На что гадали девушки в крещенский вечер. Фольклорный праздник «Раз в крещенский вечерок …

Цели:

  • познакомить учащихся с историей празднования Святок на Руси,
  • раскрыть историю возникновения различных способов гадания, опираясь на текст баллады В.А. Жуковского “Светлана”;
  • развивать интеллектуальный потенциал учащихся;
  • способствовать формированию патриотизма у школьников, пробуждая интерес к историческому прошлому русского народа.

""Раз в крещенский вечерок…"" проводят ведущий, ворожея, историк и помощники-учащиеся.

Задача ведущего – прямое обращение к тексту. Он работает с книгой, обращает внимание учащихся на связь народной традиции и литературы.

Задача ворожеи – на протяжении встречи как можно полнее раскрыть перед слушателями жизнь народа во время Святок: гадания, игрища, действия гадающих и т.д.

Историк же должен передать научную точку зрения на ту или иную традицию народной жизни, рассказать о её возникновении, о причинах важности её для народа.

Учащиеся помогают вести вечер, участвуют в инсценировках, играх.

ОФОРМЛЕНИЕ ВСТРЕЧИ.

Данное мероприятие можно проводить как в классе, так и в актовом зале.

В центре доски на листе ватмана нарисовано окно с расписными ставнями (стилизованными под деревянные), за которым виднеются звезды и луна.

Под рисунком стол, накрытый скатертью, свечи в подсвечниках.

С правой стороны доски репродукция с картины К.П. Брюллова ""Гадающая Светлана"".

Костюмы: ведущий и историк одеты в классическую одежду; ворожея в народный костюм. Гадающие девушки – в народных сарафанах. Черти – в черных водолазках и брюках, на руках черные перчатки, на глазах – чёрные очки. Священник облачён в чёрный плащ с капюшоном, на шее большой крест.

ЧТЕЦ (можно в записи на фоне музыки ""Итальянское каприччио"" П.И. Чайковского)

На Руси – рождение Христа.
Девки для гадания ладят свечи,
Щеголяют парни без креста,
Полушубки вывернув овечьи.

Под забором дремлет коляда
После дарового возлиянья.
И сгорают звёзды от стыда,
Исполняя девичьи желанья.

У окна моя седая мать
Белой нитью чинит одеяло.
Ей сегодня не о чем гадать,
Всё уже, что надо, нагадала.

На фоне музыки Россини ""Танец""

Впереди ни света, ни следа.
Завывает ветер, как волчица.
Поутру замёрзший коляда
В двери рая посохом стучится.

Леонид Сафронов ""Рождество""

ВЕДУЩИЙ 1: Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж Рождение Христа – великий святой день на все времена. Это было более двух тысяч лет назад. Но каждый год весь мир ждёт чуда Рождества, вспоминает старый заброшенный сарай, Вифлеемскую звезду, Волхов и их дары… каждый год зажигаются свечи, источают дивные запахи накрытые столы, таинственно манят с любовью приготовленные подарки…

Моцарт ""Катание на санях""

ВОРОЖЕЯ: А позвольте мне спросить вас, други мои дорогие, сердцу моему любезные, знает ли кто из вас, что такое святые вечера, а попросту Святки?

Оглядитесь вокруг да поспрашивайте…

ВЕДУЩИЙ 2: В рождественскую ночь начинаются на Руси Святки. Легенды рассказывают, что до Нового года празднуют святые, а после начинаются бесовские потехи. Черти гуляют по свету, крадут с неба месяц и звёзды. В Святках участвовали все: от мала до велика, от бедного до богатого, молодые выбирали для себя суженых, старики вспоминали молодость, старушки гадали девушкам, рассказывая, “что было, что будет, чем сердце успокоится…”

1-й ученик: А ведь что за диво дивное были прежние Святки! Как начнутся они, так и покатятся навстречу другим празднествам. С песнями да плясками, со снежною порошею из-под конских копыт, с пирогами да плясками.

2-й ученик: А чего только не делали! Девки молодые привечали парней холостых песнями звонкими.

3-й ученик: Ряженые бродили по дворам, развлекая хозяев запевками.

4-й ученик: Катались на санках. Ходили в гости вечерами.

5-й ученик: Славили Рождество и желали добра друг другу.

6-й ученик: Да-а-а! Славное времечко было… А уж сколько обычаев, примет было связано с о Святками. Взять, к примеру, гадание.

7-й ученик: Думаю, что и вам будет любопытно узнать, как гадали на Руси на Святки. Кто-то позабавится, а кто-то, может, и присядет январской ночью у накрытого стола и прошепчет: “ Суженый, ряженый, приходи ко мне поужинать”.

ВОРОЖЕЯ: Есть в народе поверье, что новогодние и святочные гадания всегда сбываются. Гадать начинают в ночь под Рождество. Наиболее благоприятны для предсказаний и пророчества так называемые святочные дни, от рождественской ночи до крещения Христа (19 января).

ИСТОРИК: Католический мир встречает Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, а православный – с 6 на 7 января. Но для всех – это светлый, духовный праздник.

8-й ученик: Гадать нужно в период между двенадцатью и тремя часами ночи, когда всё живое на земле спит и миром правит тёмная колдовская сила. Считается, что в ворожбе помогает нечистый, и те, кто часто занимается гаданием, по мнению церкви, большие грешники. Но в Святки разрешается многое, в том числе и гадание.

ИСТОРИК: Почему именно в эти дни с 1 по 19? Возможно, потому, что ещё в дохристианские времена древние славяне в эти дни зимнего солнцестояния исполняли религиозны0магические обряды, связанные с культом природы. Там были и заклинания, и гадания. Без этих обрядов нельзя было надеяться на хороший урожай, приплод скота.

9-й ученик: Язычество ушло, обряды остались. Ворожба и гадание, с точки зрения христианства, нежелательны, но что поделать с силой привычки? И, как тысячу лет назад, на Святках гадают люди, всё желают узнать, что будет завтра.

ВЕДУЩИЙ: Итак, “раз в крещенский вечерок девушки гадали…”

На фоне музыки Моцарта ""Катание на санях""

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Святым курицу зерном,
Ярый воск топили.
В воду с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

ВОРОЖЕЯ: По-разному гадали в прошлые дни. Для того, кто не знает как, только что прочитанный отрывок из баллады В.А. Жуковского “Светлана” непонятен. А ведь в этом отрывке перечислено множество способов гадания девушек в Святки. посмотрите: “За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”. Гадающие бросают башмачки через ворота на улицу и смотрят: в какую сторону он обращён носком – там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда её башмачок лежит, обращённый к домашним воротам, – в этот год не быть ей замужем.

10-й ученик: Или ещё странное выражение: “Снег пололи”. Девушки выходят во двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, говорят:

11-й ученик: “Полю, полю бел снег среди поля! Залай, залай, собаченька, дознай, дознай, суженый!”

10-й ученик: в это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. (фонограмма лая собак и объяснение участников) Хриплый означает суженого старика, звонкий – молодого, толстый – вдовца.

ВЕДУЩИЙ: Есть в балладе Жуковского ещё одна странная фраза: “…под окном слушали…”. Что она означает?

12-й ученик: Девушки ходили слушать под окна чужих домов, внимая разговору весёлому или скучному, предрекая себе такую же жизнь.

ВОРОЖЕЯ: А помните следующую строчку баллады: “…кормили святым курицу зерном…”? Делается это следующим образом: снимают с насеста кур и приносят в избу, где заранее приготовлены в трёх местах вода, хлеб, кольца золотые, серебряные, медные.

На столе помещены блюдца с перечисленными предметами, ворожея, указывая на них, объясняет: у той девушки, чья курица будет пить воду, муж будет пьяницей; если курица стает клевать хлеб, то муж будет бедняк; если возьмёт золотое кольцо, то муж будет богат; если – серебряное – будет ни беден, ни богат; если же сдвинет медное, то муж будет нищий.

ИСТОРИК: Кстати, на курицу гадают не только в Святочные вечера и не только девушки. Гадание чёрной курицей принадлежит векам всеобщего европейского суеверия, когда слово человека на суде не имело верности, когда ненужные испытания винили правого, оправдывали виновного.

12-й ученик: В какое время это гадание появились в русской земле – неизвестно. Наши ворожеи употребляют это гадание для открытия похитителя. В семействе, где случалось хищение, всегда подозревают многих, особенно в деревнях. И тогда все собирают вечером в одну избу, тушат огонь и впускают курицу, осыпанную сажей. Курица, обходя честных людей, прикасается к ним, оставляя на них следы сажи. Но походя к вору, будто кричит, бежит прочь не подпускает к себ6е. вносят огонь и смотрят, на ком есть следы сажи, а на ком нет. Если человек без следов сажи, он и признаётся виновным.

ВЕДУЩИЙ: Но давайте вернёмся к Жуковскому. Желание узнать свою судьбу было так велико у Светланы, что решилась она на самое страшное и верное гадание. Итак, на чердаке дома был накрыт стол, поставлено на нём два прибора, три большие восковые свечи и зеркало.

ЧТЕЦ (можно в записи на фоне музыки Сен-Санса ""Лебедь"")

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Странно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня…
Тяжкое что-то шеею белою
Плавает, давит меня!
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!
Ленты да радуги ярче и жарче дня…
Дух захватило в груди..
Суженый! Золото, серебро!..
Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!

А.Фет “Зеркало в зеркало” 1842 г.

НА сцене выставлены все перечисленные предметы. Появляется героиня, зажигаются три свечи, садится за стол и смотрит в зеркало.

СВЕТЛАНА: “Суженый, ряженый, приходи ко мне поужинать!”

ИСТОРИК: Гадать надо начинать ровно в 12 часов ночи. Разыгрывается на основе рассказа историка и ворожеи сценка.

Девушка должна быть одна в пустой горнице, сидеть за накрытым столом, глядя в зеркало. Минут за пять перед приходом суженого зеркало начинает тускнеть, и девушка протирает его нарочно приготовленным полотенцем. Наконец придёт некто и смотрится через её плечо в зеркало. Когда невеста рассмотрит все черты на его лице, то закричит: “Чур сего места!” и дьявол, который принимал на себя обличие её жениха, исчезнет. И девица с того времени жениха своего уже будет знать точно.

ВОРОЖЕЯ: Но если девушка не робкая, не боязливая, то она сразу не будет чурать, и жених, а вернее, принявший на себя его образ дьявол, перестав глядеться в зеркало, сядет с девушкой за стол и, вынув из кармана ножичек или перстень, или что-то другое, положит на стол. Тогда уже девушка зачурает, и сия вещь останется ей в добычу, и, действительно, как многие уверяют, бывает она похищена у её жениха.

ИСТОРИК: Гадание с зеркалом не принадлежит кругу изобретений русских ворожеек, оно перешло в наше отечество из других земель. Суеверные греки, получившие его как завещание от древней восточной жизни, дополнили его своими таинствами, приноравливая их к разным обстоятельствам, и потом, в эпоху Просвещения, передали его разным народам. Как чудесный вымысел оно пережило века, нравилось всем народам. Наконец довелось участвовать в этих гаданиях и русским людям.

ВОРОЖЕЯ: Но запомните, гадание на зеркалах – самое страшное гадание. Решиться на него могут только самые смелые девушки. Опасайтесь зеркала в полночь!

ВЕДУЩИЙ: Но, почему же зеркала имеют такую силу? Откуда они появились?

ИСТОРИК: Зеркало – очень магическая вещь. И начало его силы происходит от следующей причины: некоторый монах прочитал в священном писании слова “Просите, и воздастся вам”. Усомнился и, желая удостовериться, всё ли может получить, что захочет, пошёл к одному из царей просить себе в жёны его дочь.

МОНАХ: – Царь, отдай мне в жёны дочь твою.

ЦАРЬ, обращаясь к дочери: – Дочь моя, хочет взять тебя в жёны достопочтенный монах. В недоумении я от просьбы его, но и отказать служителю церкви не могу, ибо боюсь прогневить господа нашего. Ты же, дочь, отличаешься не только красотой, но и умом. Скажи же, что делать.

ЦАРЕВНА: – Дело необычное и сложное. Но если хочет монах получить меня в жёны, то должен сделать также что-то чрезвычайное. Пусть принесёт мне в подарок такую вещь, в которой я всю себя бы видеть могла.

ДЬЯВОЛ: – Почтенный монах, уже много лет заключён я в темнилище. Выпусти меня, и я смогу тебе услужить. Сделаю всё, что пожелаешь.

МОНАХ: – Есть ли вещь невиданная у тебя? Такая, в которой я мог бы видеть собственное отражение?

ДЬЯВОЛ: Есть вещица такая у меня. Готов отдать ею тебе, только сними с двери крест и выпусти меня на волю.

МОНАХ: – Выполнил, царь, я твоё поручение! Возьми зеркало, в котором дочь твоя увидит свою красоту.

ЦАРЬ: – Что ж, монах! Ты исполнил волю нашу! Отдаю тебе в жёны дочь свою.

МОНАХ: – Нет, царь! Грех мой столь велик, что уйду я молить прощение у господа, ибо сомневался в словах его.

ИСТОРИК: Такова легенда о происхождении зеркала. Так это или нет, неизвестно доподлинно. Но церковь действительно видела в этом предмете некую бесовскую силу. Объясняя это тем, что впервые человеку зеркало было доставлено дьяволом.

ВОРОЖЕЯ: Самым интересным на Руси было гадание с подблюдными песнями. Собравшись, девушки ставят на стол красное деревянное блюдо, покрывают его большим платком, затем под платок кладут перстень или кольцо, напёрсток, заколку, или другую какую малую вещь. Начинают петь подблюдные песни: каждая различного содержания, предрекая либо замужество, либо дальнюю дорогу, либо ещё что. При этом припевая к каждой песне: “ Кому вынется, тому сбудется”, вынимая из-под платка отданные вещички. По содержанию пропетой песенки сообщается будущее той девушки, чей предмет в руках ведущей.

Все участники спектакля кладут в блюдо свои предметы, ведущая накрывает их платком, вынимая под исполняемые песни и комментируя предсказания.

ФОНОГРАММА русских народных песен. (""Под дугой колокольчик поёт"")

Поются отдельными учениками или проговариваются речитативом куплеты:

Рылась курочка на завалинке,
Вырыла курочка золот перстень,
Мне тем перстнем обручаться.
Кому вынется –
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!

(к свадьбе)

Рассыплю я монисто по закрому.
С кем монисто собирать будем?
Собирать монисто милым дружком.
Кому вынется –
Тому сбудется,
Не минуется.

(к знакомству)

Сей, матка, муку, растворяй пироги,
К тебе будут гости, ко мне - женихи.
Кому поём – тому с добром,

(будут сваты)

Сидит воробей на перегороде,
Глядит воробей на чужую сторону.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(к замужеству)

Бежит река волнистая,
Сидит девка гористая.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(невесте горевать)

Стоит куча не молочена,
Вершиночка – позолочена.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(будет богатый жених)

Вышло пузище на репище,
Вынесло пузище кошель вошей.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(будет горе)

Стоит полоса нежатая,
А рожь густа, не ужиниста.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(к богатству)

Как на дубочке
Два голубчика,
Они целуются
И милуются.
Кому вынется –
Скоро сбудется.

(к знакомству)

Бежит мышка по жёрдочке,
Несёт добра на веревочке.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(к богатству)

Ласточка касатая,
Не вей гнезда у терема,
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(жить в людях)

Сидит кот в печурке,
Манит кошечку.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(будет ухажёр)

Во саду хожу,
Полотенцы стелю.
А ещё похожу,
А ещё постелю.

(к дороге)

Висит полотенце в горенке, -
Придется ль с милым утираться им?
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(к свадьбе)

Живут мужики богатые,
Гребут жемчуг лопатами.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(будет богатый жених)

Я поставлю квашонку на донышке,
Я покрою квашонку алым бархатом,
Подвяжу я квашонку чёрныим соболем,
Я поставлю квашонку на печном столбе.

Говорят, что на святочной неделе всегда случаются чудеса. Вот так, однажды, поверив в это, в один из святочных вечеров самая обычная девчонка решила на время превратиться в волшебницу и погадать: на суженого, на замужество (правда замуж еще не очень-то и хотелось, но все равно было интересно) и просто на будущее.


Почему же гадали именно в ночь на святки и на Крещение?

Всем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а Святки, ночь под новый год, под Крещение и летом в день Ивана Купалы считались идеальным временем для гаданий - и люди гадали. Считалось, что это время - поворотное, можно резко «поворотить» свою жизнь. В этот вечер надеялись на лучшее, строили планы, загадывали желания. "В богоявленскую ночь небо открывается". На следующий день, в Крещение, обязательно окунались в прорубь, смывая таким образом свои грехи.

Для гаданий выбирали места, где, как считалось, обитает нечистая сила: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п. Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы.

На гадания направлялись тайком: выходили из дому не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть предпринимали "защитные" меры против нечистой силы - очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.

Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака - девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженном.

И вот в ночь под рождество Алина (так звали нашу главную героиню), у которой родители как раз устроили себе (и, естественно, ей) рождественские каникулы - уехали на неделю покататься на горных лыжах по удивительно красивым пейзажам восточной части Альп, достала старинную бабушкину книгу о гаданиях и всяческом колдовстве, нашла нужную страницу и еще задолго до полуночи начала готовить необходимый для столь ответственного мероприятия «инвентарь».

Гадать для верности решила сразу несколькими способами. Первый, естественно, с помощью зеркала.

Гадание 1. На зеркалах, самое страшное.

***

Гадание с зеркалами является одним из древнейших традиционных русских видов гаданий. Как правило, оно совершалось в ночь под Рождество или в полночь любой другой святочной ночи (с 25 декабря по 6 января) незамужними девушками. Неизменным антуражем святочного гадания с зеркалами являлись тишина, полумрак и одиночество.

Наши прародительницы в далеком прошлом обычно гадали на чердаках, в сараях, как правило, распустив косу и, обязательно, без пояса. Современные юные колдуньи за неимением полутемных чердаков и холодных сараев приспособились гадать в пустой полуосвещенной комнате с одной или двумя подругами, которые не должны вмешиваться в загадочный процесс общения с зеркалом. Кроме того, подруги в комнате во время гадания просто необходимы особо впечатлительным и нервным ворожеям в качестве моральной поддержки.

Честь служить магическим инвентарем была оказана антикварному венецианскому зеркало из маминой комнаты и маленькому зеркальцу самой Алины, тоже старинному, перешедшему ей, как и книга с описанием всевозможных заговоров и гаданий, по наследству от прабабки по линии матери. В точном соответствии с инструкциями из книги (навеянные мистицизмом темного вечера и колеблющимся полумраком комнаты в памяти живо всплывали страшилки из детства о демонах, вырвавшихся на волю, о потерянном счастье и прочих опасностях дилетантского отношения к магии) юная ведьма обустроила «рабочее место» настоящей гадалки.

В полночь нужно взять два зеркала разных размеров (одно в 2-3 раза больше другого) и поставьте их напротив друг друга. Бесконечно отражаясь друг в друге, они образуют зеркальный коридор. Сядьте позади меньшего зеркала и заглядывайте поверх него, в большое. По обе стороны меньшего зеркала поставьте свечи.

Приступая к гаданию, ворожея должна сосредоточиться и направить свой взгляд в конец образовавшегося коридора.

Время для гадания нельзя определить. Можно просидеть далеко за полночь и ничего не увидеть, можно вздремнуть и многое увидеть во сне. Но говорят, что перед началом видения зеркало тускнеет, огонь свечи теряет свою яркость и начинает громко потрескивать. Считается, что именно в этот момент в глубине зеркального коридора можно увидеть своего суженого.

***

Установив зеркала соответствующим образом и потушив свет, девушка приступила к гаданию. Распустив волосы (не коса до пояса, но все же и не короткая стрижка) в просторной ночной рубашке она села перед туалетным столиком с установленной конструкцией из зеркал. Тихо потрескивали свечи, за окнами бушевала вьюга, казалось, в полумраке комнаты тихо присутствовал страх. Любопытство, оно, конечно, сильная штука, но все таки даже оно не может до конца побороть суеверный страх. А вдруг демон из зеркала вырвется наружу?

Немаловажная деталь гадания на зеркалах: как только вдалеке показавшаяся фигура начнет приближаться к началу зеркального коридора, гадающей девушке нужно быть особенно внимательной: в тот момент, когда она сможет четко рассмотреть лицо суженого, нужно быстро опрокинуть одно из зеркал и набросить на второе платок. При этом важно не забыть сказать «Чур меня!», иначе пророчество не сбудется.

В детстве бабушка рассказывала Алине, что в ее молодость одна знакомая молодая девушка, засмотревшись, забыла опрокинуть зеркало. И когда фигура приблизилась совсем близко, из зеркала высунулась рука и ударила девушку по щеке. Бедняга от страха упала в обморок, а когда утром пришла в себя, обнаружилось, что на ее щеке остался след от удара ладонью. Так она и проходила всю жизнь с уродливым родимым пятном на всю щеку. А суженый, которого девушка увидела в зеркале, так и не появился, наверное потому, что она после злополучного гадания так и осталась с дьявольской меткой на лице.

Алина смотрела в зеркальный коридор. Бесконечным множеством отражались один в другом зеркала, освещенные только неярким светом тонких свечей. В доме стояла тишина, и только тяжелое «тик-так» старинных часов эхом отдавалось в гостиной, отсчитывая убегающие секунды. Вдруг… Что это? Вдалеке, в самом конце зеркального коридора показалось черное пятнышко, которое двигалось вперед, при увеличении все больше и больше становясь похожим на фигуру человека. Вот силуэт стал уже различим. Вот уже постепенно становятся видны черты лица. Главное, успеть опрокинуть зеркало, - думала Алина, напряженно вглядываясь в коридор.

Черты лица незнакомца постепенно становились все более различимыми и… узнаваемыми.

Странно, - подумала Алина и, точно следуя инструкциям из книги, опрокинула маленькое зеркальце.

Лицо незнакомца она узнала, но только ей не очень-то хотелось, чтобы ее суженым оказался именно он.

Может быть, ошибка? - подумала она, - нужно погадать для верности еще каким-нибудь способом.

Гадание 2 и 3. На улице.

Впрочем, старая магическая бабушкина книга, как будто бы специально для Алины, содержала еще около десятка всевозможных святочных гаданий.

Попробуем по-другому,- подумала юная ведьма и начала листать книгу.

Гадающая девушка должна, захватив с собой зеркало, выйти ночью на перекресток и, очертив вокруг себя круг защиты от нечисти, стать в него. Только после этого можно начинать гадание.

Загадав своего суженого, нужно пристально вглядываться в зеркало, повторяя при этом: "Суженый-ряженый, приди ко мне по дороженьке, да по белому снежочку".

При правильном выполнении всех этих действий возможно появление в отражении зеркала различных видений (увидеть своего суженого, идущего по дороге), в иных случаях возможно так же слышать звуки (звон колокольчиков или веселое пение).

Если же в зеркале гадающая девушка увидит гроб или услышит погребальный плач, то нужно прочитать молитву "Отче наш"", и видение должно исчезнуть, если же этого не сделать, то, возможно, тогда погребальный звон будет раздаваться над могилой самой гадающей.

А вдруг и вправду гроб увижу? Или похоронный звон услышу? А с перепугу «Отче наш» забуду? Нет, это гадание явно не подходит. Смотрим следующее.

В деревнях девушки снимали с левой ноги башмак или валенок и бросали за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. В какую сторону ляжет носок башмака, в той стороне живет жених, за которого девушке суждено выйти замуж. Если же башмак упадет носком к воротам о дома или рядом гадающей, то в этом году девушке не суждено выйти замуж, она останетесь в родном доме с родителями.

***

Ага, вот и знаменитый башмачок. Как там у классика?

Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.

Сейчас выйду на улицу охрану смешить, как же. Да и холодно там как-то, неуютно, - размышляла новоявленная ведьма. - Я вот лучше пока на будущую жизнь погадаю. А сначала я опять возьму зеркальце и проведу с ним, так сказать, долговременное гадание.

Гадание 4. Длительное.

Девушка должна взять небольшое зеркало, и хорошенько облив его поверхность водой, вынести на мороз. Через некоторое время, когда зеркало замерзнет и на поверхности образуются узоры, его заносят в дом и начинают гадание. По замерзшей поверхности судят о будущем.

Если на зеркале видны круги, значит в этом году вас ждет достаток, еловая ветка - много работы.

Квадраты предсказывают различные жизненные затруднения

Треугольники считаются хорошими знаками, которые обозначают большой успех и везение в любых делах.

Животные — веселье, радость, удача, исполнение желаний.

Башня — очень хороший знак.

Деревья — препятствия на пути.

Рогатое животное — к скорой дороге.

Ворота — к возвращению друга, приезду гостей.

Мельница говорит о лжи во взаимоотношениях с возлюбленными.

Горы или утесы предвещают тоску и грусть.

А пока мокрое зеркальце благополучно замерзало на балконе, Алина решила проделать еще одно гадание «на будущую жизнь».

Гадание 5. На нитках

Для гадания требуется две шерстяные нитки небольшой длины. Соедините нити вместе, смотайте в небольшой комочек и скрутите их пальцами.

Налейте в глубокую миску воды. Опустите нитки в воду и внимательно смотрите, что с ними будет происходить. Если нитки будут крутиться в воде, это предвещает хорошую жизнь в новом году; если остаются в таком виде, в каком были опущены в воду, то это знак будущей бедной и скучной жизни.

Взяв две заранее подготовленных нити, Алина в точности проделала весь ритуал. Нитки в воде развернулись.

Значит, жить я в будущем году буду хорошо. Что же, это радует, - думала девушка, - только вот все равно очень интересно, кто же у меня суженый?

Алина опять открыла старую книгу.

Гадание 6. "Чужое имя"

Это очень распространенное гадание. Например, Татьяна Ларина, героиня романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин", гадала на Святки именно таким образом.

Поздно ночью выйдите на улицу. Спросите у первого идущего мимо вас мужчины его имя. Какое имя будет у прохожего, такое будет и у вашего будущего мужа. Кроме этого, обязательно постарайтесь запомнить рост, одежду, походку и другие приметы этого человека. У этого гадания существует и другой вариант. Если вам встретится женщина, то ее именем будут звать вашу свекровь.

Как интересно, - подумала Алина. Только вот куда же я пойду ночью одна? Страшно ведь. Надо было хоть подружек с собой позвать. Может, просто выйти во двор и спросить у первого попавшегося охранника, как его зовут? Но тогда, во-первых, количество имен будет строго ограничено, а, во-вторых, я и так знаю, как зовут наших охранников. Так не интересно. А если придумать что-нибудь оригинальное? Например, позвонить наугад по телефону и спросить имя. Конечно, есть вероятность, что люди уже спять, тогда мне скажут не имя, а… Но все же попробовать стоит. А какой же тогда выбрать номер? Так, набираем наугад. А может цифры дня моего рождения и номер нашего дома? А, была не была! Набираю.

Алло, здравствуйте. Извините, пожалуйста, вы не могли бы сказать, как вас зовут.

Вы выбрали довольно оригинальный способ знакомства по телефону. А если бы я спал?

Ну, я подозреваю, что в этом случае наша беседа не была бы такой милой, - засмеялась Алина.

Да уж, это точно. Когда меня неожиданно будят, я очень-очень злой. А зачем вам знать, как меня зовут?

Понимаете, завтра, вернее уже сегодня, Рождество. Вот я и решила погадать.

Ну, что-то типа того. А так как на улицу выходить спрашивать имя у первого встречного - поперечного я боюсь, то решила набрать по телефону первый попавшийся номер и спросить. Так как вас зовут?

Олег. А вас?

Так я же ведь не знакомиться с вами хочу, а гадаю на будущее. Так что прощайте. Приятно было с вами познакомиться. Счастливого Рождества.

Алина положила трубку. Да, все-таки приятно, когда тебе попадаются воспитанные интеллигентные люди: поговоришь и душа радуется. Только вот имя незнакомца на удивление точно совпало с именем того, чей силуэт она увидела в зеркале. Это наводит на определенные размышления.

Но размышлять на сон грядущий Алина не любила. Она вообще жила по принципу «утро вечера мудренее», так что анализ полученной от гадания информации благополучно был перенесен на завтра.

А чтобы не проспать просто так волшебную ночь под Рождество, Алина решила загадать на сон

***

Гадание 7, последнее. На сон грядущий

ГАДАНИЕ НА ЕЛОВЫХ ВЕТКАХ

В святочную ночь взять любую еловую ветку и совершать ею круговые движения по часовой стрелке над пламенем, проговаривая заклинание:

"Ель-царица, всем деревьям мать,

жить мне долго или смерти ждать;

богатства или бедности,

измены или верности?"

Заклинание следует повторить 12 раз, после этого ветку кладут под подушку и ложатся спать. Сон обязательно будет вещим.

Утром нужно внимательно осмотреть ветку. Если иголки осыпались - в новом году ждите болезнь или различные жизненные невзгоды, а если иголки остались на месте- жизнь будет долгой и счастливой.

***

Утреннее послесловие

Сон, приснившийся Алине ночью поражал своей реалистичностью.

Так не бывает, - подумала она, - не может быть, чтобы я действительно видела во сне себя через много лет. Хотя, с другой стороны, а почему, собственно, и нет? Если такого раньше никогда не случалось, то это не означает, что это не может случиться никогда. Ведь если я до сих пор не прыгала с парашютом, то это совершенно не означает, что я теперь никогда в жизни не смогу с ним спрыгнуть. Или если я пока не умею сама водить машину, то это ни в коей мере не остановит меня научиться этому. Со сном, конечно, не все так просто, но и не безнадежно. Значит, принимаем на веру, что сон вполне может оказаться вещим. А из этого следует… Что же из этого следует? Что моим суженым вполне может оказаться Олег?

Здесь мы должны сделать небольшое отступление. Дело в том, что Алина, как вы уже вероятно поняли, узнала незнакомца в зеркале, да и имя по телефону оказалось ей знакомым. Более того, хорошо знакомым. Это действительно был Олег, сын приятелей ее родителей, с которым они были знакомы чуть ли не с самого детства. Алина хорошо знала, что давно и безнадежно нравиться ему. Только вот взаимностью не отвечала. Ей казалось, что такой обычный парень недостоин ее, что ее принц еще обязательно появиться и, наверное, на белом коне, хотя это уже было совершенно не важно. Главное, что принц должен быть самым-самым и уж, конечно, незнакомым.

А тут Олег. Что в нем сказочного? Ровным счетом ничего. Он, конечно, симпатичный парень, да и характер у него хороший, веселый. Мама, так та вообще всегда говорила, что лучшего зятя и искать не надо. А, может, стоит присмотреться к нему по внимательнее. Может быть, это действительно судьба. Ходит вот так рядом с тобой твой суженый, а ты и не видишь, все ждешь принцев. А принцы… Где они, эти принцы? Идеальных людей не бывает. Но мы все же продолжаем искать их в незнакомых людях.

А может не стоит? Может лучше остановиться и оглянуться? Может, твой принц где-то рядом и просто ты его не замечаешь?

А тогда к чему гадания? Лучше присмотритесь повнимательнее к своим знакомым.

Константин Маковский (1839-1915). Святочное гадание (1900-е)

18 января заканчивается один из самых весёлых русских праздников - Святки, и наступает христианский праздник Крещения. Много лет назад в Крещенский сочельник ряженые в последний раз ходили по деревне, звучали последние колядки, а под вечер девушки собирались погадать о замужестве.

Многие из нас со школьной скамьи помнят балладу русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) «Светлана» (1808-1812). Вот её начало.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Из него понятно, что действие баллады происходит в Крещенский сочельник - «крещенский вечерок» , а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов - обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский. Попытаемся немного рассказать о каждом из них.

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги баш­мак и кидали его за ворота на улицу, чтобы уз­нать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сто­рону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.

Снег пололи

В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий - молодым, а густой - вдовцом.

Под окном слушали

Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный - зануду, нетрезвый - мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.

Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» - смерть в наступающем году.

Кормили счетным курицу зерном

Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.

Ярый воск топили

Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру - смерть.

Песенки подблюдны

Во время святочных вечеров одним из самых рас­пространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой») , накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны») . После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.

Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»

Идет кузнец из кузницы.
«Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Золот перстень,
Из обрезочков мне
Булавочек.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися».
Уж кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется.

Зеркало с свечою

Картина Карла Брюллова (1799-1852) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»

Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности» при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг ; во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание ) Светлане было необходимо взять с собой петуха , пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу - голубя .

Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет» , «та ж любовь в его очах» . Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.

Источники:
Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
Забылин М. русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое“».
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Занялся от страха дух...
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Оглянулась... милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.
Сели... кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут... пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.
Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.
Вот примчалися... и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет...
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит...
Дверь шатнулася... скрыпит...
Тихо растворилась.
Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой...
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Все утихло... вьюги нет...
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится...
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье...
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье...
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом...
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится...
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг... в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы...
Что же девица?.. Дрожит...
Гибель близко... но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул...
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами...
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась...
Глядь, Светлана... о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах!.. и пробудилась.
Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит... Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий...
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет...
Кто?.. Жених Светланы.
Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
То ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!

Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

КЛАССНЫЙ ЧАС

РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК ДЕВУШКИ ГАДАЛИ

1. Ознакомить студентов с историей Крещенского праздника

2. Углубиться в историю таинства гадания

3. Укрепить дружеские межличностные отношения через «преподнесение сюрпризов».

Предварительная работа:

Подбор материала о крещенских гаданиях

Подготовить 6 девушек – участниц, раздать каждой материал (стихи наизусть).

Реквизит:

Не большую кастрюлю

Кольца, монеты, конфеты, сухарики, пробки

Свеча, спички, чаша с водой

6 скорлупок от орехов

Несколько бобов

Книга «Евгений Онегин»

Подтяжки, галстук, перчатка, носок, трусы, юбка, сорочка, шапка, штаны, шарф, пиджак

Костюмы: 6 русских сарафанов, 6 кокошников.

Ряженый 1: Крещение! Близится Крещение! Крещенские праздники настают!

Ряженый 2: А что это за Крещенские праздники? Что за Крещение?

Ряженый 1: Как? Вы не знаете? Вы не слышали?

Вместе: Ну, тогда придется рассказать. И конечно показать.

Сказительница 1: Молодые, не верующие в бога, родители крестили своего ребенка.

Поп: Почему вы, не верующие в бога, решили крестить ребенка?

Мать: А причем здесь религия? Ведь это русский народный обычай, традиция. Нас в детстве крестили, а как же ребенок наш будет некрещеный, ведь он русский?

Сказительница 1: А как вы думаете, правы эти родители или нет?

(идет дискуссия)

Сказительница 2: Оставим на совести родителей их уверение в русском обычаи. И попробуем с вами сами разобраться в том, что – действительно ли крещение – это традиция, обычай или что-то другое?

Сказительница 1: Какой же смысл вкладывается в таинство крещения? Омовение водой задолго до христианства применялось в различных культах. Наблюдая, как вода смывает грязь с тела, люди в древности считали, что вода также может очищать человека и от «грязи внутренней», т. е. от совершенных им дурных поступков. Поэтому омовение или купание в воде использовалось как очистительный обряд.

Сказительница 2: Вдень праздника после литургии, т. е. торжественного молебна, совершался крестный ход к реке или другому естественному водоему , во льду которого устраивалась прорубь – иордань. В прорубь трижды опускался крест, после чего вода считалась «святой», способной исцелять болезни.

Сказительница 1: Этот обряд связывался с крещением Иисуса Христоса в реке Иордан.

«Перед выходом на проповедь Иисус Христос отправляется к Иоанну Крестителю и принимает от него крещение, что сопровождается голосом с небес, утверждающим Иисуса Христа в миссионском достоинстве, и явлением духа святого в телесном обличие голубя.

Сказительница 2: Обряд очистительного омовения сменился крещением в 4 веке. По утверждению христианских богословов , мать римского императора Константина Елена якобы отыскала крест, на котором был распят Иисус. Доказательством его «подлинности» служило «чудо» излечение больной. После этого и началось поклонение кресту как священному предмету. Отсюда и русское название обряда «Крещения».

Сказительница 1: Итак, день 19 января – стал праздником «Крещения». Во время Святок и на «Крещение» гадали о предстоящей жизни, любви.

Вот, например гадание о погоде:

Пишут 12 карточек с названиями месяцев. На каждую карточку кладут по луковице одинакового размера. В каждой луковице вырезают неглубокое отверстие, куда насыпают соль. На утро смотрят: если соль впиталась, значит, месяц будет засушливым.

Но больше с погодой и урожаем были связаны многочисленные приметы.

Вот, например об урожае:

Если в ночь на Крещение на деревьях много инея – год будет урожайным.

Если собранный в этот вечер снег бросить в колодец, вода в нем весь год не пересохло и не испортиться.

На Крещение снег хлопьями – к урожаю, ясный день – к не урожаю.

Сказительница 2: Гаданиям о будущем тоже предавалось серьезное значение. Такими гаданиями увлекалась преимущественно молодежь.

Сказительница 1: Ну а теперь давайте немного погадаем.

Девушка 1:

Прошу Вас за стол садиться,

И почетному зову,

И ответу на него

Не дай бог забыться.

6 девушек садятся за стол. На столе стоят аксессуары гадания (свечи, блюдо и т. д.)

1 гадание: Берут кастрюлю с зерном или крупой. Кладут туда мелкие предметы: кольца, монеты, конфеты, сухарики, пробки, пробки от шампанского. Каждый берет горсть зерна и потому, какая вещь кому попадется вместе с зерном, узнает о своем будущем. Дешевое кольцо означает бедного жениха, дорогое – нового русского, пробка – иностранца, монета – прибыль от собственного дела, конфета – внезапную страсть, сухарик – знакомство с интеллигентным человеком.

Девушка 2:

В гаданиях смыслов нет роковых

Хотя кому – то и хочется.

Гадание на воске, лебедях восковых

Требует рукотворчества.

Садитесь девушки, к столу опять,

Зову Вас на соучастие

Вам предстоит из воска ваять,

А может быть, ковать свое счастие.

Следующие 6 девушек.

2 гадание: Растапливают воск и выливают в воду. По очертаниям получившейся фигурки фантазируют о будущем.

Девушка 3:

А теперь – гадание как игра и потеха,

Столкновение желаний и даже уступок.

Начинаю гадание на грецких орехах,

На корабликах из скорлупок.

3 гадание: Налить в тарелку воды, опустить в тарелку скорлупки от грецких орехов: в одну скорлупку положили монетку (кому достанется – в этом году разбогатеет), в другую – маленькую подковку (счастье привалит), в следующую – маленькую игрушку-куклу (кому достанется – та ребенка родит), колечко – замуж выйдет, хлеб – жених будет богач, крючок – бедняк.

Девушка 4:

А сейчас гадание «Чет или нечет»

Бобы подскажут нам ответ,

Загадай желание и посмотри

Правда, это или нет.

4 гадание: Бросают бобы на пол и говорят: «Чет или нечет», а предварительно: «Чет или нечет», а предварительно желание загадывают. Если окажется четное число бобов, то желание сбудется, а нет – так не сбудется.

Девушка 5:

Гармонист, народные песни играй –

Веселые и печальные.

За дверью молодой человек идет,

С именем гадальным.

5 гадание: Выйти в коридор и у первого встречного спросить имя, с той целью и уверенностью, что будущей жених будет иметь тоже самое имя и туже красоту, которую имеет виденный и опорошенный.

6 гадание: По Онегину. Берется книга «Евгений Онегин». Загадывается страница и строка. Читается эта строка. Делаются выводы.

Девушка 6:

Подходит расставание,

Подходит расставание,

И даже звезды в небе

Становятся бледней.

Последнее гадание,

Последнее гадание

Для наших красных девушек

И суженых парней.

7 гадание: Самое смешное гадание. Девиц на выданье строят по росту спиной к шкафу с одеждой, а кто-то, не глядя, вытаскивает из него предметы одежды и спрашивает: «Это чье?» Та, которая ответит «Мое!», может обернуться и взглянуть на вещь: если ей достались подтяжки, муж будет обжора. Если галстук – богатый человек. Перчатка – вор, носок – бедняк, трусы – бабник, юбка – модник, сорочка – хилый, шапка – умный, штаны – весельчак, а шарф… простите, импотент. Самого перспективного жениха в этом гадании символизирует пиджак.

Сказительница 1: Гадания – это очень интересная забава. Но помните, что в жизни часто происходит именно то, на что человек сам себя настроил. Поэтому если Вы решили испытать судьбу и заглянуть в собственное будущее, толкуйте любое предсказание как счастливое. Настраивайтесь на успех, и Вам, несомненно, повезет.

Хозяйка: А сейчас не пора ли побаловать Вас чайком?

Хозяин: Ой, давно пора.

Чай не пил – откуда сила?

Чай попил – совсем пропал!

Чай наш крепкий, русский, сладкий,

Он дает здоровье – чай!

Хозяин: А вот и чай пожаловал, горячий, бодрящий.

С вареньем для настроения!

Всех гостей, друзей примечая,

Всех, встречая хлебом, и солью,

Приглашая участников к чаю,

Приглашаю всех к застолью.



Похожие статьи