустремленность в соответствии друг с дружкой. Потенциал – это тот показатель, который дает возможность принимать определенные решения и не только регулировать свою деятельность самостоятельно, но исходить при этом из личных критериев возможностей ее применения.

В первую очередь рост личности подразумевает победу над определенными качествами своей индивидуальности, которые рассматриваются как «слабости». Это может быть определенный страх, фобия, комплекс, нерешительность… Все то, что представляет собой преграду на пути к достижению и формированию «Я» идеального. Личностный рост в психологии рассматривается как самостоятельное развитие индивидуума, целью которого является потребность стать лучше, чем в настоящее время. При этом стоит отметить, что данный процесс является своеобразным эмоциональным трудом, задающим постоянный темп работы индивидуума над самим собой.

Конечно, эффективность развития и роста личности во многом зависит от собственных усилий индивидуума. Однако, одних только этих усилий недостаточно, так как требуется еще доброжелательная атмосфера вокруг индивидуума, который задается определенной целью. Внешние факторы, а также настроение и оценка окружающих, могут подавить мотивацию и целеустремленность субъекта к формированию идеального «Я», буду настроенными критично в отношении его идеалов.

Человек, который ставит перед собой целью увеличение своего потенциала, стремится не только к обычному общению и контакту с окружающими его людьми, а всячески добивается совместного взаимодействия. В общении с окружающими такой субъект становится достаточно открытым, выражает непринужденность и раскованность. При этом он также не утрачивает взгляда на реальность, демонстрирует активные позиции и гибкость в разрешении возникающих проблем или конфликтов.

Теории личностного роста

В настоящее время существуют различные теории личностного роста. Все они рассматривают не только процесс развития и формирования «Я» идеального, но также влияющие на него факторы и различные предпосылки.

К примеру, существует теория, в основе которой лежит «бихевиоризм». Она рассматривает концепцию того, что изначально у всех людей наблюдается одинаковый потенциал с момента рождения. Это сводит на «нет» определение врожденных талантов и уникальности, а все наблюдаемые индивидуальные черты зависят от того, в каких условиях развивался субъект.

Также отмечают экзистенциональную теорию, заключающуюся в том, что любой рост личностных характеристик субъекта основывается на процессе самопознания. Как результат – индивидуум достигает определенной внутренней гармонии, посредством которой меняются его взгляды на мир и свое поведение.

Тем не менее, наиболее популярной в настоящее время является теория «неизбежного позитива». Она базируется на постулате о том, что каждый субъект изначально наполнен бесконечным потенциалом. Из-за такого количества потенциал буквально рвется наружу, однако его реализация возможна только при наличии определенных факторов и условий.

При этом нет разницы, являются ли эти события положительными или отрицательными. Название теории подразумевает тот факт, что с ее точки зрения позитивные изменения в личности происходят при любых условиях и событиях.

Процесс саморазвития

Саморазвитие представляет собой самостоятельный процесс, который всегда осуществляется в каждом человеке. Оно делает возможным формирование адекватной самооценки субъекта, которая позволяет принимать верные решения в случае столкновения с определенной жизненной преградой. Процесс саморазвития – это анализ самого себя, создание новых стратегий для достижения индивидуальных целей и выполнение всех требований, нужных для их воплощения в жизнь.

Саморазвитие и личностный рост неразрывно связаны между собою, представляя главный смысл жизни каждого индивидуума. Только благодаря этим двум процессам, человек совершает некоторое развитие, переходит на новый виток. Если они не осуществляются по каким-либо причинам, происходит обратный процесс, именуемый деградацией.

По сути, самопознание и саморазвитие осуществляется индивидуумом на протяжении всей его жизни с момента формирования понятия личного «Я». По мере протекания этих двух процессов. С личностью происходят некоторые изменения, которые заключаются в расширении его кругозора, мышления, навыков. Постепенно формируется понимание, что саморазвитие представляет собой бесконечный уникальный процесс, который не только позволяет видеть мир и происходящее в нем целиком, а не в частности. Он делает жизнь интересней и насыщенней.

Методики личностного роста

Конечно же, первым делом на путь к саморазвитию толкает осознание и принятие того факта, что текущее положение дел и состояние субъекта не устраивает его самого. Отмечается колоссальное отличие «Я» реального от «Я» идеального и появляется желание изменить себя. Так какие методики личностного роста позволят добиться приближения к своему идеальному образу?

Среди всех доступных методов зачастую отмечают ознакомление со специализированной литературой или видеоматериалами. Несмотря на некоторую «банальность» способа, он является достаточно эффективным. В настоящее время специалистами создано большое множество обучающих материалов, которые могут представлять собой постоянное целенаправленное воздействие на мотивацию личности. А ведь это лежит в основе успешной работы над самим собой.

Если самостоятельного обучения недостаточно, рекомендуется посещать специализированные тренинги и курсы, проводимые в вашем городе. Такой метод может быть достаточно эффективным, однако, не стоит забывать о его главной отрицательной черте: коллективные занятия лишены специфической индивидуальности подхода, которая очень важна в данном случае. Исходя из этого, можно отметить, что наиболее оптимальным вариантом представляются индивидуальные занятия со специалистом – психологом или психотерапевтом.

Не стоит забывать, что любой этап жизненного роста базируется на конкретной цели. Говоря иными словами, правильно поставленная и четко видимая цель является одним из решающих факторов для движения вперед. Существующие методики и даже индивидуальные занятия представляют вам стандартные модели развития личности. Необходимо понимать, что они эффективны лишь на первых этапах, а дальнейшее саморазвитие возможно лишь в условиях сочетания их с вашими личными идеями и стремлениями.

В современном мире, впрочем, как и в древние времена, достигнуть тех или иных высот с нуля могут далеко не многие люди. Не то, чтобы успех не приходит к остальным, но имеется в виду именно реальный успех, т.е. когда человек достигает своей цели, пройдя через различные испытания, невзгоды, несмотря ни на что. Конечно, вы можете, к примеру, просто выиграть в карты в дурака, играя со своими друзьями одним из вечеров. И это будет тоже успех. Но речь не о таком небольшом успехе, а о действительно великих делах. Таких делах, которые заслуживают всяческого уважения, а зачастую и зависть окружающих. Да, впрочем, и мелкие успехи тоже входят в этот список.

Почему сейчас так модны и востребованы различные тренинги личностного роста? Потому что, очевидно, есть в них потребность у некоторых людей. У того, кто хочет чего-то в жизни добиться, но у него не получается. У того, кто не плывет по течению, а хочет чего-то большего, чем простая жизнь работяги.

Чаще всего это желание развития зависит от материальных факторов, т.е. люди хотят не сколько развития личностного, сколько материального. Красивую жизнь, яхты, курорты, молодых красавиц рядом с собой и т.д. Люди хотят жить красиво. На этом и спекулируют различные коучи на тренингах. Уверяя, что прослушая их лекции, вы непременно станете богатыми и успешными альфа-самцами. Женщины будут так и липнуть к вам, мужчины уважать, а деньги водиться. От своей природной жадности, лени и желания получить всё и сразу люди клюют на такие уловки и записываются на тренинги. Позволяя, при этом, неплохо зарабатывать их авторам.

Но авторы этих тренингов пользуются несложными способами коллективного гипноза, при котором человек, под воздействием окружающих, начинает делать то, что говорит коуч. Коучи внушают им, что они самые лучшие и они все могут, но при попытке воплотить эти навыки на деле человек фрустрирует оттого, что ведь он реально считает себя успешным, уверенным в себе, но дела так и не идут в гору, девушки не липнут, и мужчины всё так же не уважают.

Но ключ к любому успеху уже давно выведен в простейшей формуле и широко используется людьми. Чтобы добиться успеха в том или ином деле - нужно катастрофически много трудиться над этим. Нужна сильная воля, которая не будет позволять спасовать при первых же трудностях, а заставлять продолжать начатое, во что бы то ни стало. Ну, и знаменитая формула: "Терпение - залог успеха!"

Терпеливо ждать, усердно трудиться и не останавливаться перед сложностями - это и есть всё, что нужно знать для достижения успеха. Другое дело, что иной раз это даётся все очень трудно. Но ведь чем сложнее путь - тем слаще победа!

Но в чем же суть личности в формировании успеха? Почему тренинги называются тренинги личностного роста? Потому что авторы их знают, насколько важна для достижения тех или иных целей именно личность человека. Ведь именно личность и есть показатель успешности.

Понятно, что термин "личность" можно употреблять и к совсем слабым, беспомощным людям. В криминалистике ещё любят "устанавливать личность". Поэтому для обозначение важности и высокой степени этот термин можно употреблять с заглавной буквы, тем самым показывая, что это не просто человек из серой массы, а действительно Личность.

При этом я нисколько не хочу оскорбить тех, кого можно отнести к серой массе людей. Все люди разные, и каждому своё. Но речь идёт именно о тех, кто действительно желает быть сильным и добиваться своих смелых целей.

Существует термин "Культ личности", который в свое время широко использовался для описания политического строя при И. Сталине. Сторонники же сталинизма на критику отвечали следующее: "Ну был культ личности, согласен, но ведь и Личность же была!"

Если не было бы Личности у того или иного правителя, его успехи в управлении тем или иным государством были бы ничтожны. Я не буду здесь давать каких-либо характеристик тем или иным правителям, но хочу указать на сам нюанс наличия Личности. Далеко не всегда эти личности были гуманны или вели себя даже кровожадно, но речь о самой значимости Личности того или иного человека.

Получается, чтобы добиться успеха в действительно сложном деле, нужно сначала себя превратить в Личность, т.е. самому стать личностью. Значит, величина успешности имеет прямую зависимость от величины личностного роста. Чем более твоя личность развита и сильна, тем большего успеха ты можешь добиться. Т.е., другими словами, Личность - это показатель успешности.

Что представляет из себя Личность сильного человека? Самое главное отличие от простых смертных в том, что развитая Личность имеет вектор развития. Т.е. она готова развиваться постоянно, не останавливаясь ни перед чем, тогда как у простого дворового гопника личность не развивается совсем. Тело его претерпевает физиологические изменения, стареет, но его разум стоит на месте, остановившись в каком-то возрасте. Значит, такая не развивающаяся личность не имеет векторной направленности.

Если взглянуть на уже успешных людей: известных артистов, спортсменов, бизнесменов, ученых и т.д. - то сразу видно невооруженным глазом, что каждый из них является специалистом в своём деле. Известный кардиохирург отлично выполняет операции на сердце. Бизнесмен владеет крупной компанией, и его бизнес процветает. Спортсмен - победитель различных соревнований и т.д. Каждый из них посвятил свою жизнь какому-то делу и делает его настолько качественно, что именно это заставляет других людей его уважать и завидовать ему.

Естественно, такие люди имеют хорошую материальную обеспеченность. Но если бы они зацикливались на том, что они хотят много денег, то им бы не удалось достичь успеха в этом своём деле по одной простой причине. Всегда, когда пытаешься добиться успеха, то натыкаешься на трудности, которые мешают тебе сделать это. При этом может падать мотивация и одолевать уныние. И если каждый раз, при каждой трудности пасовать, то тогда нельзя достичь вообще никакого успеха. Ни в чём.

Тогда невозможно стать хоть кем-то. Тогда человек способен пополнять ряды серой массы. Поэтому при развитии личности важно иметь или найти какое-то дело, которое настолько сильно вас поглотит, что вы достигнете в нем небывалых высот. Будь то спорт, бизнес, наука, искусство, какое-либо рукоделие или что-нибудь иное. Не важно. Главное - иметь нечто, в чем вы сможете быть первоклассным специалистом.

После этого вы будете иметь и материальное обеспечение, и любовь женщин, и уважение мужчин. И это всё так просто, однако, многие люди не понимают этого или просто не хотят ничего делать. Есть и такие. Одно дело, когда ты хочешь, но не можешь и не знаешь, как, а другое, когда ты и не знаешь, и даже не хочешь ничего знать. Тебя устраивает твоя скучная жизнь в виде пустого времяпровождения с каким-то жизнезаменителем: телевизор, компьютерные игры, алкоголь и прочее (много их).

Как же можно развивать свою личность, если тренинги по сути просто вымогают деньги и время? Развиваться самостоятельно. Как мы уже выяснили, для того, чтобы стать человеком , чтобы стать действительно Личностью, нужно для начала разобраться с тем, а чем, собственно, я должен заниматься. Но именно этот вопрос для многих очень сложный. Много людей, находящихся в поисках себя, которые не могут найти себе место, не могут найти цели. Берутся за одно - неинтересно, пробуют другое - тоже неинтересно. Спрашивают себя: а что же тогда мне интересно? - и не получают ответа. Ничего! Ничего не интересно. И таких людей много.

А в чем проблема такого безрезультатного поиска? А проблема в мотивации! Проблема психологического характера. Человек, пока рос, не получил должного воспитания от своих родителей по тем или иным причинам. И во взрослом возрасте не имеет особой тяги к свершению каких-либо дел. Вот мы и выяснили причину. Ведь человеческая личность начинает формироваться не в 20 лет, а гораздо раньше - в самом раннем возрасте, когда он проводит все время со своими родителями, а потом воспитателями детсадов и учителями. Но при наших реалиях родители очень часто не уделяют ребёнку должного внимания. Имеются в виду не просто "сюси-пуси-кушай кашку", а попытки научить его чему-то.

Ведь что такое воспитание? Многие люди под воспитанием понимают материнскую заботу. Накормить, одеть, обуть, доставить в детсад/школу и прочее. Т.е. сугубо бытовые мелочи. Однако воспитание не стоит путать с заботой . Воспитание - это передача своего опыта младшему поколению. Т.е. когда родитель обучает чему-то своего ребенка. Поэтому так называемых воспитателей детсадов зря так называют, ибо они толком-то ничему там не учат. Это не воспитатели, а надзиратели. Они, по сути, просто следят за ребенком, за его бытовыми нуждами, чтобы он не лазил куда не следует, вовремя ел, спал, т.е. просто присматривают за детьми, когда родители не могут.

Поэтому многие нерадивые родители искренне считают, что, утолив его бытовые нужды, включив мультик на телевизоре, накормив, обув, одев, они выполняют свой родительский долг. И ребенок вырастает бездарью. Воспитание же предполагает передачу своего опыта. А так получилось у нас, у млекопитающих, что процесс обучения у детей происходит путем копирования поведения более старшей особи, которая пользуется каким-либо авторитетом у ребенка. Проще говоря, ребенок копирует поведение своих родителей.

Помните, что узников концлагерей тоже кормили и одевали, при этом их личности никому не были важны, их содержали "на убой". Поэтому мало только кормить и одевать детей - их нужно еще воспитывать. У всех животных родители занимаются воспитанием своих детёнышей, учат летать, охотиться, учат жить и выживать в мире самостоятельно, и только наши, человеческие бестолковые родители, считают, что достаточно запихать в них какой-либо еды и дать в руки планшет с играми! Ведь даже щенков хозяин и то воспитывает, дрессирует!

Если его отец сильный, уверенный в себе мужчина, то и сын вырастает сильным, волевым человеком. Если мать любит закатывать истерики, вечно всем недовольна и вообще - стерва, то и дочь вырастает стервозной мегерой. Мы копируем поведение своих родителей, и если наши дети вырастают "плохими", то в большей мере это наша с вами вина, а не их (детей). Мы виноваты в этом. Значит мы вели себя, как животные, хотя и животные ведут себя лучше!

Поэтому вернемся к развитию личности и поиску себя. Отсутствие мотивации обуславливается той пустотой внутри нас, которую не смогли восполнить наши родители во время нашего роста. Ведь посмотрите на детей богатых людей. Нет, не наших горе-олигархов, сколотивших свое состояние на преступной приватизации 90-х годов, а на действительно богатых людей. Которые проходят обучение в престижных заведениях. К примеру, дети известных компьютерных гигантов, вроде Билла Гейтса, вообще даже почти не пользуются компьютерами. Вы вряд ли их встретите сидящими за компьютерными играми. Да, конечно, дети есть дети и шалости ни кто не отменял. Но что имеют их родители на выходе? Какими людьми вырастают их дети? Они знают по нескольку иностранных языков, умеют играть на музыкальном инструменте, разбираются в точных и гуманитарных науках. Проще говоря, из них готовят лидеров, готовят образованных интеллигентов, из них куют Личности, а не серую массу. Изначально эти дети были рождены для этих больших целей, а не просто по пьяни были зачаты на какой-то вечернике.

Они развиваются умственно, физически, культурно и нравственно. В наш-то информационный век столько доступной информации - бери её практически бесплатно! Но родители все равно плюют на своих детей. Им некогда. Они зарабатывают деньги. Они, бедные и несчастные, вынуждены вкалывать на двух работах, чтобы прокормить семью. У них столько дел, и туда надо успеть, и сюда. Или, точнее, якобы прокормить семью, а на самом дели они просто пытаются от них таким образом избавиться и уделяют время себе, чтобы обеспечить свои "хотелки":

  • купить дорогой (или не обязательно) автомобиль, или сменить на новый, более дорогой, "ведь не всю жизнь же на нём ездить! Нужно ведь к чему-то стремиться!";
  • сделать дорогой ремонт в квартире, а то "у соседей вон как красиво!";
  • купить ещё одну квартиру в ипотеку, при этом потом 15-20 лет горбатиться на банк;
  • съездить на курорт, ведь долгожданный отпуск наступил, и "как там без меня в Турции-то?!";
  • отдохнуть с друзьями,по тусоваться в клубе/баре/в гостях, как все взрослые люди, мы же устали после работы! Имеем право!;
  • тупо сидеть возле телевизора или монитора.

А что дети? А дети пусть учат свои уроки, а нам некогда, мы заняты! Учить вместе с ними - нет сил, у меня был очень сложный день, я устал. И реально, такой образ жизни выматывает сильно. Можно, например, переехать в деревню и заняться фермерством.

Поэтому и получается, что у человека внутри пустота. Он вроде бы и хочет чего-то, но не знает, чего. Не от чего оттолкнуться, не к чему придраться. Просто пустота, которую он восполняет различными заменителями жизни: валяется перед экраном, пьёт пиво с друзьями, играет в компьютерные игры, пропадает на работе, занимается различной бессмысленной деятельностью, чтобы хоть как-то скрасить свою внутреннюю пустоту.

Ну, а что делать сейчас? Вот и бегут такие люди на различные тренинги, думают, что их личность сразу вырастет - и они добьются успеха, станут наравне с владельцами крупных корпораций. Но ничего не получается. Не становятся они такими, а голова всё больше наполняется иллюзиями.

В таком случае надо идти к психологу и прорабатывать в себе все эти недочеты. Можно и самому, но так дольше. По индивидуальным советам и рекомендациям психолога работать над мотивацией, анализировать своё прошлое, свои прошлые недочеты, ошибки, искать их корни и прорабатывать их. Для начала нужно вычистить всю грязь, которая накопилась в человеке за все эти годы, а только потом думать над успехом. Для того, "чтобы в ведро налить чистой воды, для начала нужно вылить грязную, и почистить его ".

До- и постперестроечные времена, лихие девяностые и нулевые - всё одно - Период перемен. Как гласит древняя китайская пословица, "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен" . Когда нет стабильности, то человечество мечется из угла в угол. Старые институты рушатся, а новые еще не созрели. Так и на простом люде отражается всё это. Однако, как бы оно ни было, при любых условиях всегда можно находить время на своих детей. И пусть даже голод и недоедание, как нередко бывало в истории, но и в эти времена люди становились людьми и Личностями. Отсюда следует, что на формирование личности ребенка от родителей требуется совсем простая и бесплатная вещь - внимание. Но не просто внимание глупых матерей и отцов, по принципу "сюси-пуси", а реальные попытки обучения на своем опыте.



Похожие статьи