Все о духе святом. Изучаем Библию - Уроки онлайн ''Новая жизнь'' Урок пятнадцатый: О Духе Святом

Андрей Погожев 11.07.2018, 11:20

Православная литература многогранна. Здесь можно встретить как легкие юмористические рассказы, так и глубокую, сложную для неподготовленного ума литературу.

Многие авторы в своих рассуждениях о Боге порой расходятся, из-за чего возникают интресные споры. Один священник может написать, что все болезни нам посланы Господом в наказание за грехи. Другой же напротив, васкажет идею о том, что Господь никого ни за что не наказывает, ведь Он есть Любовь. Если вы увлечетесь чтением православных книг, то вам наверняка будет о чем подискутировать с другими православными читателями.

Чтобы разобраться во всем многообразии книг, предлагаем вам список основных. Эти книги — лидеры продаж на протяжении многих лет. В них есть и отсылки к более сложным книгам. Так что, прочитав книги для начинающих, вы сами сможете определить для себя список более глубокой литературы.

Книги о православной вере

Архимандрит Андрей Коанос в последние годы стал самым читаемым и цитируемым ныне живущим автором в православной среде. Он живет в Греции, ведет передачу на утреннем радио. Его книги заряжают радостью и любовью. Рекомендуем начать с книги «Бог не оставит тебя».

Алексей Ильич Осипов — один из самых известных современных богословов. Ведет лекции, пишет книги. Рекомендуем его почитать, если вас интересуют вопросы «что чувствует душа после смерти?», «кто такой змей-искуситель в Ветхом Завете?», «чем отличается православное учение от католического?». Самая популярная книга этого автора — «Бог».

Протоиерей Александр Торик , судя по отзывам читателей, многих привел к вере серией книг о Флавиане. Это наполовину художественные, наполовину документальные книги и том, как встретились два друга детства. Один стал бизнесменом, другой — священником. И вот, постепенно, от книги к книге человек из мира все глубже погружается в мир духовный.

Протоиерей Андрей Ткачев много пишет, ведет передачу на канале Спас, активно публикуется на сайте Православие.Ру . В его книгах вы найдете ответы на вопросы о жизни после смерти, о грехах, об отношениях супругов, о детях, о церкви и многом другом. В книге «Беглец от мира» Андрей Такчев рассуждает о чтении светской литературы. Может ли в этом быть духовная польза для верующего?

Свяшенник Даниил Сысоев , принявший мученическую кончину, оставил после себя литературное наследие для всех начинающих христиан. Он был миссионером и рассказывал людям, далеким от веры о грехе, о Боге, о православии. Его самая знаменитая книга — «Инструкция для бессмертных, или Что делать, если вы все-таки умерли». В ней говорится о том, что нас ждет после смерти.

Протоиерей Алексей Уминский специализируется на вопросах о семье и воспитании. Многие его книги посвящены тому, как создать счастливую православную семью и выстроить отношения с детьми. Однако, самой популярной книгой этого автора является брошюра «Божественная литургия. Объяснение смысла», в которой Алексей Уминский рассказывает о проскомидии, антифоне, евхаристии, ектении и других непонятных для начинающего христианина вещах.

Иерей Валерий Духанин — кандидат богословия, специализируется на духовных вещах, скрытых от глаза. Среди его трудов можно встретить книги об оккультизме и порче. Но самая известная книга этого автора — «Сокровенный мир Православия», в которой даются ответы на вопросы о смысле жизни, о сотворении мира, о молитве.

Толкования Библии

Главная книга в православии — Новый Завет. В нем содержится Евангелие, рассказывающее о земной жизни Иисуса Христа, а также деяния и откровения апостолов. Новый Завет вместе с Ветхим Заветом входит в состав Библии. А все книги вместе принято называть Священным Писанием.

Чтобы лучше понимать книги Священного Писания рекомендуется читать их вместе с толкованиями. В толкованиях рассказывается о том, как правильно понимать слова Христа и апостолов, а также об исторической эпохе, в которой происходили описанные события. Например, какие существовали законы и обычаи во времена Суда над Христом, что из себя представляла римская империя, которая противостояла апостолам и другие моменты.

Художественная православная литература

Православная проза — самый популярный раздел духовной литературы. Больше всего людям нравится читать рассказы из приходской жизни, написанные одновременно с юмором и глубоким смыслом.

Иоанна. 14:15-16 «Иисус Господь сказал: «если любите меня, соблюдите мои заповеди. И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек…

Вступление.

Эти слова Господь сказал своим ученикам в последние дни перед своими страданиями. Время пребывания Его на земле заканчивалось. Впереди Его ожидали Голгофские страдания и смерть на кресте за грехи людей. Его искупительная миссия спасения рода человеческого шла к завершению. После своей смерти и воскресения из мертвых, Он должен будет возвратиться к пославшему Его – Ин. 16:5. Вместо Него должен придти Утешитель, то есть Дух Святой, Который должен выполнить Свою миссию на земле – создать церковь Господа Иисуса Христа.

С Божией помощью я постараюсь раскрыть в краткой и доступной форме учение Слова Божия о Духе Святом. Это будет в форме проповедей и духовных статей. Раскрытие учения о Духе Святом будет в меру моего личного духовного опыта, а также я будут использовать мысли библейского Учителя Дональда Джи, который жил в Англии в 20-м веке и написал много прекрасных духовных статей о Духе Святом, о дарах и плодах Духа. В христианском мире много богословских трудов и статей о Духе Святом. Но, как мне кажется, с практической стороны, я не встречал более глубоких и более близких к Слову Божьему мыслей и взглядов о Духе Святом и Его проявлениях и действиях, чем у учителя и пастора Дональда Джи. Я молюсь Господу о благословении написать всё важное и нужное сегодня для служителей и проповедников церкви, а также о благословении всем читателям и слушателям нашего сайта, чтобы воспринять истину Слова Божьего.

Слава Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь!

Дух Святой

Ин.16:13 «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину»

Вступление.

Данный текст Священного Писания говорит о Духе Святом. Дух Святой есть третье лицо святой Троицы. Ветхозаветный период можно условно назвать периодом действия Бога – Отца, время жизни Иисуса Христа на земле – периодом Бога – Сына, то время со дня пятидесятницы и до второго пришествия Христа – периодом Духа Святого. Мы живем во время благодати, когда открыты великие источники силы Святого Духа для каждого верующего. Но мы так мало знаем о Духе Святом, о Его действиях и проявлениях. Будем вникать в Слово Божие, которое говорит нам: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении…» — 1 Кор. 12:1.

Изложение.

Первым основным вопросом будет:

Личность Святого Духа. Почему мы начинаем с этого вопроса? Нельзя понять правильно действия и проявления Святого Духа, не уразумев основное начало – сущность и личность Святого Духа. Есть два основных мнения о Духе Святом:

— Дух Святой сила и влияние, исходящее от Бога Отца и от Иисуса Христа.

— Дух Святой – Бог, третья личность Божества. Несомненно, верно второе мнение – Дух Святой есть третья личность Бога. Ниже и далее мы будем постоянно об этом говорить и утверждать. Нет никакого сомнения, что Бог наш един или один и нет других богов, кроме единого Бога нашего, который творец, создатель, вседержитель, сохранитель и судья всех людей.

И этот единый Бог открывается нам людям на страницах Священного Писания в трех лицах как Отец, Сын и Дух Святой. Итак, Дух Святой есть Бог, есть третья личность Божества.

Но некоторые скажут: безусловно, Дух Святой является личностью, но есть ли разница в том, как мы себе представляем Духа Святого, личностью или божественным влиянием».

Главное в том, что Дух Святой исходит в наше сердце от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. И этого нам достаточно. Казалось бы это так. Но, есть великая разница между личностью и влиянием. И эта разница не только теоретическая, но и практическая:

— Тот, кто не знает Святого Духа, как отдельную личность (Ипостась) Триединого Бога, еще не обладает полным христианским опытом.

Тот, кто знает Бога – Отца и Бога – Сына и не знает Бога – Духа Святого, еще не имеет правильного представления о божественной сущности.

Значение учения о личности Святого Духа.

Во-первых, учение о личности Святого Духа уже в плане поклонения Богу, имеет величайшее значение. Кто не признает Святого Духа личностью, а считает его только силой и влиянием, тот лишает Бога одной личности и лишает Святого Духа, полагающегося ему поклонения, любви, веры, доверия, преданности и послушания.

Здесь, я, с вашего позволения задам всем нам вопрос: «поклоняемся ли мы Духу Святому, как Богу? Ответ: не знаем, многие скажут! Теоретически мы все говорим: «Слава Отцу, Сыну и Святому Духу! А на практике не всегда так бывает.

Во-вторых, значение учения о личности Святого Духа имеет и важное практическое значение.

Если мы будем понимать, что Дух Святой является только силой и влиянием, то мы будем думать: «Как мне получить Святого Духа и воспользоваться им? Если же мы будем ясно понимать и осознавать, что Дух Святой является личностью и Богом, то у нас будет другая мысль: «Как мне вести себя, чтобы Дух Святой воспользовался мною в великом деле Духа Святого на земле. В деле домостроительства церкви Божией. Братья и сестры! Чувствуем ли мы разницу? Если, нет, то я повторю: в первом случае: «как мне получить Дух Святой и воспользоваться им? Во втором случае: «Как Духу Святому воспользоваться нами, мною…?

Еще яснее скажу: В первом случае – мы желаем, чтобы Бог нам служил, а во втором, чтобы мы служили Богу. Первый случай похож на язычество, где божки служат людям, а второй – на христианство, где люди служат Богу и Его делу на Земле.

Еще добавлю!

Если мы представляем Дух Святой только силой и влиянием, которую мы получаем и которой мы пользуемся, то мы естественно будем думать: «Как нам по больше получить такой силы?» А если по другому: «То как предоставить себя Духу Святому, чтобы Он больше взял от нас, как нам больше отдать себя Господу?» В первом случае мы приходим к состоянию самоуверенности, самовозвышению, гордости, причисляем себя к особой категории людей верующих, к крещеным Духом Святым или к так называемым духовным. Можно слышать и сегодня такое. Одна женщина христианка подошла к служителю Божию и говорит, мне хочется спросить вас кое о чем, но хочу предварительно сказать вам, что я исполнена Духом Святым. Такое заявление содрогнуло и встревожило смиренного служителя. В словах этой женщины чувствовалось гордость от обладания Духом Святым. И причиной этому было, что у сестры христианки было неправильное суждение о Духе Святом и кто, кем пользуется – Дух Святой нами, или мы Духом Святым. Несомненно, нами пользуется Дух Святой, как ему угодно – 1 Кор. 12:11. И это единственно правильный образ суждения и поведения нашего перед Богом и Духом Святым, чтобы в смирении предоставить себя Духу Святому, и он будет пользоваться, как Ему угодно в великом деле домостроительства церкви Господа Иисуса Христа на земле. Еще раз подчеркнем, не мы используем Дух Святой по своему усмотрению, но Дух Святой использует нас по своей благой воле, как Ему угодно!

Почему мы должны обратить серьезное внимание на Дух Святой?

Наша главнейшая задача и обязанность почитать Бога и любить Его. Дух Святой является третьим лицом Бога, Его сущности. Можно ли истинно чтить Бога, огорчая, оскорбляя или пренебрегая Духом Святым, Его волей и Его действиями? Конечно, нет! Поэтому мы должны выражать наше почтение Богу, Который открывается нам в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой.

Мы родились от Бога духовно, как Господь сказал Никодиму: «От воды и Духа» — Иоанна 3:5. От воды – это от Слова Божия и от Духа – это от Святого Духа. Родившись от Духа мы должны жить по духу, развиваться и возрастать в духе. Как мы знаем, Иисус Господь ушел на Небеса, а вместо Себя послал на землю Дух Святой. Дух Святой пребывает на земле и является единственным источником нашего духовного развития, начиная от нашего покаяния, уверования, принятия Иисуса Христа, как Господа и Спасителя и до перехода в вечность в царствие Господа.

Слово Божие говорит нам об особом почитании Духа Святого: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам – Мф. 12:31 .

Для важности и серьезности этого вопроса Господь сказал: «Не простится ни в сем веке, ни в будущем – Мф. 12:32 . «Ни в будуем – здесь не имеется ввиду буквально, как будто бы в будущем будет прощение грехов. Некоторые христианские конфессии учат о чистилище и о прощении грехов в будущей жизни. Такому пониманию нет основания в Слове Божием. Но Иисус сказал об особом почитании Духа Святого. Только Дух Святой дает осознание греха каждому человеку и ведет грешника к Иисусу Спасителю. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святм — 1 Кор. 12:3. И если человек согрешит грехом хулы на Духа Святого, кто даст человеку осознание греха и покаяние? Никто! Сам человек не придет к Христу. А если человек не придет к Христу, как Спасителю, то он погибнет.

Заключение.

Если мы будем пребывать в вере и в доверии к Духу Святому, то Он будет пребывать в нашей жизни, в наших сердцах и в нашем разуме, и мы познаем полноту силы Его, познаем Его благодать и помазание Его, которое научит нас и наставит на всякую истину.

Пастор Александр Мелюхов.

Нынешнее поколение постепенно и почти незаметно превратилось в безбожное поколение. Одна из главных болезней человечества сегодня - это скрытое, но глубоко укоренившееся безбожие, которое привело к отвержению знания о Боге. Наука объяснила взаимодействие вторичных причин в природе, и поэтому многие слишком редко вспоминают о великой Первопричине, Источнике всего. Люди так далеко проникли в секреты природы, что стали пренебрегать великой аксиомой о существовании Бога. Даже среди людей, называющих себя христианами, много религиозности и слишком мало благочестия: формализм преобладает над внутренним признанием Бога, люди не знают, что значит жить с Богом и во всем полагаться на Него. Это приводит к печальным последствиям. Во многих местах христианского поклонения можно услышать имя Бога, но едва ли можно узнать о Троице. Имя Иисуса остается на втором плане, а о Святом Духе и вовсе не заходит речи, о Его святом присутствии не говорится ни слова.

Даже религиозные люди в наш век стали в какой-то мере безбожниками. К сожалению, нам остро не хватает проповедей о Боге. Нам надо больше проповедей не о человеке, а о Боге и Его величии. Я глубоко убежден, что мы увидим тем большее проявление Божьей силы и Божьей славы в наших церквах, чем с большим почтением будем относиться к священному Божеству, удивительной Единой Троице. Да пошлет нам Бог служение, превозносящее Христа и основанное на любви к Духу, а также людей, которые будут провозглашать Бога Святого Духа во всех Его деяниях и превозносить Бога Спасителя как автора и совершителя нашей веры, не забывая при этом о великом Боге, Отце Своего народа, Который прежде бытия мира избрал нас во Христе, Своем Сыне, оправдал нас Его праведностью и обязательно сохранит и соберет нас всех в одно в великий последний день, когда все достигнет совершенства.

В избранном нами отрывке говорится о Боге Святом Духе. И мы будем говорить о Нем и только о Нем, если Он почтит нас Своим святым присутствием.

Христос наставил учеников в основных истинах, Он не пошел дальше, как мы сегодня сказали бы, основ христианства. И Он объясняет, почему Он так поступил: "Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить" (Ин. 16:12).У учеников еще не было Духа. Дух присутствовал в них только в той мере, какая была необходима для обращения; но этого было не достаточно для просвещения, глубоких наставлений, пророчества и божественного вдохновения. Иисус говорит: "Я иду к Отцу, и, когда я пойду от вас, я пошлю вам Утешителя. Вы теперь не можете вместить всего. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину". И это обещание, данное ученикам, имеет силу для всех Его детей. Размышляя над ним, мы будем относиться к нему как к своему уделу и наследству и не сочтем свое отношение за незаконное вторжение во владения апостолов. Не попирая апостольских прав, мы можем отнести слова Иисуса к себе: "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит нас на всякую истину".

Не выходя за рамки рассматриваемого отрывка, мы должны обратить внимание на следующие мысли. В первую очередь здесь говорится о достижении: о познании всякой истины; во-вторых, здесь есть намек на определенную сложность: нас нужно наставить в истине; в-третьих, здесь говорится о личности: "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину"; в-четвертых, указывается способ действия Святого Духа: "...наставит вас на всякую истину"; наконец, нам дан признак действия Святого Духа: мы можем узнать, действует Он или нет, опираясь на принцип "наставит вас на всякую истину" - на всю истину, а не истины.

I. Здесь идет речь о достижении, которое заключается в познании всякой истины. Известно, что некоторые люди считают доктринальное знание маловажным и бесполезным. Но я думаю, они ошибаются. Мы убеждены, что наука о Христе распятом и все библейские учения очень важны. Мы считаем, что христианский проповедник должен не только утешать людей, но и наставлять их, не просто пробуждать ото сна, но просвещать их разум, обращаясь не только к чувствам, но и к разуму. Мы совсем не считаем, что знание доктрин второстепенно: знание истины и подчинение ей является одной из главнейших обязанностей христианина. Едва ли надо повторять сегодня, как прекрасно быть наставленным в истинах Царства Божьего.

По природе (освященной благодатью) в нас заложено сильное стремление познать всю истину. Человек даже в естественном греховном состоянии старается приобретать знание. Бог заложил в него инстинкт, который вызывает чувство неудовлетворенности, если какая-то тайна не постигнута до конца. И человек остается недовольным до тех пор, пока не разгадает загадку. То, что мы иногда называем любопытством, дано нам Богом, чтобы побуждать нас приобретать знание о материальном мире. Но то же самое любопытство, освященное Духом, двигает нас к постижению небесной науки и неземного знания. "Благослови Господа, - говорит Давид. - Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя святое имя Его!" Раз уж в нас заложено любопытство, то мы должны использовать и развивать его в поиске истины. "Вся внутренность моя" должна, будучи освященной Духом, развиваться. И, поистине, христианин испытывает желание поскорее покончить со своим невежеством и приобрести мудрость. Если прежде в человеке, находившемся в греховном состоянии, жила жажда познания материального мира, то насколько более жгучей должна быть теперь у него жажда познания священных тайн Божьего Слова! Настоящий христианин целенаправленно читает и изучает Писание, чтобы самому утвердиться в самых главных и фундаментальных истинах.

Мы приобретаем знание не только потому, что природа учит нас этому, но потому, что от него зависит наше утешение. Я уверен, что многие люди половину жизни провели в депрессии из-за того, что у них слишком смутное представление об истине. Несчастные души, впервые обличенные во грехе, находятся в отчаянном состоянии духа в три-четыре раза дольше, чем могли бы, если бы кто-нибудь толком объяснил им великую истину об оправдании. Также есть верующие, которые терзают себя опасениями отпасть от благодати. Но если бы они знали, что Бог до конца хранит наше спасение через веру, то их души утешились бы и перестали метаться. Я встречал людей, которые не могли найти себе покоя из-за греха, который, как они считали, им не проститься. Но Бог учит нас, что ни один пробужденный человек не совершает такого греха, а в том случае, когда кто-то совершает такой грех, Бог предает его сожжению его же совести, после чего человек навсегда теряет страх Божий. Знание этого учения могло бы дать покой многим мятущимся душам. Доверьтесь этому правилу: чем больше вы познаете Божью истину, тем большим утешением вы будете обладать как христианин. Ничто не прольет на вашем пути столько света, как хорошее знание божественных истин. Христиане часто ходят с унылыми лицами потому, что слышат проповеди искаженного Евангелия. Покажите мне собрание, где у людей сияют от радости лица, горят глаза во время проповеди Евангелия, и я покажу вам собрание, где люди слышат слова самого Бога. Но вместо этого мы нередко оказываемся на угрюмых богослужениях, посетители которых сидят с такими лицами, словно они глотают горькое лекарство, и это происходит из-за того, что проповеди, которые они слышат, пугают их законничеством, вместо того чтобы утешать благодатью. Я люблю ободряющее Евангелие и считаю, что "всякая истина" способна утешить христианина.

Я также утверждаю, что приобретение всякой истины желанно еще и потому, что это делает нас полезными людьми. Если мы не хотим быть эгоистами, значит, мы всегда должны думать о пользе других людей. Знание всякой истины сделает нас полезными в этом мире. Мы станем хорошими врачами, знающими, как подойти к несчастной душе под бременем греха, как прикоснуться к ее слепым глазам и удалить пелену, мешающую видеть небесный свет и утешаться им. И в каком бы сложном духовном положении человек ни оказался, мы всегда сможем оказать ему помощь и утешить его. Человек, познавший истину, обычно самый полезный человек. Однажды брат из пресвитерианской церкви сказал мне: "Я знаю, что Бог чрезвычайно благословил вас в приобретении душ. Но самое необычное заключается в том, что почти все мои знакомые, добивавшиеся успеха в приобретении душ, придерживались великого учения о благодати Божьей". Почти каждый, кого Бог благословил в созидании церкви и вокруг кого собирались люди, твердо держался учения о том, что спасение дается нам по благодати от начала до конца посредством полного искупления, совершенного Христом.

II. В избранном отрывке говорится о том, что есть определенная сложность в познании: мы не можем обойтись без того, чтобы нас кто-нибудь наставил на всякую истину. Сложность заключается в том, что истину постичь не просто. Не родился еще не земле такой человек, который бы от рождения знал истину. Ни одно создание после грехопадения не обладает врожденным, природным знанием истины. Философы спорят о том, есть ли у человека врожденные идеи или нет. Однако можно не сомневаться в том, что врожденного знания истины у человека нет. У нас есть знание добра и зла, но в нас, т.е. в нашей плоти, не живет ничего доброго. Мы рождены во грехе и зачаты в беззаконии. В нас нет ничего доброго и нет склонности к праведности. И коль мы не рождены с истиной в сердце, то должны найти ее при жизни. Мы хотим прожить свою христианскую жизнь с максимальной пользой, но для того, чтобы обрести это благословение, мы должны быть хорошо наставлены в откровении. Именно здесь возникает сложность: мы не можем следовать таинственным путем истины без руководителя. Почему?

Во-первых, потому, что истина сама по себе очень сложна. Понять ее сложно. Те, кто воображают, будто они знают все, и постоянно учат других уму-разуму с присказкой "Мудрость умрет вместе с нами", - конечно, не видят сложности в той богословской системе, которой они придерживаются. Но я уверен, что серьезный исследователь Библии нередко находит в ней места, которые озадачивают его. И как бы усердно он ни изучал Писание, он понимает, что некоторые тайны слишком глубоки, чтобы раскрыть их до конца. Иногда он восклицает: "Истина! Я не могу найти тебя. Я не знаю, где ты, ты слишком далеко от меня. Я не могу увидеть тебя всю". Путь истины настолько узок, что по нему не могут пройти даже два человека. Обычно мы идем по нему в одиночестве, люди редко идут по одной дороге истины, взявшись за руки. В главных вопросах мы верим в одно и то же, но не бывает так, чтобы мы соглашались во всем: путь индивидуальных убеждений слишком узок. По дороге истины идти очень сложно. Если вы делаете маленький шаг вправо, вы впадаете в опасное заблуждение, если вы слегка отклоняетесь влево, то тоже оказываетесь в болоте. С одной стороны - крутой обрыв, с другой - вязкая трясина. И если вы точно не следуете истине, тонкой, как волос, вы собьетесь с пути. Пути истины узок. Орлиный глаз не видел этой тропинки, и ныряльщик не ходил по ней в глубине моря. Она подобна прожилкам железа в руде, она чрезвычайно тонка и, более того, переходит из слоя в слой. Стоит потерять ее, и тогда можно перекопать километры, и так и не найти снова; глаз должен постоянно следить за ее направлением. Крупинки истины подобны крупинкам золота в австралийских реках, их надо промывать терпеливыми руками в потоке честности, а иначе в драгоценное золото попадет песок. Истина нередко смешивается с заблуждением, и, бывает, сложно провести грань между ними. Но мы славим Бога за то, что нам сказано: "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину".

Мы нуждаемся в руководстве еще и потому, что заблуждение сложно заметить. Оно украдкой, тайком подбирается к нам. Мы живем словно в густом тумане, похожем на тот, который был в прошлый четверг. В тот день мы бродили по улицам, не зная, где находимся. Ничего не было видно на расстоянии полуметра. Вот мы подходим к перекрестку. Вроде бы мы узнали то место, в котором оказались. Сразу после аптеки следует повернуть влево. Но не тут-то было. На самом деле нужно было взять немного вправо. Мы бывали на этом углу так часто, что, казалось, знаем каждый камень в тротуаре, если пройти чуть дальше, то мы выйдем к лавке знакомого. На улице темно, но уверенность в том, что мы на верном пути не покидает нас. Но на самом деле мы идем совсем не в ту сторону, и через некоторое время обнаруживаем, что находимся в километре от того места, в которое хотели попасть. Так случается и в отношении истины. Кажется, что мы на верном пути, а тут еще и лукавый нашептывает: "Вот дорога. Иди по ней". Вы послушно следуете его совету и к своему великому ужасу обнаруживаете, что вместо того, чтобы идти по пути истины, шли по дороге нечестия и заблуждения. Жизненный путь - лабиринт. Самые красивые и чарующие пути лежат дальше других от истины, самые соблазнительные тропинки проходят в тени исковерканных истин. Я думаю, что ни одна фальшивая монета в мире не похожа на настоящую так, как заблуждение похоже на истину. Одна монета из неблагородного металла, а другая из золота, но внешне они едва различимы.

Нам необходимо руководство, потому что мы очень склонны сбиваться с пути. Путь к небу - прямой, как пишет Буньян, он не сворачивает ни вправо, ни влево, но мы так легко сбиваемся с пути, что нередко идем направо, к Горе Разрушения, или налево, в Лес Одиночества. Давид говорит: "Я заблудился, как овца потерянная". Он заблуждался очень часто. Если овцу оставлять в поле двадцать раз, то она не забредет в лес двадцать один раз лишь потому, что луг огражден плетнем и она не может найти в нем дыру. Если бы благодать не вела человека, он бы заблудился, даже если бы на пути к небу стояло множество дорожных указателей. Если бы кто-нибудь не вел его, подобно ангелам, выведших Лота из Содома, и если бы никто не крикнул ему: "Спасай, спасай свою жизнь! Не оборачивайся, спеши подняться на гору!", - то он, даже увидев надпись "Дорога к городу-убе жищу", повернул бы в другую сторону и попал бы в руки мстящего за кровь. Итак, вы понимаете, почему нам нужен руководитель.

III. В приведенных стихах говорится о личности. Здесь идет речь ни о ком ином, как о Боге, а Бог - личность. Эта личность - "Он, Дух", "Дух истины", а не безликая сила. "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...". Давайте поразмышляем о нашем Наставнике, чтобы убедиться, что Он способен справиться с поставленной перед Ним задачей.

Во-первых, Он непогрешим. Он знает все и никогда не уведет нас в сторону. Если возьму за руку другого человека, то, возможно, какое-то время он будет вести меня в правильном направлении, но постепенно начнет сворачивать с верного пути, а вместе с ним и я. Но если я предам себя в руки Святого Духа и попрошу Его о водительстве, то опасность заблудится для меня исчезнет.

Я повторяю, мы рады, что нам послан Дух, потому что Он всегда рядом. Иногда мы сталкиваемся с трудностями: "О, если бы я мог поговорить об этом с нашим пресвитером, он бы все объяснил. Но он так далеко живет, что у меня нет возможности встретиться с ним". Мы перечитываем заинтересовавший нас отрывок, подходим к нему то с одной, то с другой стороны, но ничего не понимаем. Тогда беремся за книги. Мы открываем преподобного Томаса Скотта, но он, как обычно, обходит сложные места молчанием. Затем мы переходим к святому Мэттью Генри (проповедник и комментатор Библии конца XVIII века, чьи комментарии на всю Библию Сперджен считал самыми лучшими из существовавших на то время. - Прим. пер.). Если отрывок прост, он прекрасно все объясняет, но если библейский текст сложен для понимания, то он обходит его молчанием. И даже сам доктор Гилл (баптистский богослов XVIII века, который в прошлом был пастором церкви, которую теперь возглавлял Сперджен. - Прим. пер.), самый упорный исследователь Библии, сталкиваясь со сложным местом, явно уходит от четких объяснений. Но когда у нас нет под рукой толкований и пресвитер далеко, с нами остается Святой Дух. И я открою вам один секрет. Каждый раз, когда вам трудно понять тот или иной библейский отрывок, откройте Библию, опуститесь на колени и помолитесь. А если трудное место по-прежнему останется непонятным, то помолитесь вновь. Если молитва не дает результата, значит, вы столкнулись с одним из мест, которое Бог не хочет открывать вам, и следует смириться с отсутствием понимания. Молитва - это ключ, открывающий хранилища тайн. Молитва и вера - святые отмычки, которым не страшны замки, и с их помощью можно приобрести много богатства. Нет духовной школы, подобной той, в которой преподает Святой Дух, ибо к этому Наставнику, великому Толкователю истины, мы можем обратиться в любой момент.

Необходимо обратить внимание на одно Его удивительное качество. Я не знаю, замечали ли вы или нет, что Святой Дух может "наставить на всякую истину". Человек может объяснить нам истину и подвести к ней, но только Святой Дух может наставить в ней. "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит (обратите внимание на это слово) вас на всякую истину...". Вам может потребоваться довольно много времени, чтобы объяснить кому-либо учение об избрании. Но даже после того, как вы объясните суть этого учения, докажете его правоту, вы все еще не наставили своего собеседника на истину. Вы можете показать, что само Писание учит об этом, но человек отвергнет эту истину, он будет ненавидеть ее. Вы подводите его к другой великой истине, но он вырос в другой среде, и поэтому, хотя не может опровергнуть ваши доводы, говорит: "Вы, возможно, правы". А затем шепотом, так чтобы даже совесть не услышала, добавляет: "Но все это идет в разрез с моими предрассудками, поэтому я не могу принять истину". После того, как вы объяснили человеку истину, и он увидел, что она верна, как сложно наставить его в ней! Многие мои слушатели подведены к истине об их собственной испорченности, но они не наставлены в ней так, чтобы почувствовать ее. Многие из вас знают, что Бог дает нам жизнь изо дня в день, но вы не наставлены в этой истине так, чтобы во всем полагаться на Бога Святого Духа и искать удовлетворения своих потребностей в Нем. Как важно быть наставленным! Христианин должен поступать с истиной так, как улитка поступает со своей ракушкой: жить в ней, носить ее на спине и всегда брать ее с собой. Святой Дух, как сказано, наставит нас на всякую истину. Представьте, что вы стоите у дверей сокровищницы, наполненной золотом и серебром. Вы не станете богаче до тех пор, пока не войдете внутрь. Это дело Святого Духа - открыть двойные ворота и одарить нас золотом истины, чтобы мы могли принять ее. Как сказал Роуланд Хилл: "Хорошо, когда не только мы держимся истины, но когда истина держит нас".

IV. В-четвертых, здесь говорится о способе действия Святого Духа: "Он будет вести вас к истине" ("Слово жизни", Новый Завет в современном переводе). Позвольте, привести пример. Представьте себе, что истина - это пещера с причудливыми сталактитами, свисающими с потолка, и сталагмитами, растущими снизу вверх. Прежде чем отправиться в путь по пещере, вы ищете проводника, который мог бы провести вас. Следуя за ним, вы оказываетесь в самом центре пещеры. Проводник показывает вам разные залы, незаметные для вас ручейки воды, текущие между скал, называет минералы, выходящие наружу, рассказывает истории, связанные с тем или иным местом подземелья и помогает вам во многом другом. Истина - это галерея великолепных подземных залов, а мы удостоены чести ходить по ним, ведомые великим и мудрым Проводником. Когда мы попадаем в темное место, Он сияет светом среди нас, указывая путь и обращая наше внимание на красоту, окружающую нас. Святой Дух ведет нас тремя способами: мыслями, указанием направления и разъяснением.

Во-первых, наставляя нас в истине, Он наводит нас на мысли. В нашем разуме есть мысли, которые не были рождены в нем, а были, как некая диковинка, принесены с небес духом. Ангелы нашептывают нам, и бесы делают то же самое. Это не выдумки! И добрые, и злые духи беседуют с людьми, и некоторые из нас пережили это. Иногда нас посещают странные мысли - не плод деятельности нашей души, а следы ангельских визитов; в другое время нас одолевают искушения и злые мысли, созревшие не в нашей голове, а подкинутые в нее посетителями из ада. Дух иногда обращается к сынам человеческим под покровом ночи. В ушедшие века Он говорил в снах и видениях, теперь Он говорит в Своем Слове. Разве вас не посещали неожиданно мысли о Боге, когда вы занимались каким-то делом, и вы не могли сказать, почему подумали именно об этом? А читая и изучая Писание, вы не вспоминали вдруг какой-нибудь стих, совершенно не связанный с тем, о чем думали? И хотя вы пытались отмахнуться от него, он неудержимо всплывал, как пробка в воде? Так вот на эти неожиданные полезные мысли вас наводил Святой Дух. Он часто наставляет христиан на всякую истину, наводя на какие-то мысли, подобно проводнику, освещающему темные углы пещеры факелом. Он, возможно, не говорит ни слова, а просто останавливается в каком-то месте, привлекая к нему ваше внимание. Так и Дух подбрасывает мысль, чтобы мы обратили на нее внимание.

Я хорошо запомнил, каким образом я был наставлен в учении о благодати в мгновение ока. Рожденный, как и все мы, по природе арминианином, я верил в те привычные идеи, которые слышал с кафедры, и я не понимал благодати Божьей. Помню, как однажды я сидел в доме Божьем и слушал сухую донельзя проповедь, как и все подобные проповеди, не стоящую ломаного гроша. Вдруг меня поразила мысль: как я обратился к Богу? Я молился, подумал я. Но почему я молился? Чтение Писания привело меня к молитве. Почему я читал Писание? Как почему? Просто читал и все. Но что заставляло меня читать? И тогда сразу же я понял, что у истока всего стоял Бог, и Он был творцом моей веры. И вдруг мне открылось все учение о благодати. Я не отступил от него до сегодняшнего дня.

Иногда Дух ведет нас, указывая направление. Проводник, указывая рукой, говорит: "Туда, джентльмены, идите по этой тропинке. Это нужная вам дорога". Так и Святой Дух задает направление нашим мыслям. Он не подсказывает новую мысль, а направляет в определенную сторону те мысли, которые уже возникли в нашей голове. Другими словами, Он не сталкивает лодку в воду с берега, а правит ей, когда она уже движется по реке. В наших размышлениях о священном Он ведет нас к еще более возвышенным размышлениям, чем те, с которых мы начали. Не раз с вами было так: вы начинаете думать о каком-то учении и непроизвольно что-то вас уводит в сторону, к размышлениям на другую тему. И тогда вы начинаете видеть взаимосвязь между, казалось бы, совершенно разными учениями: они опираются друг на друга, как камни, поддерживающие мост, а в конце концов все, оказывается, держится на краеугольном камне - Иисусе Христе распятом. И к этому выводу вы пришли не потому, что вам подсказана новая мысль, а потому, что вам указано направление для размышлений.

Но лучше всего Святой Дух наставляет нас на всякую истину разъяснением. Он разъясняет Библию. Есть ли у кого-нибудь из вас разъясненная Библия дома? "У меня есть Библия в кожаном переплете. А у меня есть Библия с пояснениями на полях". Очень хорошо, но есть ли у вас разъясненная Библия? "Да у меня есть Большая семейная Библия с иллюстрациями". На некоторых картинках изображен Иоанн Креститель, который крестит Иисуса Христа, возливая Ему на голову воду, и многие другие бессмыслицы. Но я говорю не об этом. Есть ли у вас разъясненная Библия? "Да, у меня есть Библия с прекрасными гравюрами". Да, и это хорошо, но есть ли у вас разъясненная Библия? "Я не понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите о разъяснен ной Библии". Разъясненная Библия есть только у христианина. Когда он покупает ее, то она еще не разъяснена, но когда он читает ее

Величье золотит священные страницы,
Как солнце восхитительно, чудесно.
Всем возрастам познанье без границы
Дает, дает навек и безвозмездно.

Ничто, возлюбленные, не может сравниться с чтением разъясненной Библии. Вы можете читать Писание целую вечность и ничего не постигнуть, если оно не будет разъяснено Святым Духом. Но когда Святой Дух действует, тогда его слова сияют подобно звездам. И кажется, что страницы сделаны из золота, а буквы - из бриллиантов. О, какое блаженство читать разъясненную Духом Библию, освещенную Его сиянием! Мой брат, неужели после чтения и изучения Библии твои глаза не становились светлее? Пойди и скажи: "О Господи, освети мою Библию. Я хочу, чтобы у меня была растолкованная Библия. Пусть свет изольется на нее. Я не могу читать ее с пользой, пока Ты не разъяснишь ее". Слепые читают Библию пальцами, но слепые души этого делать не могут. Нам нужен свет, чтобы читать ее, в темноте читать невозможно. Именно так Святой Дух наставляет нас на всякую истину: наводит нас на мысли, указывает направление для размышлений и разъясняет Писание, освещая Своим светом, когда мы читаем его.

V. И, наконец, о признаке действия Святого Духа. Возникает вопрос: как я могу узнать, просвещен ли я Святым Духом и наставлен ли я на всякую истину? Вы может распознать действие Святого Духа, во-первых, по целостности истины (Он наставляет на всякую истину), во-вторых, по полноте истины (Он наставляет на всякую истину).

Если вы хотите узнать, есть ли у проповедника Святой Дух или нет, то судите в первую очередь по целостности его свидетельства. Человек, проповедующий то "да", то "нет", не просвещен Святым Духом. Дух никогда не говорит что-то одно сегодня и нечто противоположное завтра. Многие люди одновременно говорят и "да", и "нет". Но их противоречащие утверждения не могут быть от Бога Духа, ибо Бог Дух не называет одно и то же черным и белым, ложным и истинным. В этом заключается основополагающий принцип: истина едина. Но кто-то скажет: "Когда я читаю Библию, я вижу, что в разных местах утверждаются прямо противоположные вещи, и, несмотря на это, я должен верить ей"? Вы были бы абсолютно правы, дорогой брат, если бы Библия действительно противоречила сама себе. Но дело не в штанах, а в танцоре. Многие проповедники не знают своего дела. И надо заметить, что научиться ему не так-то просто. Нужно много работать, чтобы научиться гармонично совмещать все учения.

Вы также можете определить работу Святого Духа по ее полноте. Истинные дети Божьи наставлены не в нескольких истинах, а во всех. Когда они начинают свой путь, то они не знают и половины истины, они верят во всю истину, не понимая ее. Полнота истины заложена в них, но ей необходимо развиться. Ничто нас так не учит, как опыт. Никто не может стать богословом за неделю. Некоторые учения постигаются годами. Столетник растет десятилетиями, прежде чем расцвести, так и некоторые истины должны долго храниться в нашем сердце, прежде чем мы сможем говорить о них с подлинным пониманием. Дух постепенно наставит нас на всякую истину. Например, если истина в том, что Иисус Христос будет буквально царствовать на земле тысячу лет, и я склонен верить в это, то, ведомый Духом, я все лучше и лучше буду понимать это, и придет время, когда я буду говорить об этом совершенно уверенно. Некоторые люди начинают очень осторожно. Сначала человек говорит: "Я знаю, что мы оправданы по вере, и имеем мир с Богом, но так много людей не согласны с тем, что мы оправданы навечно, и поэтому я не уверен в этом". Но постепенно Дух Святой просвещает его, и он начинает понимать, что в тот час, когда были заплачены все его долги, с него была снята всякая вина, что в тот момент, когда грех был покрыт, каждая избранная душа была оправдана перед Богом, хотя перед самой собой она была оправдана позже.

Какие же практические выводы можно извлечь из этого великого учения? В первую очередь надо сказать о христианине, которого тяготит собственное невежество. Многие люди, которые были едва просвещены и едва вкусили небесной жизни, боятся, что они слишком мало знают, чтобы быть спасенными! Возлюбленные, Бог Святой Дух может научить любого, каким бы безграмотным и необразованным он ни был. Я знаю людей, которые были буквально недоразвиты ми до обращения, но впоследствии их способности удиви тельным образом развились. Давным-давно я знал человека, который был настолько темен и забит, что не только не умел читать, но говорил правильно лишь по ошибке. Более того, он был, выражаясь словами его соседей, "слабоумным". Но когда он обратился, первое, что он сделал, помолился. Он, заикаясь, произнес несколько слов, но со временем его способность говорить начала развиваться сама собой. Потом он решил, что хочет читать Писание, и после долгих, долгих месяцев упорных стараний он научился читать. Как вы думаете, что произошло дальше? Он подумал, что мог бы проповедовать, и начал понемногу проповедовать у себя дома в своей особой, ни на что не претендующей манере. Затем ему пришла в голову мысль о том, что он должен читать книги. Его умственные способности начали развиваться. И я уверен, что сегодня он несет благословенное служение проповедника в какой-нибудь деревушке. Требуется не так уж много интеллекта, чтобы быть наставленным Богом. Если вы чувствуете, что у вас туго со знаниями, не отчаивайтесь. Обратитесь к Духу, великому Учителю, и попросите его о священном воздействии на ваш разум. И придет время, и Он "наставит вас на всякую истину".

Еще один вывод состоит в следующем. Когда наши братья не понимают какой-то истины, давайте действовать по отношению к ним наиболее благоразумно. Не надо спорить с ними. Я слышал много споров, но ни один не привел к хорошим результатам. Едва ли кто-то научится чему-либо в споре, ибо убежденный против своей воли, все равно остается при своем мнении. Молитесь о них, чтобы Дух истины "наставил их на всякую истину". Не сердитесь на своего брата, молитесь за него; взывайте: "Господь! Открой его глаза, чтобы он увидел чудное в Твоем законе".

И, наконец, я обращаюсь к тем, кто ничего не знает ни о Духе истины, ни о самой истине. Возможно, некоторые из вас говорят: "Нам не важно, кто из вас прав, нам прекрасно живется и без всех этих истин". Но, несчастный грешник, если бы ты знал дар и знал, кто говорит истину, ты бы не говорил: "Мне все равно". Если бы ты знал, как важно знание истины для твоего спасения, ты бы говорил иначе. Если бы ты знал истину Божию о том, что ты пропащий грешник, которого Бог возлюбил до создания мира, несмотря на отсутствие причин для любви к тебе, и искупил Тебя кровью Сына, и оправдал тебя по вере перед небом и постепенно будет оправдывать Святым Духом по вере перед твоей совестью; если бы ты знал, что тебя ждет небо, что ты обязательно войдешь в него, что оденешь венец из немеркнущего золота, - тогда бы ты сказал: "О, как драгоценна истина моей душе!" Мои неверующие слушатели, заблуждающиеся люди хотят похитить у вас истину, которой вы можете спастись, лишить вас единственного Евангелия, которое избавляет от ада; они отвергают великую истину о благодати, но только она может спасти грешника от ада. И хотя эта истина не интересна вам сейчас, все равно вы должны желать постигнуть ее. Да даст Бог познать вам истину сердцем! Да наставит вас Святой Дух на всякую истину!" Ибо если вы не познаете истину здесь, вы увидите ее с обратной стороны в мраке могилы, в которой единственным светом будет пламя адского огня! Да познаете вы истину на этой земле! И истина сделает вас свободными. И если Сын сделает вас свободными, то вы истинно станете свободными, ибо Он говорит: "Я есмь путь, и истина, и жизнь". Доверьтесь Иисусу, падшие грешники, поверьте в Его любовь и милость, и будете спасены, ибо Бог Дух дает веру и вечную жизнь.

О ДУХЕ СВЯТОМ
«Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает кроме Духа Божьего. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор.2:11-12). К числу же тайн этого рода относится великая тайна о Духе Святом. Один разум человеческий не может понять Его и потому отвергает Его. Он охотно старается понять электричество и другие силы природы, но высшую из всех сил: - Дух Святой, Дух Божий, он не стремится понять. Между тем, та-же тайна о Духе Божьем (о Духе Святом) легко открывается всей духовной природе человека (включающей совесть, чувства и т. п.). «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25), сказал Христос. Всему нашему существу свет понятен до такой степени, что даже вопроса не возникает: что такое свет? Мы пользуемся им, и нам ясна сила света, как и наше собственное бытие, а одному разуму он непонятен. Так и с Духом Святым. Дух это единая, всесозидающая, всеобъемлющая и животворящая сила. 1. Дух Святой, - Дух – Божий – сила, созидавшая жизнь при создании мира. В то время, «когда ещё земля была безвидна и пуста, Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2). Ещё не было ни одной из сил природы, известной науке (ни света, ни волн и т. п.), а Дух Божий уже носился над водою. Да иначе и быть не могло. Ни свет, ни электричество, никакая другая физическая сила не могла быть творческими силами, из которых бы вытекали другие силы и в том числе силы духовные. Для этого, при создании, должна была быть сила высшая, всеобъемлющая, заключающая в себе источник всех других сил. И этим источником, этим разносителем жизни и устроителем её среди хаоса Бал Дух Божий, Дух Святой. . 2. Дух Святой – сила, освобождающая и устраивающая жизнь народов. Вот перед нами человек робкий, нерешительный, заика. Но о нём мы читаем, что, среди невыразимо тяжёлых условий он освобождает свой народ (Израильский) из - под ига Египтян, ведёт в новую землю; и среди царившего тогда во всём мире, и особенно в культурном Египте, многобожия даёт им закон и заповеди Единого и Вечного Бога. Закон и заповеди, данные через него, до сих пор ещё не превзойдены никем (кроме Христа). Откуда такая силы у этого человека? Об этом мы читаем его собственный рассказ. Однажды Израильтяне стали роптать на недостаток мяса и требовать от него мяса. Обыкновенно твёрдый, он почувствовал на этот раз тяжесть бремени, и ему стало так тяжело видеть с одной стороны волнения народа, с другой – невозможность удовлетворить, что он стал просить, чтобы Бог лучше умертвил его, чтобы ему не видеть бедствия народа его. И сказал Господь Моисею: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых… и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, который в тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Числ.11:16-17). Моисей был наделён высшей силой и при том в большой мере, чем это необходимо для одного человека, и эта сила была - Дух Божий, Который и совершил через него великие дела: великое освободительное движение народа и устройство его народного быта. То же самое было со всеми пророками. 3. Дух Святой – сила, обновляющая и просвещающая жизнь общества. В Иерусалиме, где пророки были побиваемы камнями, где был распят Сын Божий – необычное движение. Множество Иудеев принимает учение Христа, Которого они недавно распяли, о чём читаем: «И они пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах; был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершалось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее: и продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2:42-45). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называли своим, но всё у них было общее» (Деян.4:32). Какая сила могла так тесно соединить столь разнородных людей, устранив разнообразие перегородок и, главным образом, ужасную силу эгоизма (себялюбия), создав одно сердце и одну душу, дав высочайший образец решения социального (общественного вопроса)? Эта сила была ничто иное, как Дух Святой, излитый в день Пятидесятницы. 4. Дух Святой сила, возрождающая жизнь каждого отдельного человека. Молодой даровитый законник и фарисей, - Савл охраняет одежды побивавших Стефана, мученика за имя Христа, (побиваемого камнями Деян.7:58). Савл одобряет убиение его; Савл терзает Церковь Христову, входя в домы и влача мужчин и женщин, и отдавая их в темницу (Деян.8:1-3); Савл дышит угрозами и убийством на учеников Господа (Деян.9:1-3). А через некоторое время мы видим: «Савл молится», Савл проповедует в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Все, знавшие его, дивятся и говорят: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие (Христа) (Деян. Ап. 9:1-21)? Бывший гонитель Церкви Христовой сделался ревностнейшим распространителем учения Христа. Какая сила совершила это чудо? На это он отвечает сам, говоря о свидетельстве Божием, о том, что он решил ничего не знать, кроме Христа, распятого, о мудрости Божией и о будущей жизни, Ап. Павел заключает: «а нам Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:10). Духом Святым была открыта Ап. Павлу истина Христа, которая совершенно изменяет человека, перерождает его и делает новою тварью во Христе. Таким образом, сила Духа Божия объемлюща. Подобно закваске, подымающей тесто, она из ничего воздвигает мироздание; возвышает, освобождает жизнь народа, преображает жизнь общества и возрождает жизнь каждого отдельного человека. «Дух всё проницает и глубины Божии» (1Кор.2:10). Но если так велики и могущественны действия Духа Божия, то почему, спрашивают нас, не все народы возвышены и освобождены, не все общества преображены и не все люди рождены для новой жизни? Электричество пронизывает нашу землю, но оно не собрано в виде озера, а разливается токами по телам, которые проводят его. Через тела же, которые не проводят электрического тока, оно не проходит. То-же самое с Духом Святым. Он, подобно молниеносному электрическому току, наполняет жизнь народа, общества, принимающего Его добровольно. Но Он не входит ни в чей дом против воли хозяина. Он не насилует никого. Он не врывается с грозою в жизнь народа, общества или человека. О, нет! «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).

Все христиане имеют высокий пример перед собой. Это - замечательная жизнь Христа на нашей земле, Его дивный характер, Его образ, полный небесной красоты.
Мы, как христиане, хотели бы быть такими, как Христос, и поступать во всем, всегда и везде так, как поступал Он. Апостолы видели этот же самый чудесный образ - образ Христа - "перед собой. Но и апостолы, и мы, теперешние ученики Христа, видим не только этот высокий образ перед собой, но и нашу неспособность достигать его.
В отношении достижения этого образа мы все похожи на подстреленную птицу. В искреннем желании следовать по стопам Христа и быть, похожими на Него, мы всё снова и снова расправляем крылья наши, чтобы достигнуть Его Высот, но и всё снова и снова падаем вниз и оказываемся очень далекими от Его образа, от Его чудных качеств. И мы убеждаемся с глубокой печалью, что желание - это одно дело, а достижение - другое. Так было и у апостолов.
Неужели наша доля на земле только желать, но никогда не достигать? Неужели наша доля только поднимать крылья и, взлетев, снова опускаться вниз. Нет! Желание должно окончиться достижением, вспархивания должны превратиться в высокие полеты; мечта должна сделаться действительностью.
Послушаем слова Христа, полные определенного обещания: «Петр! Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною».
Когда же настанет это «после»? Когда же «не можешь» превратится в «можешь»? В чем тайна этой удивительной перемены в жизни учеников Христовых? Сейчас мы услышим ответ Христа на эти вопросы. Деян. Ап. 1, 8: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой». Бог не призвал нас на путь Христа, чтобы идти по нему в нашей собственной силе. Прежде всего Евангелие призывает нас к спасению - к подножию Голгофского креста, к омытию нашего черного сердца в Крови Христа. А затем Евангелие призывает нас к получению силы свыше, силы Духа Святого. Мы никогда не должны забывать об этих двух "Призывах. Вот Божий порядок в нашей христианской жизни: Галат. 4, 4 - 5 - «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить, подзаконных, дабы нам получить усыновление; Ев. Иоан. 1, 12: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими»; Галат. 4, 6: «А как вы - сыны, то Бог Послал в сердца ваши Духа Сына Своего».
Вот этой силы - силы Духа Святого - ни Петр, ни другие апостолы, последовавшие за Христом, еще не имели. Об этом очень ясно сказано в Ев. Иоанна 7, 38 - 39: «Кто верует в Меня у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого, имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».
Дух Святой, в полноте Своей силы, излился только в день Пятидесятницы, то есть после вознесения Иисуса Христа. Но как возрождающее начало ученики Христовы имели Духа Святого и до Пятидесятницы. В день Своего воскресения Христос дал им Духа Святого. Прочтем Ев. Иоанна 20, 21: «Иисус же сказал им вторично: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого...» Говоря о действии Духа Святого, надо делать различие между возрождением от Духа Святого и исполнением Его силою, о которой Христос говорил Своим ученикам перед вознесением: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой».
При обращении нашем ко Христу, при уверовании в Него, как в нашего личного Спасителя, мы испытываем возрождающее действие Духа Святого, ибо без Духа Святого не может быть обращения, веры и возрождения, так как все это производит в нас Дух Святой. Но после возрождения надо стремиться к получению силы Святого Духа; иначе мы не сможем идти по стопам Христа, не сможем преображаться в Его образ.
Большинство детей Божьих получали только возрождение от Духа Святого, чем и объясняется их неспособность быть такими, как Христос, и поступать так, как поступал Христос. Этим и объясняется низкий духовный уровень большинства детей Божьих, их младенческое, и даже печальнее того, их плотское состояние. Нельзя довольствоваться только возрождением, надо стремиться к исполнению силой свыше, силой Духа Святого.
Апостолы, получив силу Святого Духа в день Пятидесятницы, после того как они уже имели новое сердце, побуждали всех новообращенных к получению этой великой силы. Примером могут служить самаряне, о которых мы читаем в Деян. Ап. 8, 14 - 17. В день своего обращения к Господу самаряне получили новое сердце, то есть рождение свыше через Духа Святого, и апостолы были рады их обращению, но они послали Петра и Иоанна сказать им о том, что теперь они должны получить силу "Святого Духа, и они получили ее. То же самое произошло и в Ефесе: Деян. Ап. 19, 1 - 7. Ученики Христовы в Ефесе были обращены через проповедь сильного вестника Христа - Аполлоса (Деян. Ап. 18, 24 - 28), но они тоже имели только возрождение от Духа Святого. Но от апостола Павла ни узнали о силе Его, и получили эту силу Святого Духа, воззвав о ней к Господу вместе с апостолом Павлом.
Христос говорит о жизни и жизни с избытком. Прочтем. Ев. Иоан. 10, 10: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Жизнь и жизнь с избытком - это не одно и то же. Большинство верующих и любящих Господа имеют жизнь, но еще не имеют жизни с избытком. Возрождение от Духа Святого дает жизнь; сила Духа Святого дает жизнь с избытком.
Сам апостол Павел пережил оба эти духовные состояния. На пути в Дамаск он обратился ко Христу и получил новую жизнь, а в Деян. Ап. 9, 7 мы читаем слова, сказанные ему Ананией, и Павел исполнился силою Духа Святого.
Слово Божье говорит о рождении от Духа и о силе Духа. О возрождении от Духа - не в смысле маленькой частицы Духа Святого; и о силе Духа - не в смысле большого количества Духа Святого. Рождение свыше - это первое действие Духа Святого в нашем сердце; сила Духа - это Его дальнейшее могущественное действие в нас. Первое действие Святого Духа в нас - это возрождение наших душ, дальнейшее действие Святого Духа в нас - это жизнь Христа в нас и служение Христа через нас.
Мы, верующие, должны быть как бы «репродукцией» Христа. Что такое репродукция? Пойдите в любую картинную галерею, и вы увидите, как там художники пишут репродукции, то есть копируют, воспроизводят картины великих художников. Жизнь Христа и служение Христа должны стать нашей жизнью и нашим служением. Ученик Христа должен стать, как его Учитель; образ Учителя должен быть достигнут.
Но жизнь Христа и служение Христа - это действие Духа Святого во Христе. Возьмем жизнь Христа в Назарете. Почти тридцать лет жил Христос,в этом городе. Об этой жизни в Ев. Иоанна 1, 4 сказано: «И жизнь была свет человеков». Его жизнь была светом, то есть Его жизнь была чистой и святой, без пятна и порока. Он был светильником Назарета. Где тайна, где сила такой жизни? Эта сила - в Духе Святом, Которым Он был исполнен от рождения.
Эта чистая и святая жизнь Христа должна стать и нашей жизнью. Мы все должны быть яркими светильниками в наших «Назаретах», то есть в нашей повседневной жизни. Но это возможно только силою свыше, силою Духа Святого.
Мы получили возрождение через Духа Святого и на этом остановились. И не удивительно, что мы остаемся духовными младенцами, с жизнью, далекой от жизни Христа. Но мы должны стремиться к исполнению силой Духа Святого, то есть к Его могущественному проявлению в нас. Нет сомнения, что Христос все снова и снова исполнялся силою Духа, и эта сила обитала в Нем постоянно. Вот почему Он был таким ярким светильником в Назарете.
Но вот наступило время для Него начать Свое великое общественное служение. И во время крещения на Него нисходит Дух Святой в виде голубя и исполняет Его снова силой не только для чистой жизни, но и для великого служения. И мы силой Духа Святого будем способны жить жизнью Христа и служить, как служил Он.
Дух Святой повел Христа в пустыню. Там Он встретился с огненными искушениями от диавола. Но силой Духа Святого Он одержал полную победу над ними. В Ев. Луки 4, 14 говорится, что Иисус возвратился. из пустыни в силе Духа. В силе Духа Святого тайна и наших побед над всеми искушениями, которые поджидают нас на каждом шагу. Исполненные этой силой свыше, мы победим их все.
После возвращения из пустыни Христос в синагоге в Назарете говорит о Своем помазании Духом Святым на великое и славное служение. Прочтем Ев. Луки 4, 18 - 19: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». Христос провозглашает здесь Свою миссию и силу, которой Он совершит ее. И вот начинается Его славная жизнь служения. Он учит и творит Свои великие дела в силе Святого Духа. Мы восторгаемся служением Христа, но часто забываем, что совершал это служение Дух Святой. Все учение Христа - это учение Духа Святого, как мы читаем в Деян. Ап. 1, 2: «До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам». Его дела, Его чудеса были делом Духа Святого, как сказано в Ев. Матф. 12, 28: «Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божье».
Но вот наступил последний день служения нашего Господа Иисуса Христа. Вот Он с учениками Своими на Тайной Вечере. Он ведет прощальную беседу с ними. Вокруг чего же вращается эта прощальная беседа Христа? Вокруг Святого Духа!
И наконец наступил Голгофский час. Христос силою Духа Святого приносит Себя в жертву за грехи мира. Прочтем Евр. 9, 14: «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу...»
Теперь перед нами воскресший Христос. И мы слышим из уст Его слова. О чем? О Духе Святом! Он говорит ученикам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... примите Духа Святого» (Иоан. 20, 21 - 22).
Посылая нас на ту же жизнь, на то же служение, как и Его жизнь и Его служение, - Он указывает и на ту же силу, Которой Он жил и действовал - на силу Святого Духа. Дух Святой производит и в нас то, что Он производил во Христе: те же плоды, ту же святость, ту же любовь, ту же кротость, то же смирение, те же слова, те же дела, ту же жертвенность.
«Примите Духа Святого!» - вот призыв Христа ко всем возрожденным от Духа Святого. Примите Его, как силу! Исполняйтесь все снова и снова этой силой! А чтобы нам иметь эту чудную силу - надо жаждать ее и непрестанно молиться о ней.
Христос говорит всем жаждущим силы Духа Святого: «Просите и получите».
В Послании к Ефесянам 5, 18 сказано: «Исполняйтесь Духом!» Слово «исполняйтесь» говорит о том, что исполнение Духом Святым не есть событие в нашей христианской жизни, которое совершается только один раз. Исполнение Духом повторяется в нашей духовной жизни все снова и снова. Посмотрим на первых учеников Христа - на апостолов. Еще до дня Пятидесятницы Христос, посылая их на проповедь Евангелия Царствия Божья, дал им власть, то есть силу - силу Духа Святого: проповедовать Царствие Божье, исцелять больных, очищать прокаженных и творить другие великие дела (Матф. 10, 7).
Дух Святой открыл им великую истину, что Учитель их Христос - Сын Бога живого. В день Своего воскресения Христос дает Своим трепещущим от страха, уставшим от тяжелых переживаний, потерявшим мир и радость ученикам Духа Святого. Дух Святой должен был помочь им поднять свои опустившиеся крылья. Ведь им предстояло выполнять после ухода их Учителя очень большую миссию на земле, а именно: идти изо дня в день по стопам Христа - не физически, а духовно, исполняя Его волю во всем и преображаясь в Его образ. Для выполнения этой трудной задачи им была нужна особая сила - сила свыше, сила Святого Духа. И в день Пятидесятницы они получили эту особую силу так же, как получил ее их учитель Христос в день Своего крещения, перед началом Своего великого общественного служения.
Но мы должны знать, что исполнение Духом Святым в жизни апостолов повторялось и после Пятидесятницы.
Об исполнении Духом Святым в день Пятидесятницы сказано в Деян. Ап. 2, 4: «И исполнились все Духа Святого». А в Деян. Ап. 4, 8 мы читаем: «Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал»... Это уже новое исполнение апостола Петра Духом Святым. В Деян. Ап. 4, 31 говорится еще о другом, новом исполнении апостолов Духом Святым: «И по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого...»
Что исполнение Духом Святым происходит постоянно в жизни детей Господних, - об этом очень.ясно сказано также в Деян. Ап. 13, 52: «А ученики исполнялись радости и Духа Святого». Недостаточное знакомство с учением Слова Божья о Духе Святом приводит к очень извращенным понятиям о Нем среди некоторых верующих.
Вторая великая истина в отношении Духа Святого, которую должны знать все дети Божий, но которую многие верующие не знают, - это то, что Дух Святой неотделим от Сына Божья, Иисуса Христа. Это значит: исполнение Духом Святым есть вместе с тем и исполнение Христом. Мы подчеркиваем эту истину потому, что, стремясь к силе Духа Святого, к исполнению Духом Святым, можно поставить Христа па второе место
и тем самым совершить большую ошибку, потому что Дух Святой - это Дух Христа, и миссия Духа Святого - это миссия Иисуса Христа. Так учит Христос о Духе Святом. Прочтем Его слова в Ев. Иоанна 16, 14: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». Поймем раз и навсегда, что исполнение Духом Святым ведет к исполнению нас Христом. Дух Святой ведет нас не к Себе, а ко Христу. Дух Святой рисует нам не Свой образ, а образ Иисуса Христа. Дух Святой ведет нас к самому тесному слиянию со Христом. А есть проповедники, которые так проповедуют и учат о Духе Святом, что Он встает между Христом и чадом Божьим и как бы заслоняет Собою Христа.
Такое учение о Духе Святом - неправильное учение. Человек, который много говорит о Духе Святом и мало о Христе, не исполнен Духом Святым, ибо Дух Святой прославляет Христа и ведет нас к особой любви ко Христу, к особой близости к Нему, к особой радости во Христе и к подобию Ему. Дух Святой погружает нас в Иисуса Христа.
Что нужно, чтобы исполняться Духом Святым? Узнав о задаче Святого Духа - вести нас к самой тесной связи со Христом, мы поймем условия, необходимые для исполнения Духом Святым.
Эти условия следующие:
а) Жажда идти по стопам Христа, то есть горячее желание жить так, как жил Христос, и служить так, как служил Христос. Именно для такой жизни и для такого служения необходима сила Святого Духа.
Слова Христа Петру очень ясно говорят о том, что только в силе Святого Духа возможна для нас жизнь Христа и служение Христа.
Обратим внимание еще раз на слова: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (Иоан. 13, 36). Пойдешь после исполнения силой Духа Святого.
б) Для получения силы Духа необходима также жажда прославлять Христа. Христос очень ясно говорит, что для такого прославления Его нужна сила свыше, сила Духа Святого. Еще раз обратим внимание на Деян. Ап. 1, 8: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями».
в) Для получения силы Духа Святого необходимо еще одно условие: полная отдача сердца Христу. Вспомним, как на горе Кармил огонь Господень ниспал с неба на жертву, положенную пророком Илией на жертвенник. Огонь Святого Духа снизойдет на нас только тогда, когда мы будем лежать «жертвой всесожжения» у пронзенных нот нашего Искупителя Христа. В половинчатое сердце сила Духа Святого не снизойдет. В сердце, не преданном вполне Христу, полнота силы не будет жить.
В день Вознесения мы вспоминаем уход Христа с нашей земли в славу небес. Это значит, что время пребывания Господа в образе человека па нашей земле кончилось. Наступило время, о котором Христос сказал самарянке: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4, 23 - 24).
Мы должны всегда помнить, что в лице Иисуса Христа мы имеем не только Сына Божья, пришедшего во плоти, но и Отца и Святого Духа.
Не должны мы забывать и того, что в то время, когда божественная Троица в лице Христа была на земле, она -в то же самое время была и во всей Вселенной, ибо Бог вездесущ, то есть Он везде: на небе и на земле.
Мы все пережили день, когда Христос, стучавшись в дверь нашего сердца, вошел и обитель в нас сотворил. Но с приходом Христа в наше сердце пришел и Отец и Сын и Дух Святой, то есть пришел триединый Бог в наше сердце и сотворил в нем храм для Себя. Но триединый Бог пришел как незримый Дух в сердце наше, то есть как Дух Святой. Так Христос и сказал Своим учением: «Придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14, 23). К кому это придет божественная Троица? Христос отвечает на этот вопрос очень ясно: «Кто любит Меня»... Ко всем, кто возлюбил Его, приходит Отец и Сын и Дух Святой - в лице Святого Духа. Как до пришествия Христа на нашу землю Святая Троица действовала в лице Отца, так с пришествием Христа на землю она действовала в лице Сына Божьего, а с пришествием Святого Духа божественная Троица действует в лице Святого Духа. Но, сотворив Себе обитель в сердцах наших, божественная Троица остается вездесущей и действует не только в нас, верующих, но и во всей Вселенной.
Какова же работа Святого Духа в наших сердцах? Она в основном троякая. Первое действие Духа Святого в нас - это наше возрождение.
Об этом первом действии Духа Святого Христос говорил Никодиму (Иоан. 3, 5). Дух Святой сделал нас новой тварью в Иисусе Христе. Он дал нам уверенность в прощении грехов и радость спасения. Он свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий (Римл. 8, 15 - 16).
Затем, непрестанная работа Духа Святого в нас - это освящение наше. Но что значит освящение? Освящение - это уподобление Христу. Прочтем Римл. 8, 29: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями». Это уподобление нас, детей Божьих, образу Иисуса Христа является очень важным и великим действием Духа Святого в нас. Об этой работе Духа Святого мы читаем в 2 Кор. 3, 11: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа». «От славы в славу» - значит уподобление в образ Христа идет постепенно. «Как от Господня Духа» - это значит, что уподобление в образ Христа идет силою Духа Святого, а не через самоусовершенствование. Только Дух Святой производит плоды, о которых говорится в Гал. 5, 22.
Третье действие Духа Святого в нас - это дарование нам даров для служения Господу и ближним, о которых говорится в 12-й главе Первого Послания к Коринфянам. Эти дары различны, но дает их один и тот же Дух. И эти различные дары даются «на пользу». Кому на пользу? Телу Христову, то есть Церкви Его. Апостол Павел берет в пример физическое тело и его отдельные члены и говорит о пользе, которую приносит каждый член тела в отдельности.
Так и каждый член духовного тела - Церкви Христовой - приносит свою пользу тем даром, который дает Дух Святой.
Мы должны знать еще одну великую истину, а именно: можно иметь Духа Святого, но не видеть проявления Его силы в нас. Можно иметь Духа Святого, но не знать того дара Его, или тех даров Его, которые дарованы Им каждому верующему на пользу. Чем же это можно объяснить? Тем, что мы можем мешать проявлению силы Духа Святого в нашей жизни. Слово Божье говорит о возможности оскорбления Духа Святого, живущего в нас, как написано в Ефес. 4, 30: «Не оскорбляйте Святого Духа Божья, Которым вы запечатлены в день искупления».
Слово Божье говорит также о возможности угашения Духа Святого, о чем мы читаем в 1 Феесал. 5, 19: «Духа не угашайте».
В Послании к Римлянам 7, 23 апостол Павел говорит о страшной силе нашей плоти, противоборствующей всем благодатным действиям Духа Святого в нас.



Похожие статьи