Древние столицы Египта: Мемфис и Фивы. Фивы - Древний город Египта

Фивы – столица египетских фараонов, ставшая родиной культа бога солнца Амона. При всех утратах и разрушениях древний город не исчез бесследно подобно другим памятникам древних цивилизаций. Греки назвали его «стовратными Фивами» за его огромные размеры в отличие от собственных «семивратных» Фив. Развалины фиванской архитектуры на целое тысячелетие старше легендарного Нового Вавилона, но до сих пор вызывают восхищение. На закате, как и тысячи лет назад, пламенеющее в бурных водах Нила солнце медленно исчезает за горизонтом – это бог солнца Амон-Ра уходит в царствие мертвых, чтобы утром вновь родиться юным и могущественным.

Именно поэтому на левом берегу реки располагался город мертвых, в которой царил покой и тишина. В этой, так называемой, Долине царей находится некрополь Фив с гробницами фараонов, склепами их жен и детей, поминальными храмами фараонов разных династий. До наших дней лучше всего сохранились – храм царицы Хатшепсут, храм фараона Рамсеса II, храм Хатшепсут. Вход в поминальных храм Аменхотепа III уже 3400 лет охраняют две гигантские каменные статуи, известные как Колоссы Мемнона и изображающие сидячего фараона Аменхотепа III.

Фиванские фараоны не строили пирамид, а для гробниц вырубали наклонный тоннель в скалах, уходящий на глубину до двухсот метров. Тоннель заканчивался погребальными камерами, стены и потолки которых расписаны цветными картинами из жизни усопших. Так в скалах Ливийского хребта найдено более ста гробниц, но все они были разграблены еще в древности, лишь одна из них – гробница фараона Тутанхамона обнаружена в 1922 году в полной сохранности.

Основным государственным святилищем Нового царства стали два храма Амона, расположенные на противоположных сторонах реки – в Карнаке и Луксоре и соединенные между собой трехкилометровой мощеной аллеей сфинксов. Нигде в мире колонны, пилоны и монолитные статуи не были такими грандиозными, ни один храм до этого времени ни отличался такой пышностью. Большой гипостильный карнакский зал площадью 5000 кв. м вмещал целый лес массивных исполинских колонн. Колонны украшают барельефы с изображением победоносных походов фараонов. Святилище в Луксоре не такое большое, но не менее роскошное и величественное. Оба храма объявлены объектами ЮНЕСКО.

Великие победы египетских фараонов отмечались строительством роскошных дворцов и храмов, которые тесно окружали жилые дома и узкие улочки. Египетские Фивы были разрушены в 663 году до н. э. ассирийским царем Ашшурбанипала, но руины города напоминают о его былой славе, которой позавидует любой древний город.

Фивы

Фи́вы

(Thebes , др.-египетский Уасет ), руины др.-египетского города на левом берегу Нила (Египет), рядом с г. Луксор. Известен с III тысячелетия до н. э. как крупный полит., религиозный и культ. центр; с XX в. до н.э. – столица Египта. С VII в. до н.э. теряет полит. значение, сохраняя религиозное. В 88 г. до н. э. разрушен Птолемеем IX. Археол. раскопки ведутся с 1-й половины XIX в. Многочисленные храмы и усыпальницы фараонов, в т. ч. храм бога Амона; 2 гигантские статуи фараонов, обелиски, аллея сфинксов (2 из них находятся в Санкт-Петербурге на Университетской набережной).

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Фивы - исторический памятник, древний город в Верхнем Египте (см. Египет) , вблизи современного города Луксор . Древние египтяне называли свою роскошную столицу Уаст, что в переводе означает «властвующий» или «властвующший город», а греки называли его Фивы, или Фивеи (не путать с греческими Фивами), у Гомера упоминаются «стовратные Фивы», арабы говорили - эль-Уксур - «дворцы». Сами древние фиванцы зачастую именовали в текстах свою родину просто Ниут («город»).
История египетских Фив уходит в глубину веков: первые упоминания о городе сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые упоминаются при фараоне Микерине (Менкаура) (IV династия; ок. 26 в. до н. э.). Однако пышному расцвету города предшествовала долгая история. В 21 в. до н. э. он становятся центром объединения страны и впервые на небольшой срок становится столицей Египта при фараонах XI династии Среднего царства. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям. Местный бог Амон приобрел статус государственного бога.
С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (16-14 вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего расцвета. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений. Фивы являлись центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.
После возрождения Мемфис а, ставшего в 14 в. до н. э. столицей Египта, Фивы сохраняли свою роль крупнейшего культурного и религиозного центра Египта даже спустя столетия, вплоть до греко-римского времени. В начале 1 тыс. до н. э. Фивы - центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Это район двух восстаний (205-199 и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев. С распространением в первые века н. э. христианства район Фив становится одним из центров монашеского движения.
Многие постройки Фив были разграблены, снесены и разрушены римлянами. Лишь археологам и ученым из свиты Наполеона удалось вновь пробудить Фивы ото сна. Именно тогда зародилась египтология и познавательный туризм в Египет. В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном старая столица Египта была разделена каналом на две части: на юге родился город Луксор , на севере - деревня Карнак (см. Карнак ( Египет)) . На восточном берегу Нила стояли - два грандиозных храма - Карнакский и Луксорский, соединенные аллеями сфинксов.
Величественные храмовые комплексы соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных храмовых башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Покоренные народы Сирии-Палестины везли сюда бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами полудрагоценный лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом.
На другом берегу Нила, в западной части Фив, находилась царская резиденция и огромный некрополь, расположенный в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет - «Западная вершина», называющаяся сейчас эль-Курн. Повелительница этой горы богиня-змея Меритсегер («любящая тишину»), охранявшая покой умерших, согласно легендам, оберегала не только царские погребения, расположенные в Долине царей и Долине цариц, но и гробницы вельмож и простых горожан. Отправляясь в экскурсию лучше взять удобную обувь, головной убор и фотокамеру. При посещении Долины фараонов пользоваться видеокамерой не разрешается.
Долина царей (Долина фараонов)
Богиня Меритсегер была покровительницей Долины царей, и это место выбрал для своего будущего погребения фараон Тутмос I (XVIII династия). Он и его придворный архитектор Инени надеялись, что гробница, запрятанная в скалах, лучше защищена от расхитителей, чем открытые всем взорам пирамиды. А чтобы ввести охотников за легкой наживой в еще большее заблуждение, храмы умерших закладывались в удалении от самих гробниц. В знаменитой Долине фараонов 42 гробницы, почти все - фараонов. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфис е, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и эти ухищрения не уберегли гробницы от разорения.
В течение 500 лет такая форма захоронений оставалась неизменной и лишь немного совершенствовалась. Все гробницы были построены по схожему плану: в известняковой скале проделывали наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного. К погребальной камере вели секретные падающие двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями.
Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. Все гробницы оказались разграбленными еще в древности. Лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности. Эта гробница исторически незначительного фараона, умершего в девятнадцатилетнем возрасте, была просто переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами. Тутанхамон, наследник «фараона-еретика» Эхнатона, лишь вновь заменил культ Атона культом Амона.
Долина цариц
В Долине цариц хоронили не только цариц - жен и матерей фараонов, но и рано умерших египетских принцев. В этом некрополе археологам удалось найти уже свыше 70 гробниц. Своим внешним обликом гробницы напоминают усыпальницы Долины фараонов, но немного меньше их размерами. Наиболее интересна расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены Рамсеса II Великого.
Настенные росписи гробницы иллюстрируют «Книгу мертвых», погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба. После реставрации (1995 г.) эта гробница вновь открыта для посещения. Доступ в гробницу ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и только на 10 минут. За день ее успевают осмотреть лишь 150 человек.
Росписи также украшают стены гробниц рано умерших сыновей Рамсеса III Аменхерхепешефа и Хаэмуаса. Краски настенной живописи, например морская лазурь, светятся настолько интенсивно, будто картины нарисованы только сегодня.
Долина вельмож (Долина знати)
Западные Фивы были местом погребения не только фараонов и их жен. Здесь были захоронены сотни придворных, жрецов и высокопоставленных сановников, стремившихся пребывать рядом со своими правителями и после смерти. Их гробницы расположены вдоль восточного склона фиванских гор и образуют огромный некрополь - Долину знати. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф.
Большая часть гробниц датируется временем правления фараонов XVIII и XIX династий. Первые захоронения Долины относятся еще к Древнему царству. В Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Еще фараоны IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп II начал в Дейр эль-Бахри (см. Дейр-эль-Бахри) строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период фараоны XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам.
Гробницы вельмож не были столь огромными, как гробницы их правителей. Как правило, они состоят из нескольких частей - открытого двора, пространство которого ограничивалось стенами, святилища и уходящей под землю погребальной камеры. Начиная с XIX династии, вход во двор выполнялся в виде пилона - гигантских ворот, бывших неотъемлемой частью архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи владельца гробницы. Здесь отправлялся заупокойный культ умершего - читались священные тексты и приносились жертвы его ка, жизненной энергии, бывшей одной из составляющих сущности человека. Верхняя часть фасада гробницы облицовывалась гробничными конусами - глиняными цилиндрами-«гвоздиками», замурованными по «шляпки» в толщу стен. На внешней стороне конусов специальными печатями наносилось имя хозяина гробницы и его земные и посмертные титулы.
Рельефы и росписи гробниц вельмож по праву считаются шедеврами египетского искусства. Стены усыпальниц вельмож чаще всего были украшены сценами из их земной жизни. Основной идеей этих росписей было отражение важнейших событий в жизни сановника и благополучия, которого он достиг при жизни. Это делалось отнюдь не для похвальбы - все, запечатленное должным образом на стенах гробницы, должно было окружать человека в загробном мире и доставлять ему радость. Самые интересные гробницы находятся в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. Необычайно интересны росписи гробниц Рехмира (визиря Тутмоса III и Аменхотепа II), Сеннефера (управляющего южной частью Фив при Аменхотепе II), Нахта (придворного астронома Тутмоса IV), Рамосе (правителя Фив и визиря при Аменхотепе III и Эхнатоне), Менна (землемера и кадастрового служащего при Тутмосе I). На стенах их усыпальниц изображены погребальные торжества с музыкантами и танцовщицами, крестьяне за полевыми работами, сцены суда. В большинстве случаев на левой стене изображается жизненный путь умершего, а на других стенах - церемония погребения. Со временем Долина знати стала местом захоронения многих людей. Сегодня официально открыто более 500 гробниц (XI-XXVI династии), большое число захоронений было уничтожено еще в древности или все еще сокрыто в недрах фиванских гор.
Колоссы Мемнона
Гигантские статуи фараона Аменхотепа III, которые называют Колоссами Мемнона, приветствуют каждого путешественника на границе зеленых пшеничных полей и безжизненных песков пустыни. Две сидящие фигуры высотой 18 м охраняли некогда вход в несуществующий сегодня гигантский посмертный храм Аменхотепа III. На них сохранились греко-римские графитти времен императора Адриана и других видных деятелей античного мира. В свое время эти колоссы были известны тем, что один из них издавал жалобный стон на заре. Считалось, что таким образом свою мать, богиню утренней зари Эос приветствовал погибший во время Троянской войны от руки Ахилла эфиоп Мемнон. Звуки прекратились после реставрации в 199 г. н. э.
Рамессеум
Рамсес II повелел построить гигантский заупокойный храм в честь бога Амона, который ныне называют Рамессеум. До нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии. Грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные фараонами XVIII династии.
В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. На барельефах были изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами. За пилоном находится первый двор. Южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. Во второй двор вела лестница - он был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская статуя Рамсеса (20 м) весом около 1 тыс. т.
Центральную часть дворца занимал приемный зал с 16 колоннами. Дальше можно было попасть в личные комнаты царя и тронный зал. Позади дворца был расположен «женский дом» царя. Второй двор Рамессеума служил подходом к заупокойному храму. Двор был украшен портиками с папирусообразными колоннами осирическими колоссами. Гипостильный (колонный) зал храма имел 48 колонн. Великолепно сохранилась раскраска капителей колонн, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, главное святилище, кладовые. В Рамессеуме находилась знаменитая библиотека, названная Диодором «Лечебницей души», а также большая школа писцов. Под полами храма была найдена шахта с погребением жреца эпохи Среднего царства, а в погребальной камере гробницы были обнаружены магические жезлы, маски и несколько папирусов.
Мединет-Абу (Заупокойный храм Рамсеса III)
Когда-то Мединет-Абу были всего лишь каменоломней для строительства гробниц и храмов. Рамсес III возвел свой мощный посмертный храм в районе Мединет-Абу, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона.
Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Фивы" в других словарях:

    - (Thebae, Θη̃βαι). 1) Древний город в верхнем Египте, так называемые “стовратные” Фивы. В древнейшее время Фивы были столицей Египта и главным местом поклонения Аммону. Развалины Фив одни из обширнейших в мире. 2) Столица греческой области Беотии … Энциклопедия мифологии

    Фивы, иначе Но Аммон знаменитый город в древности, в котором помещалось известное капище языческого божества Аммона (Иер.46:25 и др.). Город имел около 140 стадий в окружности. Доселе еще остающиеся развалины оного занимают около 27 англ. миль.… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Древние египтяне называли свою роскошную столицу Уаст, что в переводе означает «властвующий» или «властвующший город», а греки называли его Фивы , или Фивеи (не путать с греческими Фивами), у Гомера упоминаются «стовратные Фивы», арабы говорили - эль-Уксур - «дворцы». Сами древние фиванцы зачастую именовали в текстах свою родину просто Ниут («город»). История египетских Фив уходит в глубину веков: первые упоминания о городе сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые упоминаются при фараоне Микерине (Менкаура) (IV династия; ок. XXVI в. до н. э.). Однако пышному расцвету города предшествовала долгая история. В XXI в. до н. э. он становятся центром объединения страны и впервые на небольшой срок становится столицей Египта при фараонах XI династии Среднего царства. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям. Местный бог Амон приобрел статус государственного бога.
С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (XVI-XIV вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего расцвета. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений. Фивы являлись центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.

После возрождения Мемфиса, ставшего в XIV в. до н. э. столицей Египта, Фивы сохраняли свою роль крупнейшего культурного и религиозного центра Египта даже спустя столетия, вплоть до греко-римского времени. В начале I тыс. до н. э. Фивы - центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Это район двух восстаний (205-199 и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев. С распространением в первые века н. э. христианства район Фив становится одним из центров монашеского движения.

Многие постройки Фив были разграблены, снесены и разрушены римлянами. Лишь археологам и ученым из свиты Наполеона удалось вновь пробудить Фивы ото сна. Именно тогда зародилась египтология и познавательный туризм в . В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном старая столица Египта была разделена каналом на две части: на юге родился город , на севере - деревня . На восточном берегу Нила стояли - два грандиозных храма - Карнакский и Луксорский, соединенные аллеями сфинксов.

Величественные храмовые комплексы соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных храмовых башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Покоренные народы Сирии-Палестины везли сюда бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами полудрагоценный лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом.
На другом берегу Нила, в западной части Фив, находилась царская резиденция и огромный некрополь, расположенный в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет - «Западная вершина», называющаяся сейчас эль-Курн. Повелительница этой горы богиня-змея Меритсегер («любящая тишину»), охранявшая покой умерших, согласно легендам, оберегала не только царские погребения, расположенные в Долине царей и Долине цариц, но и гробницы вельмож и простых горожан. Отправляясь в экскурсию лучше взять удобную обувь, головной убор и фотокамеру. При посещении Долины фараонов пользоваться видеокамерой не разрешается.

Богиня Меритсегер была покровительницей Долины царей, и это место выбрал для своего будущего погребения фараон Тутмос I (XVIII династия). Он и его придворный архитектор Инени надеялись, что гробница, запрятанная в скалах, лучше защищена от расхитителей, чем открытые всем взорам пирамиды. А чтобы ввести охотников за легкой наживой в еще большее заблуждение, храмы умерших закладывались в удалении от самих гробниц. В знаменитой Долине фараонов 42 гробницы, почти все - фараонов. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и эти ухищрения не уберегли гробницы от разорения.

В течение 500 лет такая форма захоронений оставалась неизменной и лишь немного совершенствовалась. Все гробницы были построены по схожему плану: в известняковой скале проделывали наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного. К погребальной камере вели секретные падающие двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями.

Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. Все гробницы оказались разграбленными еще в древности. Лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности. Эта гробница исторически незначительного фараона, умершего в девятнадцатилетнем возрасте, была просто переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами. Тутанхамон, наследник «фараона-еретика» Эхнатона, лишь вновь заменил культ Атона культом Амона.

Долина цариц
В Долине цариц хоронили не только цариц - жен и матерей фараонов, но и рано умерших египетских принцев. В этом некрополе археологам удалось найти уже свыше 70 гробниц. Своим внешним обликом гробницы напоминают усыпальницы Долины фараонов, но немного меньше их размерами. Наиболее интересна расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены Рамсеса II Великого.

Настенные росписи гробницы иллюстрируют «Книгу мертвых», погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба. После реставрации (1995 г.) эта гробница вновь открыта для посещения. Доступ в гробницу ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и только на 10 минут. За день ее успевают осмотреть лишь 150 человек.
Нефертари и богиня Исида
Росписи также украшают стены гробниц рано умерших сыновей Рамсеса III Аменхерхепешефа и Хаэмуаса. Краски настенной живописи, например морская лазурь, светятся настолько интенсивно, будто картины нарисованы только сегодня.
Росписи гробницы Нефертари
Долина вельмож (Долина знати)
Западные Фивы были местом погребения не только фараонов и их жен. Здесь были захоронены сотни придворных, жрецов и высокопоставленных сановников, стремившихся пребывать рядом со своими правителями и после смерти. Их гробницы расположены вдоль восточного склона фиванских гор и образуют огромный некрополь - Долину знати. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф.

Большая часть гробниц датируется временем правления фараонов XVIII и XIX династий. Первые захоронения Долины относятся еще к Древнему царству. В Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Еще фараоны IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп II начал в Дейр эль-Бахри строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период фараоны XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам.

Гробницы вельмож не были столь огромными, как гробницы их правителей. Как правило, они состоят из нескольких частей - открытого двора, пространство которого ограничивалось стенами, святилища и уходящей под землю погребальной камеры. Начиная с XIX династии, вход во двор выполнялся в виде пилона - гигантских ворот, бывших неотъемлемой частью архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи владельца гробницы. Здесь отправлялся заупокойный культ умершего - читались священные тексты и приносились жертвы его ка, жизненной энергии, бывшей одной из составляющих сущности человека. Верхняя часть фасада гробницы облицовывалась гробничными конусами - глиняными цилиндрами-«гвоздиками», замурованными по «шляпки» в толщу стен. На внешней стороне конусов специальными печатями наносилось имя хозяина гробницы и его земные и посмертные титулы.

Рельефы и росписи гробниц вельмож по праву считаются шедеврами египетского искусства. Стены усыпальниц вельмож чаще всего были украшены сценами из их земной жизни. Основной идеей этих росписей было отражение важнейших событий в жизни сановника и благополучия, которого он достиг при жизни. Это делалось отнюдь не для похвальбы - все, запечатленное должным образом на стенах гробницы, должно было окружать человека в загробном мире и доставлять ему радость. Самые интересные гробницы находятся в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. Необычайно интересны росписи гробниц Рехмира (визиря Тутмоса III и Аменхотепа II), Сеннефера (управляющего южной частью Фив при Аменхотепе II), Нахта (придворного астронома Тутмоса IV), Рамосе (правителя Фив и визиря при Аменхотепе III и Эхнатоне), Менна (землемера и кадастрового служащего при Тутмосе I). На стенах их усыпальниц изображены погребальные торжества с музыкантами и танцовщицами, крестьяне за полевыми работами, сцены суда. В большинстве случаев на левой стене изображается жизненный путь умершего, а на других стенах - церемония погребения. Со временем Долина знати стала местом захоронения многих людей. Сегодня официально открыто более 500 гробниц (XI-XXVI династии), большое число захоронений было уничтожено еще в древности или все еще сокрыто в недрах фиванских гор.

Колоссы Мемнона
Гигантские статуи фараона Аменхотепа III, которые называют Колоссами Мемнона, приветствуют каждого путешественника на границе зеленых пшеничных полей и безжизненных песков пустыни. Две сидящие фигуры высотой 18 м охраняли некогда вход в несуществующий сегодня гигантский посмертный храм Аменхотепа III. На них сохранились греко-римские графитти времен императора Адриана и других видных деятелей античного мира. В свое время эти колоссы были известны тем, что один из них издавал жалобный стон на заре. Считалось, что таким образом свою мать, богиню утренней зари Эос приветствовал погибший во время Троянской войны от руки Ахилла эфиоп Мемнон. Звуки прекратились после реставрации в 199 г. н. э.

Рамессеум
Рамсес II повелел построить гигантский заупокойный храм в честь бога Амона, который ныне называют Рамессеум. До нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии. Грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные фараонами XVIII династии.
В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. На барельефах были изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами. За пилоном находится первый двор. Южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. Во второй двор вела лестница - он был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская статуя Рамсеса (20 м) весом около 1 тыс. т.

Центральную часть дворца занимал приемный зал с 16 колоннами. Дальше можно было попасть в личные комнаты царя и тронный зал. Позади дворца был расположен «женский дом» царя. Второй двор Рамессеума служил подходом к заупокойному храму. Двор был украшен портиками с папирусообразными колоннами осирическими колоссами. Гипостильный (колонный) зал храма имел 48 колонн. Великолепно сохранилась раскраска капителей колонн, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, главное святилище, кладовые. В Рамессеуме находилась знаменитая библиотека, названная Диодором «Лечебницей души», а также большая школа писцов. Под полами храма была найдена шахта с погребением жреца эпохи Среднего царства, а в погребальной камере гробницы были обнаружены магические жезлы, маски и несколько папирусов.

Мединет-Абу (Заупокойный храм Рамсеса III)
Когда-то Мединет-Абу были всего лишь каменоломней для строительства гробниц и храмов. Рамсес III возвел свой мощный посмертный храм в районе Мединет-Абу, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона.
Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

С Египтом европейцев познакомили греки. Античная Греция моложе Египта: когда она находилась на раннем этапе своего развития (I тысячелетие до нашей эры), государство долины Нила вступало в последний период своей многовековой культуры. Интерес античного мира к Египту проявился задолго до того, как он сделался достоянием истории. Уже тогда эта страна была овеяна легендами. Египет воплощал собой мудрость, ключ к познанию которой люди со временем утратили. Считалось, что великий ученый, математик и философ Пифагор почерпнул свои знания из Египта. Отец истории Геродот, посетивший эту страну в середине V века до нашей эры, оставил ее интересное описание.

Город на восточном берегу Нила, ставший в период Среднего и Нового царств столицей государства, известен как Фивы. Под этим названием он упоминается в «Илиаде» Гомера, который воспевает его как «Стовратные Фивы», имея в виду многочисленные башнеобразные пилоны, служившие входом в храм.

На вопрос - почему греки перенесли название своего города в Беотии на египетскую столицу, нет однозначного ответа. Польский археолог К. Михаловский высказал предположение, что это могло произойти в результате сходства в звучании греческого наименования города с египетским названием одного из святилищ Амона в Карнаке. Египтяне же именовали свою столицу и прилегающий округ Уасет. Здесь же находился дворец фараона, поэтому за столичными Фивами закрепилось еще одно обозначение - «нут» - «резиденция правителя», или «город Амона». Позднее греки стали называть его Диосполис Магна - «Великий город Зевса», отождествляя своего верховного бога с древнеегипетским Амоном.

Основным местом культа фиванского бога солнца был храм в Карнаке (современное название по близлежащей арабской деревушке). В Древнем Египте этот храм именовался Ипет-Сут и являлся частью Фив. Фиванский округ (ном) был известен уже эпоху Древнего царства. Однако в тот период Фивы не не играли сколько-нибудь заметной роли в политической жизни страны. С конца Древнего царства начинает усиливаться значение Амона: на территории Фив сооружается первый храм, посвященный этому богу (он не сохранился и о существовании его известно по надписям).

С наступлением эпохи Среднего царства культ Амона стал преобладать в египетской религии. Уже тогда, помимо строительства на восточном берегу Нила, с западной стороны в скалистых горах Дейр эльБахри закладывается заупокойный ансамбль фараонов XI династии. Так было положено начало планировки Фив, разделенных Нилом на административно-политический центр город живых на восточном берегу и некрополь - город мертвых на западном.

В эпоху Нового царства обе части Фив мыслились как единый ансамбль. На восточной стороне достигло расцвета строительство храмовых комплексов, посвященных Амону,- это уже упомянутый Карнак и второй, называемый древнеегипетским именем Ипетресет-Имен («Южный гарем Амона»), но более известный как Луксор. Последнее название возникло в период римской античности, когда римляне основали здесь укрепленный лагерь Костра, который арабы стали называть аль-Кусур, что значит «замки». Это слово, видоизмененное европейцами, и стало звучать как Луксор.

Если Карнак, помимо храма Амона, включал в свой ансамбль храмы богов фиванской триады - богини Мут - супруги Амона и их сына Хонсу, то на территории Луксора находится только один храм, который строился в две эпохи – в царствование фараонов Аменхотепа Ш и Рамсеса II.

Оба храма – Карнак и Луксор – были связаны почитанием Амона. Это нашло отражение в праздничных ритуалах, посвященных главному фиванскому божеству. Самым значительным среди них был Опет – праздник перенесения священной ладьи Амона из северного святилища в южное.

Церемония начиналась в Карнаке, откуда барку со статуей Амона жрецы несли на плечах по дороге процессий к пристани. Там ее погружали на ладью и по Нилу переправляли в Луксор. Народ сопровождал ритуальное празднество по берегу. Главная ось карнакского храма идет перпендикулярно Нилу, храма в Луксоре параллельно. От пристани ладью несли вдоль колоннад и открытых дворов в специально для нее предназначенное помещение - Зал ладьи, не доходя до которого находился так называемый Зал рождения Аменхотепа Ш. Рельефы на стенах повествуют о чудесном зачатии фараона от брака его матери с самим Амоном Ра.


Аллея баранов-сфинксов. Восточные Фивы.

Храмы Карнака соединены с Луксором аллеей бараноголовых сфинксов , ибо баран считался священным животным бога Амона. Панорама Луксора с высокими стройными колоннадами выглядит со стороны Нила величественно. Пересекая реку, мы окажемся на западном берегу, у пристани, от которой в древности начиналась аллея сфинксов, ведущая к заупокойным храмам. Она служила как бы продолжением аллеи восточной стороны - таким образом архитектурные сооружения, расположенные по обоим берегам, составляли единый ансамбль

Великие фараоны Египта, начиная со Среднего царства, сооружали на западном берегу заупокойные храмы. Далеко не все они сохранились, многие дошли в руинах. Раскопки на этой территории ведутся и поныне.


Храм царицы Хатшепсут. Дейр эль-Бахри.

Один из значительных памятников заупокойного культа - храм царицы Хатшепсут , представляющий собой трехъярусное сооружение с наклонно расположенными проходами - пандусами, ведущими на верхние террасы. К храму шла аллея сфинксов, сочетающих в своем облике тело льва с портретной головой царицы. Недалеко находился заупокойный храм Аменхотепа Ш, теперь полностью разрушенный. Он также соединялся дорогой сфинксов с пристанью (два сфинкса из этой аллеи стоят ныне на набережной Невы у Академии художеств). Перед входными башнями-пилонами этого храма установлены две гигантские тронные статуи фараона, высеченные из глыб песчаника. Высота их от основания превышает 17 метров.

Предполагают, что храм был разрушен в результате сильного землетрясения в 27 году до нашей эры. При этом на северном колоссе образовалась трещина. Из-за резких скачков температуры и влажности воздуха в слоях камня возникала вибрация - обычно это происходило, когда лучи восходящего солнца нагревали поверхность: тогда колосс начинал издавать слабые жалобные звуки. Греки, отождествившие статую египетского фараона с героем троянской войны Мемноном, сыном богини утренней зари Эо, считали, что таким образом он жалуется матери на свою гибель от руки Ахилла. Это явление описано у греческого географа Страбона, жившего на рубеже новой эры. Статуи Аменхотепа III известны ныне как колоссы Мемнона.


Колоссы Мемнона. Заупокойный храм Аменхотепа III. Западные Фивы

Неподалеку от заупокойных храмов под высокими скалами находятся захоронения фараонов Древнего Египта. Этот некрополь принято называть «Долиной царей». Над ней господствует вершина Рог - место обитания богини Меретсегерет - покровительницы некрополя (имя в переводе означает «Любящая молчание») . Ее считали «Владычицей Запада» - царства мертвых и обычно изображали в облике змеи: по мнению египтян, она охраняла покой умерших. Гробницы, вырытые в скальном грунте, состояли из нескольких помещений, лестничные спуски и коридоры создавали реальное ощущение схода, что соответствовало представлению о пути в подземный мир загробного царства. Переходы и погребальные камеры уходили в глубь скалы до 100 метров. Некоторые из усыпальниц - настоящие дворцы: стены были расписаны, яркость красок сохранилась и по сей день. Сюжетом росписей служили произведения заупокойной литературы. Среди сцен - изображение пути странствования по загробному миру, предстояние царя перед богами.


Рамессиум. Храм фараона Расеса II. Западные Фивы

В эпоху эллинизма, когда Египет был завоеван Грецией, контакты между странами становятся особенно тесными. Фараоны династии Птолемеев, занявшие египетский престол, ведут в Фивах большую восстановительную работу - строительство идет и на восточном и на западном берегах Нила.

Если египетские Фивы были столицей государства, крупнейшим политическим, религиозным и культурным центром, то их «тезки» в Греции не столь известны. В этой стране было несколько Фив: самый интересный по своей истории - город в Беотии. Как сообщают мифологические источники, название он получил от Фивы - жрицы богини Афины. Согласно одному из преданий Фива считалась дочерью реки Асоп и основала город, который стал носить ее имя. Об этом упоминает римский историк Павсаний.

Расположены Фивы на невысоком холме: город имел круговую планировку, окружался стеной с семью воротами - отсюда его эпитет «семивратный». В центре находился акрополь Кадмея. Сам город и акрополь восходят к микенской эпохе (XIV - XIII века до нашей эры). Миф называет основателем Кадмеи сына финикийского царя Кадма, которого отец послал на поиск похищенной Европы. Преследуемый неудачами, Кадм обратился к дельфийскому прорицателю и получил указание - прекратить поиск и следовать по выходе из святилища за коровой. На том месте, где она ляжет отдохнуть, он должен основать город. Так Кадм и поступил. Но прежде ему пришлось сразиться с драконом, растерзавшим его спутников. Убив чудовище, он по совету Афины засеял поле зубами дракона, и из этих всходов выросли вооруженные люди Спарты. Пятеро из них стали основателями знатных родов в заложенной Кадмом крепости, вокруг которой выросли Фивы.

Хотя в сказаниях многое является мифопоэтическим вымыслом, в них можно отыскать и некоторые исторические факты. Так, Кадму, выходцу из Финикии, приписывается изобретение греческого алфавита, возникшего, как известно, на рубеже IX - VI II веков до нашей эры из финикийского письма.

В сказочном мотиве мифа говорится о странствиях героя и его победе над чудовищем, что могло быть отражением тех древних контактов, которые существовали между Фивами и государствами Малой Азии. Таким образом, названия городов, имена их основателей и правителей раскрывают панораму исторических судеб государств и народов, ушедших в прошлое, но приходящих к нам из глубины веков.

Н. Померанцева, кандидат искусствоведения

Города – древние столицы Египта менялись несколько раз на протяжении всей истории существования цивилизации.

  • Тибы (примерно до 2950 г. до н.э.) – первая столица объединенного Верхнего и Нижнего Египта
  • Мемфис (2950 – 2180 г. до н.э.) – столица VIII династии
  • Хераклеополис (2180 – 2060 г. до н.э.) – IX — X династий
  • Фивы (2135 – 1985 г. до н.э.) — XI династии
  • Итжтави (1985 – 1785 г. до н.э.) — XII династии
  • Фивы (1785 – 1650 г. до н.э.) – XIII династия
  • Хоис (1715 – 1650 г. до н.э.) — XV династия
  • Аварис (1650 – 1580 г. до н.э.) – XV династия гиксосов
  • Во время XVI династии главный город неизвестен, возможно, он находился в Царстве Куш (Нубия)/
  • Фивы: (1650 — с 1353 г. до н.э.) — XVII и XVIII династии Эхнатона
  • Ахетатон (Амарна) (1353 — с 1332 г. до н.э.) — XVIII династия
  • Фивы (с 1332 — 1279 г. до н.э.). – XVIII и XIX династии до Рамзеса II
  • — династия XIX при правлении фараона Сети
  • Пи-Рамсес (1279 — 1078 г. до н.э.) — XIX династия, начиная с Рамзеса II, и XX династия
  • Танис (1078 — 945 г. до н.э.) — XXI династия
  • Бубастис (945 — 715 г. до н.э.) — XXII династия
  • Танис (818 — 715 г. до н.э.) — XXIII династия
  • Саис (725 — 715 г. до н.э.) — XXIV династия
  • Напата / (715 — 664 г. до н.э.) – после прихода к власти в Египте кушитской XXV династии, был основан город Напата, который сегодня находится на территории современного Судана. Однако правили страной из Мемфиса.
  • Саис (664 — 525 г. до н.э.) — XXVI династия
  • XXVII династия Египта – правление осуществлялось из Персии.
  • Саис (404 — 399 г. до н.э.) — XXVIII династия
  • Мендес: (399 до н.э. — 380 до н.э.) — XXIX династия
  • Себеннитос (380 — 333 г. до н.э.) — XXX династия
  • XXXI династия Египта – центр власти находился в Греции.
  • (332 — 641 г. н.э.)
  • Мусульманский период:
  • Аль-Фустат (641 — 750 г. н.э.)
  • Аль-Аскар (750 — 868 г. н.э.)
  • Аль-Каттаи (868 — 905 г. н.э.)
  • Аль-Фустат (905 — 969 г. н.э.)
  • Аль-Кахира (Каир) (с 969 н.э. — настоящее время)
«Белые стены» древнего Мемфиса

Откуда произошло название Мемфиса

Название древнего Мемфиса происходит от пирамиды фараона Пепи I в Саккаре, которая называет Меннуфер (в переводе с греческого «хорошее место») или коптского «Менфе». Изначально город назывался Инеб-Хедж, что означает «Белая стена». Некоторые историки предположили, что его название отражает исторический период в жизни государства. «Анк-Тави» – «то, что связывает две земли». На самом деле Мемфис находился между Верхним и Нижним Египтом.

Cтолица Египта Мемфис была основана около 3100 г. до н.э. фараоном Менесом, объединившим Верхний и Нижний Египет. Сначала Мемфис представлял собой крепость, из которой Менес контролировал прохождение земляных и водных маршрутов между Дельтой и Верхним Египтом. Отсюда он мог наблюдать обстановку в Нижнем Египте. Ко времени правления III династии Мемфис стал занимать важное место в политической и общественной жизни государства.


Из источников стало известно, что Менес основал город, создавая дамбы, чтобы защитить район от наводнений Нила. В последствие Мемфис стал религиозным и одним из важнейших космополитических центров мира. Когда Геродот посещал город в V в. до н.э., когда империей правили персы, он отметил, что в поселении проживает много греков, финикийце, евреев.

Судя по размеру некрополей, город был огромный. Гробницы расположены на протяженности 19 км вдоль западного берега Нила. К ним относятся захоронения Дашуре, Саккары, Гизы, Абусиа, Завьет эль-Ариер, Абу Раваш.

Очень сложно представить реальный возраст этого поселения. В конечном счете только Рим переживет Мемфис как город, который переживает период расцвета в течение нескольких лет. Сегодня обнаружить точные границы административной единицы достаточно сложно. Некоторые считают, что он находился первоначально в северной части, затем на юге. Сложно отследить историю города, которому более 3000 лет.

Сегодня часть города представляет руины, другая осталась под сельскохозяйственными полями местных деревень. Все что мы знаем о древней столице было прочитано в папирусах и заметок Геродота, посетившего Мемфис.

Например, ряд папирусов указывает на решение Эхнатоном в Мемфисе таких важных для жизни граждан вопросов, как хлебопечение. Другие повествуют об отказе Тутанхамона поклоняться культу Эхнатона и указаны города, где необходимо огласить этот указ.


Луксор — древняя столица Египта Фивы

Город Луксор несколько тысячелетий назад представлял собой древнюю столицу Египта Фивы. Другое название – Васет. Центр политической власти находился в 500 км от современного Каира вдоль реки Нил. Название «Луксор» происходит от арабского «Аль-Уксур», что означает «укрепленный». Оно в свю очередь возникло от латинского «castrum», так назывался первый римский форт, построенный на этой территории.

«На восточном берегу реки, под современным городом Луксор, лежат останки древнего города, который в период с 1500 до 1000 г. до н.э. занимает важнейшее место с жизни древних египтян. Его население достигало 50000 человек», — опубликовал заметку Наджел Гетерингтон в книге «Достопримечательности Долины Царей».

В древности город был известен как дом культа Амона, который ассоциировался с представителями династии фараонов. Во время периода Нового царства в Египте с 1550 по 1050 г. до н.э. было принято делать гробницы для царей в Долине Мертвых. В это время в столице были построены массивные сооружения, в их числе Карнакскй храм, Луксорский храм, Долина цариц и усыпальница – храм в Дейр-эль-Бахри.

«Из всех древних городов Египта, ни один не достиг славы Фив», — писал египтолог Раша Сулейман в книге «Фиванские гробницы Старого и Среднего царства. — «Город Фивы является одним из крупнейших сокровищниц, вмещающих многочисленные архитектурные памятники, включенные в список всемирного наследия».


Фотография Тиб, Карнак, 1851. Музей Метрополитена, Нью-Йорк.

Фивы: Египет Древнего Царства

В научных исследованиях Недели и Гетерингтона содержатся сведения о том, что есть доказательства наличия жизни в Луксоре более 250000 лет назад. Сулейман отмечает, что в период Древнего Царства, около 2650-2150 г. до н.э., когда уже были построены пирамиды в Гизе, Фивы уже служили районным центром для администрации. С началом Первого промежуточного периода древний город Луксора стал столицей Древнего Египта.


Гробница фараона Египта Шепсескаре

Один путешественник в XII в. сказал:

«красоту его руины его можно созерцать часами. Такой они дивной красоты, что самый красноречивый человек не смог бы описать ее».

Во время прихода Мамлюка, дамбы, которые сдерживали разливы Нила, пришли в упадок и был медленно покрыт илом.

Развалины города Мемфиса до сих пор можно увидеть рядом с небольшой деревней Мит Рахина. Считается, что в столице поклонялись языческому идолу Птаху, который греческий период ассоциировался с Гефестом.

Во время правления греческой династии центр империи находился в Александрии. Город потерял свое значение. Окончательно Мемфис исчез из истории Египта с приходом мусульманских завоевателей 641 году, когда они создали новое поселение рядом с городом Фустат, который сегодня является частью Каира и называется Старый Каир или Коптский Каир.

Во время прихода Мамлюка, дамбы, которые сдерживали разливы Нила, пришли в упадок и Мемфис был медленно покрыт илом.


Находки древнего Мемфиса в Египте

Развалины Мемфиса до сих пор можно увидеть рядом с небольшой деревней Мит Рахина. Считается, что в столице поклонялись языческому идолу Птаху, который греческий период ассоциировался с Гефестом.

Храмы Фив: культура древнего Египта

Остатки храма Птаха, граничащие с деревней Мит Рахина, вероятно, представляли один из лучших храмов Древнего Египта. Сегодня в хорошем состоянии находится только часть руин, обнаруженных египтологом Флиндерсом Петри в 1908-1913 годах. Они представляют храм Рамзеса II с колоссам и Алебастровым Сфинксом. Рядом находится зал разрушенного дворца Априс к северу от храма Птаха.

Объединение государства произошло при царе Небхепетре Ментухотепе около 4000 лет назад. Его гробница была найдена недалеко от городского поселения в местечке Дейр эль-Бахри. Некрополь включает долину с дамбой около 1200 метров в длину.

К этому времени началось строительство . Расцвет города будет продолжаться на протяжении всего периода Нового царства с 1550 по 1050 г. до н.э. Большинство царей были похоронены в Долине царей. Гробницы для принцев и принцесс было принято возводить в соседней Долине цариц. Было построено несколько погребальных храмов.

Храм Луксор на восточном берегу реки Нил служил местом просоединения Орет фестивалей в Древнем Египте. Его колонны были установлены при фараоне Аменхотепе III (1410 – 1372 г. до н.э.). Позже он будет соединен с Карнаком через Аллею Сфинксов.

«Праздник проходил возле статуи Амона, его жены Мут и их сына Хонсу. «Когда процессия достигала Луксорского храма, их радостно встречали танцоры, певцы и музыканты», — пишет египтолог Пэт Ремлер.


Религиозное значение города Фив

Город стал столицей Египта в период Нового царства, здесь находился царский некрополь и было построено множество храмов, во многом по религиозным причинам.

Он считался домом культа Амона, происхождением от которого гордились представители семьи фараонов.

«Амон часто указывался как отец царей Египта. Когда царица Хатшепсут пришла к власти, она написала историю о своем рождении от союза Амона и ее матери Яхмос на стене храма – усыпальницы в Дейр эль-Бахри», — пишет Ремблер в своем труде.

Долина Царей в Фивах

Долина царей была местом погребения большинства правителей периода Нового царства. Большая часть из была разграблена, кроме , которая была обнаружена командой Говарда Картера в 1922 году.

Выбрано это место в качестве некрополя по нескольким причинам. По-первых, долинах выходила к берегам реки и была окружена скалами, что учитывалось при проведении окультных обрядов. Известняк, заполнявший местность, сформированный миллионы лет назад от проливных дождей, не крошился и был отменного качества. Возвышающаяся над долиной гора, Аль-Курн (по-арабски «Рог»), напоминала египтянам пирамиды.

Раскопки в Долине ведутся каждый день. Захи Хавасс, бывший министр древностей Египта, недавно в лекции в Королевском музее Онарио в Торонто, заявил:

«Гробница Тутмоса II и Рамзеса VIII еще не найдены. Также до сих по неизвестно, где находятся мумии цариц XXVIII династии (1550 – 1292 г. до н.э.)»

Рядом с гробницами строили погребальные храмы. Самый известный из них находится в Дейр аль-Бахри – царицы Хатшепсут. Он украшен тремя колоннадами террас, которые ведут к святилищу. Главной достопримечательностью храма являются рисунки, изображающие путешествие по морю египтян в далекую страну Пунт.


Долина цариц древних Фив

Некрополь цариц расположен недалеко от Долины царей и служил местом захоронения для принцесс и принцев, государственных чиновников. Сегодня в этом районе найдено около 100 гробниц.

Самой впечатляющей из них является усыпальница , жены Рамзеса II, которой он построил храм рядом со своим в Абу-Симбел.

Гробница Нефертари по структуре похожа на те, которые были раскопаны в Долине царей. Ее рисунки, выполненные на белом фоне, представляют лучший пример египетской живописи. Потолок расписан звездами и текстами из Книги Мертвых. Одной из самых интересных иллюстраций является картина с Нефертари, играющей в настольную игру «Сенет» с целью победы над потусторонним миром и обретением спасения.


Древний город Египта – Дейр эль-Медина

Поселение между Долиной царей и Долиной цариц принято называть Дейр эль-Медина. Это место древние египтяне считали священным и называли Сет Маат - «Место Истины».

В ней жили государственные служащие, каменотесы, чертежники и художники, которые готовили проекты для строительства гробниц их правителей. Некоторые из них были иностранцами, но всех объединяла принадлежность к среднему классу. Место это было неблагоприятно для проживания. Здесь не прорастало ни одного дерева. А деревню окружали бесплодные скалы, отражающие тепло солнца пустыни.

Заселена Дейра была во время Нового царства. Об этом сообщается в ряде папирусов. Большой прирост населения был отмечен после прихода к власти Рамзеса III (правил с 1186 по 1155 г. до н.э.) Рабочие устроили ему бунт, и исследования подтвердили, что он был убит по заговору собственной охраной.


Приход к власти Эхнатона и строительство Амарны

Большую часть истории Древнего и Нового царства Фивы оставались столицей Египта. Примерно в 1350 г. до н.э. к власти пришел Эхнатон (Аменхотеп IV, он же фараон Неферхеперуре Аменхотеп). Он перенес столицу в город Ахетатон, что означает «Горизон» («Диск Солнца») . Впоследствии он был назван Амарна или Эль-Амарна.

Царь был известен как ерестик, потому что он провозгласил верховенство культа солнечного диска солнца Атона. И запретил поклоняться другим идолам. Фараон приказал закрыть храмы, где поклонялись Амону.

Город древнего Египта Амарна назван в честь Ахетатона. Эхнатон изменил свое имя на Аменхотепа, чтобы отразить свои религиозные воззрения. Его супруга Нефертити, разделяла его взгляды.

После смерти Эхнатон вернулся к религии Амона и переехал обратно в столицу Египта Фивы.



Похожие статьи