Расписание уроков в царскосельском лицее. О режиме учебных занятий в «Пушкинском лицее

«Жизнь Александра Пушкина» - В июне 1823 г. благодаря хлопотам друзей Пушкин перебирается на службу в Одессу. Но вмешательство Жуковского предотвратило дуэль. Пруд в Болдино. Воспитание Пушкина было безалаберным. Михайловское 1824 - 1826. Тригорское. По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. Александр Сергеевич Пушкин 26 мая 1799 – 29 января 1837.

«Годы жизни Пушкина» - После убеждения друзей Пушкин взял свой вызов обратно. А.С.Пушкин. Здесь написана «Сказка о царе Салтане», 5 октября – «Письмо Онегина к Татьяне». Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове. В с. Каменка Пушкин сблизился с членами тайного общества, будущими «декабристами». На выпускном акте в 1817 г. Пушкин также прочел собственное стихотворение «Безверие».

«200 лет Царскосельскому Лицею» - Лицей сегодня, в 21-м веке. А.Дельвиг. И.Пущин. В таких комнатах жили лицеисты. Пушкин на выпускном экзамене. Друзья, прекрасен наш союз! Н.Горчаков. Царскосельскому Лицею 200 лет. Нам было по 11- 13 лет В.Вольховский. В Кюхельбекер. Малиновский. Корсаков. Друзья, мои прекрасен наш союз!

«Детские и лицейские годы Пушкина» - Бабушка Мария Алексеевна. 19 октября 1811 торжественно открыт Царскосельский лицей. Пушкин -лицеист. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года. А.Пушкин на лицейском экзамене. Род Пушкиных уходил корнями в глубокую древность. Мать Надежда Осиповна. Няня Арина Родионовна.

«Лицейские годы Пушкина» - Презентацию подготовил Сабиров Р., 6а класс. Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился. Лицей в наши дни. Роза. Крылов и Гнедич. Все тотчас же согласились с егомнением, и дело сдано было в архив. Чадаев. Друзья. Не говори: Вот жизни радость! Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич. Цветку скажи: Прости, жалею!

«Болдинская осень Пушкина» - «Евгений Онегин». В третью Болдинскую осень Пушкин написал «Сказку о золотом петушке». Александр сергеевич пушкин. «Осень подходит. Игнашина Наталия Ивановна Библиотекарь Лицей № 554 Приморского района. «Чудесная вдохновенная осень». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». Музей-заповедник А.С. Пушкина в Болдино.

Всего в теме 20 презентаций

МОУ «Лицей №8», работающее в режиме полного дня, реализует общеобразовательные программы (в том числе программы углубленного изучения математики, расширенного изучения физики, химии, русского языка и других предметов по выбору учащихся) и программы дополнительного образования, обеспечивая их интеграцию.

МОУ «Лицей №8», работающее в режиме школы полного дня, руководствуется в своей работе федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами Московской области, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Губернатора Московской области, постановлениями и распоряжениями Правительств Российской Федерации и Московской области, решениями Министерства образования Московской области, решениями Управления образования Администрации городского округа Электросталь, Типовым положением об образовательном учреждении и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом Лицея и другими локальными актами МОУ «Лицей №8».

МОУ «Лицей №8» создает дополнительные условия для личностного роста обучающихся, формирования их общей культуры, организации содержательного досуга, сохранения и укрепления здоровья, адаптации их к жизни в обществе, развития мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению, стремлению к непрерывному образованию, выработки навыка самостоятельного пополнения знаний. МОУ «Лицей №8», работающее в режиме полного дня, формирует образовательные пространства, объединяющие учебную и внеурочную деятельность детей, обеспечивает более тесное взаимодействие с родителями обучающихся и социальными партнерами по вопросам воспитания, здоровьесбережения, профилактики правонарушений и безнадзорности, социальной защиты детей, активного вовлечения молодежи в жизнь местного сообщества, создания условий для социализации выпускников.

Лицеисты имеют право посещать по своему выбору культурно-массовые, экскурсионные и другие мероприятия, которые проводятся в Лицее и не предусмотрены учебным планом. Из всех курсов по выбору, проводимых в Лицее, только элективные курсы и элективные предметы являются обязательными для посещения учащимися в соответствии с Положением об элективных курсах.

Лицеисты имеют право бесплатного пользования спортивной площадкой и спортивным залом, тренажерным залом, снаряжением турклуба, театральным залом в установленном порядке в зависимости от расписания занятий и загруженности объектов.

Основными целями МОУ «Лицей №8» как школы полного дня, являются:

формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения программ углубленного изучения математики (а также расширенного изучения физики, информатики, русского и английского языков и других предметов по выбору учащихся), а также программ дополнительного образования - элективных курсов, лицейских спецкурсов и факультативов. адаптация обучающихся к жизни в обществе, их активное участие в жизни местного сообщества, формирование активной жизненной позиции развитие творческих способностей обучающихся на основе их индивидуальных склонностей и запросов воспитания гражданственности и правовой культуры обучающихся создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, формирования у обучающихся стремления и навыков непрерывного образования и самообразования, воспитание трудолюбия, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Для реализации программ дополнительного образования «Школа полного дня» (далее ШПД) Лицей заключает договоры о сотрудничестве с другими учреждениями и привлекает к ведению спецкурсов внештатных сотрудников из числа родителей, выпускников Лицея, специалистов-сотрудников сторонних организаций. Для организации работы системы дополнительного образования могут быть привлечены бюджетные средства и средства Фонда «Одаренные дети». Лицеисты могут пользоваться услугами ШПД и при условии дополнительного образования и занятости вне Лицея.

Документация «Школы полного дня».

приказ Управления образованием и директора Лицея об организации работы Лицея в режиме ШПД - в соответствии с социальным заказом населения заявление родителей о зачислении ребенка в Лицей (для учащихся 7-8 класса), индивидуальный договор с указанием выбранных лицеистом предметов для углубленного изучения и дополнительного образования (для учащихся 9-11 классов) учебный план МОУ «Лицей №8» Положение о «Школе полного дня» журналы педагогов дополнительного образования

Порядок комплектования ШПД.

Администрация МОУ «Лицей №8» принимает решение о работе отдельных классов или всего Лицея в режиме ШПД по результатам изучения социального заказа на основании заявления родителей или заключения индивидуальных договоров по согласованию с Управляющим советом Лицея.

МОУ «Лицей №8» осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров для функционирования в режиме ШПД

Лицеисты имеют право выбора спецкурсов из перечня, объявленного на презентации спецкурсов в первую субботу сентября, функционирующих в рамках ШПД; для лицеистов 7-8 классов является обязательным посещение не менее 2 спецкурсов, 9-11 классов - не менее 4 спецкурсов.

IV. Режим работы «Школы полного дня».

Режим функционирования ШПД строится на основе учебного плана МОУ «Лицей №8» и с учетом требований СанПиНа.

«Школа полного дня» функционирует с 8:00 до 18:00. При проведении отдельных мероприятий возможно продление времени работы до 21:00. Для упорядочения работы ШПД, возможности создания единого режима для всех параллелей, ее работа организуется по парноурочному принципу.

Продолжительность урока - 45 минут. Продолжительность перемен между уроками одной пары - 5 минут, между парами - 10 минут. После I пары предусмотрен завтрак, продолжительность которого 15 минут. После III пары - перерыв на обед продолжительностью 35 минут.

Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся (посещение спортзала и спортивной площадки, прогулки, игры, отдых, «подвижные перемены» и т.д.)

Расписание звонков:

V. Особенности образовательного процесса.

При организации образовательного процесса следует учитывать факторы:

Оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию предметов общего и дополнительного образования: помимо общеобразовательных предметов в МОУ «Лицей №8» представлен широкий спектр дополнительных дисциплин и спецкурсов, что позволяет обучающимся получить разностороннее образование и успешно адаптироваться во «взрослой» жизни

Равномерность учебной нагрузки школьников за счет единого расписания первой и второй половины дня; используются уроки психологической разгрузки; расписание построено таким образом, что обучающиеся имеют возможность посещать индивидуальные консультации у преподавателей; кроме того, в расписании чередуются предметы, направленные на развитие различных видов деятельности, что позволяет поддерживать работоспособность учащихся в течение всего дня.

Возможность ведения урока несколькими преподавателями как основного, так и дополнительного образования: различные семинары, диспуты, интегрированные уроки.

Возможность деления класса на мини-групы как за счет часов основных, так и за счет часов дополнительного образования.

Объединение в единый функциональный комплекс образовательного, воспитательного, оздоровительного процессов: на большой перемене учащиеся имеют возможность для активного отдыха - игры в футбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис и другие.

В теплое время года дети имеют возможность гулять в саду, играть в подвижные игры на территории МОУ «Лицей №8»

Поляризация образовательной среды МОУ «Лицей №8» с выделением разноакцентных пространств:

В библиотеке имеется мини-читальный зал, рассчитанный на 8 человек, где учащиеся имеют возможность выполнять творческие задания и подбирать материалы для выполнения различных проектов и индивидуальных работ.

В компьютерных классах, в видеолаборатории, в ряде учебных аудиторий есть доступ в Интернет, поэтому для учащихся созданы дополнительные условия для самообразования, есть возможность для оперативного получения и обработки информации

В спортивном зале ежедневно занимаются секции по баскетболу и пионерболу, работает секция по общей физической подготовке.

В МОУ «Лицей №8» есть лекционная аудитория, в которой проводятся утренние сборы; также ее используют для проведения различных объединенных лекций, семинаров и конференций.

Основным требованием при составлении учебного расписания является сочетание учета индивидуальных потребностей учащихся и отсутствия у лицеистов «окон». С целью оптимизации расписания допускается возможность пересечения предметов основного и дополнительного образования в течение дня. Возможно также внесение в расписание дополнительных предметов по просьбам родителей.

Основной формой дополнительного образования в Лицее является очная. В ходе занятий по ряду дисциплин, допускающих такую возможность (спецкурсы по информатике, по подготовке к ЕГЭ и ГИА), возможно применение дистанционных и сетевых методов обучения. Для проведения дистанционных лекториев, семинаров привлекаются социальные партнеры Лицея (вузы), активно используются ресурсы сети Интернет.

Дополнительное образование обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях (театр «Глобус», спортивные секции, «Диспут-клуб», спецкурсы узкопредметной и межпредметной направленности). Занятия проводятся по комплексным интегрированным программам, направленным как на расширение кругозора, предметных и внепредметных знаний, так и на углубление. Занятия по одним дисциплинам организованы как дополнение основному образованию (консультации, факультативы), по другим - носят чисто прикладной характер.

Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяется Уставом МОУ «Лицей №8». Каждый обучающийся может заниматься в нескольких объединениях.

VI. Управление «Школой полного дня».

Заместитель директора Лицея осуществляет планирование, общее руководство и контроль за функционированием ШПД, составляет расписание занятий основного и дополнительного образований.

Воспитатель и педагоги дополнительного образования проводят занятия согласно утвержденному расписанию, отвечают за организацию образовательного пространства, за жизнь и здоровье учащихся, посещающих дополнительные занятия.

Для работы ШПД привлекается психолог, заведующий библиотекой, учителя-предметники и другие штатные и внештатные сотрудники Лицея.

VII. Медицинское обслуживание «Школы полного дня».

Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается медперсоналом, которое закрепляется органами здравоохранения городского округа Электросталь за Лицеем и наряду с Администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий с соблюдением санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.

VIII. Организация здоровьесберегающих условий пребывания обучающихся в школе полного дня.

Здоровьесберегающие условия пребывания ребенка в школе, работающей в режиме ШПД, включают в себя:

Создание атмосферы сотрудничества, содружества и сотворчества учителей, учащихся и родителей, выпускников Лицея;

Наличие психолого-медико-педагогической службы;

Организацию горячего двухразового питания;

Оборудование мест отдыха и психологической разгрузки;

Оборудование мест и создание условий для организации «подвижной перемены», для занятий физкультурой и спортом.

Заместитель директора по УВР организует и контролирует соблюдение принципов здоровьесбережения в ходе работы ШПД.

IX. Организация питания.

Учащиеся МОУ «Лицей №8» имеют возможность получать двухразовое горячее питание (завтрак и обед), а также пользоваться услугами столовой в соответствии с графиком ее работы в течение всего учебного времени.

При наличии соответствующего постановления Администрации городского округа Электросталь и распоряжений Управления образования организуется бесплатное (льготное) питание групп учащихся, занимающихся в режиме ШПД, по талонам.

Организация питьевого режима - через кулеры.

Режим работы столовой:

Понедельник-суббота с 9 00-15 00

Воскресение - выходной

Дмитрий Зубов

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ:
ПРАВО НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Когда несколько лет назад скромные прежде «институты» стали величать себя «Академиями» и «Университетами», а вместо привычных «школ» кругом выросли «гимназии» и «лицеи», показалось, что еще немного, и Россия будет осчастливлена появлением новых пушкиных, дельвигов, ломоносовых... Но время идет, а чуда так и не происходит - похоже, дело все же не в названиях и не в количестве нулей в счетах за обучение. А в чем?
Однажды русская педагогика попыталась ответить на этот вопрос - и сегодня, спустя 190 лет, это по-прежнему самый яркий из ответов...

Начало

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей...

19 октября 1811 года. Искрящийся на солнце белый снег, голубая громада Екатерининского дворца перекликается с таким же голубым небом. Мундиры, ленты, ордена... И тридцать пар взволнованных глаз, жадно впитывающих события столь долгожданного дня. Позади безмятежное детство под родительским кровом, теперь начинается новая жизнь. Отныне они - «лицейские»...

отданный Александром I под лицей

Появление Лицея ждали. С самого начала нового столетия все общество не расставалось с надеждами на скорые перемены. Дух свободы, вера в торжество справедливости, упования на скорое возрождение отечества рождали в сердцах многих людей мечты о том недалеком времени, когда миру предстанет новая Россия, свободная от рабства, невежества и тирании. И - о чудо! - проект Сперанского, в кратчайший срок преодолев все бюрократические препоны, явил России учебное заведение нового образца. И хотя, по словам Ивана Пущина, «не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками», название «Лицей» быстро прижилось и стало синонимом самого лучшего российского образования.

Название Лицея

Имя нового учебного заведения - Лицей - произошло от слова Lykeion. Это название одной из частей древнего города Афины, где располагался знаменитый храм Аполлона, солнечного божества, проводника принципов красоты и гармонии, покровителя поэтов и художников. Прекрасный сад возле храма облюбовали для своих бесед афинские философы, а Аристотель под сенью ликейских дерев создал свои знаменитые «гимнасии», где щедро делился знаниями с учениками. И вот многие столетия спустя в великолепном парке Царскосельского дворца родилось новое учебное заведение, призванное стать храмом мудрости, воспринявшим педагогические традиции античных философов.
А «Царское Село» - на самом деле Сарское - происходит от финского названия находившейся на этом месте деревни Саари Мойс, «Верхняя Мыза».

Программа

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Елисея,
А Цицерона проклинал,
В те дни как я поэме редкой
Не предпочел бы мячик меткой,
Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор...

Все обучение лицеистов разделялось на две части. В «Начальном курсе» сообщались сведения по грамматике, физике, математике, истории, русской словесности, немецкому и французскому языкам. В «Курсе окончательном» больше времени уделялось «наукам нравственным»: правоведению, философии, истории религии, политэкономии, логике. При этом каждый лицеист к концу обучения в совершенстве должен был овладеть искусством сочинительства на французском, немецком, а в особенности на русском языке, что было немаловажно для времени всеобщей галломании.

(1765–1814)

Первый директор Царскосельского Лицея родился и вырос в семье известного историка, архивиста, переводчика Алексея Малиновского. Царивший в доме отца дух свободолюбия и служения отечеству во многом определил его судьбу. Закончив в 1781 году философский факультет Московского университета, Малиновский многие годы проработал на дипломатическом поприще, одновременно занимаясь литературной деятельностью. Его работы «Записки о освобождении крестьян», «Рассуждения о войне и мире» снискали ему славу человека прогрессивных взглядов. Необычайно эрудированный ученый, говорящий и пишущий на многих языках литератор, тонкий и проницательный педагог, Малиновский за очень короткий срок своего директорства сумел создать в Лицее неповторимую атмосферу свободы, творчества, дружбы, которую потом называли «лицейским духом». Среди первых учеников Лицея был и его сын Иван. Скоропостижная смерть первого директора стала трагедией для всех лицеистов. Над его могилой Александр Пушкин и Иван Малиновский поклялись друг другу в вечной дружбе.

Большое внимание в Лицее уделялось физическому воспитанию детей. Кроме обязательных по программе гимнастических упражнений, подвижных игр, танцев, верховой езды, фехтования и плавания, ежедневно несколько часов лицеисты гуляли в парке, причем прогулки проходили при любой погоде. И дело тут не только в закаливании. Преодоление лицеистами трудностей такого спартанского воспитания, должно было служить целям их нравственного совершенствования и способствовать развитию цельного независимого характера. Наставники хорошо понимали тонкую связь между успехами физического воспитания и формированием таких качеств личности, как воля, самообладание, смелость, достоинство. Неслучайно, быть может, лицеист Пушкин более всего преуспел в словесности и фехтовании, ведь обе эти дисциплины требуют от человека одного: легкости, изящества и точности. А в качестве учителей танцев в Лицей был приглашены знаменитые Гюар и Эбергардт, учившие «по старинке», то есть подолгу державшие учеников на менуэте - танце внешне неброском, но учившем человека грациозности, благородству и гармонии.

Практичность

Меж нами все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые.

Простым, но очень действенным принципом лицейской педагогики было правило: «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». Преподаватели всячески поощряли творческое свободомыслие, совместное отыскание истины в спорах и диспутах. Такие понятия, как «идея», «слово», «поступок» в лицейской педагогике были связаны неразрывной нитью. Наставники не допускали у своих учеников пустословия, ведь «Постановление о Лицее» требовало «никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без всяких идей». Точно так же любому поступку должно было предшествовать тщательное обдумывание последствий и понимание смысла совершаемого действия. И наоборот, любая мечта, любая мысль требовала своего конкретного воплощения. Вообще, обучение в Лицее отличалось конкретностью и практичностью. Каждый педагог ставил целью не просто сообщить необходимый ученику запас знаний по предмету, а непременно добиться ощутимых практических результатов. Преподаватель «российской словесности» Кошанский не только растолковывал ученикам правила грамматики, но и регулярно давал самостоятельные творческие задания, например, по написанию стихов на заданную тему. Такие «пробы пера» не прошли даром - обилие рукописных литературных журналов, издаваемых лицеистами: «Лицейский мудрец», «Неопытное перо», «Вестник», - говорит само за себя.


Расписание жизни лицеистов

6 утра - подъем по звонку
С 7 до 9 часов - класс (учебные занятия)
В 9 часов - чай с белой булкой (никаких завтраков!)
С 9 до 10 часов - первая прогулка (хорошо гулялось летом, когда Царское Село становилось «Петербургом в миниатюре», осенью же «все разъедется в столицу или куда хочет, а чем убить такое скучное время? Вот тут-то поневоле призовешь к себе науки»)
С 10 до 12 часов - класс
С 12 до 1 часу - вторая прогулка
В 1 час - обед из трех блюд
С 2 до 3 часов - чистописание или рисование
С 3 до 5 - класс
В 5 часов - чай
С 5 до 6 часов - прогулка
С 6 до половины 9-го - повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих
В половине 9-го - ужин
После ужина до 10 часов - отдых, развлечения
В 10 часов - сон

Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все шесть лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую лицейскую семью.

Лицейское начальство не жалело денег на приобретение самых современных научных приборов для физического кабинета. Специальная машина для демонстрации законов магнетизма и электричества обошлась Лицею в огромную по тем временам сумму в 1750 рублей.

А учитель рисования С.Г. Чириков устраивал у себя на квартире литературные собрания для воспитанников, всячески побуждая их к творчеству. Он научил рисовать каждого своего питомца независимо от способностей. Иллюстрации Пушкина (кстати, не самого выдающегося его ученика) к собственным произведениям - лучший тому пример.

«Главное правило состоит в том, чтобы воспитанники никогда не были праздны» - гласит «Постановление о Лицее». Каждую минуту пребывания детей в стенах заведения наставники стремились сделать интересной и полезной. Первый директор Лицея В.Ф. Малиновский самолично подбирал отрывки из книг для упражнения лицеистов в чтении и переводе таким образом, чтобы давать урок, например, «к неустрашимости и твердости духа». А прогулки между занятиями, по его мысли, должны были стать примером того, «как отдых после труда приятен».

Традиции Лицея

Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породнила нас.

Многие лицейские традиции появились благодаря второму директору Лицея Е.А. Энгельгардту.

Одна из самых известных - после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

Наставники

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подняв признательную чашу,
Не помня зля, во благо воздадим.

Не только к ученикам, но и к преподавателям в Лицее предъявлялись высочайшие требования. Малиновский, вступая в должность, специальным пунктом оговорил свое право набирать и утверждать профессоров. Это были большей частью молодые люди, энергичные, преданные своему делу, не боявшиеся экспериментировать. И Малиновский, и сменивший его на этом посту Е.А. Энгельгардт всеми силами стремились добиться, чтобы лицейские преподаватели не просто проповедовали истины с высоты своей кафедры, а стали каждому лицеисту настоящим другом, стремились учить детей собственным примером. У каждого лицеиста, безусловно, были свои любимые преподаватели, в зависимости от личной предрасположенности к тому или иному предмету, но были и всеобщие любимцы: учитель «нравственных наук» И.К. Кайданов, словесники Кошанский, Галич, француз де Будри. Секрет их поулярности кроется в любви к своим подопечным, в атмосфере дружбы и доброжелательности, царившей на их уроках. Именно эти качества более других ценил Энгельгардт и в учениках, и в воспитателях. Он называл это «чувством Сердца», не уставая напоминать всем, что именно «в Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и по теории».

В Лицее строго-настрого запрещались телесные наказания, но сохранялись другие виды взысканий: занесение имени на черную доску, особый стол в классе для провинившегося, уединенное заключение в карцере. Но, как отмечали многие, самым страшным наказанием для лицеистов было лишиться дружеского расположения и любви учителя. Чуть более суровый взгляд, чуть более холодное отношение наставника действовали гораздо сильней и заставляли нашалившего воспитанника исправляться значительно скорее, чем карцер и «черные списки».

Воспитанники

Дерево узнается по плодам. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев - это только первый, пушкинский выпуск. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства - и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве. И при этом Лицей всегда - с самого первого выпуска - был под бдительным надзором властей, считаясь заведением опасным, распространявшим вольнодумство. В 1844 году, в разгар николаевской реакции, он был переведен в Санкт-Петербург, на Каменноостровский проспект, и стал называться Александровским, просуществовав под этим именем до 1917 года.

Герб и девиз Лицея

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Феномен Лицея объясним: образовательный процесс в нем был направлен не на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы.

Прощаясь с первыми лицейским выпуском, Энгельгардт подвел итог шестилетнего обучения такими словами: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...» Спустя год родился ответ - знаменитые строки Пушкина:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

| Дмитрий Николаев | 4592

Первое, что удивило – это то, что в Национальном лицее-интернате им. Г.С.Лебедева очень строгие правила поведения, с подъемом и отбоем, и все прописано буквально по минутам. Интересно, необходим ли нынешним выпускникам такой строгий контроль?

Дата, место рождения: 22 октября 1954 года, с. Янишево Вурнарского района Чувашской Республики.

ВУЗ: В 1976 году окончил физико-математический факультет .

Увлечения: Студентом увлекался театром, танцами, игрой на народных музыкальных инструментах - так оно и осталось до сих пор.

Фильм: «Джентльмены удачи».

Книга: Любимый писатель Джек Лондон. Почти все его произведения прочитал. Это великий писатель, на его книгах можно воспитать личность.

Музыка: Классическая, она успокаивает.

Девиз: «Всегда смотреть вперед с оптимизмом».

Подробнее о жизни и учебе лицеистов рассказывает директор лицея Юрий Петрович Иванов. Оказывается, такие строгие правила приводят к достижению очень больших результатов.

- Расскажите, как складывалась ваша педагогическая карьера?

Моя мама, Анна Александровна Иванова, 45 лет проработала учителем начальных классов в Янишевской школе Вурнарского района, так что это в какой-то степени наследственное. В старших классах я сильно интересовался физикой и математикой, так что даже учителя советовали поступать в пединститут, да и родители поддержали. Закончив физико-математический факультет, я два года работал учителем математики в селе Кольцовка Вурнарского района, потом - инспектором отдела народного образования в Вурнарах. После службы в армии, 25 лет проработал в чебоксарском ПУ-4 учителем математики, заместителем директора, а с 2004 года - в г. Чебоксары.

- Что отличает ваш лицей от других образовательных учреждений?

Отличает многое. Во-первых, лицей является муниципальным общеобразовательным учреждением для одаренных детей республики, проявляющих склонности к музыке, гуманитарным и физико-математическим наукам с круглосуточным пансионным пребыванием в интернате. Мы проводим конкурсный отбор в 5 и 8-й классы, и, несмотря на то, что за содержание детей в лицее-интернате взимаются родительские взносы, желающих учиться очень много.

Лицеисты обеспечиваются четырехразовым питанием, десяти-одиннадцатиклассники проживают в 2-3-местных номерах, те, кто помладше - в общих палатах. Учреждение закрытого типа, за лицеистами ведется строгий контроль: днем это классные руководители, после уроков воспитатели, которые перед отбоем передают смену ночным воспитателям.

- По какому режиму дня живут лицеисты?

Уроки в лицее с 8:10 до 14:45, потом свободное время до 16:00.

С 16:00 до 19:00 - время самоподготовки, выполнение домашних заданий, подготовка к ЕГЭ и ЕМЭ.
Дальше свободное время - кто-то смотрит телевизор, кто-то идет в спортзал или на различные кружки, например, танцы или фольклорный ансамбль, увлеченные театром - в театральную студию.

В 20:00 - вечерняя линейка с проверкой по списку.

Отбой в 22:00, а подъем в 6.45 ч. утра.

- Какие преимущества у такого строгого контроля?

Я бы выразился по-другому - это всего лишь режим дня лицеиста. В нашем лицее учится нелегко, но очень интересно. Многопрофильное направление сочетает серьезный интерес к национальной культуре, языку, фольклору.

Вот восьмиклассник, приехавший из сельской местности, ему 14 лет, он не очень хорошо знаком с городской жизнью - а ведь в этом возрасте очень характерно стремление к самостоятельности (и не все, и не всегда ею правильно пользуются). А воспитание нравственности в нашем лицее происходит на обычаях и традициях чувашского народа в отношении общечеловеческих ценностей. Языковая среда общения, круглосуточное пребывание в интернате, педколлектив, говорящий на родном языке, все это способствует развитию талантливых детей в условиях интернатной системы.

Отдельно нужно остановиться и на образовательной программе - у нас очень высокие требования, и часто бывает так, что поступившие к нам отличники начинают учиться на тройки. Так что бывает, что кто-то не выдерживает и уезжает обратно домой. Остаются только те, кто ориентирован на учебу, самые сильные, и к концу года многие из них снова начинают получать «четверки» и «пятерки». Это говорит о том, что успешно прошло время адаптации учащихся к нашему учебному заведению.

- Как у вас в лицее сдают ЕГЭ?

У нас профильное обучение по четырем направлениям:
1. Физико-математическое,
2. Химико-биологическое,
3. Социально-экономическое,
4. Чувашская филология и творчество.

Соответственно, по этим направлениям лицеисты и выбирают предметы ЕГЭ.

Что касается результатов госэкзаменов, то его, очень хорошо характеризуют данные по поступлению - вот у нас в прошлом году из 98 выпускников, 75 поступили в самые престижные вузы г. Москвы, г. Казани, г. Н-Новгорода, г. С-Петербурга. Если говорить про олимпиады, то в этом году у наших лицеистов 16 победных и призовых мест, а по химии, астрономии и физкультуре наши ребята представляли республику на уровне России.

По ЕГЭ у нас никогда не стоял вопрос о преодолении минимального порога по количеству баллов, так, например, по математике при пороге 30-33 балла, наши выпускники ниже 60 не набирают.

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки еще в годы учебы в Царскосельском лицее, когда ученикам в качестве экзамена было предложено сочинить стихотворение о розе. Задание было довольно сложное и вызвало затруднение. Но будущий поэт блестяще справился с ним, вмиг сочинив и озвучив его перед классом.

Экскурсовод вела нас по коридорам и классам лицея, рассказывая о том, как еще юный Саша – француз, как звали его друзья, удивлял всех своим талантом. А мне хотелось понять, что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества. Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Не раз я посещала музей Царскосельского лицея и наслаждалась его видами, что восстановили, сохранили для нас, потомков. Любовалась видами парка, что расположен в непосредственной близости от лицея. И каждый раз открывала для себя что-то новое.

Немного истории

Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:

  • На первом этаже были комнаты служащих лицея, а также хозяйственный блок.
  • На втором этаже располагались столовая, аптека, больница, конференц-зал, канцелярия.
  • На третьем этаже – залы для физических занятий, рекреационный зал, учебные классы, читальный зал с периодикой, библиотека. Она находилась в арке, соединяющей лицей и дворец.
  • Четвертый этаж был отведен под комнаты учеников.

Царскосельский лицей был основан 19 октября 1811 года. В этом же году состоялось его торжественное открытие. Лицей был основан императором Александром I. Воплотил в жизнь идею известный государственный деятель XIX века М. М. Сперанский. Здесь должны были учиться дети высшего дворянского сословия, приближенного к императору. Они – будущие дипломаты и государственные служащие высшего ранга. Планировалось, что в лицее будут также обучаться младшие братья императора Александра I. Учеников отбирали по конкурсу, также за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей.

Открытие

Торжественное открытие лицея состоялось в актовом зале на третьем этаже. На открытии присутствовал император Александр I с семьей, знаменитые политические и культурные деятели того времени. Только представьте, сколько в этом здании побывало известных людей! На первый курс зачислялось 30 мальчиков. Шесть лет обучения в Царскосельском лицее приравнивались к учебе в университете. Царскосельский лицей – место, где получали знания, раскрывали свои искрометные таланты будущие писатели, поэты и композиторы. Совсем еще молодые юноши под руководством опытнейших педагогов постигали курсы наук, учили языки, штудировали отечественную и зарубежную литературу, историю.

Учеба и жизнь

Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые ученики обращались друг к другу на «Вы».

В Царскосельском лицее были запрещены физические наказания. Поэт в своих воспоминаниях часто описывает знаменитый «лицейский дух», что царил в то время. Здесь не было тем, запрещенных для обсуждения. Преподаватели пытались разглядеть и развить талант каждого ученика, бережно взрастить и развить его.

Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Ученикам Царскосельского лицея запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы лицеиста подчинялся четкому расписанию:

  • 6:00 – подъем и утренняя молитва;
  • 7:00 – 9:00 – занятия;
  • 9:00 – 10:00 – чай и прогулка;
  • 10:00 –12:00 – занятия;
  • 12:00 – 13:00 – прогулка
  • 13:00 – обед;
  • 14:00 – 15:00 – чистописание, рисование;
  • 15:00 – 17:00 – занятия;
  • 17:00 – чай, повторение уроков, прогулка;
  • 20:30 – ужин, чтение, игры;
  • 22:00 – молитва и отход ко сну.

Мальчиков обучали также верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.

Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Две комнаты между собой разделялись перегородкой, которая не доходила до потолка, так что мальчики могли общаться друг с другом через стенку.

Выпускники

Ни для кого не секрет, что самым блистательным был именно первый выпуск Царскосельского лицея, который состоялся в 1817 году. Из ворот лицея вышли его знаменитые выпускники:

  1. А. П. Бакунин,
  2. С. Ф. Броглио,
  3. В.Д. Вольховский,
  4. А. М. Горчаков,
  5. П. Ф. Гревениц,
  6. К. К. Данзас,
  7. А. А. Дельвиг,
  8. С. С. Есаков,
  9. А. Д. Илличевский,
  10. С. Д. Комовский,
  11. А. А. Корнилов,
  12. Н. А. Корсаков,
  13. М. А. Корф,
  14. К. Д. Костенский,
  15. В. К. Кюхельбекер,
  16. С. Г. ,
  17. И. В. Малиновский,
  18. А. И. Мартынов,
  19. Д. Н. Маслов,
  20. Ф. Ф. Матюшкин,
  21. П. Н. Мясоедов,
  22. И. И. Пущин,
  23. Н. Г. Ржевский,
  24. П. Ф. Саврасов,
  25. Ф. Х. Стевен,
  26. А. Д. Тырков,
  27. П. М. Юдин,
  28. М. Л. Яковлев,
  29. А. С. .

Окончил лицей в чине коллежского секретаря и должен был пойти на службу в Коллегию иностранных дел, но вместо этого поэт полностью посвятил себя творчеству.

Судьба лицея

Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года (Восстание декабристов).

В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем учебное заведение было закрыто.

В 1974 году в здании Царскосельского лицея в Пушкине был открыт Мемориальный Музей-Лицей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея. В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.

Адрес и режим работы музея

Посетить музей можно по адресу: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2 с 10.30 до 18.00.

Выходной день в музее: вторник.

Санитарный день: последняя пятница месяца.

Стоимость билета

  • для взрослых посетителей: 200 руб.;
  • для пенсионеров: 100 руб.;
  • для лиц, не достигших 16 лет - бесплатно;
  • для студентов и учащихся от 16 лет: 100 руб.

Посетить бесплатно музей можно в следующие дни:

  • Международный день Музеев - 18 мая;
  • Пушкинский день России - 6 июня;
  • День Лицейской годовщины - 19 октября.

Как добраться

  • До Пушкина следуют электропоезда, отходящие с Витебского вокзала (расположен на станции метро Пушкинская) и от ст. м. Купчино. Вам необходимо доехать до станции Детское село. Стоимость проезда составит около 30 рублей в одну сторону. Время в пути - около 30 минут. Интервал между поездами составляет 15-20 минут. От вокзала в Пушкине и до Екатерининского дворца следуют маршрутное такси и автобус №382. Можно до музея прогуляться пешком. Это не займет много времени, примерно 30 минут.
  • Можно добраться на маршрутном такси от ст. м. Московская (№№ 342, 347, 299, 287, 545 или на автобусе №№ 187,155). Транспорт отходит от Дома Советов. Время в пути займет не больше часа. На мой взгляд, это наиболее удобный и комфортный способ добраться до музея. Сможете любоваться городом и проспектами, пока вас везут.
  • От ст. м. Купчино, помимо электричек, ходят маршрутные такси, которые ожидают вас у выхода из метро в сторону Витебского проспекта (№№ 342, 347, 286, 287, 545). Стоимость проезда на маршрутном такси или автобусе составит чуть более 30 рублей.

Надеюсь, мой обзор был полезен вам!

Желаю вам самых приятных эмоций от посещения музея.



Похожие статьи