Элита страны, пассионарии и коррупция. Педагогические возможности воспитания пассионарной личности

Как-то часто, в самых разных местах и контекстах я слышу слово «пассионарий», и что-то мне подсказывает, что это не мода. Что-то в воздухе, что-то действительно есть и что-то действительно будет.

Растет напряжение ожидания. Увеличивается объем смелых, казалось бы, противоречащих здравому смыслу и инстинкту самосохранения проектов. Все чаще я встречаю людей, которые берутся за некоммерческое, но правильное, хорошее и по-настоящему интересное, говорят что-то странное о миссии, пути, предназначении, дарованном таланте…

Любопытственно все это. Более того – вдохновительно и заразительно. Да, в воздухе - вирус пассионарности ! Интересно, кто следующий?

И, кстати, каков же он – «пассионарный дух»?

Вообще, понятие пассионарности предложил в свое время Лев Николаевич Гумилев. И термин этот происходит от слова «passio» – страсть.

По сути, пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения, нарушению инерции, потенциал к деятельности и прогрессу, необоримое внутренней стремление к деятельности, направленное на осуществление сверх-важной, удаленной, иррациональной цели. А пассионарий – это человек «энергоизбыточного» типа, активный, рисковый, увлеченный и даже одержимый, способный на жертвенное поведение ради достижения чего-то, что он считает ценным.

У кого-то (не помню кого) увидела фразу – «пассионарий – человек, которым движет антиинстинкт». Пассионарий не может жить спокойно, повседневными заботами без увлекающей и манящей цели – он склонен геройствовать и за ценой не постоит. Причем жертвовать будет не только собой, но и другими. Возможны также «перегибы» и «перегревы», когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную.Пожалуй, стоит добавить, что правильнее называть пассионариев не «ведущими», а «толкающими», «раскачивающими» и не всех вождей считать пассионариями.

Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много. Иными словами, это признак не только индивидуальный, но и популяционный. Люди, обладающие этим признаком, при благоприятных для себя условиях совершают (потому что не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции и создают нечто принципиально новое – в том числе инициируют новые этносы. Потому и существует понятие «социальной пассионарности».

До сих пор не ясно – является ли пассионарность наследуемым признаком, но известно, что она заразительна, так как вполне себе обычные люди, находящиеся в непосредственной близости от эпицентра, начинают себя вести себя так, как если бы они сами были пассионарными. При этом, отдалившись на достаточное расстояние, они вновь обретают свое обычное поведение. Этот феномен именуется «пассионарной индукцией» . И, в общем-то, довольно активно эксплуатируется. Например, в военном деле, когда несколько пассионариев способны своим примером и поведением поднять и зажечь целую армию.

Да, роль пассионариев в развитии и инициировании прорывов и переходов на новый уровень огромна, но вот число их в общей человекомассе всегда ничтожно. Да, и еще они обречены, так как безудержно сгорают или гибнут…

Основную же социальную часть формируют люди гармоничного типа (те, у кого импульс пассионарности и желание самосохранения уравновешены) – не сверхактивные, усмиряющие вспышки пассионарности, поддерживающие гомеостаз, воспроизводящие потомство, умножающие материальные ценности по уже созданным образцам, улучшающие качество жизни, уживчивые.

А в фазы застоя и регресса в великом множестве представлены «субпассионарии » - люди с недостаточной энергией (отрицательной пассионарностью) - инертные, не способные к созиданию, лишенные воображения, но умеющие служить за деньги, создающие и поддерживающие такие правила, которые ограждают их от угроз персональному комфорту, «получатели хлебного пайка и зрители цирковых представлений», проповедующие «жизнь для себя», бездумно спокойные и равнодушные…

Что еще к этому можно добавить?

Гумилев сформулировал закон, согласно которому совокупная «работа» выполненная народом (этносом) прямо пропорциональна «пассионарному напряжению» (количеству имеющейся в системе пассионарности, поделенной на общее количество народа). Естественно, есть разные стадии и степени выраженности пассионарного напряжения. Всего их семь:

  • фаза подъема – для которой характерен рост пассионарного напряжение
  • акроматическая фаза – стабилизации уровня пассионарного напряжения на наивысшем уровне
  • фаза надлома – или начала снижения пассионарного напряжения
  • инерционная фаза – неумолимое снижение уровня пассионарного напряжения, сопровождающееся укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей
  • фаза обскурации (или даже деградации) – увеличение численности субпассионариев и снижения пассионарности ниже нулевого уровня
  • фаза регенерации – кратковременное восстановление пассионарности за счет немногих уцелевших на периферии системы пассионариев
  • реликтовая фаза –стабилизации пассионарного напряжения на предельно низком уровне и прозябание

На момент изложения мыслей (менее полувека назад) автор предполагал, что русский этнос находится в инерционной фазе – снижения пассионарного напряжения. С другой стороны – возможно кризисное усиление пассионарности.

Мда-а-а-а…но дело в том, что, как правило, последствием роста пассионарности социума является война или революция … Возможны ли иные способы снятия напряжения?

И вот тут начинается самое интересное! Высказываются идеи о возможности создания неких «пассионарных реакторов» - генераторов социальной энергии, в которых пассионарность могла бы расти и поддерживаться, не превращаясь во взрывоопасную силу!

Забавно. Люди с особыми ценностно-смысловыми установками как альтернативный источник энергии! Причем, управляемый. А почему бы и «да»?!

Только вот пока концепция пассионарности не принята никаким научным сообществом и, в общем-то, никто не экспериментировал. Но мне почему-то все это кажется весьма и весьма «вкусным». «Пассионарные реакторы», работающие в определенной социальной среде и постепенно трансформирующие общество – в общем, было бы неплохо попробовать.

Хотя о чем это я? Ведь все уже давным-давно происходит – выстраивается инфраструктура, привлекающая в себя носителей пассионарности. Бизнес-инкубаторы, сообщества, сети, клубы и движения единомышленников, обитающие на конкретных площадках или качующие из точки в точку, интересные региональные инициативы и проекты – все это своего рода социально-энергетические сгустки. Конечно, это пока еще не «реактор», но уже способ аккумулирования энергии, в том числе через механизм индукции – заражения. Отсюда и появляется ощущение этого самого «пассионарного духа», концентрирующегося в определенных местах – «очагах пассионарности».

Получиться ли из всего этого со временем что-нибудь революционное или преобразования будут постепенными, покажет время… По мне революция предпочтительнее, хотя и длительная дистанция не испугает.

«Я всегда буду мечтать, и не перестану, пока не остановит пуля»,

Эрнесто Че Гевара

Необходимо дать некоторые пояснения по термину «пассионарий» и показать деловые качествах пассионария. Для большей наглядности сделаю это на примере статьи о боевых качествах солдат.

Некий автор в своей статье пишет: «Какой солдат сильнее: вооруженный современным оружием или допотопным ружьем? Ответ очевиден: сильнее тот, кто готов это оружие применить. И только если готовность применить оружие одинакова, то сильнее первый.»

Вопрос об эффективности бойца несколько сложнее, чем пишет этот автор. Все, так называемые «гражданские», при анализе боевых качеств солдата допускают одну и ту же ошибку - рассматривают боевую ситуацию изолированно от «жизнедеятельности солдата вчера и позавчера». Такой подход можно назвать идеальным и ситуация такая встречается только в лаборатории, на полигоне и на стрельбище. В реальной ситуации всё не так.

Расскажу об этом, как кадровый военный в прошлом, и примерно тем же языком.

В реальной ситуации, прежде чем встретить противника и применить оружие бойцы просто долго и хреново «живут» на природе - хреново спят на земле или в кузове автомобиля, пьют хреновую воду, едят хреновую сухомятку и всё это в недостаточном количестве. Зато много двигаются на хреновой жаре днем и на хреновом холоде ночью, и таскают на себе разные тяжести.

Все это сдабривается дополнительным стрессом от дистанционного огневого воздействия противника.

Через несколько дней половина солдатиков просто элементарно слабеет, начинает плохо видеть, плохо слышать, у них снижается реакция на раздражители. Появляются всякие болячки, начинаются проблемы с пищеварением. Этим солдатикам уже не до войны, не до геройства. Победа их уже не интересует, такие солдатики уже не эффективны в бою.

Но есть бойцы, которые все эти трудности переносят легко и без потери своей боевой эффективности - они живут на чае и сухарях сколь угодно долго и остаются бодрыми и работоспособными. Именно они выполняют основную боевую задачу подразделения.

Не знал я в свои военные годы, как они, такие люди, называются по-научному, и только прочитав у Гумилева про пассионариев, понял, что я их видел в реале, видел этих пассионариев в действии.

Люди такого сорта, люди такого качества и в экономике и в политике также становятся лидерами, также достигают успеха. Они КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫ везде!


Если элита этноса состоит из людей такого качества, то такой этнос на подъеме, такой этнос успешен. Именно этот момент этногенеза отметил и рассмотрел Гумилев в своей теории.

Интересен в этом аспекте и взгляд на, так называемую, коррупцию. Распространено мнение, что коррупция это взятки, это воровство бюджетных денег и т.д. Но это упрощенный взгляд на проблему. Основной вред коррупции в другом, основной вред коррупции состоит в негодном принципе формирования элиты. Элита страны, пораженной коррупцией, формируется не из ЛУЧШИХ представителей этноса, элита страны формируется из СВОИХ, из людей удобных, из людей послушных, из родных и близких. Деловые качества человека отходят на второй план.

В трудные моменты жизни страны такая «элита» не эффективна, такая элита не способна качественно решить задачи, стоящие перед страной и народом.

Именно застой и отсутствие настоящего обновления элиты по деловому признаку приводит страну и этнос к упадку.

Пассионарность от латинского слова «passio»- страсть.

Пассионарность - это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на достижение какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.

Более академично о пассионариях можно сказать так:

«Пассионарии— люди, обладающие природной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это необходимо для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды.» Пассионарии — люди с избыточной энергией. Поведения человека и его психика служат критерием для определения степени его пассионарности.

Пассионарии являются людьми нового склада мышления и поведения в популяции, и ломают старый уклад жизни. Пассионарии организуются в группы, которые, впоследствии, становятся ядрами новых этносов. Пасионарии выдвигают, развивают и внедряют новые идеологии
.

Пассионарии - это активные, предприимчивые люди, люди риска, стремящиеся к достижению своей цели и преодолевающие страх смерти.

Пассионарность имеет свойство передаваться от пассионарного человека менее пассионарному, на некоторое время пассионарный человек увлекает за собой толпу.

Примеры пассионариев:

Чингисхан, Тэмуджин, Темучин ; даты жизни неточно 1155 или 1162 - 25 августа 1227 - великий хан Монгольской империи, полководец, завоевавший Китай, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу.

Чингисхан был высок ростом, имел крепкое телосложение, широкий лоб, длинную бороду. Он имел способности выдающегося полководца, организатора, сильную волю и самообладание. Был приветлив и щедр, умел радоваться жизни. В быту был неприхотлив и дожил до преклонных лет, сохранив свои умственные способности.

Наполеон Бонапарт , даты жизни 15 августа 1769 Корсика - 5 мая 1821 остров Святой Елены - французский полководец и император французов в 1804—1815 годах.

Целеустремлен, активен, амбициозен, работоспособен, бесстрашен. Чин бригадного генерала получил в 24 года, императором Франции стал в 35 лет. Всего в жизни добился сам, своим трудом, упорством и просчитанным риском.

Пассионарии в истории:

А.Македонский, Ганнибал, Колумб, Кортес, Жанна дАрк, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелли, Меньшиков, Ньютон, Коперник, А.Суворов, М.Кутузов, Е.Пугачев, И.Сталин, С.Лем и многие другие.

Пассионарность - означает сверхэнергичность.

Пассионарий - это человек, наделённый избыточной энергией, импульс которой превышает импульс инстинкта самосохранения, вследствие чего пассионарий способен пожертвовать своей жизнью ради идеи.

«Пассионарность, – писал Гумилёв, – это непреоборимое внутреннее стремление (чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни соплеменников и современников».

Пассионарии – особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из окружающей среды энергии больше , чем это требуется для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по изменению окружающей среды. Причем, психическая и интеллектуальная активность требует затрат энергии точно так же, как и физическая, только эта энергия пребывает в иной форме и ее труднее регистрировать и измерять.

Пассионариев в составе этноса всегда меньшинство,
но они составляют тот стержень, на котором держится вся этническая система

«Это мотор, который всё двигает». Конечно, писал Гумилёв, пассионарность является отклонением от видовой нормы, это, вероятно, мутация, но мутация маленькая, не приводящая к патологии. Хотя нормальные люди (которые считают, что если уж рисковать жизнью, то за большие деньги) часто называют пассионариев фанатиками и сумасшедшими.

Гумилёв вспоминал, что когда он впервые выступил с описанием этого феномена, то его сразу же обругали в журнале «Вопросы истории» и обвинили в отходе от материализма. А потом вызвали на редколлегию и спросили: «Что это за качество, которое вы называете «пассионарность», и которое мешает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом?

Я им стал объяснять – долго, научно. Вижу – ни бум-бум не понимает эта редколлегия.

Мне говорят: «Ну, ладно, хватит, хватит», – мол, не умеете объяснять.

«Нет, сейчас, минутку! Поймите, не все люди шкурники! Есть люди, которые искренне и бескорыстно ценят свой идеал и ради него готовы пожертвовать жизнью. И если бы этого не было, то вся история пошла бы по-иному!» Они говорят: «А, это оптимизм. Это хорошо»…

Пассионарность проявляется в различных чертах характера. Это может быть

  • гордость,
  • тщеславие,
  • алчность,
  • жажда власти,
  • ревность.

«Пассионарность отдельного человека может сочетаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психики данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только бездействие и равнодушие», – писал Гумилёв.

То есть, пассионарием может быть и великий полководец, и жертвенный учёный, и разбойник, и революционер-нигилист.

Гитлер тоже был пассионарием, со своей иллюзорной идеей. Гумилёв дает этому явлению следующее объяснение: «…всякая энергия имеет два полюса и пассионарная энергия (биохимическая) – не исключение. На этногенезе биполярность сказывается тем, что поведенческая доминанта может быть направлена в сторону усложнения систем, то есть созидания, или упрощения их». Например, идеология нацизма ставила своей целью истребление и порабощение большинства народов, как неполноценных, а это означало упрощение сложной многообразной планетарной системы состоящей из разных государств, этносов, культур, религий. Гитлер был типичным пассионарием с отрицательным знаком. К такого рода пассионариям можно отнести и многих лидеров революционного марксизма, и современных финансовых глобалистов, поскольку в их идеологиях прямо говорится о слиянии всех наций и культур на планете Земля в одну глобальную этнокультурную кашу…

Чтобы проиллюстрировать феномен пассионарности Гумилёв приводит в пример двух пассионариев с высокой степенью пассионарности – Александра Македонского и Наполеона Бонапарта. Достигнув вершин власти, они имели всё: деньги, славу, почитание. Почему они не сидели у себя дома и не наслаждались жизнью? Зачем им нужно было бросать свои армии в ненужные, бессмысленные походы (Индийский – Александра, Русский и Испанский – Наполеона). Для большинства современников, писал Гумилёв, стимул их деятельности оставался загадкой. Когда после завоевания почти всей Азии Александр вторгся в Индию, его солдаты и полководцы не выдержали: «Царь, куда ты нас ведёшь? Зачем нам эти индусы? Мы даже добычу, которую здесь берём, не можем отправить домой в Грецию. Нас здесь всех перебьют, веди нас назад… Царь, мы тебя любим, но хватит!» Назад вернулись немногие, а сам Александр умер в дороге.

Когда Наполеон проиграл, и русские войска в 1814 году входили в Париж, французские буржуа кричали: «Мы не хотим войны! Мы хотим торговать!»

Что же заставляло этих людей, Наполеона и Александра, действовать так неразумно? Только одно – неуёмная жажда действия .

Ярко выраженные пассионарии:

  • Жанна д’Арк,
  • Коперник,
  • Сергий Радонежский,
  • патриарх Никон,
  • Ермак,
  • Пугачёв,
  • Суворов,
  • Сталин…

Однако пассионарны могут быть не только великие полководцы, герои, правители. «Лидеры-пассионарии, – говорил Гумилёв, – лишь видимая верхушка пассионарных людей этноса». Простой солдат тоже может быть пассионарным. Например, Василий Теркин у Твардовского – типичный пассионарий. Так же как и бронебойщик Лопахин у Шолохова. Люди такого типа не столько «ведущие», сколько «толкающие» всех остальных. Они как бы «заводят» окружающих своей избыточной энергией.

Пассионариями были землепроходцы, монахи-миссионеры, купцы-путешественники. Например, простые византийские монахи доходили с проповедью православия до Китая. Они подвергались постоянной опасности на этом пути, многие погибли, но они все равно шли и шли, и ничто не могло их остановить. Множество пассионариев мы видим среди творческих людей – художников, писателей и поэтов: «Талант – это пассионарность на индивидуальном уровне».

В целом пассионарии характеризуются явным преобладанием социальных (лидерство) и идеальных (религия, идеология, культура) потребностей над биологическими, хотя и биологические потребности могут быть ярко выражены.

Пассионарность обладает одним важным свойством – она заразительна. Это значит, что люди нормальные (а в ещё большей степени – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя как пассионарии. Это издавна использовалось в военном деле. Пассионариев или собирали вместе и формировали из них ударные части, или распределяли в массе солдат, чтобы поднять их воинский дух. Практика показывает, что два-три пассионария могут поднять боеспособность целой роты (100 – 120 чел.). (Ну, а когда пассионариев не хватает, в дело вступают заградотряды.)

С чем связана такая индукция пассионарности? Видимо, всё с тем же силовым полем (биополем) пассионария, которое Гумилёв называл пассионарным полем . Когда сегодня говорят о харизме – имеют в виду именно это явление.

Гумилёв приводит такой пример. В 1880 году Ф. М. Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Успех был, по воспоминаниям очевидцев, грандиозным, несколько человек упали в обморок. Однако в чтении эта речь особого впечатления не производит. Видимо решающим был эффект личного воздействия Достоевского на собравшихся людей.

Но откуда берутся пассионарии? Гумилёв выдвигает гипотезу о том, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые, в свою очередь, происходят под воздействием каких-то космических излучений – пассионарных толчков . Они довольно редки (2 – 3 за тысячелетие) и располагаются по поверхности Земли узкими полосами шириной около 300 километров: «Словно кто-то стегает по планете плетью». Эти полосы никогда не переходят на обратную сторону земного шара.

Если линия пассионарного толчка затрагивает два или более этноса, находящихся в статическом состоянии (или, значительно реже, динамичных), которые проживают на стыке разных природных ландшафтов, то рождается новый этнос.

«Каждый пассионарный толчок, – говорил Гумилёв, – перемешивает население; в результате, как из перемешанной колоды карт, создается новая комбинация».

Значение слово «пассионарный» неизвестно широкому кругу людей. Тем не менее, оно нередко мелькает в телевизионных передачах и некоторых средствах массовой информации, когда речь идет об известных личностях или истории государств. Поэтому неудивительно желание любознательного человека разобраться в том, что означает слово «пассионарный». В этом поможет информация, изложенная в данном обзоре.

Общее определение

Рассматривая значение слова «пассионарный», нужно отметить, что данный термин относится к одной из характеристик как человеческой личности, так и государства. Сегодня нами будет уделено наибольшее внимание рассмотрению личности.

Пассионарного человека как будто гложет изнутри неуемная жажда деятельности. Она направлена на осуществление цели, которую ему обычно трудно не только проконтролировать, но и объяснить самому себе.

Она связывается со способностью таких людей к получению из внешней среды большего количества энергии, чем та, которая ему необходима для выживания - как личности и видовой единицы.

Излишняя энергия пассионарной личностью подсознательно направляется на формирование внутреннего состояния сверхнапряжения и сосредоточения на какой-то идее.

Смерть не пугает

Чтобы разобраться в том, что значит «пассионарный», нужно усвоить, что идеи, о которых идет речь, всегда направлены на изменение окружающего мира. Хотя при этом стремление к деятельности не всегда осознанно, а цели зачастую иллюзорны.

Но для одержимых ими людей они кажутся важнее, чем сама их жизнь. Ради своих целей они готовы жертвовать ею. Жертвенность является наивысшим проявлением пассионарности. Такое отсутствие боязни собственного смертельного исхода ради достижения цели можно назвать антиинстинктом.

Происхождение термина

Мысль о том, что существует биохимическая энергия живого существа, которая влияет на человеческую психику, была высказана еще философом и естествоиспытателем Владимиром Вернадским. Однако сам термин «пассионарность» был введен в науку советским и российским ученым Львом Гумилевым в середине прошлого века.

Он является одним из ключевых в его трудах и заимствован у Долорес Ибаррури, которая была одним из ярчайших лидеров и ораторов в компартии Испании в 20-м веке. Ее называли Пассионарией, что значит «страстная».

Важным свойством пассионарных людей является их заразительность. Выступая перед слушателями, они способны зажечь их волей к победе, идеями, мыслями. Как, например, военные лидеры, которые выступают перед боем. Согласно пассионарной теории Гумилева, от количества таких людей зависит мировоззрение, образ жизни, направление развития тех групп, в которые они входят.

Личность пассионария

Пассионарные личности относятся к производительному типу. Это первооткрыватели, изобретатели, созидатели. Они способствуют накоплению энергии и ее преобразованию, рационализации жизни. Эти люди рисковые, активные и предприимчивые.

При этом уровень способностей у них необязательно высокий. А пассионарность может быть направлена как на подвиги, так и на преступления, как на творчество, так и на разрушение, как на благо, так и на зло. Вот только равнодушие здесь полностью исключено.

Вот наглядные примеры пассионариев:

  • Колумб.
  • Ньютон.
  • Жанна Д"Арк.
  • Александр Македонский.
  • Михаил Ломоносов.
  • Петр I.
  • Гитлер.
  • Наполеон.

Шкала Гумилева

Для лучшего понимания значения слова «пассионарный» целесообразно рассмотреть представленную Гумилевым шкалу. На ней он размещал три типа людей. На одном конце находились пассионарии, а на другом - субпассионарии.

Посередине, между двумя крайностями, находятся гармонические личности (гармоники). У них инстинкт самосохранения и пассионарность уравновешены.

Причины появления

В заключение изучения вопроса о значении слова «пассионарный» поговорим о причинах появления таких людей. Согласно воззрениям уровень пассионарности личности задан с самого рождения.

По его мнению, появление в одном ареале большого числа пассионариев обусловлено активацией космического излучения. Многие его коллеги критиковали такую позицию, упрекая предположения ученого в излишнем мистицизме.

Согласно теории могут быть и отдельные личности, и целые народы. Больше того, то, каким образом и в каком направлении развиваются общественные группы, по его мнению, находится в прямой зависимости от числа входящих в них пассионариев. А, значит, и от общего уровня пассионарности, характеризующего данный этнос.

Главный труд Льва Николаевича Гумилева - «Пассионарная теория этногенеза». В нем он объяснял формы взаимодействия народов друг с другом, их достижения, упадок и смерть сменой фаз этногенеза. Под последним понимается процесс формирования этнической общности на базе различных компонентов.

Пассионарный

ПАССИОНА́РНЫЙ -ая, -ое; -рен, -рна, -рно. [от лат. passio (passionis) - страдание, страсть] Книжн. Обладающий повышенной активностью, страстностью (о человеке, людях, народе). П-ая волна. П-ые тенденции.

Пассиона́рность, -и; ж. П. германцев.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "пассионарный" в других словарях:

    Ая, ое, рен, рна (… Словарь иностранных слов русского языка

    Прил., кол во синонимов: 1 страстный (37) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    пассионарный - пассион арный … Русский орфографический словарь

    пассионарный - ая, ое; рен, рна, рно.; (от лат. passio (passionis) страдание, страсть); книжн. см. тж. пассионарность Обладающий повышенной активностью, страстностью (о человеке, людях, народе) П ая волна. П ые тенденции … Словарь многих выражений

    Пассионарный признак в пассионарной теории этногенеза, рецессивный генетический признак, обусловливающий пассионарность, то есть, повышенную абсорбацию особей биохимической энергии из внешней среды и выдачу этой энергии в виде работы.… … Википедия

    В Пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка… … Википедия

    Пассионарный толчок в Пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Наблюдается на поверхности Земли в… … Википедия

    Лев Николаевич (1912 1992) русский историк этнолог, философ, автор оригинальной концепции исторического процесса. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Арестовывался в 1933 и 1935. В заключении на Беломорканале и в Норильске (1938 1943).… … Новейший философский словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Этногенез (значения). Э̀тногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение») процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез … Википедия

    ТОП 10 стран по количеству эмигрантов, 2007 2008 г.г. № Страна Количество эмигрантов (млн. чел.) 1 … Википедия

Книги

  • Откровения знаменитостей , Дардыкина Наталья Александровна. В новую книгу вошли откровенные и увлекательные беседы с признанными деятелями отечественной и мировой культуры - писателем Михаилом Веллером, Виктором Ерофеевым, поэтами Евгением Евтушенко,…
  • Сокровенное сказание монголов. Великая Яса , Чингисхан. В ушедшем тысячелетии Азия породила два великих нашествия – гуннов и татаро-монголов. Но если первое, после поражения на Каталаунских полях от объединенных сил римлян и варваров, схлынуло и…


Похожие статьи