Как правильно царапать руку лезвием. Что нужно делать, если найдены следы от порезов на руках подростка: психологическая помощь и методы маскировки шрамов

Порезы - это нарушение целостности кожного покрова заостренными предметами. Если порезами задета только кожа и жировая ткань, они проходят сами. При повреждении мышц, сухожилий, связок, нервов и кровеносных сосудов нужно обратиться к врачу. Такие травмы считаются распространенными явлениями в быту. Их получают взрослые и дети. Чтобы избежать негативных последствий от порезов ножом, лезвием или стеклом, нужно знать элементарные правила оказания первой помощи.

Какую опасность вызывают порезы?

  • Травмы заостренными предметами: ножом, лезвием или стеклом опасны повреждением артерии, нерва, крупных сосудов. Если порезы на руках лезвием или другим заостренным предметом сразу не обработать, в рану попадут опасные микроорганизмы. Может начаться гангрена или образоваться трофическая язва, которая не поддается заживлению. Инфекция может быть опасной для жизни.
  • Если порез воспалится, возможны осложнения в виде гнойных затеков и флегмон. Это такое состояние, когда гной не вытекает наружу, а остается внутри и растекается в окружающие ткани. При повышении температуры и общей слабости нужно срочно вызвать врача.

Первая помощь при порезах

Получить травму острым предметом может любой человек. Справиться с небольшим порезом самостоятельно тоже можно, если знать, как. Что делать при порезе руки в первые минуты после получения травмы? Прежде всего не паниковать. Если человек сам боится вида крови, первую помощь должен оказать тот, кого это не пугает. Она заключается в следующем:

  • Порез тщательно осматривается, чтобы выявить, насколько серьезна травма.
  • После осмотра рана хорошо промывается проточной водой. Если нет возможности это сделать, можно использовать воду из бутылок, которая продается в каждом киоске.
  • Чтобы не допустить распространения инфекции в ранке, не следует дотрагиваться до нее руками. При необходимости промыть порез можно мыльной пенкой, которую после обработки раны нужно сразу смыть. Нельзя использовать хозяйственное мыло. Для этой цели лучше подходит детское.

  • Все, что описано выше, делается очень быстро, в считанные секунды. Самое главное, остановить кровь, для чего рука, палец или нога приподнимаются так, чтобы порез оказался над уровнем тела. Место пореза нужно сдавить пальцами, обмотанными бинтом или чистой тряпочкой. Через несколько минут кровь должна остановиться, если порез неглубокий.
  • Если задета артерия, что можно определить по струе крови ярко-алого цвета, нужно наложить жгут выше раны. А если кровотечение венозное - ниже. течет спокойно, никакой струи, и имеет темный цвет. При циркуляция крови в руке прекратится. Поэтому, чтобы не допустить омертвления конечности, нужно немедленно обратиться к врачу.
  • После того как будут предприняты все меры для остановки кровотечения, следует обеззаразить порез. Для этого обрабатывают его водным раствором перекиси водорода. Но если рана глубокая, раствор не должен попасть внутрь, так как мелкие сосудики могут закупориться воздухом. Место вокруг ранки обрабатывают спиртовыми растворами. Для этого подойдет йод или зеленка.
  • Последнее, что нужно сделать при оказании первой помощи, если вы получили порез руки ножом или другим заостренным предметом, это наложить на рану стерильный бинт или просто чистый платочек, постоянно смачивая повязку обеззараживающими водными растворами. Это нужно для того, чтобы бинт всегда оставался мокрым и не прилип к ране.

Крем «АРГОСУЛЬФАН ® » способствует заживлению ссадин и небольших ран. Сочетание антибактериального компонента сульфатиазола серебра и ионов серебра помогает обеспечить широкий спектр антибактериального действия крема. Наносить препарат можно не только на раны, расположенные на открытых участках тела, но и под повязки. Средство обладает не только ранозаживляющим, но и противомикробным действием, а кроме того, способствует заживлению ран без грубого рубца.

Имеются противопоказания. Необходимо ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться со специалистом.

Если после оказания первой помощи прошло больше десяти минут и никаких положительных результатов нет, то есть кровь не останавливается, нужно вызвать «скорую помощь».

Травмы стеклом

Порезы стеклом чаще всего человек может получить в бытовых условиях или на предприятиях, связанных с его выпуском. Стекло является очень хрупким и ломким материалом, который часто бьется. Малейшая неосторожность приводит к травматизму.

Порезы на руках и других частях тела, полученные от стекла, имеют свои особенности. Они представляют собой резаные кровоточащие раны. Их края гладкие и ровные, поэтому они не разможжают и не раздавливают ткань. Это более благоприятно для заживления, чем рваные раны.

Порезы на руках и кистях бывают чаще всего. Как правило, повреждается их тыльная поверхность. Наиболее опасны ранения горячим стеклом. Оно имеет особенность быстро охлаждаться и распадаться в кожной и мышечной ткани на множество мелких осколков, которые не видны даже на рентгенологическом снимке. Такие осколки трудно удаляются, а мигрируя в тканях, они вызывают боль, новые повреждения и кровотечения. Иногда осколки остаются в тканях годами. Ранение горячим стеклом может усугубиться термическим ожогом.

Что нужно делать при порезах стеклом?

  1. Произвести туалет раны, то есть промыть ее 70% раствором спирта или хлоргексидином.
  2. Сделать местную анестезию наложением первичных швов.
  3. При неглубоких повреждениях используют скобки Мишеля. Пострадавший не нуждается в хирургической помощи. Достаточно наложить на рану асептическую повязку после промывания раны.
  4. Если порезы на руках сопровождаются ожогами, рану не нужно зашивать. Следует обработать ее и наложить повязку, смазанную мазью.
  5. При обнаружении в ткани стеклянных осколков, видимых глазу, нужно вынуть их и за дальнейшим лечением обратиться к врачу.

При порезе человек потерял сознание. Что делать?

Иногда даже небольшие порезы на могут привести человека к обморочному состоянию. Чтобы не допустить этого, нужно:

  • Обеспечить приток свежего воздуха, если пострадавший находится в помещении. Для этого нужно открыть окна и двери, но сквозняк исключить.
  • Несколько раз сделать глубокие вдохи.
  • Помассировать мочки ушей и верхнюю губу.
  • Энергично растереть щеки.
  • Если это не помогает, следует намочить ватку нашатырным спиртом и дать понюхать пострадавшему.

Порезы ножом и лезвием

Чаще всего человек получает порез руки ножом, так как этим режущим предметом он пользуется постоянно: на работе или дома. Неосторожность приводит к травмам. Бывают случаи, когда умышленно наносятся ножевые раны. Это случается во время драки или разбойного нападения на человека. Не менее редкими являются порезы на руках лезвием во время бритья или творческой работы, связанной с его применением. Порезы бывают разные. Это зависит от того, чем они были нанесены.

  • Для травмы, нанесенной острым предметом - ножом, лезвием, стеклом, характерны резаные раны.
  • Если травма нанесена тупым предметом, то порез имеет рваные края. Такие раны чаще всего бывают на кистях и пальцах рук.
  • Если одновременно воздействовать травмирующим предметом на руку, ногу или любой другой участок тела тупым и острым предметами, то рана будет носить комбинированный характер.
  • Острый и тонкий предмет: шило оставляет колотую рану.

при порезах

Во время травмы может произойти порез вены на руке. Это легко определяется даже визуально. Кровь из раны течет спокойно, не пульсируя, имеет темный цвет. В этом случае человек теряет много крови. Особую опасность вызывает то, что воздух всасывается в сосуды и может попасть в сердце. Если это происходит, наступает смерть.

Для того чтобы остановить кровотечение из вены, накладывается давящая повязка. Рана накрывается чистой марлей и сверху прижимается неразвернутым бинтом. Если его нет под рукой, можно сложить в несколько раз носовой платок или чистую тряпочку. Затем примененные средства следует прижать к ране. Кровь должна остановиться. Если под рукой ничего не окажется, то порез вены на руке или ноге сразу прижимается пальцами, а конечности поднимаются вверх.

В каких случаях при порезах необходимо обращаться к врачу?

  • Если порез глубокий и его длина более двух сантиметров.
  • Когда невозможно быстро остановить кровь.
  • Если при оказании первой помощи не удалось вынуть из ранки осколки посторонних предметов.
  • Когда порезы на руках или других частях тела нанесены загрязненным предметом. Это может быть лопата или грабли.
  • Если пострадавшим является ребенок или человек преклонного возраста.
  • Когда на второй день после травмы кожа вокруг пореза приобретает нетипичный цвет, из раны сочится гной и происходит онемение места травмы.
  • Если наблюдается повышение температуры тела и общая слабость.
  • Когда спустя неделю после травмы

Пострадавший обязан рассказать доктору, какие действия предпринимались для оказания первой помощи и чем обрабатывалась рана. Дальше специалист сам решит, как лечить порез.

Последствия

  • Порезы на руках (фото выше) могут обернуться необратимыми последствиями, если они нанесены в область запястий. В этом случае повреждаются нервы и сухожилия.
  • Часто во время травмы пострадавший получает руки. Что делать? Немедленно обратиться к врачу. Дело в том, что лечение глубоких ран проводится наложением швов сразу после травмы. Если спустя восемь часов после пореза этого не сделать, в дальнейшем вообще нельзя зашивать рану, так как в нее успеют попасть бактерии. При закрытии раны они могут вызвать нагноение.
  • Если порезы на руках сопровождаются сильным кровотечением с ярко-алым цветом крови, то повреждена артерия.
  • Помните, даже незначительный порез, особенно на лице, оставляет шрам.

  • Если не извлечь из раны осколки инородного тела, она воспаляется и из нее может сочиться гной.
  • Чтобы серьезная травма порезом не вызвала осложнений, следует сделать прививку против столбняка.

«Меня никто не понимает (не слышит, не любит, не уважает, не замечает)», «Я уродливый (глупый, тупой, толстый, худой, никуда не годный)», «Я никому не нужен (всем мешаю, меня все ненавидят, я всех достал)», «Мне тоже никто не нужен (меня все достали)». Периодически такие мысли приходят в голову всем подросткам. Но у некоторых они становятся навязчивой идеей, манией.

Свою роль отыгрывают опасные примеры из соцсетей. Например, популярные фото Чонгука в ВК, на которых продемонстрированы шрамы на лице и следы на руках молодого популярного исполнителя, депрессивные картинки, стихи о суицидах и деструкции собственного тела, И тогда ребенок решается на отчаянный поступок, не думая о его последствиях.

Это сделать за него должны взрослые, которые находятся рядом. Винить себя об упущенном моменте поздно, все самое трагическое уже произошло. И теперь, если вы обнаружили порез вены на руках подростка, вам нужно срочно действовать, чтобы не допустить фатального исхода трагедии.

Первая помощь

Если обнаружен порез запястья руки, что делать, как лечить подростка? В первую очередь нельзя паниковать, кричать и ругаться. Нужно осмотреть пострадавшие конечности и оказать необходимую первую помощь.

Если порезы затронули вены, вам следует немедленно вызвать «скорую помощь» и госпитализировать подростка. Ранение вены на любой части тела приводит к большой кровопотере и необратимым последствиям, при серьезных ранах у подростков вы не сможете самостоятельно остановить кровотечение в домашних условиях. Если же вены целы, можно обойтись и без докторов, все останется в пределах вашей семьи и квартиры.

От вас потребуется следующее:

  1. Осмотреть порезы на предмет грязи и попадания в ранки инородных предметов. Если такие обнаружены, их удаляют пинцетом или скрученным в жгут стерильным бинтом.
  2. Промыть поверхность кожи перекисью водорода или другим антисептиком.
  3. Если ничего под рукой нет, можно продезинфицировать водкой, медицинским спиртом, настоем ромашки. Или, в крайнем случае, просто мыльной водой.
  4. Если кровотечение после этого не остановилось и все равно вытекает много крови, следует наложить на рану давящую повязку. Можно просто прижать ее пальцами через салфетку.
  5. Небольшие порезы на запястье заклеиваются пластырем. Обширные раны следует забинтовать.

Такие меры помогут избежать инфицирования и нагноения. Это крайне важно, инфицированные порезы на руках лезвием могут стать причиной абсцесса и обширного сепсиса организма. Подросток может потерять конечность и даже погибнуть, если инфекция распространится по всему организму.

Важно: помимо вен при порезах на руках могут быть повреждены сухожилия. Такая травма грозит частичной или полной утратой подвижности руки. Сухожилия сами по себе не срастаются и не заживают, тут необходима оперативная помощь хирурга. Поэтому если рука не сгибается или онемели и не шевелятся пальцы, в травмпункт поехать все же придется.

Что делать дальше

Легкие, небольшие порезы на запястьях никакого особенного лечения не требуют. Достаточно регулярно обрабатывать их антисептиками, например, зеленкой, менять пластырь и повязки.

Сильные, глубокие порезы у парня или девушки на запястьях заживают более длительный период, быстро избавиться от ран и следов не получится. Его можно ускорить, если кроме антисептических растворов для промывания и дезинфекции использовать специальные мази. На какие препараты обратить внимание? Заживлению способствуют:

  1. Солкосерил. Мазь на основе вытяжки плазмы теленка помогает быстро вылечить глубокие порезы без последствий. На поверхности ранок образуется тонкая защитная пленка, преграждающая путь патогенным микроорганизмам извне. А под пленкой будет идти активный процесс заживления ранки и восстановления тканей благодаря действующим компонентам в составе средства, стимулирующим метаболические процессы. Мазь имеет противопоказания, потому перед использованием необходимо внимательно прочитать инструкцию.
  1. Мазь Вишневского. Не способствует напрямую восстановлению тканей, действует больше как антисептик, но это тоже очень важно в процессе заживления. Ранки не будут нагнаиваться и воспаляться, и заживут быстрее.
  2. Спасатель. Хорошо помогает при неглубоких порезах-ссадинах. Также защищает от попадания инфекции в открытые ранки и воспаления, ускоряет обменные процессы и тем самым стимулирует быстрое заживление повреждений кожи.

Любое из перечисленных средств наносят достаточно толстым слоем на поврежденные участки кожи, а сверху накладывают повязку. Менять ее нужно не менее 2 раз в день. Заживают порезы от 2 дней до 2-3 недель.

Как спрятать последствия

Естественно, никому не хочется отвечать на ненужные вопросы в школе, от мамы или соседей, что это за подозрительные полосы на предплечьях или ногах ребенка. Поэтому зачастую наиважнейшим вопросом становиться, как избавиться от характерных рубцов. Замаскировать маленькие следы от лезвия на руке можно с помощью обычного тонального крема плотной текстуры.

Также применяются следующие методы:

  • зеленый плотный корректор для маскировки акне, а сверху – пудра или тональный крем;
  • художественные татуировки;
  • браслеты, фенички;
  • одежда с длинными рукавами.

Позднее, когда порезы полностью заживут и затянутся, можно сделать лазерную шлифовку кожи. Но предварительно все равно придется проконсультироваться с хорошим врачом-дерматологом, насколько безопасной и эффективной будет процедура.

Резюме

Если парень или девушка в возрасте от 13 до 17 лет сами себе наносят порезы на руках лезвием, пусть даже маленькие и несерьезные, не связанные с попыткой самоубийства, это тревожный сигнал для всех, кто находится рядом. Как убрать шрамы на теле – вопрос важный, но легко решаемый.

Важнее выяснить, зачем подросток это делает. Спрятать порезы под тональным кремом, татуировками или, на худой конец, длинными рукавами – лишь малая часть огромных работ, которые потребуется провести с подростком.

Как показывает практика, очень редко родители могут самостоятельно справиться с ситуацией – дети не открываются перед мамой или папой. Нужна помощь стороннего, обязательно старшего мужчины или женщины. Это могут старший брат, сестра, дядя или тетя, бабушка, даже тренер спортивной секции. Иногда единственный выход – обратиться за помощью к профессионалу. Сейчас существуют специальные реабилитационные центры для детей, пострадавших от влияния сообществ соцсетей, склонных к нанесению себе травм и суициду.

Как правильно охарактеризовать ситуацию, при которой люди наносят себе различные порезы или другие повреждения?

Дмитрий Пушкарев

– Имеет смысл разделить понятия самоповреждения и суицидального поведения. Во-первых, есть самоповреждение без суицидального намерения (англ. non-suicidal self-injury). По-английски его еще называют self-harm - термин перекочевал в культуру подростков, которые используют англицизм - «селфхарм». И есть суицидальное поведение. Это две разные вещи. В нашем случае мы говорим о селфхарме.

- И почему с людьми это случается?

– У самоповреждения, как и у любого поведения, как правило, есть некая функция.

Существует несколько моделей, объясняющих самоповреждающее поведение. Одна из них, которая мне ближе всего, говорит, что такое поведение чаще всего служит двум вещам. Первая - это саморегуляция. Когда у меня плохое настроение, я, как и все люди, обычно делаю что-то, чтобы почувствовать себя лучше - пойду поиграю в компьютерную игру или съем вкусный ужин, пообщаюсь с друзьями. Этому мы обучаемся с детства. Это то, что наши родители делают с нами с самого раннего детства: ребенок заплакал, мама по голове погладила, сказала - смотри, птичка полетела, а сейчас пойдем, на самокате покатаемся.

И когда родители так делают с нами раз за разом, регулируют нас, мы учимся и сами себя регулировать определенным образом - учимся просить о помощи, чтобы другие люди нас поддержали, или сами себя утешаем, делая какие-то приятные нам вещи.

Так вот, самоповреждение имеет такую интересную механику: в текущем моменте оно может помогать человеку отрегулироваться . Каким образом? Когда человек себя повреждает, в мозге выделяются так называемые эндогенные опиоиды - эндорфины, вещества, с точки зрения биохимии аналогичные морфину и героину. Они выделяются у каждого человека, это обезболивающая система - вы сильно переволновались, у вас очень стрессовая ситуация, вы можете сильно пораниться и даже не заметить этого поначалу, слишком вы захвачены ситуацией, боль придет потом. Это и есть работа такой обезболивающей системы в мозге.

Люди, употребляющие опиоидные наркотики, злоупотребляют этой системой, извне вводят вещества, которые создают ощущение покоя, комфорта и отсутствия физической и эмоциональной боли. И вот есть исследования, показывающие, что когда человек намеренно повреждает свое тело, у него происходит выработка эндорфинов. Как это ни парадоксально, но когда человек (я говорю в мужском роде, но это работает для обоих полов в равной степени) специально причиняет себе боль, он может испытывать общее ощущение облегчения страдания. Люди, которые этим занимаются, нередко говорят: я делаю так, когда испытываю сильную эмоциональную боль, и мне становится легче.

Другой механизм - отвлечение . Когда я очень сильно расстроен, я делаю себе больно, и мое внимание отвлекается: вместо того, чтобы переживать о расставании с молодым человеком, увольнении с работы, я могу сфокусироваться на боли.

В эту же копилку – самонаказание и самомотивация. Это особенно свойственно детям, воспитанным в жестких семьях с довольно жестокими родителями. Они встраивают это в свою картину мира - какой есть способ заставить меня что-то сделать? Прикрикнуть, угрожать - то, как меня заставляли взрослые в детстве. Если я не выполнил что-то, то я должен быть наказан. Если я не буду наказан, то буду чувствовать себя полным ничтожеством, а если я сам себя наказал - вроде уже полегче. То есть все это, если обобщить, про субъективную невыносимость эмоции.

- А вторая функция?

– Вообще у людей чаще всего присутствует смешение причин и функций, и нельзя четко выделить только одну-единственную. Но не всегда. Для некоторых - часто подростков - работает еще коммуникативная функция.

Например, ребенок растет в семье, в которой его интересы по каким-то причинам не очень эффективно удовлетворяются. Может быть, ребенок просто довольно замкнутый и не может рассказать о проблеме. Возможно, родители другого темперамента - и они просто не понимают таких проблем. Подросток тихий, в школе травят или никто с ним не общается, он приходит к родителям, у них никогда таких проблем не было, и они говорят: хм, да что такого, ну пойди поговори с кем-то или просто дай сдачи. Таким образом, просьбы о помощи или поддержке не срабатывают. Или у родителей свои собственные проблемы - уволили с работы, развод, еще какие-то вещи, из-за которых они не могут уделить подростку внимание и ресурсы.

А подростки в принципе склонны эмоционально дисрегулироваться - нервная система меняется, гормональная система меняется, эмоции становятся сильнее, и большинство подростков испытывает эмоции более сильные, чем они бы сами хотели и чем для них было бы комфортно. И в какой-то момент такой подросток может себя порезать. Подсмотрел где-то – в классе, в интернете, в книгах - где угодно, этого стало сейчас много. Не нужно иметь какую-то особую патологию или проблему, чтобы попробовать это сделать.

Недавняя статистика по западным странам - около 30% подростков сейчас имеют хотя бы однократный опыт самоповреждения.

И вот подросток по тем или иным причинам порезал себя, ну, накипело, родители видят порезы, хватаются за голову - Боже мой, у нашего ребеночка, оказывается, проблемы! Они становятся крайне внимательными, начинают какие-то активные действия, переводят его в другой класс или школу. Понятно, что такие вещи не бывают надолго - месяц-два, а потом все возвращается к тому, как все было.

Но мозг ребенка уже помнит, что есть способ, которым он может получить то, чего не получается добиться никак иначе. И тогда самоповреждения могут повторяться. И если окружающие его люди ведут себя таким образом: до самоповреждения - игнорируют и не поддерживают, а после - становятся теплыми, ласковыми и помогающими - это определенная дрессировка, и самоповреждение становится заученным способом коммуникации.

Зачастую коммуникативная функция и саморегуляция сопутствуют друг другу: я не могу себя отрегулировать, поэтому чувствую себя плохо и в связи с этим нуждаюсь в помощи, я режусь и окружение реагирует таким, нужным, образом. Так что резаться, получается, эффективно. Важно понимать, что это не обязательно рефлексируется самим подростком: часто человек сам не понимает, почему так неудержимо хочется снова и снова делать это, ругает себя за «плохое поведение», даже пытается сам себя наказывать… Иногда тоже посредством способов, ухудшающих ощущение эмоциональной боли и провоцирующих новые эпизоды самоповреждения.

Удовольствие посреди боли - но если эту боль убрать

- Чаще всего систематическое поведение берет начало в подростковом возрасте?

– Да, в этом возрасте эмоции становятся сильными, и эти дефициты - неумение себя успокоить или утешить другими способами - проявляются особенно ярко. Поэтому подростки экспериментируют с новыми способами - алкоголь, наркотические вещества, туда же - компьютерные игры, импульсивные покупки, переедание, диеты, многое другое.

Эти способы иногда помогают, да, но у них негативная оборотная сторона, все понятно: жизнь пройдет мимо, станешь алкоголиком и зависимым. В то же время, выпил – и чувствуешь себя более уверенным в компании; не знаешь, куда деться, скучно и не с кем погулять, потому что тебя недолюбливают одноклассники – пошел на компьютере играть, там прикольно.

Это становится работающими методами, когда уже есть довольно мощные эмоциональные потребности, но нет других понятных способов их удовлетворять.

У большинства со временем это проходит или отходит на второй план - они находят другие, более экологичные способы как-то справляться. Некоторые не находят и продолжают это делать - в результате, например, спиваются или продолжают резаться.

Есть примерная статистика - у какой доли людей такое поведение сохраняется и во взрослом возрасте, когда оно уже причиняет социальный дискомфорт?

– Самоповреждение – довольно неприятный процесс. Если спросить человека: представь, ты себя хорошо чувствуешь, у тебя нет к себе каких-то серьезных претензий, ты вполне удовлетворен тем, какой ты человек, у тебя есть ощущение собственного достоинства, есть взаимопонимание и тебя устраивают отношения с близкими и друзьями, ты способен в достаточной степени контролировать себя и свое поведение, умеешь при необходимости успокоиться, ты умеешь себя развлечь и ведешь ту жизнь, какую бы ты хотел. Если бы все это у тебя было, стал бы ты заниматься самоповреждением? Я не видел человека, который бы ответил утвердительно при такой формулировке.

Но если спросить просто - тебе это нравится? – многие говорят: да, я получаю от этого удовольствие, мне это нравится. Но это удовольствие на контрасте: мне становится легче, я чувствую себя сильным, я шрамами показываю другим людям, как я страдаю.

То есть это удовольствие посреди боли - но если эту боль убрать… Последние данные говорят, что клинически значимое расстройство в течение жизни отмечается у 4-6% людей в общей взрослой популяции, в более молодых группах процент выше: у молодых взрослых - 10%, у подростков – около 20-30%.

- Люди, как правило, повреждают себя в незаметных местах?

– Очень по-разному и зависит от контекста. Кто-то режет себя там, где никто не может заметить, кому-то важно, чтобы другие люди видели, что у него есть внутренняя боль, это такая часть идентичности.

Ты что-то скажешь, а они будут шмонать твой рюкзак

Что может сделать сам человек, занимающийся самоповреждениями, если он осознает, что он сам, вероятно, не в порядке?

– Во-первых, это психотерапия - она для этого и предназначена. Кроме того, есть очень неплохие руководства для самопомощи - это обычно такие тексты с достаточно простыми навыками «как себя успокоить», «что делать, если у вас эмоциональный кризис».

Есть две часто рекомендуемые практики. Во-первых, это разные способы отвлечься, переключиться во время кризиса. Это не глубокие вещи - как менять стиль мышления, а простые способы: стиснуть в кулаке кубик льда, он вызывает сильные физические ощущения, но не повреждает при этом. Или, например, съесть лимон.

Иногда рекомендации такого круга кажутся довольно примитивными, но это не значит, что они очевидны всем. Приведу пример: в школьном возрасте я ходил в секцию по карате и случайно обнаружил, что, когда я злюсь и много раз отжимаюсь, мой гнев уменьшается. Потом я вырос, и когда сильно злился на кого-то, уходил в другую комнату - отжиматься. Это работающая стратегия, и мне сейчас она кажется очевидной – но если бы у меня не было этого опыта в школьной секции, мне бы это, наверное, и в голову не пришло. Про кубик льда, например, я узнал, только когда стал заниматься темой самоповреждения профессионально.

Но важно понимать, что самопомощь имеет свои ограничения, и зачастую, конечно, нужна систематическая поддержка и помощь других людей, в том числе - профессионалов, чтобы научиться справляться с такими вещами.

- Близкие или партнеры такого человека могут что-то сделать? Как им правильнее реагировать?

– Если говорить про близких - советы, как поступать правильно, дать легко, гораздо сложнее их выполнить. Экспериментируют с самоповреждениями многие подростки, но в систематическое поведение это переходит не у всех, а обычно как раз у тех людей, в окружении которых нет достаточного ресурса, чтобы адекватно отреагировать и поддержать. То есть зачастую близкие просто не имеют возможности отреагировать именно таким, необходимым, образом - если бы могли, уже давно бы это сделали.

Главная рекомендация, конечно, в том, что не нужно остро реагировать сразу после эпизода самоповреждения, нужно вести себя максимально спокойно, без ажиотажа, не усугубляя таким образом ситуацию.

Я знал одну девушку, которая при недопонимании или ссоре с молодым человеком повреждала руки и приходила с этим к нему. Он становился ласковым, добрым, понимал, как ей плохо, бинтовал.

Так вот - так делать не нужно. Это увеличивает шансы, что в следующий раз, когда человек почувствует себя плохо или ему нужна будет поддержка, самоповреждение станет инструментальным способом ее получить. Ощущение заботы не должно увеличиваться непосредственно после самоповреждения. Нужно оказать физическую помощь, если это необходимо - вызвать скорую, например. Но на практике это не у всех получается - как же я могу не пожалеть свое дитятко родное.

- Не будешь ли ты, как партнер или родитель, при таком поведении казаться человеком холодным и отстраненным?

– О том и речь, поэтому многим сложно это сделать. И это большая проблема: чтобы не быть холодным и отстраненным, нужно больше заботиться до начала самоповреждения.

Систематическая проблема возникает там, где окружение не способно обеспечивать это не в экстремальном режиме. Смотрите: мать в одиночку воспитывает дочь-подростка, работает по 12 часов, девочка чувствует себя заброшенной. Маме говорят: дайте ей почувствовать, что дочка вам нужна, проводите больше времени с ребенком - например, испеките вместе торт. А мама домой приходит к полуночи, ей хочется упасть в кровать и умереть, а ей говорят - испеките торт. Проблема зачастую в этом - как найти и достать эти ресурсы.

Так или иначе, суть в следующем: прежде чем вкладывать свои ресурсы, нужно понять, в чем заключается функция при самоповреждении в конкретном случае. У одного это может быть - «мне нужно, чтобы обо мне позаботились, потому что меня обижают в школе, обеспечили некую безопасность». Кому-то, наоборот, нужна свобода - потому что 10 кружков и секций, каждый шаг расписан, «я чувствую себя как в тюрьме, а когда режусь, обретаю внутреннюю свободу».

Другому очень нужно дать понять, что его любят. То есть, пока мы не поймем, что человеку нужно на самом деле, какая функция у такого поведения, с самим поведением сложно что-то сделать. Нужно разобраться или самостоятельно, или со специалистом - а что происходит-то вообще? За таким поведением у каждого человека стоят конкретные и уникальные потребности.

И тут есть еще одна проблема - часто разобраться очень сложно, потому что подросток не хочет говорить. Или он и хотел бы, но не имеет возможности. Привожу пример: религиозная мама, неверующая или в кризисе веры дочь - вдруг всплывают, допустим, ее откровенные фотографии, которые кто-то угрожает слить в интернет. Девочка чувствует себя ужасно, но вы думаете, она маме скажет? Той маме, которая уже давно вслух лишь ужасается грехам молодежи.

Поэтому важнейшая профилактика – это строить отношения с близким таким образом, чтобы человек не боялся рассказать, что реально его беспокоит.

Помните, несколько лет назад была история с «синими китами», и многие родители бросились проверять переписку своих детей.

- И сделали еще хуже?

– Ну конечно. Это именно та история: ты что-нибудь скажешь, а тебе потом прилетит, начнут шмонать твой рюкзак и так далее. То есть должна быть атмосфера, дающая понять - после того, как ты что-то откровенно расскажешь, не случится последствий, которых ты вовсе не хотел.

Поэтому специалисты, психологи здесь в удобном положении - они в нейтралитете, они не заинтересованные лично люди. И им часто рассказывают вещи, которые не говорят родителям, мужу, близкому человеку.

Важно, чтобы терапевт имел опыт работы с этой проблемой

Если родители или партнер сами не справляются и аккуратно предлагают близкому терапию, то какой она должна быть - к кому идти?

– Есть нюансы. Важно понимать, что стадия развития психотерапии сейчас такова, что личность специалиста зачастую более важна, чем модель, в которой он работает. Есть универсальные вещи, которые делают хорошие специалисты, работающие при этом в разных терапевтических школах и разных модальностях.

В принципе существует терапия, специально разработанная под помощь людям с самоповреждениями - это диалектическая поведенческая терапия, которой я как раз занимаюсь. Изначально она была разработана для женщин с самоповреждениями, специально «заточена» под эту тему, потом ее «докрутили» и для работы с мужчинами. Протоколы для работы с самоповреждениями есть и в когнитивно-поведенческой терапии. Это более широкий термин, а диалектическая поведенческая терапия - это ее узкое ответвление. Но это не значит, что другие методы терапии не эффективны.

Существуют проблемы с исследованиями, есть проблема так называемого вердикта птицы Додо - по аналогии с «Алисой в стране чудес», где герои играли в крокет и птица Додо затем сказала: все победили и все должны получить призы.

Примерно так сейчас обстоят дела в психотерапии - мы можем найти исследования, подтверждающие эффективность практически каждого вида терапии. Все победили и все должны получить призы. И сейчас в профессиональном сообществе пытаются понять, где тот или иной метод действительно эффективен, а где его просто сильнее пролоббировали или он по историческим причинам оказался популярен в конкретной стране или в определенных профессиональных советах, отвечающих за рекомендации. Много копий ломается на эту тему.

Важно, чтобы терапевт имел опыт работы с этим кругом проблем, в какой бы модальности он ни работал - то есть опыт работы с самоповреждениями, а не только с паникой или тревогой, например.

Потому что случается, сами терапевты иногда приходят в ужас от самоповреждения или суицидальных попыток и мыслей. Не все имеют, с одной стороны, достаточную смелость, а с другой - достаточную подготовку, чтобы работать с такими вещами.

Когда дети достигают подросткового возраста, родители встречаются с целым набором проблем в их поведении. Как известно, все дети разные, и особенно их разница становится видна именно в этот период. Кто-то проходит этот этап взросления проще, у кого-то возникают сложности. Конечно, родители в первую очередь сейчас бояться, что их сына или дочь вовлекут в какую-то криминальную деятельность, либо, что он или она станет зависимым от алкоголя, наркотиков, превратится в игромана. Это, конечно, ужасно, но, тем не менее, и это еще не все.

Об этом явлении не очень принято говорить. Для окружающих такое поведение является глупостью, дурью или «дешевым способом привлечь к себе внимание». Семьи обычно пытаются скрыть этот факт, расценивая как позор и дефект их воспитания. Однако эта проблема гораздо сложнее и шире, чем кажется на первый взгляд.

К самоповреждениям относится широкий ассортимент различных видов вредного воздействия на себя. И хоть в принципе, курение тоже можно отнести к самоповреждению, термин в первую очередь относится к нанесению различного рода ранений и ушибов. И самое главное в этом случае – отсутствие суицидальных намерений. То есть, подросток ранит себя, но убить не хочет.

Всего в популяции самоповреждениями занимаются 1-4% населения. Подавляющее большинство их них - подростки, но встречаются и взрослые. Конечно, есть те, кто наносит себе какой-то вред только один раз за всю жизнь. Однако у части людей такое поведение становится привычным.

Среди подростков практикующих самоповреждения 13% делают это более 1 раза в неделю, 20% несколько раз в месяц под воздействием определенного вида стресса (например, только после ссоры с любимой девушкой или парнем). Но для части подростков поводом к самоповреждению может быть что угодно, любая ситуация, вызывающая волнение или напряжение.

Обычно повреждения себе наносятся по 2 основным причинам. У подростка либо слишком много эмоций, с которыми он не может справиться и, боль от самоповреждения дает им выход. Либо эмоций нет совсем, он ощущает себя бесчувственным и нанесение себе раны или ушиба дает ему возможность почувствовать себя живым. Как бы то ни было, после причинения себе боли подросток чувствует не только облегчение, но и эйфорию. Некоторые говорят, что боль и текущая кровь вызывают очень приятные переживания, перебивающие те негативные эмоции, которые мучили до акта самоповреждения.

Существует 3 основных теории, которые объясняют, по какой причине такое поведение может повторяться:

    Серотониновая – у части людей недостаточный уровень серотонина в головном мозге и, поэтому они хуже справляются со стрессовыми ситуациями. Боль вызывает подъем серотонина и улучшает общее самочувствие .

    Опиатная – во время нанесения раны или ушиба начинает действовать противоболевая система мозга (антиноцицептивная). Опиаты, вырабатываемые в мозге, являются основным нашим природным обезболивающим. Благодаря им сильная боль может «притупляться. Кроме того, эти вещества способны вызывать эйфорию. Человек, регулярно наносящий себе травмы, может «подсаживаться» на эти эффекты и повторять их снова и снова.

    Кортизоловая – кортизол является гормоном стресса. Для того чтобы организм справился с вредными воздействиями среды, этот гормон должен достичь определенного уровня и задействовать другие системы организма в «стрессовом каскаде». Благодаря ему каждое звено и каждый орган начинают работать в «стрессовом режиме» защищая нас от вредностей извне.

    «Вредность» - это не только яды, токсины или инфекции, это еще и психосоциальный стресс, так часто развивающийся у подростков. При исследованиях было показано, что у части подростков после острой реакции на стресс, которая характеризуется резким подъемом кортизола, как должно быть в норме, уровень этого гормона падает ниже нормы. С одной стороны, это адаптация к постоянному стрессу, с другой - ситуация, когда переработать стресс полностью не удается. Ушибы и порезы, являющиеся острым стрессом, поднимают уровень кортизола и могут становиться тем «пинком», помогающим подростку «переварить» его социальные проблемы.

Внешними причинами самоповреждений могут быть:

1. Дисфункциональная семья (развод или ситуация «будем жить вместе только ради детей»)

2. Перфекционизм подростка и его окружения. Если ты не сделал все идеально, ты достоин наказания и нет тебе прощения.

3. Влияние друзей. Бывают ситуации, когда друзья дают образец поведения в сложных жизненных случаях.

4. Пережитое сексуальное насилие.

5. Информация в СМИ, когда самоповреждения преподносятся, как решение проблемы. «Мальчик порезал себе вены, и сразу все окружающие осознали, что были неправы»

В целом выделяют 3 типа самоповреждений:

    Импульсивное – когда подросток наносит себе повреждение под влиянием сильного наплыва эмоций. Происходит это автоматически, без обдумывания и даже без созревания намерения это сделать.

    Стереотипное – монотонное нанесение чаще всего ушибов. Такое самоповреждение часто характерно для лиц с умственной отсталостью и тех кто страдает аутизмом различной степени тяжести.

    Компульсивное – происходящее под воздействием навязчивых мыслей.

Кроме того, по силе тяжести самоповреждения могут быть:

    Тяжелыми – угрожающими жизни.

    Средней тяжести - требующими медицинского вмешательства и лечения.

    Легкими – такими, которые не требуют медицинского вмешательства или же такими, где требуется минимальный объем помощи.

    Состояния, которые могут привести к нанесению себе повреждений, далеко не всегда бывают связаны с плохо переносимым стрессом.

    Наиболее тяжелые раны, типа перерезанного горла и введение швейных иголок в вены, наносят себе подростки, страдающие психическими заболеваниями, такими как шизофрения, биполярное аффективное расстройство, деперсонализационное расстройство, посттравматический стрессовый синдром, депрессия.

    Но даже если эти болезни исключены, все равно подростку требуется помощь.

Почему подростку нужно помогать, даже если он не болен психически?

    У некоторых людей может развиться зависимость от данного поведения , учитывая вовлеченность в процесс эндогенных опиатов. Соответственно, самоповреждение может использоваться для получения удовольствия.

    Формирование привычки решать проблемы через самоагрессию. Что и говорить, люди вокруг пугаются и становятся более сговорчивыми.

    Формирование поведенческой схемы , которая включается во всю жизнедеятельность и самоагрессия становится обыкновенной рутиной.

    Самоповреждения становятся способом ответа на стресс . Т.е. легче ранить себя, чем что-то конструктивно решить.

Несмотря на то, что может сложиться впечатление того, что подросток делает все это целенаправленно, он действительно нередко затрудняется сказать, почему он себя порезал или сделал что-то в этом роде. В момент атаки на свое тело сознание может сужаться и осознание поведения значительно падать.

Другими словами, если ребенок не может рассказать родителям про то, как он дошел до жизни такой, вполне вероятно, что он действительно не знает. Да, можно сказать, что «довели», но на самом деле это не всегда будет ответом на вопрос.

Часть подростков совершает агрессивные действия по отношению к себе действительно демонстративно. Если говорить о самопорезах в таких случаях, то они обычно тонкие и поверхностные. Видно, что человек себя щадил. Их часто делают на видных местах, но никогда на лице или на кистях. При этом обращает на себя внимание поведение, при котором подросток стремится вызвать в окружающих жалость и вину, пытается открыто манипулировать, угрожает снова повредить себе что-то, если окружающие будут вести себя так, как ему не нравится.

В народе бытует мнение, что на таких манипуляторов и провокаторов не нужно обращать внимания. Однако подросток это делает не для того, чтобы насолить родителям, а тоже по причине личностных проблем. Это значит то, что он не справляется со своими жизненными сложностями по-другому. Часто родители с таким ребенком начинают играть в игру, кто сильнее по воле и характеру, и ребенок, в попытке доказать, что его угрозы не пустые, а самые настоящие, наносит себе ощутимый вред или совершает невольный суицид. Т.е. смерть не планируется как таковая, просто так выходит.

Если это случилось, желательно ребенка проконсультировать у психиатра. Если кто-то боится постановки на учет, можно обратиться к частнопрактикующему доктору. Это необходимо для решения вопроса о том, есть ли у ребенка психическое заболевание или же это нарушение адаптации или проблемы в его жизни, которые ему решить не под силу. В зависимости от того, что обнаружит доктор, можно будет решить, какой именно объем помощи понадобится.

Возможно, это будет психотерапия, а возможно потребуется применение психотропных веществ. В основном в этом случае речь идет о курсе антидепрессантов, транквилизаторов или нормотимиков (препараты, уравнивающие настроение). Я сама - не большой сторонник транквилизаторов, так как они тоже способны вызывать зависимость. И, конечно, таблетки проблемы не решают и новым навыкам не учат. Нужна психотерапия.

И все это будет довольно плохо работать, если у подростка не будет поддержки семьи. Если на него будут смотреть как на предателя и сумасшедшего, которому нельзя доверять. Возможно родителям самим нужно будет посмотреть на себя со стороны и предпринять шаги к изменениям внутри семьи.



Похожие статьи