Сын 16 лет не слушается что делать. Отношения родителей с подростком — кто из нас трудный? Как пережить переходный возраст ребенка без стрессов

Воспитание неродного ребенка не всегда означает, что отношения с ним будут, как с родным. Такая степень близости — задача непростая и требует огромного количества усилий, терпения и времени. Конечно, многое зависит от обстоятельств и условий появления нового человека в жизни ребенка и отношений с прошлым родителем. Стать хорошими мачехой и отчимом — значит построить отношения на взаимном уважении и умении быть интересным, нужным ребенку не просто на безусловном уровне, как с родным родителям, а в каких-то очень конкретных вопросах и ситуациях. Это социальная любовь, которую нужно заслужить и вырастить с учетом прошлого опыта ребенка, зачастую болезненного.

Каких главных ошибок важно избежать:

  • Не торопите ребенка, дайте ему время привыкнуть к новому человеку и принять тот факт, что жизнь в вашей семье изменилась. Каждому из нас нужна психологическая пауза для принятия жизненно важных изменений, а тем более ребенку, жизненный опыт которого совсем другой, нежели наш.
  • Больше всего дети опасаются, что новый человек резко начнет заводить с ними дружбу, потому что так нужно маме/папе. Они не воспринимают это как искренний и неподдельный интерес, а скорее как ваше желание угодить своему новому супругу/супруге.
  • Не создавайте ситуации конкуренции или необходимости сравнивать отчима/мачеху с родным родителем, в этой ситуации мачеха или отчим, скорее всего, проиграет на фоне родной мамы или родного папы.
  • Не настаивайте, чтобы ребенок называл вас папой или мамой.
  • Не запрещайте ребенку видеться с родным отцом или матерью, если оба могут и хотят встречаться.
  • Посоветуйте вашему новому супругу или супруге не внедрять свои правила и порядки резко, например, менять прежний стиль и образ жизни семьи и все то, к чему привык ребенок.
  • Не ждите многого от ребенка и не требуйте моментального подчинения и следования вашим принципам. Многие из детей воспринимают новых партнеров родителей как угрозу. Лучшее лекарство – не только время, но и способность поддерживать активно-позитивный настрой всегда, когда вы рядом с ребенком.
  • Избегайте критики или негативных оценок родного родителя, какая бы ситуация ни была, даже если сам ребенок негативно высказывается о родном родителе.

Что важно делать, чтобы найти общий язык с ребенком и стать ему другом и наставником

  • Будьте готовы к первым протестам и обидным фразам вроде «ты мне не родной/родная», «ты мне не нужен/а ». Попробуйте понять, о чем на самом деле кричит ребенок и какие чувства за этим могут стоять. Страх, недоверие, злость, обида и, возможно, нежелание принимать реальность такой, какая она есть. Ответьте ребенку другим чувством и реакцией: «Я понимаю, что тебе сложно и некомфортно из-за моего появления, возможно, на твоем месте я чувствовал/а бы тоже самое, но теперь нам предстоит жить вместе и вряд ли тебе и мне будет приятно, если у нас будут конфликты и ссоры. Давай попробуем договориться, как нам поладить. Расскажи мне о том, что тебе не нравится и самых важных правилах для тебя, чтобы ты чувствовал/а себя комфортно, а я расскажу о своих. Давай просто для начала договоримся их соблюдать и не усложнять жизнь маме/папе, ведь каждый из нас ее/его очень любит и не хочет расстраивать. Ей/ему будет очень приятно, если мы хотя бы попытаемся».
  • Принимайте участие во всех видах деятельности, которые интересуют ребенка. Помощь с домашним заданием, в работе над школьными проектами, посещение спортивных мероприятий и кружков, в которых участвуют дети, продемонстрирует им, что вы их поддерживаете. Чем более активное участие вы принимаете, тем быстрее ребенок сможет принять вас и тем больше будет его благодарность за то, что вы являетесь частью его жизни.
  • Распределяйте поровну время и подарки, которые вы дарите вашим родным детям и детям вашего нового супруга/супруги. Теперь и те, и другие – в равной степени ваша семья.
  • Поощряйте приемного ребенка к участию в ваших любимых видах деятельности. Если вы занимаетесь рыбалкой, походами, спортом, если у вас есть какие-нибудь другие хобби, всегда позволяйте ребенку участвовать в них, если это возможно.
  • Общайтесь с ребенком спокойно и понятно. Дайте ребенку, которого вы теперь воспитываете, понять, что с вами можно поговорить всегда, когда это необходимо. Умейте выслушать, если ребенок приходит к вам, чтобы поговорить. Будьте объективны и готовы принять чужую точку зрения – помните, что до вашего появления в своей жизни у ребенка был свой круг общения. Расскажите ему о своих взглядах, но избегайте резкости и давления. Всегда основательно аргументируйте свои действия и мнение.
  • Уважайте личное пространство ребенка. Любой ребенок в подростковом возрасте нуждается в возможности уединиться и в личном пространстве, и если нет никаких причин серьезно беспокоиться о поведении или увлечениях ребенка, чем больше личного пространства вы ему предоставите, тем сильнее он будет ощущать ваше доверие.
  • Постарайтесь забыть, что это не ваш родной ребенок. Иногда, если вы думаете об этом слишком часто, вы будете ощущать неловкость и неестественность в общении с ребенком. Подумайте о том, что для вашего любимого человека его дети – это самые близкие, очень важные и ценные люди.
  • Выберите, будто случайно, фильм, где проигрывается эта проблема и отношения с отчимом и мачехой становятся новым ресурсом для ребенка и развенчивается миф о том, что эти отношения обречены на конфликт и недоверие, и посмотрите его всей семьей,.
  • Сложные правила дисциплины и требования к ребенку выдвигайте вместе с родным родителем и старайтесь всегда заранее обсуждать любые воспитательные действия, чтобы ребенок не искал в вас «хорошего и злого полицейского».

Не нужно играть в роль отца или матери, у вас особая и другая роль – партнера, в которой может быть очень много ресурсов для отношений с ребенком. Наберитесь терпения и мудрости, проявляйте сочувствие и выдержку, говорите с ним честно о своих чувствах и будьте собой. Ведь дети очень чувствуют фальшь, и, может, вы не сразу понравитесь друг другу, но для ребенка в первую очередь важна психологическая безопасность, а ее может дать только искренность и открытость с вашей стороны. Но главное — дети будут относиться к вам хорошо, если вы проявляете особую любовь и заботу к их родным родителям, поэтому от того, какими будут ваши отношения с партнером во многом зависят и ваше совместное будущее с их детьми.

В наше время, когда технический прогресс часто заменяет людям общение в реальной жизни, все острее встает проблема замкнутости у детей. Малыши видят, что их родителям достаточно непродолжительного телефонного разговора, а по вечерам все члены семьи расходятся по своим углам и сидят перед телевизором, с планшетом в руках или за компьютером. Какой вывод делать ребенку? Верно, подсознательно малыш убеждается, что общение – не такая уж нужная для жизни штука.

Неумение и боязнь налаживать контакты может потом плохо сказаться на его взрослой жизни, а человечку нужно будет получать профессию, влюбляться, создавать семью, дружить в конце концов…


Кроме того, замкнутый, стеснительный ребенок очень болезненно реагирует на нестандартные жизненные ситуации. А их, как мы с вами знаем, будет еще много. Непобежденная в детстве замкнутость часто становится причиной возникновения серьезного комплекса неполноценности.

Задача родителей – помочь замкнутому малышу полюбить окружающий мир. Но что именно нужно делать?

Что это такое?

Замкнутость - это не болезнь. Это защитный механизм, с помощью которого ребенок старается обезопасить свой внутренний мир от опасностей, приходящих из мира внешнего.

Замкнутость очень редко передается по наследству, обычно это приобретенная черта характера. Малыш становится закрытым под воздействием внешних факторов – методов воспитания, обстановки в семье, конфликтов в школе или в садике.

Некоторые врачи – неонатологи склонны полагать, что причина замкнутости - следствие недоношенной беременности. Родившихся раньше срока малышей, как известно, изолируют в отдельные реанимационные боксы, и первые дни своей жизни крохи проводят без мамы. Они лишены общения.

Психологи чаще утверждают, что замкнутость формируется в возрасте от 1 года.


В первую очередь, родителям нужно научиться отличать замкнутость от застенчивости. Их часто путают. И чрезмерно стеснительные ребята, и замкнутые почти одинаково реагируют на многие факторы:

  • Они с опаской относятся к незнакомым и малознакомым людям.
  • Болезненно воспринимают любые кардинальные перемены в привычном укладе жизни.
  • Они беспокойны, подвержены частой смене настроений.

Так в чем же между ними разница? Застенчивый ребенок, несмотря ни на что, стремится к общению, и очень переживает, когда оно не складывается. Замкнутый малыш не общается, потому что не знает, как это, зачем и для чего. Он вообще практически не испытывает потребности в общении. Стеснительного ребенка нужно обучать организации общения, а замкнутого - мотивировать к общению. Пока он сам не захочет вступить в контакт с окружающим миром, сделать это за него не сможет даже армия психологов.


Cтеснительный ребенок, в отличии от замкнутого, хочет общения и стремится к нему, но переживает, когда что-то складывается не так, как хотелось бы

Так как распознать замкнутого ребенка?

Симптомы

  • Ребенок мало разговаривает или не разговаривает вообще. Если он и изволит к кому-то обратиться словесно, то делает это тихим голосом или вообще шепотом.
  • Малыш плохо адаптируется к новому коллективу (это может быть детский сад, секция, площадка возле дома, где каждый день играют чужие дети). В таких местах ваше чадо старается держаться в стороне и быть немым наблюдателем.
  • Ребенок практически не высказывает личного мнения. Предпочитает соглашаться с мнением большинства или вообще воздерживается от оценок.
  • У ребенка нет друзей или их очень мало, а общение с ними происходит крайне редко.
  • У малыша странное хобби. Или он настойчиво просит завести ему не котенка или щенка, как это делают остальные дети, а какое-нибудь экзотическое существо - змею, хамелеона, игуану, насекомых.
  • У ребенка есть трудности в обучении, особенно в тех областях знаний, где требуется применять коммуникативные навыки – устные предметы, творческие кружки.
  • Ребенок чрезвычайно плаксив. На любую непонятную ситуацию он реагирует горючими слезами.

Замкнутые дети тяжелее адаптируются к новому коллективу

У замкнутых детей могут наблюдаться проблемы с обучением, так как они не умеют работать в коллективе

У замкнутости есть и проявления на физическом уровне. Такие дети отличаются неглубоким и частым дыханием, мало жестикулируют. Закрытые ребята часто держат руки за спиной или в карманах. Нередко у замкнутых детей болит живот, причем каких-либо серьезных причин медицинского характера для боли нет. И вызванный врач обычно разводит руками: «На нервной почве!».

Так почему же дети становятся замкнутыми?

Причины

  • Болезнь. Некоторые заболевания сказываются на психологическом состоянии ребенка. Часто болеющие дети тоже в группе риска. Они могут стать замкнутыми, потому что много времени проводят дома, не посещают школу или детский сад.
  • Темперамент. Если ваш ребенок – флегматик, определенная доля замкнутости – его врожденная черта. Тут коррекцией ничего не добьешься.
  • Нехватка общения и внимания. Если ребенок – единственный в семье или родители уделяют малышу слишком мало времени.
  • Строгость родителей. Завышенные требования подавляют инициативу крохи, он может начать чувствовать себя ненужным, непринятым, и в результате малыш замыкается.
  • Тяжелая психологическая травма. Ребенок может уйти в добровольную психологическую изоляцию от окружающего мира после сильного стресса. К примеру, он потерял кого-то из членов семьи, родители развелись, близкие болеют или часто громко скандалят прямо при ребенке.
  • Постоянное недовольство родителей поступками и словами крохи. То он слишком медленно ест, то долго одевается, то громко шумит. Постоянно одергивание делает ребенка нервным, неуверенным в своих действиях. В результате он может замкнуться.
  • Частные физические наказания, особенно если они несоразмерны проступку и отличаются жесткостью и жестокостью.


Дети, которые часто болеют и оказываются без общения со сверстниками также могут замкнутыми

Определить истинную причину замкнутости ребенка всегда сложнее тому, кто часто бывает рядом с малышом. Большое, как известно, видится на расстоянии, поэтому родителям имеет смысл обратиться за помощью к психологу. Специалист даст характеристику степени замкнутости карапуза и поможет наладить контакт ребенка с окружающими, подскажет способы коррекции поведения.

Что делать родителям?

Действовать. Причем незамедлительно.

  • Расширяйте круг общения малыша. Водите его в детский сад, на площадку, в парк, в зоопарк. Туда, где всегда много других детей. Естественно, он не сразу начнет с ними общаться, пусть какое-то время постоит в стороне. Постепенно, если все происходит без давления, он начнет принимать участие в общих играх и разговаривать с новыми друзьями.
  • Обеспечивайте ребенку тактильный контакт. При разговоре с посторонними или находясь в новых, незнакомых ребенку местах, всегда держите его за руку. Замкнутые дети отчаянно нуждаются в ощущении безопасности. Чаще обнимайте малыша дома. Научитесь делать легкий расслабляющий массаж, и делайте его ребенку перед сном.
  • Учите ребенка выражать чувства словами. Если он снова уселся у окна в одиночестве, не игнорируйте это. Обязательно задайте крохе наводящие вопросы: «Тебе грустно?», «Ты грустишь, потому что на улице дождь?», «А когда он закончится, тебе станет веселее?». Предлагайте ребенку «замещать» негативные эмоции. В период грусти из-за дождливой погоды предложите ему порисовать вместе или посмотреть мультфильмы. Обязательно обсудите с ним то, что вы сделаете.
  • Создавайте ситуации, когда общение необходимо. К примеру, попросите его взять в магазине упаковку конфет и уточнить у кассира ее стоимость. Он хочет эти сладости, но вы делаете вид, что не знаете, сколько за них нужно заплатить. Уверена, малыш пересилит себя и сумеет задать вопрос незнакомому человеку. Если нет, значит, ребенок еще не готов. Не торопите его. Создайте похожую ситуацию через неделю.
  • Читайте ребенку сказки, в которых много диалогов между героями.
  • В корректирующих играх предпочтение отдайте тем, которые требуют коммуникаций.
  • Чаще спрашивайте мнение ребенка по тем или иным семейным вопросам: Что приготовить на ужин? Куда пойти в выходные?
  • Приглашайте в дом гостей. Лучше, если это будут ваши знакомые с детьми.

Замкнутому ребенку стоит почаще читать сказки, в которых есть диалоги героев

Если ваш ребенок замкнут, почаще приглашайте гостей в дом, особенно с маленькими детьми

Замкнутому ребенку просто необходим тактильный контакт с родителем, особенно в новой обстановке

Как вести себя, если ваш ребенок замкнутый, можно узнать, посмотрев следующий видеоролик.

Игротерапия

Коррекция поведения играми – метод действенный и очень простой и не требует специфических знаний и умений. Лечить ребенка при помощи игры можно и внутри семьи, и в детском коллективе. Особенно эффективно помогают игры для замкнутых детей дошкольного возраста (5-6 лет). Они довольно быстро корректируют проблемы в общении.


«Создаем сказку»

Участников нужно разделить по парам. Каждая «двойка» должна слепить из пластилина несуществующее фантастическое животное. В середине процесса игра останавливаться и пары участников меняются местами. Теперь их задача – долепить существо, которое задумали другие игроки. По окончании творческого состязания ребята рассказывают, кого они придумали, какой это персонаж, что умеет, что ест, где живет.

Кроме того, она будет полезна и коммуникабельным детям как средство профилактики психологических нарушений.

Попросите ребенка нарисовать себя самого, но через много лет. Внимательно посмотрите на картину - по рисунку замкнутого малыша можно многое понять:

  • Если он изображает свою фигуру очень маленькой и при этом не является младшим в семье, это говорит о недостатке внимания и низкой самооценке.
  • Если фигура большая и занимает почти весь лист, ребенок, вероятно, избалован.
  • Если он нарисовал себя и свою семью, но себя чуть вдалеке от других – малыш испытывает одиночество.
  • Если фигурки мелкие, а нажим на карандаш у ребенка сильный, это может быть признаком повышенного уровня тревожности. Кроха не чувствует себя в безопасности, он боится быть открытым.


  • Родителям не стоит отчаиваться и полагать, что выхода нет. Замкнутые и некоммуникабельные дети – не приговор. Это стартовая точка для активных действий.
  • Мама и папа должны каждый день показывать личным примером, что общение - это интересно, познавательно, увлекательно и полезно - помогает решать какие-то проблемы. Они должны демонстрировать все это замкнутому ребенку и рассказывать, какие позитивные чувства дарит им общение. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе.
  • Торопить «буку» нельзя. Он сам выберет наилучший момент для начала общения с кем-то. Дергать его и подталкивать к этому – путь неверный. Это может вызвать еще больший уход в себя. Малыш выстроит настоящий железный занавес, поднять который будет очень сложно.
  • Основа успешной коррекции - доброжелательность. Если малыш будет чувствовать ее, проблем с преодолением трудностей в общении у него не возникнет.


С замкнутым ребенком нужно вести себя осторожно, не торопить его, быть дружелюбным и приветливым

В следующем видеоролике можно узнать, что делать, если ребенок необщительный и как ему помочь.

Черты жертвы
Одноклассники не хотят дружить с твоим сыном, сидеть с твоей дочкой за одной партой… В чем причина такого неприятия?

Психологи выявили наиболее характерные особенности детей-жертв. Вот они :

  • Неадекватность эмоциональных и поведенческих реакций. Дети-изгои долго терпят там, где уместно было бы дать сдачи. Зато, когда чаша терпения переполняется, в ответ на минимальную обиду они лезут в отчаянную драку.
  • Повышенная чувствительность к отношению окружающих. Каким бы делом такие дети ни занимались, главным для них являются не собственные успехи или неудачи, а то, как реагируют на них окружающие. Ребенок-жертва способен уйти из секции или кружка только потому, что кто-то сказал о нем что-то нелестное.
  • Физические недостатки. Сами по себе физические недостатки снижают социальный статус ребенка только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отвергаются дети, страдающие косоглазием , имеющие на лице шрамы (заячья губа, родимое пятно), с повреждениями опорно-двигательного аппарата: сильный сколиоз, детский церебральный паралич.
  • Неопрятность, неряшливость. Громкое сморкание во время уроков, неприятный запах несвежего белья, мешковатая одежда - все это замечается одноклассниками и может стать причиной обидных высказываний, приставаний.

Время обсудить
Когда ты поняла, в чем проблемы твоего ребенка, есть смысл обсудить это с ним самим. Но именно обсудить, ведь действовать предстоит ему самому и расхлебывать последствия - тоже. Твоя задача - помочь проанализировать ситуацию , помочь выбрать подходящий вариант поведения.

После того как ребенок выразил готовность принять твою помощь, подумайте вместе, какие ситуации для него наиболее тяжелы. Задавай ему вопросы. Что он чувствует в эти моменты? Что говорит? Как ведет себя (подробно, включая жесты, мимику)? Затем предложи увидеть свою реакцию как бы со стороны: «Представь себе, что Ване (Мише, Кате…) сказали или сделали то-то (пересказываешь услышанную от ребенка ситуацию), а он бы ответил так-то (пересказываешь реакцию твоего ребенка). Как бы ты вел себя с ним дальше?» Из ответов часто выясняется, что он не испытывал бы радости от общения с подобным человеком и вел бы себя так же, как одноклассники поступают с ним самим. В этот момент очень важно довести до сознания ребенка, что особенности его собственного поведения провоцируют окружающих на нежелательные действия.

Тактика выживания
На следующем этапе нужно помочь ребенку найти новые способы реагирования на неприятную ситуацию. Обсуди с ним, как развивались бы события, если бы в подобное положение попал Петя (одноклассник, хорошо адаптированный в коллективе). Что он сделал и сказал бы? Может ли твой ребенок попробовать вести себя как Петя? Пофантазировать, составив список возможных ответных реакций.

Ответные грубость и насилие иногда могут быть единственным способом самозащиты.

Стратегия на будущее
Коррекция тех личностных особенностей, которые вызывают неприязнь у одноклассников, - дело более сложное.
Первое, что нужно решить: стоит ли этим заниматься вообще? Любая группа (особенно подростковая) стремится перекроить личность в соответствии с внутригрупповыми представлениями. Чем примитивнее группа, тем жестче требования и вульгарнее идеал. Но обсудить, что не нравится ребятам и какие из их претензий справедливы, стоит. Лучше всего это сделать, опять же попросив ребенка представить, как его поступки выглядят со стороны. Возможно, некоторые из своих привычек и особенностей ребенок довольно легко осознает, как неприемлемые, и сам будет стараться от них избавиться. Будут и настоящие нравственные проблемы, решить которые сложно не только подростку, но и взрослому. Возможно, от каких-то своих черт ребенок не захочет отказываться. Объясни ему: за право оставаться таким, какой он есть, придется бороться. Поддержи его в этом.

Устранить причины для неприятия одноклассников - только половина дела. Стоит попробовать завоевать их уважение и симпатию. Помоги сыну или дочке разобраться, какая деятельность особенно ценится одноклассниками, и добиться в ней успеха (если, конечно, она не асоциальна).

Для родителей это часто означает дополнительные финансовые затраты (покупка роликовых коньков или гитары, оплата занятий в спортивной секции). Многие предпочитают не обременять себя, говоря, что в своем детстве они ничего подобного не имели, а выросли людьми не хуже других. Но у каждого времени и у каждого общества свои законы. Не имея тех же роликовых коньков или продвинутого мобильного телефона, ребенок теряет возможность участвовать во многих играх и разговорах своих сверстников, ему труднее войти в компанию и утвердиться в ней.

Работа над ошибками
Еще одной причиной неприятия подростка сверстниками может стать наше, родительское, неверное поведение. Мамы и папы гонимых детей обычно допускают несколько типичных ошибок.

Первая - считать своего ребенка всегда правым. Проведи эксперимент: запиши десяток жалоб ребенка на одноклассников, а также то, что ты ему ответила. Если в восьми и более случаях ты оправдала чадо, значит, и ты невольно создаешь ему проблемы.

Вторая - вмешательство в отношения детей, когда тебя не просят, когда для этого нет веских оснований. Вмешательство взрослого, будь то родитель или учитель, часто воспринимается как доказательство слабости и неполноценности того, в чью пользу оно осуществляется. Твоя попытка решить проблему за ребенка может обернуться существенным снижением его социального статуса в кругу сверстников.

Третья ошибка - под видом совета навязывать ребенку свой опыт, свои представления о том, как надо действовать.
Подобного рода вмешательства приводят к тому, что действия ребенка теряют гибкость, спонтанность и хронически запаздывают по отношению к постоянно меняющейся ситуации. Старший советчик часто рекомендует подростку поступать, исходя из своих личных пристрастий и склонностей. Однако у ребенка собственный психический склад. Его действия по чужой указке неестественны. К тому же ответственность за результат в данном случае несет прежде всего советчик .

Четвертая ошибка - долгая память на обиды, нанесенные твоему ребенку. Шестиклассник, который имел неосторожность рассказать маме, что Вовка играл в футбол его шапкой, может услышать в ответ: «Он еще в первом классе разбил тебе нос и порвал рубашку, как же ты до сих пор не понял, что не надо иметь с ним никаких дел».
Злопамятность родителей мешает ребенку забывать неприятные происшествия, которые в младшей и средней школе - не более чем рядовые явления, и возводит мелкие обиды в ранг трагедии или оскорбления. У детских взаимоотношений свой масштаб и свои точки отсчета. Подходить к ним со взрослыми мерками, а тем более навязывать эти мерки подросткам - недальновидно.

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация — основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

По мере взросления ребенка к нему начинают предъявлять все больше требований. Чем старше он становится, тем сложнее и становятся проблемы и задачи, стоящие перед ним, и тем больше тревог и опасений вызывает у родителей его будущее. Это совершенно закономерно. Однако очень часто, это ведет к завышенным требованиям. Родители действуют из благих побуждений, стремясь подготовить свое чадо к сложностям взрослой жизни, а потому ждут, что он будет успешным и идеальным во всем. Возросшая учебная нагрузка, домашние обязанности, дополнительные занятия и секции – масса обязанностей и требований. А в это время сам подросток не физически не психологически не готов соответствовать ожиданиям и выполнять, все, что требуют от него взрослые.

Если хотите, чтобы подросток вас услышал – научитесь слушать его!

Ведь настоящей потребностью его возраста является потребность в общении. Самая важная задача с точки зрения формирования личности – научиться взаимодействию в социуме, группе, приобрести опыт доверительных дружеских отношений. Тогда как со стороны взрослых эта потребность всячески ограничивается. Отсюда и ощущение непонятности, потерянности, одиночества, с которым сталкиваются подростки.

Состояние подростка совершенно особое, это кризисный период, связанный сильными психоэмоциональными нагрузками, физиологической перестройкой организма. Не зря иногда состояние подростка сравнивают с состоянием беременной женщины. Поэтому, когда психическое напряжение достигает некого максимума, в сознании срабатывает, словно некий защитный фильтр, который пытается оградить его от избыточного стресса. Это одна из причин «глухоты», когда подросток пропускает мимо ушей обращенные к нему требования. Научитесь понимать подростка, сопоставлять его возможности, не только физические, но и психические с вашими требованиями.

Право на свободное время

Кроме того, подростковый период – время становления самооценки и осознания личностью психологических границ. То есть подросток учится иметь и отставать свою точку зрения. В это время у него также появляется и потребность в личном времени и собственные интересы. Для полноценного развития, нельзя полностью лишать подростка такой возможности и права. У него должна быть возможность гулять после школы, общаться со сверстниками, читать интересные ему книги, смотреть фильмы и т.п., а не только учиться, выполнять домашние обязанности.

Заключите «договор»

Заключите с подростком «договор» - составьте за семейным советом договор с подростком, где обсудите не только его права, но и ваши требования, которые он сам обязуется выполнять. Также обязательно обсудите систему штрафов за невыполнение своих обязательств. Наказание не должно быть физическим, унижать ребенка. В качестве наказная можно предложить сокращение времени игр и прогулок со сверстниками, пользования компьютером и т.п.

Видео по теме

Во многом жизнь родителей и детей в период, когда школьники вступают в переходный возраст, осложняется не столько возникающими изменениями, сколько панической боязнью первых. Опасения, связанные с грядущим пубертатным периодом, настраивают родителей на то, что их ждет полоса ссор, грубости и хамства. А ведь на самом деле это далеко не всегда так, и достаточно перестать заранее бояться, но просто вместе с ребенком проживать каждый день вашей текущей жизни.

Инструкция

Запомните основное правило воспитания : он тоже человек. В этот мир он уже пришел сюда личностью с определенным характером и склонностями, и не стоит пытаться изваять из него кого-то. Он уже существует, и в ваших силах лишь показать ему различные возможности этого мира. Воздействуете на него, в первую очередь, не словами, а своим примером: пусть он через вас видит, быть добрым и щедрым, почему начитанность приветствуется в обществе и т.д. Обращайте внимание в первую очередь на себя.

Заставьте себя принять неотвратимость его взросления. Подросток нуждается в определенной порции самостоятельности, которую уже нельзя выделением ответственности за ведение каких-то дел в доме. Ему требуется большее – выход в социальное пространство. Приготовьтесь к тому, что в этот период он может искать себе авторитеты в других местах. У вас есть только один способ оставаться , которого ваш ребенок уважает и на которого он хочет равняться, и этот способ уже описан выше: подавать собственными поступками.

Доверяйте ребенку. Вы знаете, как и когда он говорит неправду, и руководствуйтесь только этим знанием. Не пытайтесь придумывать новых поводов для подозрений. Задержался? Да, вы переволновались, но разве с вами такого в юные года не случалось? Избегайте демонстрации того, как вам больно и плохо, не набрасывайтесь на него с руганью. Любые бурные эмоции приведут лишь к тому, что подросток, нервная система которого в этом возрасте особенно чутко настроена, начнет защищаться и замыкаться в себе. Ищите способы спокойного урегулирования конфликта: делитесь с ним своим беспокойством, но не вываливайте его, рассказывайте о своих переживаниях, но не давите ими.

Поверьте в то, что он действительно уже взрослый и дайте ему возможность это показать. Тогда ему не придется прибегать к способам, которые на самом деле демонстрируют скорее незрелость ребенка, нежели взрослость. Почувствовав себя самостоятельным и взрослым, он не пойдет курить только для того, чтобы что-то доказать.

Не воспитывайте подростка, это самая большая ошибка, которую вы можете сделать. Помогайте ему узнавать этот мир, но не пытайтесь вытренировать его, наслоить на него шаблоны поведения. И не делите его жизнь на жесткие рамки: не зацикливаясь на общих утверждениях, сконцентрируйтесь на индивидуальном процессе становления личности в вашей семье.

Видео по теме

Переходный возраст - наиболее сложный период в жизни взрослеющего ребенка. Он рассматривается психологами, как один из критических этапов жизненного пути, наряду с кризисом среднего возраста и пенсионным периодом.

Почему наступает переходный возраст

В 10-12 лет у детей начинается период бурного созревания, который длится до 15-17 лет. Организм подростка подвергается значительным внутренним и внешним изменениям - появляются вторичные половые признаки, меняется голос, черты лица становятся более резкими. Тело и конечности удлиняются, именно в этот период происходит наиболее бурный рост. Часто сами не успевают приспособиться к своим новым пропорциям, поэтому кажутся неуклюжими и угловатыми. Все эти изменения происходят под влиянием усиленного выброса гормонов, что отражается на деятельности эндокринной, нервной и вегетативной системы организма. Гормональный всплеск порождает такие негативные явления подросткового периода, как появление угревой сыпи, повышенная жирность волос и кожи, резкое похудение или прибавка в весе, повышение или понижение давления. Переходного возраста с опасением ждут многие родители - ребенок может резко менять свое поведение, замыкаться в себе или становиться .

Психология переходного возраста

Взрослеющий подросток начинает осознавать, что он больше не ребенок. Он становится более самостоятельным, желает сам выбирать свои интересы, одежду и друзей и агрессивно реагирует на вторжение в личное пространство. Для этого возраста характерен максимализм - подросток преувеличивает любые незначительные события, способен впасть в депрессию из-за пустяка или расценить случайный взгляд как наличие симпатии. Гормональный всплеск приводит к резкой смене настроения и бурному выражению эмоций. Поэтому компании , гуляющие по улице, зачастую шумны и очень веселы. Однако, после такого веселья может наступить и резкий эмоциональный спад. Эта же смена настроения приводит к частым экспериментам со внешностью. Подростки очень внушаемы. Они легко внимают ярким лозунгам и призывам, считают, что выделяются из толпы, когда присоединяются к какому-либо движению. Часто этим пользуются недобросовестные лидеры различных организаций.

Как общаться с подростком

Большинство родителей со страхом ожидает наступления переходного возраста. Однако то, как пройдет этот период, целиком зависит от них. Многие родители отмечают, что и не заметили, как прошел переходный период, потому что правильно общались с детьми.

В первую очередь, нужно понять, что ваш ребенок уже не малыш. Он имеет свое мнение и свои права. Избегайте того, чтобы заходить в его комнату, не трогайте его вещи и телефон - подросток очень ревностно относится к своей собственности. Смиритесь с тем, что он, возможно, будет носить слишком яркую. вызывающую или неформальную одежду, слушать «ужасную» музыку и проводить больше времени с друзьями, чем с вами. Так он заявляет о своей самостоятельности. Вместо этого подружитесь со своим повзрослевшим ребенком. Разговаривайте с ним на равных, рассказывайте истории о своей жизни, спрашивайте о его делах. Но это не должно походить на допрос. Став подростку другом, вы вместе сможете легко «пережить» переходный возраст.

Когда дети отказываются слушать и выполнять просьбы старших, родители испытывают дискомфорт. У них возникает ощущение, будто разгораются соревнования по перетягиванию каната. И ребенок, и родители с одинаковой целеустремленностью тянут его на себя. В результате каждая сторона терпит неудачу.

Мамы и папы испытывают возмущение, когда их отпрыски проявляют непослушание. Но не всякий раз родители осознают, что пренебрежение авторитетами является непременным условием для формирования с детства у человека уверенности в собственных силах.

Чтобы малыш искренне поверил в себя и обрел качества самостоятельного человека, ему необходимо осознать главное. Лидеры, за которыми он прежде беспрекословно следовал, больше не являются таковыми. И он в чем-то умнее их.

Если он сумел обойти маму и папу, которые были для него наиболее авторитетными людьми, он найдет в себе силы обойти кого угодно! Именно такая идиома прописывается в подсознании детей. Маленький революционер, восставший против надоевшего семейного режима, является будущим лидером. Он принял хорошую «дозу» уверенности в собственной компетенции, и не сможет никогда с нее «слезть».

Вера в свои силы формируется в благодаря навыку принятия решений. Детям следует понять, что жизнь является следствием их собственного выбора и обстоятельств, в которых он делался. Выбор придает сил, и возможность сделать его значительно сокращает уровень стресса у ребят. Также он является более результативным, чем принуждение.

Отчего подростки непослушны?

Причиной являются родители, которые не могут выделить больше времени на общение с отпрыском. Хаотичный образ жизни не оставляет возможности маме и папе обратить внимание на ребенка, подискутировать с ним. Взрослым необходимо, чтобы он повиновался сию секунду, так как они чересчур заняты решением собственных проблем.

Дети не всегда могут меняться очень быстро. Иногда непослушание является временной реакцией на изменение текущей ситуации. Это может быть переезд, смена школы, развод старших или половое созревание. Нужно давать детям время оправиться.

Как пережить переходный возраст ребенка без стрессов?

Для родителей этот период является непростой стадией. Они ошибочно полагают, что их роль в качестве главного защитника видоизменена в корне, и главное предназначение они выполнять не смогут. И тогда мамы и папы начинают ощущать себя нежелательными персонажами в жизни детей.

Взрослые отмечают, что их все реже допускают до принятия важных решений, касающихся ребенка. И в их сознании это оборачивается настоящей трагедией. Родители упускают суть: они все еще нужны отпрыску, но в такой период им следует отстраниться и организовать для него личное пространство, чтобы тот получил возможность вырасти психически уравновешенной, полноценной и целостной личностью.

Источники:

  • Подростки - как вести себя родителям
  • Непослушный ребенок: скандалить или сотрудничать
  • Воспитание детей: пусть подростки выбирают сами!

Я думаю, у многих уже болят уши от разговоров на тему подростковый период. Из этих рассказов понятно, что этот промежуток времени по разному воспринимается родителями подростков, но у всех у них ужасные впечатления.

Если разобраться в этом вопросе, то становиться ясно, что ничего в этом страшного нет. Ведь все мы тоже прожили это время и остались живыми и здоровыми.

Подростковый период проходит, прошел или пройдет у всех ребят в возрасте 15 или 16 лет. Есть конечно же способы борьбы с этим: общение и замещение. Рассмотрим их подробно.

Лекарство номер один от взрывного характера подростка

Общение – это лучший способ снизить риск пострадать от взрывного характера подростка. Дорогие родители, даже если у вас много дел, которые нужно решать обязательно, то все же вы должны найти время, чтобы поговорить с вашим ребенком, поинтересоваться его делами в школе, с друзьями. Общайтесь с ним по поводу и без повода. Если вы не будете уделять достаточного внимания ребенку в плане общения, то он может попасть в плохую компанию, где с ним будут общаться. И там ему будут уделять внимание в любом случае. Но этого никак нельзя допускать, это испортит жизнь и ребенку, и вам.

Способ альтернативы

Способ поиска альтернативы или замены тому, что вас не устраивает. Лучше всего объяснить на примере: вам ребенок начал увлекать прослушивание музыки с ненормативной лексикой или что-то в это роде. Вам естественно это не понравиться. Вам захочется запретить это делать вашему ребенку как можно быстрее. Все правильно, но нельзя просто так запретить. Это действие испортит отношения между ребенком и вами. Чтобы избежать этого, надо просто настойчиво предложить ребенку замену: пусть слушает альтернативный рок, танцевальную музыку и что-то еще вместо его “паранормальной” музыки. В общем, замещайте вредные привычки полезными, что-то плохое чем-то хорошим.

Самое главное – это личный пример

Все мы знаем, что огромнейшее влияние на сознание подростка имеет личный пример родителей. Так, если отец не курит, то у ребенка больше шансов не начать курить. Если ребенок неоднократно видит, что вы употребляете алкоголь, то ему тоже захочется это сделать. Не пейте вовсе, если не хотите испортить жизнь ребенку. Тут также может быть использован метод альтернативы: вместо алкогольных напитков предлагайте ребенку сок. Еще вы должны объяснить ребенку, что алкоголь это вредно ну и невкусно, а сок это полезно и сладко.

Нет телеящику!

Если вы смотрите телевизор, то вы несчастный человек, потому что вы тратите драгоценное время на ерунду, вместо того, чтобы сходить с ребенком в театр, в цирк, в парк или заняться чем-то полезным. Подумайте, какая польза от телевизора. А теперь подумайте, какая будет польза от того, что ваш ребенок будет знать английский язык.

Видео по теме

Подростковый возраст приносит множество проблем не только ребенку, в организме которого происходят серьезные изменения, но и его родителям. Нередко случаются ссоры, скандалы, взаимное непонимание. Как же родителям благополучно пережить этот нелегкий подростковый возраст сына или дочери?

Инструкция

Подросток старается вырваться из-под опеки отца и матери, отвергает их наставления, просьбы, часто ведет себя демонстративно грубо. Можно понять недовольство родителей. Они отдали своему ребенку столько времени, сил, душевного тепла, заботились о нем, растили, а он вдруг стал таким грубым, непослушным и неблагодарным. Но отцу и матери следует проявить понимание и мудрость, ведь подросток не виноват, что в его организме сейчас происходит самая настоящая гормональная «буря». Именно потому, что подростковая эндокринная система заработала в ускоренном режиме, начав вырабатывать большое количество гормонов, поведение ребенка так разительно меняется.

Родителям следует вспомнить, что и они когда-то были подростками, причиняли собственным отцам и матерям немало хлопот, огорчений, забот. Бессмысленно сетовать на то, что устроено самой природой. Необходимо просто набраться терпения и подождать. Когда перестройка организма завершится, их сын или дочь будет вести себя гораздо разумнее и спокойнее.

Общаясь , следует по возможности избегать приказного, категоричного тона. Не стоит также требовать от него постоянного отчета: где был, с кем встречался, что делал. Подросток с вероятностью 99% примет это в штыки. Разумеется, следует контролировать, чтобы подросток не связался с дурной компанией, например. Но надо стараться делать это ненавязчиво. Ведь излишнюю опеку молодые люди и девочки этого возраста просто на дух не переносят.

Если подросток сильно комплексует из-за на лице или излишнего веса, или из-за того, что он (как ему кажется) одинок, никому не нужен, никто его не понимает, родителям не стоит отмахиваться от его проблем. А уж тем более нельзя высмеивать: мол, что за чепуха, ты от безделья с ума сходишь, нам бы твои заботы. Следует мягко и деликатно убедить его, что все можно поправить, что любая проблема при желании решается. Главное, чтобы подросток был уверен в том, что родители любят его, всегда готовы выслушать, помочь.

Конечно, нельзя потакать подростку во всем и безропотно сносить его выходки, если они уже переходят все границы. При необходимости нужно и строго поговорить с ним и даже наказать. Но и в этом случае не следует чрезмерно ущемлять самолюбие подростка, которое и без того очень ранимо. Например, не следует заставлять его просить прощения или клясться, что он больше не будет себя так вести.

Видео по теме

Подростковый возраст – трудный период не только для ребенка, но для всего семейства. Постоянные ссоры, непонимание и проблемы между всеми членами семьи в это время становятся труднопереносимыми, разрешаются долго и тяжело.

Во время переходного периода подросток становится ранимым, восприимчивым, его мнение идёт вразрез с родительскими убеждениями. Если компромисс не находится вовремя, подросток попадает в плохую компанию, приобретает вредные привычки, а порой и задумывается о суициде. Большинство самоубийств случается в период переходного возраста, когда ребёнок только начинает осознавать своё предназначение, строить отношения со сверстниками. Подросток склонен к апатии, зачастую не желая принимать себя таким, какой он есть.

Родители в такой период должны быть особенно внимательны к ребёнку, чаще разговаривать с ним по душам и выстраивать доверительные отношения, потому что в таком «нежном возрасте» подросток остро нуждается в понимании и чутком отношении к себе.

Конфликт «отцов и детей» - классический, заложенный временем конфликт, который, казалось бы, не разрешаем. Однако если заглянуть в суть проблемы, то можно заметить там главную негативную человеческую черту – нежелание прислушаться и понять. Если бы в каждой семье старались услышать, а не быть услышанным, тогда проблема не принимала бы таких глобальных масштабов.

Умение слушать – сам по себе очень ценный навык, а если он ещё и работает по отношению к своему ребёнку, то можно считать, что самое страшное в переходном возрасте позади. Многие родители винят своих детей, что те курят, приходят поздно домой, плохо учатся в школе, но не понимают, что не ребёнка здесь надо винить. Укорять вместо того, чтобы направить – стратегия, которая не привела ещё ни одного родителя к успеху в воспитании. В конце концов, полезно вспомнить себя в таком возрасте, прежде чем бросаться с обвинениями. Ребенок сам захочет приходить пораньше домой, если будет знать, что там его не осудят.

Переходный возраст – это творческий экзамен для родителей, а также проверка на прочность в социальном, духовном, коммуникативном плане. Следует серьезно подготовиться к этому экзамену, чтобы быть допущенными до доверия и получить зачёт в форме благодарности.

Совет 8: Как понять, что ребенок переживает сложный период подростковой влюбленности?

Влюбленность является обычной частью взросления подростка, но нередко он находится с этим чувством в одиночестве, полностью замыкается в себе. Как распознать у ребенка первую любовь?

Во-первых, ребенок становится рассеянным, невнимательным и забывчивым, подолгу задумывается о чем-то своем, забиваясь в пустую комнату, иногда забывая даже включить свет, когда приходит вечер, и сидит там в темноте. Случается, что у него вдруг возникает повышенный аппетит, а иногда он, наоборот, практически ничего не ест по нескольку дней. А сидя за столом, без всяких эмоций глядит в потолок, или просто водит ложкой по тарелке.

Еще одним признаком подростковой влюбленности является молниеносная смена настроений. То он (или она) готовы взлететь до небес, а то, со всего размаху падая на грешную землю, чувствуют себя полнейшими ничтожествами и переживают глубочайшую депрессию.

Очень важным сигналом для близких людей является чрезмерное внимание к своему внешнему виду и облику. Ребенок часами крутится у зеркала, придирчиво вглядываясь в свое лицо, детали одежды и фигуры. Продумывает новый имидж до мелочей, меняясь иногда просто до неузнаваемости.

В период влюбленности чувства подростка до предела обостряются. Он становится легко ранимым и чувствительным. Иногда ему кажется, что он может свернуть горы, и в такие минуты он взлетает душой до небес. Подросток совершенно отрешен от реальности, то у него возникает желание совершать какие-то немыслимые подвиги, а то внезапно он становится эгоистичен и замкнут до предела, заявляя, что ему плевать на окружающих и весь мир.

Как бы там ни было, а первая любовь вызывает целый ураган эмоций. Случается, что отношения и чувства эти настолько серьезны, что перерастают в брак.

Совет 9: Как помочь подростку пережить трудное время взросления

Процесс взросления подростка называют переходным возрастом, он является естественным временным периодом в становлении личности каждого человека. Остается только переждать его с наименьшими потерями.



Похожие статьи