Понятие религиозной безопасности. Конституционно-правовые основы религиозной безопасности российской федерации тарасевич иван анатольевич

Религиозная безопасность

Социально-политическая обстановка последних лет характеризуется резкими изменениями в общественном сознании населения России. Низвержение коммунистической идеологии, которая занимала доминирующее место и определяла формирование духовного облика советского человека, привело к идейному вакууму, что, с одной стороны, способствовало поляризации общественного сознания, а с другой - к возрождению сознания религиозного. Сегодня религия все более воспринимается как существенный элемент национальной культуры и как воплощение общечеловеческих нравственных ценностей. Эта тенденция характерна для всех слоев общества.

Причины и характер повышения интереса к религии, как и воз-растания сопутствующих явлений, многоплановы. Это, прежде всего, общественно-политические и правовые перемены в стране. Отказ от монополии коммунистической идеологии, провозглашение плюрализма в области духовной жизни, ликвидировали существовавшие на протяжении десятилетий официальные и неофициальные запреты в религиозной сфере, административные и нравственные гонения на верующих, принятое прогрессивное законодательство о свободе совести и вероисповеданий. Все это позволило религиозным общинам и организациям выйти из состояния угнетенности и застоя, а верующим свободно отправлять религиозные обряды.

Однако наряду с расцветом традиционных религий произошло появление огромного количества разнообразных религиозных сект, осуществляющих контроль над сознанием людей. Состояние сознания отражает все, что происходит в личности и межличностном взаимодействии, в микро- и макросреде, его окружающей. Факторов, способствующих тому, что сознание становится объектом манипуляции, довольно много.

К объективным факторам, облегчающим манипулирование сознанием относятся следующие.

Во-первых, углубление стрессового состояния в условиях резкого изменения социально-экономических условий России, политической нестабильности, которые ведут к возрастанию у людей тревоги, растерянности, стремлению к поискам быстрых решений. А это подталкивает человека к вере в магические, сверхъестественные силы, с помощью которых он пытается выйти из создавшегося для него сложного положения. Иначе говоря, эта вера действует на человека как защитный механизм для избавления от повышенной тревоги.

Во-вторых, у многих людей, особенно пожилых, с советских времен сохранились определенные настроения в плане того, что для них кто-то должен организовать общение. Действительно, раньше этим занимались профсоюзные, партийные и иные общественные организации, деятельность которых носила идеологический характер, но все-таки решала проблемы общения. Человек получал зримое свидетельство своей групповой принадлежности, что очень важно для личности. Это тяготение человека умело используется религиозными организациями, предлагая ему эмоционально насыщенные действа на своих собраниях. В деструктивных культах

традиция массовых собраний с приданием им высокой степени эмоциональности и духовной наполненности соблюдается неукоснительно.

В-третьих, тоталитарные культы весьма разнообразны и по мировоззренческой направленности, и по форме. Тем не менее большинство из них имеет много общих черт. Их объединяет то, что они обращаются к неудовлетворенным духовным потребностям людей – потребностям ощущать смысл жизни, понять свое место в обществе, стремиться к совершенствованию, надеяться на бессмертие души. Ничего этого официальная Россия в настоящее время дать не в состоянии. Для ее духовной жизни характерен духовный вакуум, отсутствие ясных, понятных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров. Отсутствуют и общественные институты, которые были бы способны успешно формировать подобные ориентиры. Не удается решить эту задачу и Православной церкви. Место этих институтов мгновенно занимают деструктивные религиозные организации.

К субъективным факторам, облегчающим манипулирование сознанием можно отнести следующие.

Во-первых, личностные особенности человека, которые увеличивают степень влияния на него деструктивных религий:

Ø поиск острых ощущений, склонность к мистике;

Ø затруднения в самовыражении;

Ø желание стать «посвященным», т.е. выделиться из толпы;

Ø душевная неуравновешенность или сниженная психическая устойчивость, в том числе и временно сниженная (после развода, при болезнях или потери близких и т.д.);

Ø переживание одиночества, незащищенности;

Ø восприятие своей жизненной ситуации как трудной.

Во-вторых , весьма существенным фактором является мировоззренческая незрелость, затруднения с поисками смысла жизни. Социальная практика показывает, что только собственное видение жизненной ситуации может помочь понять и почувствовать смысл жизни, ибо это не только словесная формулировка. Смысл жизни сосредоточен также и в образах, чувствах, переживаниях, воспоминаниях, непередаваемых от одного человека к другому. Неумение понять смысл жизни во многом способствует мистическим настроениям, уходу от решения насущных проблем.

В-третьих , в человеке довольно сильна склонность найти простые решения сложных задач. Желание исправлять самого себя, перестраиваться возникает реже, чем желание искать какого-то, кто все исправит без нашего вмешательства. У сложных проблем не может быть простого решения, но желание его найти часто слишком велико. Отсюда и стремление в верованиям, магии, к сверхестественным силам, признание их влияния на человека, его поведение, чувства, мысли. В основе этого – нежелание, неспособность или отсутствие навыка принимать на себя ответственность за свои действия, за свой выбор, привычка уходить от проблемы, склонность к самообману.

В-четвертых , немалому числу людей свойственно долгое блуждание в поисках возможных жизненных целей, затруднения с их выбором. Анализ и обдумывание различных вариантов не дают желаемого результата. Нередко принятию решения способствует эмоциональное состояние – знакомство с яркой идеей, встреча с харизматической личностью. Этот момент также может стать поворотным -–трата энергии на поиск прекращается, все силы направляются на движение к цели, которая носит порой ярко выраженную религиозную или мистическую окраску.

Выяснив объективные и субъективные факторы, способствующие манипулированию сознанием, остановимся на механизме манипулирования им. Прежде всего остановимся на том, как это происходит на стадии вербовки .

Ключевым моментом к установлению контроля над сознанием обращаемого к той или иной вере выступает направленная коррекция его психического состояния . Субъективные ощущения новообращаемого на начальной стадии общения с вербовщиками характеризуются эмоциональным комфортом, удовлетворенностью от того, что появляется возможность или надежда испытать те чувства, которых ранее не доставало. Вхождение в культовую организацию дает адепту ощущение причастности к чему-то большому, прекрасному, светлому. Сплоченность группы дает возможность почувствовать свою защищенность, что подкрепляется властностью духовного лидера, разыгрывание им роли строгого, но справедливого отца. Культ позволяет человеку поверить в свою избранность, приобрести доказательства своего умения найти нечто исключительное, сделать правильный жизненный выбор. При этом содержание культовых идей, их конструктивность, логичность не имеет особого значения. Чем значимее потребность, удовлетворение которой обещают в секте, тем сильнее будет эмоциональный отклик.



Другим средством установления контроля над сознанием является принятие культовой лексики и терминологии, что приводит к изменению стиля мышления, восприятия и оценки людей, втянутых в упрощенные схемы и стереотипы.

Следующим средством выступает преобразование картины мира , исчезновение полутонов, доминирование черного или белого. Устройство мира воспринимается исключительно в соответствии с культовыми трактовками, деятельность культа становится стержнем всей человеческой истории. В этом случае важнейшая функция сознания – интеграция всей поступающей и хранящейся в памяти информации – оказывается расстроенной, поскольку отсутствует целостная картина мира, непротиворечивость составляющих ее частей. Противоречия свойственны мировоззренческим представлениям любого деструктивного культа, что чаще всего проявляется в двойной морали к «своим» и остальным людям. Осознание противоречий находится под запретом, но даже будучи вытесненными из сознания, они не прекращают своего разрушительного воздействия на психику.

Важным средством контроля сознания является отбор информации о внешнем мире , поддерживающий установку на восприятие критики культа как лжи, как козней дьявола. В сектах намеренно и направленно принижается значение интеллекта, пресекаются попытки адептов самостоятельно и рационально осмыслить то воздействие, которое на них обрушивается. Провозглашенный тезис на расширение сознания до масштабов Космоса, слияния с Истиной, Духом на деле приводит к его деформации.. Пространство сознания, занятое социальным миром сужается, ослабевает интерес к событиям, происходящим в обществе, на работе, в семье и т.п. Слом сознания осуществляется и на психофизиологическом уровне, чему способствует сенсорная депривация и монотоние (многочасовые молитвы, медитации, повторение простых словесных формул, физическая неподвижность или жесткий ритм движений). Переутомление, ограничение множества привычных для человека ощущений даже нормальную психику могут быстро привести к расстройствам: галлюцинациям, навязчивым мыслям, суженному сознанию и т.д. Субъективно же деформация сознания воспринимается как «ощущение открывающегося сознания».

Для контроля сознания используются и приемы «остановки мышления ». Для этого организуется как можно более полная загрузка восприятия (прежде всего зрительного и слухового) в сочетании с каким-то монотонным занятием, например, длительным песнопением. Это нарушает нормальное протекание мыслительных процессов, понижает критичность мышления, самостоятельность личности.

Используются также групповое давление и сокрытие истинных целей общения. Инструментом манипуляции в этом случае служит появление чувства вины за возникающие подозрения или чувство интеллектуальной недостаточности понять то, что происходит вокруг. При этом любые попытки понять происходящее встречаются неодобрительно. Новичку с многозначительным видом могут сказать какую-нибудь непонятную, загадочную фразу, в роде такой: «Сокровенное знание откроется, когда ваше сознание будет готово принять Истину».

В результате вышеуказанных манипуляций у человека, вовлеченного в тоталитарную религиозную организацию, происходит культовое изменение личности . Благодаря гибкости сознания эти изменения прежде всего происходят в нем. На начальном этапе они неустойчивы и обратимы. Закрепить деформацию можно изменениями в других структурах личности, к которым можно отнести следующие.

1. Изменение ценностных ориентаций, жизненных целей и смысла

жизни. Доминирующими становятся ценности культовой группы, возникают установки на служение (спасение, свидетельствование, слияние с божеством и т.д.).

2. Углубление сдвигов в аффективной сфере, изменение доминирующего психического состояния, что проявляется в экзальтации чувств или их приглушенности, обеднении эмоциональной гаммы. Усиливается чувство вины перед организацией из-за того, что не отвечаешь требуемым стандартам хорошего адепта. Появляется страх оказаться отвергнутым культовой группой, стыд за свои «грехи». Со временем человек начинает ощущать свою дезадаптированность, неспособность жить вне группы. Это усиливает страх и тревогу. Подобное происходит потому, что членам культа разрешены только те чувства, проявление которых способствует созданию привлекательного имиджа группы. В результате при выходе из секты адепты, как правило, находятся в сильнейшем стрессовом состоянии. И до тех пор, пока решивший порвать с культом не проявит готовность к открытому обсуждению того, что у него происходит внутри, он остается дезадаптированным к нормальной общественной жизни.

3. Изменение ряда личностных качеств, Я-концепции, социального восприятия, т.к. в деструктивных культах одобряются только те качества личности, которые облегчают тотальный контроль над сознанием и поведением. Эти качества и усиливаются, что приводит к потери индивидуальности. Подавление индивидуальности, в свою очередь, неизбежно ведет к жесткости в поведении и жестокости в отношении к другим людям. Наиболее часто эти изменения выражаются в холодном отношении к близким людям, в отказе от семьи, в агрессивном отношении к окружающим, имеющим мнение, отличное от культовых установок. Деиндевидуализация и возрастание жесткости, нетерпимости взаимно усиливают друг друга.

4. Изменение межличностных отношений в направлении ограничения круга общения только с членами культа. Контакты с внешним миром остаются только для вербовки новых членов или для проведения коммерческих операций. В общении и межличностном взаимодействии исключаются ирония и юмор, т.к. они являются элементами самовыражения человека, что недопустимо в секте. Здесь насаждается чувство превосходства над непосвященными, идея избранности, что усиливает обособленность адептов от окружающего их мира, их нетерпимость, агрессивность и это вопреки предназначению «спасти человечество».

5. Изменение образа жизни, трудовой деятельности, бытового поведения, что связано с отсутствием свободного времени, личной жизни вне организации, подчинение профессиональных интересов целям культовой организации. Все это помогает контролировать сознание, не оставляя времени для уединения, размышления, осознания того, что происходит. Адепт деструктивного культа в таких условиях теряет способность мыслить критически, адекватно оценивать окружающих людей, доходит до физического и эмоционального истощения. А в таком состоянии человек отличается повышенной внушаемостью, чего и добиваются лидеры культа.

Рассмотренные личностные изменения приводят к серьезной деформации культового сознания. В нормально функционирующем сознании свободного человека находит свое отражение вся временная перспектива личности – прошлое, настоящее и будущее. Для культового сознания это не характерно, ибо оно деформировано. Лидеры тоталитарных культов внушают адептам необходимость забыть о прошлом, не связанным с идеями культа и служения ему. События настоящего отражены фрагментарно, не все события окружающего мира доходят до адепта. Такое сознание необходимо для того, чтобы людьми было легче управлять.

Бесконечные молитвы, проговаривание одних и тех же словесных формулировок, психофизические упражнения, весь мир жизни адепта порождают монотонностью, которая приводит к затяжному стрессовому состоянию и невротизации личности. А в невротическом сознании сужен интервал восприятия настоящего, ослаблена способность к полноценному переживанию человеческих радостей. Прошлое воспринимается как череда ошибок и невезения. Будущее, в котором все наконец-то разрешится и мечты станут реальностью ожидается с нетерпением. На высказывания о своем плохом физическом состоянии в культах наложен запрет, в связи с чем оно из сознания вытеснено, но одновременно нарушено и адекватное представление о собственной телесности. А без этой составляющей невозможно полноценное ощущение настоящего времени, его отчетливое осознание. Фокус культового сознания перемещен в будущее, где как заслуженная награда за долгую и упорную борьбу со злыми силами окружения, с собственным несовершенством начнется совсем другая жизнь. Такое отношение к жизни возникает у людей с недоразвитым или подавленным чувством инициативы, с угасшим стремлением к жизненным целям.

И в заключении хотелось бы остановиться на том, как человеку не попасть в сети тоталитарных религиозных организаций, а если уже это случилось – выйти из них?

Совет, касающийся первого вопроса, может быть только один: «Думать, думать и думать, когда к вам с предложениями оказать помощь в обретении здоровья, счастья и гармонии обращаются вдруг люди на улице, предлагают пойти на собрания и диспуты, где речь будет идти о борьбе со злом и торжестве справедливости, или снять квартиру за полцены у некой «доброй» бабушки, устроиться на работу в Сайентологический или другой религиозный центр для выполнения канцелярских работ с перспективой роста и т.д.». Такие предложения могут стать «мышеловкой», из которой будет весьма нелегко выбраться.

Что же касается второго вопроса, то специалисты предлагают следующие рецепты ухода из сект подобного рода. По их мнению, секты – это болезнь не только человека, но и общества, а значит об исцелении этого недуга необходимо думать сообща с учетом опыта людей, прошедших через это, избавились от их влияния сами и хотят помочь другим. А их опыт свидетельствует, что помощь должна заключаться в следующем.

Прежде всего, нужна полная изоляция человека, спасающегося от контактов с сектантами, как и они изолируют свои жертвы от внешнего мира, не позволяя смотреть телевизор, слушать радио, читать прессу, книги, подходить к телефону и т.д., но только все наоборот. Необходимо человека обеспечить информацией об окружающем мире. Однако в этом случае нередко возникает необходимость в квартире, в которой человека можно было спрятать от навязчивых «братьев и сестер».

Начальный этап вхождения человека в нормальную жизнь должен стать периодом реабилитации – восстановления физических и духовных сил. Если говорить проще, то человеку надо обогреть, накормить, дать возможность выспаться. Здесь не избежать помощи психотерапевта, т.к. человек находится в состоянии стресса и страха преследования, его терзают сомнения в правильности своего поступка по уходу из секты. Но общение с психотерапевтом у него не должна ассоциироваться с практикой его бывших «учителей». Возможно, будет нужна помощь и других специалистов – юристов, сектоведов, врачей и т.д.

Да и после реабилитации человек нуждается в постоянной помощи специалистов, родных, близких, друзей. Процесс вхождения в нормальную жизнь не так уж и прост.

Таким образом, одним из средств защиты от сект и культов тоталитарной направленности является знание механизмов вовлечения людей в организации подобной направленности, в основе которых лежат как объективные, так и субъективные факторы манипулирования сознанием. Воздействие этих факторов ведет к серьезной деформации личности. Недопущение вовлечения людей в деструктивные секты является одной из важнейших задач общества, выступающей как элемент обеспечения безопасности личности.

Страница 7 из 24

РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ

Религиозная безопасность общества и государства

Знание религиозной ситуацией в стране и своем регионе, а также контроль над ними являются составной частью деятельности по обеспечению правопорядка и национальной безопасности.

Истории давно известен план завоевания страны: сначала приходит религиозный миссионер, за ним - купец, а затем - завоеватель. Миссионер готовит почву для раскола общества по религиозному признаку, организует своего рода «пятую колонну» среди части населения, готовой поддержать любые начинания иностранных хозяев. Купец устанавливает экономическую зависимость. Солдат же довершает дело, уже, по сути, полностью сделанное эмиссарами от религии и экономики.

Необходимо отличать реальную свободу совести от декоративных по своей сути лозунгов об «абсолютной религиозной свободе», «правах религиозных организаций», за которыми кроется стратегия, враждебная России. Она направлена на разрушение Русской Православной Церкви как одного из факторов обеспечения стабильности в России.

Подрыв духовных основ российского общества в целях ослабления российского государства состоит в следующем:

· Создание в лице религиозного сектантства, имеющего антигосударственный характер, мощного потенциального рычага давления на власть.

· Создание взаимосвязанной сети некоторых нетрадиционных религиозных организаций для сбора разведывательной информации.

· Создание резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков или других антиобщественных акций в городах России.

· Установление контроля над различными государственными чиновниками со стороны руководителей ряда нетрадиционных религиозных организаций (подкуп, шантаж, ложь, установление контроля над сознанием).

Из всего вышесказанного следует, что с точки зрения национальной и государственной безопасности религиозные организации можно разделить на лояльные по отношению к социально-политическому устройству страны и государства и антигосударственные , направляющие свою деятельность на дестабилизацию социально-политической обстановки, ослабление власти, расчленение страны и ее геополитическое поражение.

Права человека и угроза со стороны деструктивных религиозных организаций

Рассматривая проблему религиозных организаций с точки зрения деятельности правоохранительных органов, необходимо поднять основной для защитников правопорядка вопрос о всестороннем обеспечении и соблюдении прав и свобод человека в российском обществе.

Каждый гражданин России свободен сам выбирать, исповедовать ему какую-нибудь религию или не исповедовать никакой. Все дело в том, что этот выбор должен быть действительно свободным и не посягать на свободу окружающих. XX век породил множество новых, прежде всего информационно-психологических, способов воздействия на человека, возможностей установления контроля над ним. Для достижения своих глобальных целей деструктивные религиозные организации стремятся к полному контролю над сознанием своих адептов. Такой контроль может быть назван тоталитарным (тотальный - полный), так как он осуществляет задачу превращения человека в своеобразного биоробота. В социальном плане это делается в целях индоктринации - планомерного распространения доктрины или идеи, формирующей общественное мнение в нужном направлении.

Тоталитарная секта отличается от нормальной религиозной организации именно тем, что она не просто проповедует (то есть излагает и объясняет) свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Поэтому подобные религиозные организации получили название деструктивных , то есть оказывающие разрушительное воздействие на личность человека. Можно выделить несколько последствий деятельности тоталитарной секты:

1. Разрушительное влияние на сознание, вызывающее психические расстройства большинства членов секты, что приводит к высокой вероятности агрессивных ответных действий с их стороны в состоянии психической невменяемости.

2. Установление четкой грани между теми, кто имеет право на существование (члены секты), и теми, кто такого права не имеет (все остальные). Это настраивает членов секты на готовность принести в жертву ради достижения цели своей секты любое количество иноверцев.

3. Заведомое оправдание члена секты за любое преступление, совершенное ради своей организации.

4. Принуждение к беспрекословному подчинению членов секты ее лидерам, запрет на любую критику всего, что связано с учением секты.

5. Внедрение в сознание сектантов принципа «удвоения», позволяющего избежать комплекса вины за совершаемые преступления и оправдать любые свои (и других членов секты и лидеров) действия, совершаемые во имя «правильных идей», а также подготовить человека к практически бесконфликтному принятию решения о самоубийстве.

6. Полное нарушение идентичности: после психологической обработки человек становится уже совсем другой личностью, при этом оказываются разорванными все привязанности вне секты.

7. В ряде деструктивных религиозных организаций для воздействия на сознание применяются специальные наркотические средства.

Самое печальное заключается в том, что попавший под духовное влияние тоталитарной секты человек далеко не всегда чувствует свою несвободу. У него создается иллюзия «правильного выбора». Для достижения такого результата используются следующие психотехники:

1. Групповое давление и «бомбежка любовью», которые лишают способности к сомнению и вырабатывают потребность в принадлежности к секте на эмоциональном уровне. Любой человек нуждается в эмоциональном тепле, что усиленно используется сектантами путем «насаждения» совместных игр, пения, объятий, прикосновения, взаимной лести и т. д. Например, в корейской протестантской секте принято при приветствии членов секты обмениваться с ними тесными, продолжительными объятиями. Цель подобной методики - желание вызвать у члена секты или вербуемого в нее ощущение его нужности, особенности, легкости и приятности общения с ним. Новичка ни на минуту не отставляют без внимания и опеки. В частности, в секте мунитов существует процедура, называемая «сандвич»: требуется, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением сотрудничать с новообращенным и развлекать его.

2. Изоляция, которая создает невозможность или нежелание сопоставлять информацию, предоставляемую сектой, с реальностью.

3. Погружение в состояние постоянной внушаемости посредством медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий.

4. Внушение чувства страха и вины путем извлечения признаний (исповедей) под предлогом дальнейшего сближения и обнаружения скрытых страхов и запретов. Это делается с целью создания эмоциональной уязвимости, формирующейся под воздействием явных и скрытых угроз, чередования наказаний и наград.

5. Принуждение к отказу от сна, что считается разновидностью духовных упражнений.

6. Неадекватное питание, которое маскируется или под специальную диету для улучшения здоровья, или объявляется «обязательной» принадлежность ритуала.

7. Сенсорная (чувствительная) перегрузка, способствующая навязыванию идеалов нового вероучения, которые заменяют прежние ценности новообращенного в результате усвоения им огромного объема информации за чрезвычайно короткий период времени, что ограничивает возможность его критической проверки.

8. Создание проблем в семье новообращенного, а именно:

· их разрушение;

· появление социальных сирот - детей, брошенных родителями-сектантами;

· резкое ухудшение здоровья членов семьи сектанта (в первую очередь - психического) в результате разрушения семейных отношений;

· лишение ухода за престарелыми родителями детьми-сектантами;

· отсутствие доверия между членами семьи;

· трагедии, связанные с принуждением руководителями сект своих членов к разделу имущества, совместно нажитого в браке (размен квартиры, раздел денежных средств), с последующей его передачей в секту;

· вовлечение в секту родных и близких;

· физическое и психологическое насилие в семье по религиозным мотивам.

Совокупность всех названых выше техник и методов позволяет постепенно вытеснить прежнюю личностную идентификацию и заменить ее на новую. Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения техники контроля над сознанием, личность члена деструктивной религиозной организации доводится до состояния психической беспомощности, бессилия и дискредитируется. Вместо нее выстраивается сектантская личность, предназначенная для воплощения идей и исполнения воли лидера секты. Теперь новая личность обладает не собственной, а ложной, «иллюзорной» самостоятельностью.

Итак, угроза со стороны нетрадиционных для нашего общества религиозных организаций может проявляться в двух взаимосвязанных аспектах:

а) посягательство на геополитическую, национальную, государственную, общественную безопасность России (антигосударственность религиозной организации);

б) нарушение прав и свобод граждан (деструктивность религиозной организации).

Как правило, деструктивность влечет за собой угрозу интересам общества и государства, а посягательство на национально-государственные интересы страны означает угрозу правам и свободам граждан.

Российский законодатель предусмотрел возможность различных угроз и вызовов религиозной безопасности. В Основном законе четко определено: «свобода вероисповедания может быть ограничена федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Ч. 3, ст. 55 Конституции РФ). Также законодатель продублировал данную норму в ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Таким образом, государство предоставляет гарантии безопасности своим гражданам в религиозной сфере общественной жизни. Согласно п. 2 ст. 9 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», ограничения прав и свобод возможны, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 г. № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» указывается, что «государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам...». Таким образом, важным барьером на пути угроз религиозной безопасности является легализация религиозных объединений. Согласно ст. 6 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Следует учесть, что отсутствие государственной регистрации у религиозных групп часто приводит к тому, что их деятельность вне контроля, хотя юридически объем их прав существенно ограничен. Как правило, религиозные сообщества, разделяющие экстремистские или иные противоправные, идеи не идут на государственную регистрацию и стараются не именоваться религиозными, прячась под вывесками образовательных, культурных, этнонациональных, психологических центров, чтобы иметь доступ к школам, вузам и иным структурам. Как заметил диакон Андрей Кураев, именуя себя наукой и философией, эти «кружки» легче получают симпатии людей и чиновников46. В то же время согласно ст. 3 п. 5 упомянутому выше Закону «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии». Поэтому, обязывать все религиозные группы проходить государственную регистрацию нельзя. В целях обеспечения религиозной безопасности необходимо, как считают специалисты, ограничить объем прав религиозных групп, исключив возможность распространения, то есть, пропаганды, своего религиозного учения47. В связи с тем, что законодатель предоставляет одинаковую возможность распространения своего учения как религиозной группе, так и религиозной организации, невозможно одновременно соблюсти право на свободу вероисповедания и обеспечить религиозную безопасность общества. Возможно на этот шаг когда-нибудь пойдет законодатель. На сегодняшний день следует иметь в виду, что распространение учения в СМИ, Интернете, публичных лекциях осуществляется такими группами часто под вывесками нерелигиозного характера. Особую опасность для религиозной безопасности представляют секты. По оценкам Центра религиоведческих исследований, в России насчитывается от 300 до 500 различных сект общей численностью 600-800 тыс. человек48. Количество сект в каждом из регионов напрямую связано со степенью влияния ведущих религий. Там, где в советское время были утрачены православные традиции и обряды, где недостаточное количество приходов, сектанты чувствуют себя вольготно, а где религиозные традиции сильны - ситуация прямо противоположная. В результате наибольшее количество сект действовало в Москве, Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области, Таймыре, Республике Коми, Архангельской, Мурманской, Пензенской и Сахалинской областях, Северной Осетии, Хакасии. Во Владимирской, Кировской, Костромской, Курской, Смоленской и Ярославской областях, Мордовии, Дагестане, Татарии, Чувашии, Башкирии, Калмыкии сект было немного. В законодательстве отсутствует определение секты. Под сектой специалисты понимают закрытую религиозную группу, противопоставляющую себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона. Особую опасность представляют тоталитарные секты, представляющие собой закрытую организацию с авторитарным руководством, которое, стремясь к власти над своими последовате- лями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, философскими, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, экономическими, образовательными, научно-познава тельными, культурологическими и иными идеями. В специальной литературе используется также понятие «деструктивное религиозное объединение» - это авторитарная иерархическая организация, разрушительная по отношению к естественному внутреннему миру личности (внутренняя деструктивность), а также к культуре и традиционным ценностям общества (внешняя деструктивность). Как правило, такие объединения практикуют скрытое психологическое насилие, которое выражается в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам. А лидеры в свою очередь стремятся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и/или незаконной власти49. Общеизвестно, что тоталитарные секты - это всегда обман при вербовке (ввести в секту до того, как человек что-либо узнает о ней); иерархия членов секты; наличие вожака; собственный язык, терминология и т.п. Тоталитарная секта - это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов, нанося им эмоциональный, психологический, финансовый и физический вред. Секта в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов и использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного члена. Современные сектанты используют новейшие технологии манипуляции сознанием, знают достижения психологии и психоанализа, контролирования сознания людей, методы пропаганды и вербовки. Если учесть, что многие секты обладают мощными финансовыми структурами и поддержкой спецслужб некоторых государств и частных кампаний с бюджетом транснациональных корпораций, бесконтрольная деятельность «новых религиозных движений» может не только нанести серьезный вред здоровью людей, и урон традиционным ценностям, но и причинить вред национальной безопасности. Для того чтобы воспрепятствовать деятельности сект и деструктивных религиозных объединений, законодатель внес в 2013 году в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» следующие запреты: не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации: иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности. Правительство Германии разработало памятку с признаками тоталитарных сект. Наиболее частыми являются следующие признаки. Во- первых, руководители и адепты внушают новичкам «в группе ты найдешь именно то, что до сих пор искал». Во-вторых, этому способствует простота учения секты: мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему. В-третьих, как правило, тоталитарная секта всегда имеет своего учителя или гуру, который один знает истину. В-четвертых, апока- липтичность учения: мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его. В-пятых, адептам очень сложно остаться в одиночестве, кто-то из группы всегда рядом с ними. Следует учесть, что не все секты имеют ярко выраженную религиозность. В сектах коммерческих есть лишь культ успеха, благополучия и богатства, которые принесет вступление в организацию, компанию, клуб. Эти секты религиоведы называют коммерческими (или индустриальными) культами50. Типичные примеры подобных сект - “Гербалайф”, «Эм-Уэй» («Am-way»), «Ипсум» («Ipsum») Фабриса Керерве и другие подобные им организации, функционирующие по принципу пирамиды, или, как они сами это называют, «многоуровневого маркетинга». Согласно ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Правом внесения представлений в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления. Кроме того, деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». Государственная религиоведческая экспертиза позволяет определить наличие признаков секты в деятельности религиозного объединения. В ходе проведения религиоведческой экспертизы существует возможность распознать и отсечь секты и квазирелигиозные организации, преследующие только коммерческие или незаконные цели. (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «О государственной религиоведческой экспертизе» от 18 февраля 2009 г.) В сфере религиозной безопасности нормы международного права также играют большую роль. В частности, ст. 9 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (Рим, 04.11.1950) позволяет ограничивать свободу исповедовать свою религию или убеждения в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Иными словами, государство имеет право не предоставлять статус религиозной организации любому обществу верующих с целью недопущения легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные действия. Кроме того, основанием для отказа может быть и миссионерская деятельность, когда она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п. Об этом говорится в Постановлении Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе» и в Рекомендации Совета Европы № 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», а также в Постановлениях Европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series А, № 260-А) и от 26 сентября 1996 года (Reports of Judgments and Decisions, 1996-IV), разъяснивших характер и масштаб обязательств государства, вытекающих из статьи 9 названной Конвенции. В Стратегии религиозная безопасность отдельно не рассматривается. Указывается лишь на то, что основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность религиозных организаций и структур. В Концепции общественной безопасности отмечается, что условия для религиозного экстремизма создаются незаконным пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан, а религиозная рознь связывается в том числе с переселением мигрантов с востока страны в центр, в том числе в Московский регион. Следует инициировать принятие Федерального закона «О религиозной безопасности» вместо давно устаревшего ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором подчеркнуть историческое и культурное значение РПЦ и других традиционных религий в формировании Российского государства; определить и перечислить угрозы религиозной идентичности народам России; описать методику проведения религиоведческой экспертизы; перечислить признаки сект; закрепить принципы взаимодействия и сотрудничества церкви и государства; формы их взаимной поддержки; механизмы правового обеспечения жизнедеятельности церкви в современном российском обществе; закрепить гарантии независимости РПЦ и ее участия в политической и правовой жизни общества. В этом же законе следует указать на сохранение особой роли в формировании культуры и истории Российского государства Русской православной церкви, а также традиций и культуры ислама, буддизма, иудаизма.

Факультет Управление

Кафедра «Математики и информатики»

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

«Религиозная безопасность»

Выполнила студентка

группы ЭД20.1/Б-12

факультета «Экономики и финансов»

Шундакова К. М.

Научный руководитель

Орленев П.О.

Москва, 2013

Введение.............................................................................. 2

Опасность для мирового сообщества................................ 3

Опасность для отдельного индивида................................. 5

Заключение.......................................................................... 6

Список используемой литературы и источников.............. 7

ВВЕДЕНИЕ

Говоря о религиозной безопасности, что конкретно, мы под этим подразумеваем?

В мировом масштабе : Особенную обеспокоенность всего мирового сообщества вызывает деятельность религиозных организаций деструктивного и тоталитарного типа. Деятельность тоталитарно-деструктивных неокультов сопровождается, в той или иной степени, нарушением общественной безопасности и порядка, нанесением вреда здоровью и моральному состоянию населения. Поэтому во многих странах мира отмечается возникновение проблемы защиты общества, прав и свобод граждан от вредного влияния определенной части неокультов.

В масштабе одного государства : Исторический опыт убеждает, что недостаточное внимание и правовое регулирование, а также неуправляемость процессами, которые происходят в гуманитарной сфере, вообще, и религиозной жизни, в частности, может привести к серьезным социально-политическим конфликтам, а значит, в конечном счете, представляет собой угрозу реализации национальных интересов и укрепления национальной безопасности.

В масштабе одного индивида : некоторые из религиозных организаций унижают личность, нарушают права человека и национальное законодательство, культивируют расистскую идеологию, практикуют финансовые злоупотребления и уклонения от уплаты налогов, употребляют наркотики и т.п. «Некоторые из религиозных организаций опасны для общества, особенно для детей, социально неблагополучных лиц и семей», - говорится в докладе Комитета Европарламента.

В данной работе я хотела бы рассмотреть первый и третий пункты. Так как именно от деструктивных и тоталитарных религиозных организаций исходит максимальная опасность для любого человека в частности и для мирового сообщества в целом.

ОПАСНОСТЬ для мировой общественности:

Связь между религией и терроризмом - явление не новое. Сопротивление зилотов в Иерусалиме в I веке до нашей эры, ритуальные действия тагов в Индии в VII веке, насилие ассасинов - это ранние формы проявления религиозного терроризма. В XX веке вместе с развитием политических школ ему на смену пришел терроризм сепаратистский и идеологический. Появление современного религиозного терроризма связывают с революционной борьбой в Иране в 1980 году. Тогда термин религиозный предполагал исламский. Пришли 90-е годы и с крушением коммунистической идеологии, образованием новых независимых государств сократилось число сепаратистских террористических организаций. Одновременно возросло количество религиозных движений, которые уже являлись не только исламскими, а были связаны со всеми мировыми религиями и многочисленными сектами и культами.

Именно исламские террористические организации осуществили наибольшее количество террористических актов за последнее десятилетие. СМИ чаще всего рассказывают именно про действия этих организаций, что, безусловно, способствует достижению одной из целей данных образований – устрашение и им как никому удается влиять на международную политику. В основе исламского терроризма лежит стремление распространить фундаментализм за счет других стран.

В то же время не прекращается конфликт мусульман с евреями США и Израиля, который является следствием трех глобальных мировых кон­фликтов:

Между «властителями мира» и «рас­топтанными мира»

Культурной войны между Западом и исламским миром.

Борьбы между иудаизмом и исламом.

Израиль является порождением западно­го империализма, и был создан для утверждения влияния запада на Ближнем Востоке и использования ресурсов арабских стран. Следовательно, Израиль - это ни что иное, как источ­ник зла и насилия на Ближнем Востоке, главное пре­пятствие исламскому объединению, и он должен быть уничтожен. Израиль – одна из богатейших и влиятельнейших стран, которая так или иначе принимала участие практически во всех крупных военных мировых конфликтах. С определенной точки зрения, можно говорить, что Израиль стремится к мировому господству.

Если любая мусульманская земля подвергается чьему-либо нападению, то джихад становиться священной обязанностью каждого мусульма­нина: «Цепи сомкнутся, и по всему миру бойцы ислама соединят свои руки с руками других бойцов. И весь исламский мир воспрянет и возопит: «Да здравствует джихад!» - и этот крик достигнет небес и разразится во всю мощь, пока освобождение не наступит, пока захватчики не будут побеждены и победа Аллаха не восторжествует» (статья 13). Джихад трактуется как часть веры, а тот, кто отказывается от него, тот отказывается от веры.

Исламские группировки контактируют друг с другом, поскольку у них общий враг – западная цивилизация и государство Израиль, общая идеология – исламский фундаментализм. Для того чтобы понять сущность исламского терроризма необходимо понять, что собой представляет исламский фундаментализм – форма радикального ислама, утверждающая, что для возвращения былого могущества исламским странам необходимо отказаться от «всего западного» и вернуться к истокам, которые проповедовал Мухаммед.

Исламская мысль может уместиться в одном предложении: «против тех, кто не соблюдает законы ислама, необходимо сражаться», таким образом, джихад возводится в ранг шестого столпа ислама лидерами террористических группировок.

Секта «Аум Сенрике» («Высшая истина») была основана в 1987 году Сёко Асахарой в Японии. В 80-х годах его посетило ведение, что Бог передал ему «весть», что он избран для того, чтобы «повести армию божью». Во главу угла это движение ставит насильственное подчинение индивидуальной воли человека религиозному уставу, трактовка же устава признается верной исключительно в версии вдохновителей террористической организации. Самым же ярким фактом, противоречащим гуманистическим принципам существования, является принцип насилия по отношению к другому в сочетании с провозглашенными религиозными мотивами этого насилия. «Убийство помогает и жертве и убийце обрести спасение. Те, кто верит в наступление судного дня, считают, что чем раньше наступит царство Антихриста, тем скорее будет разрушен продажный мир, восторжествуют новые небеса... все становиться дозволено, зло превращается в добро».

Появление современного религиозного терроризма представляется наибольшей угрозой существованию человечества, идущей от террористических организаций по сравнению с «традиционными» террористическими группами.

ОПАСНОСТЬ для отдельного индивида:

Понятно, что мировой религиозный терроризм грозит обычному человеку как минимум материальными потерями, а как максимум может стоить жизни, здоровья, как физического, так и психического. Но помимо крупных религиозных организаций, существует огромное количество мелких сект, которые может и не имеют мирового значения, но которые губят жизни обычных людей, их семьи. Чем больше таких организаций, тем глобальнее становится проблема и тем больше необходимость выявлять такие организации.

Вот ряд методов, которыми пользуются сектанты для достижения своих целей:

    психофизическая техника воздействия на людей. Например, такой приём как „бомбардировка любовью“ (у Муна): человека, по неосторожности давшего доброжелательному проповеднику свой телефон, буквально забрасывают предложениями прийти на встречи, семинары и т.д. И если он приходит, его бомбардируют комплиментами, окружают плотной стеной внимания и любви. Сердце оттаивает, и в него легко закладываются первые „уроки“.

    Часто «истины» вкладываются в психику человека, предварительно обработав его организм многодневными постами и недосыпаниями, изнуряющими упражнениями - „пластическими молитвами“ или „медитациями“. Есть сведения, что некоторые секты пользуются гипнозом и не совсем ещё ясными механизмами, которые точнее всего назвать программированием людей.

    Традиционная сектантская техника - религиозные шоу: психофизическая реакция на простые приёмы управления толпой (совместное скандирование, громкие комплименты залу, общее раскачивание, взявшись за руки, воздействие звуком и светом и т.д.).

    Обширные экономические требования к рядовому члену секты; при разговорах о бесполезности материальных благ как-то всё же получается, что человек несет в секту своё имущество (а то и чужое) или работает на секту: иногда это навязывание прохожим литературы или билетов на религиозные шоу, иногда - проституция, а в секте Муна - была даже бесплатная работа в его своеобразных „колхозах“ и на заводах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы обозначили, какие опасности существуют в религиозном мире. Но при этом остался вопрос, что же такое религиозная безопасность.

Впервые о религиозной безопасности в контексте национальной безопасности законодатели в России заговорили в середине 90-х годов прошлого века. Примером может служить обращение Государственной Думы Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 года. В данном обращении предлагалось «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной ». Поводом к такому обращению послужили многочисленные факты антиобщественной и антигосударственной деятельности некоторых религиозных объединений, что является прямой угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

На сегодня можно однозначно констатировать тот факт, что опасности, рождающиеся в религиозной сфере, могут угрожать конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности любого государства и, в частности, Российской Федерации. Изучение внутренних документов некоторых религиозных объединении показывает, что многие из них стремятся к общемировому господству или к созданию новых теократических государств на территории существующих.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у религиозной безопасности те же объекты, как и у безопасности вообще: личность, общество, государство. При этом государство выступает основным субъектом обеспечения религиозной безопасности.

На мой субъективный взгляд, это утопическое понятие. Ни одна из религий не является идеальной, и любой здравомыслящий человек найдет кучу вопросов, оставшихся без ответов. Это в первую очередь касается мировых религий. Никто не застрахован от религиозного терроризма. Никто не может гарантировать, что какой-нибудь сектант не воспользуется гипнозом или еще каким-то из вышеописанных методов воздействия. Но проблема существует, более того, существует опасность, угроза жизни, поэтому видимо необходимо более глобально изучать этот вопрос, найти способы достижения этой самой религиозной безопасности, как на мировом уровне, так и для каждого человека в отдельности.

Список используемой литературы и источников:

    http://ru.wikipedia.org

    Васильев В. Терроризм: прогноз на завтра М. 1999

    Терроризм: психологические корни и правовые оценки, 1995

    Тарасевич И.А. Религиозная безопасность как ключевая сфера национальной безопасности Российской Федерации

Существенной особенностью развития общественной жизни России, да и всех государственных новообразований на территории бывшего СССР является возрождение религиозного сознания населения. Об этом можно судить по следующим характерным признакам.

Во-первых, согласно социологическим опросам, фактически за одно десятилетие (с 1980 по 1991 г.) число верующих возросло в 3 раза и по разным оценкам составило от 33 до 55 % населения.1721 Заметный рост православных верующих произошел после проведения мероприятий, связанных с 1000-летием крещения Руси и особенно после распада Советского Союза. Наиболее распространенной религией в России остается православие. С ним себя отождествляет 73,6 % россиян; 4 % граждан РФ заявили о своей приверженности исламу; менее 2 % исповедуют не православное христианство или принадлежат к иным конфессиям; 18,5 %

считают себя атеистами и лишь 2,3 % затруднились с религиозной

самоидентификацией.

Во-вторых, резко возрос процент верующих среди молодежи, особенно образованной. Он превысил уровень религиозности людей среднего возраста. В религиозных общинах все более заметную роль играют образованные, сведущие в богословских вопросах верующие среднего или молодого возраста, которые не ограничиваются участием в религиозных обрядах. Они, как правило, много времени уделяют милосердию, благотворительности. Возросла и их социально-политическая активность.

В третьих, наблюдается рост пр естижа конфессиональных организаций, действующих в стране, возникновение религиозных политических партий и движений.

В-четвертых, ушла в прошлое практика администрирования в вопросах религии и атеизма, нередкого притеснения верующих и насаждения атеизма. Сегодня церковь принимает активное участие в самых разных сферах общественной жизни.

В-пятых, в религиозных конфессиях и религиозных организациях формируются собственные социальные доктрины. Церковные иерархи, духовенство, массы верующих все решительнее и аргументированнее дают нравственную оценку социально -политическим процессам, протекающим в стране, и не склонны слепо доверять как религиозным, так и политическим лидерам.

Однако при всей важности происходящих перемен имеют место и негативные тенденции. Усиление прорелигиозных устремлений опережает рост самой веры, а позитивный процесс понимания религии как элемента культуры народа, одного из факторов, формирующих национально - этническое самосознание, ее роли в утверждении морали и общечеловеческих ценностей сопровождается порой издержками своеобразного религиозного бума. Это проявляется в деятельности тех, кто использует религию в корыстных целях, в увлечении ничего общего не имеющей с верой мистикой, в межконфессиональном соперничестве, во втягивании религиозных организаций в текущую политику, в межнациональные и межэтнические конфликты и т. д.

Причины и характер повышения интереса к религии, как и сопутствующих этому процессов, многообразны, они зависят от объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Поэтому дать полную картину религиозного возрождения, наблюдаемого в той или иной степени во всех социальных группах, регионах, конфессиях, прогностическую оценку тенденции его развития может только беспристрастный, свободный от идеологических и конфессиональных предвзятостей анализ. Мы остановимся лишь на некоторых причинах возросшего влияния религии.

Это прежде всего общественно-политические и правовые перемены в стране. Отказ от монополии коммунистической идеологии, провозглашение плюрализма в области духовной жизни ликвидировали существовавшие на протяжении десятилетий официальные и неофициальные запреты в религиозной сфере. Было принято прогрессивное законодательство о свободе совести и вероисповеданий. Все это позволило религиозным общинам и организациям активизировать свою деятельность, а верующим свободно отправлять религиозные обряды. Об этих благоприятных политико -правовых переменах свидетельствуют и заявления религиозных деятелей всех конфессий, действующих на территории РФ.

На рост религиозного сознания оказывают воздействие и такие факторы, как политическая нестабильность, межэтнические конфликты, ухудшение экономического положения и экологической ситуации в стране и в отдельных регионах, порождающие у людей состояние фрустрации,1741 чувство страха, обреченности и беззащитности. Разуверившись и разочаровавшись в бесчисленных невыполняемых обещаниях, они обращаются в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии и церкви. Этому в немалой степени способствует образовавшийся духовный вакуум, вызванный решительным отказом от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество и на которых было воспитано несколько поколений людей. Этот вакуум не удалос ь заполнить системой светских идей и ценностей, понятых и принятых народом, способных увлечь и обнадежить его.

Существенным фактором повышения религиозности современного российского общества является стремление народа преодолеть бездуховность, нравственный кризис. Нравственно неиспорченные люди, стремящиеся жить по совести, видя, что те идеалы, на которых они воспитаны, рушатся, обращаются к религии и церкви как оплоту моральных ценностей, проверенных временем. В этих гуманистических, общечеловеческих ценностях и принципах, в религиозной многовековой традиции воспитания душевной чистоты они видят защиту от негативных явлений современной действительности, порождающих бездуховность общества.

Немаловажное значение в повышении влияния религии имеют и исторические традиции. Патриотическая деятельность православной церкви в кризисные и переломные периоды истории российского общества (формирование Российского государства, борьба с татаро -монгольским нашествием, Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.) всегда помогала ему выстоять. Историческая память народа запечатлела эту прогрессивную деятельность церкви, и сегодня, в кризисное время, многие вновь обращаются к ней как к надежной общественной силе, традиционному институту, способному на полезные и добрые - духовные и социальные - деяния для народа.

К социально-психологическим причинам возрастания интереса к религии следует отнести и то, что в сложные периоды истории страны наблюдается повышение уровня национального самосознания, усиливается тяга к отечественным, национальным ценностям, в том числе религиозным.

Это явление зафиксировано в социальных исследованиях, проводившихся во всех регионах России (например, более 60 % неверующих горожан считают, что религия необходима для сохранения национального самосознания и служит основой патриотически -религиозных течений, правда, порой домогающихся особых привилегий для своей нации и конфессии}

Похожие статьи