Типы образовательных организаций и реализуемые ими программы. Типы образовательных учреждений

Глава 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 25. Образовательные организации

1. Образовательной организацией признается некоммерческая организация , основной деятельностью которой, направленной на достижение целей, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность.

2. В пределах определенного в уставе образовательной организации предмета основной деятельности образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности и оказывать образовательные услуги, как безвозмездно, так и за плату, а также вести в установленном порядке научную и иную, связанную с предоставлением образования деятельность в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом к образовательным организациям определенного типа, вида, категории.

3. Право на осуществление образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации , возникают у образовательной организации с момента предоставления ей лицензии.

4. Образовательная организация вправе заниматься образовательной деятельностью, приносящей доход, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации, при условии использования получаемого дохода в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Образовательная деятельность, приносящая доход, не может быть осуществлена взамен и (или) в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Образовательная организация вправе осуществлять наряду с образовательной иную деятельность, приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.

Не допускается осуществление образовательной организацией приносящей доход деятельности, если она ведется исключительно в целях извлечения прибыли и ее передачи учредителю.

Статья 26. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация является юридическим лицом. Она может быть создана в форме учреждения или в иной организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

2. Учредителями образовательной организации (далее - учредитель) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы, могут быть:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования ;

В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя образовательного учреждения переходят к соответствующим правопреемникам.

9. Образовательная организация создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала создаются и регистрируются в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях ».

10. Для регистрации образовательной организации учредитель(ли) представляет документы в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц .

11. Уполномоченный орган в сроки, установленные федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, производит регистрацию образовательной организации, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, а также органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности соответствующего типа образовательных организаций - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности.

12. С момента регистрации образовательная организация приобретает права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности , предусмотренной ее уставом и направленной на подготовку к осуществлению образовательной деятельности.

13. Образовательная организация может быть реорганизована в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования по решению ее учредителя(ей) в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

14. Государственное или муниципальное образовательное учреждение может быть реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в сфере образования, в том числе прав граждан на получение бесплатного образования. Реорганизация муниципальных сельских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

15. Образовательная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления образовательной деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям, а также по иным основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

16. Ликвидация муниципальных сельских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений допускается только с согласия населения поселений, обслуживаемых данным учреждением, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений, либо сходом граждан (в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек).

17. Порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - местной администрацией муниципального образования.

18. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных учреждений осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 27. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации в соответствии с целями основной деятельности и видами реализуемых в ее рамках образовательных программ подразделяются на типы.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего образования .

3. Образовательные организации, реализующие различные виды дополнительных образовательных программ, относятся к одному из следующих типов:

2) организация дополнительного профессионального образования .

4. Образовательные организации в рамках одного типа могут подразделяться на виды и категории, а также использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми нуждами обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

Основные виды и категории образовательных организаций одного типа и порядок их деятельности устанавливаются настоящим Федеральным законом. С целью обеспечения развития системы образования иные виды и категории образовательных организаций соответствующего типа могут быть дополнительно установлены в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации, а также - в отношении образовательных организаций, реализующих основные и (или) дополнительные общеобразовательные программы - в соответствии с законами субъекта Российской Федерации субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, формируется номенклатура (перечни) видов, категорий и используемых для их обозначения специальных наименований образовательных организаций, а также при необходимости устанавливаются особенности организации образовательного процесса и осуществления образовательной деятельности отдельными видами, категориями образовательных организаций.

Субъект Российской Федерации в случае установления им дополнительного вида, категории образовательной организации определяет особенности организации деятельности образовательной организации такого вида (категории) в соответствии с законодательством об образовании.

7. Особенности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) в области обороны и безопасности государства (военно-учебных заведений), устанавливаются Правительством Российской Федерации; федеральных государственных образовательных учреждений, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и (или) наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, определяются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Тип, вид, категория (при наличии) образовательной организации определяются при ее создании или реорганизации учредителем в соответствии с законодательством об образовании и закрепляются в уставе. Установленный учредителем образовательный статус образовательной организации подтверждается (устанавливается) при ее государственной аккредитации , если иное не предусмотрено федеральными законами.

10. Перечень показателей деятельности образовательной организации, необходимых для определения его типа и вида (за исключением дошкольной образовательной организации, образовательной организации дополнительного образования детей), утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательной организации, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с их компетенцией в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, на основании требований законодательства об образовании и с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации

при установлении в результате государственной аккредитации иного образовательного статуса;

по инициативе учредителя;

при реорганизации в порядке, предусмотренном уставом образовательной организации.

12. Наименование образовательной организации наряду с формой собственности, организационно-правовой формой должно содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее вида, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации. При необходимости в наименовании образовательной организации указывается ее специальное название.

13. Образовательная организация, не прошедшая лицензирование в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц либо получившая отказ в предоставлении лицензии, не вправе использовать в своем наименовании слова, указывающие на осуществление ею образовательной деятельности.

14. Использование в наименовании образовательной организации слов и словосочетаний «Россия», «Российская Федерация», «федеральный», а также производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. При изменении образовательного статуса образовательной организации в ее наименование в обязательном порядке вносятся соответствующие изменения.

Статья 28. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования.

2. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления.

3. Устав образовательной организации должен содержать следующие сведения:

1) наименование образовательной организации;

2) организационно-правовая форма, тип, вид категория (при наличии) образовательной организации; ее учредитель(ли);

3) место нахождения образовательной организации;

4) предмет и цели деятельности образовательной организации;

5) филиалы и представительства образовательной организации;

6) структура, компетенция органов образовательной организации, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности этих органов;

7) виды основной деятельности (образовательная и иная связанная с предоставлением образования деятельность) образовательной организации;

8) исчерпывающий перечень видов приносящей доход деятельности образовательной организации (для государственных и муниципальных учреждений - в пределах, установленных настоящим Федеральным законом);

9) порядок финансового и материально-технического обеспечения образовательной организации ее учредителем;

10) порядок распоряжения имуществом, приобретенным образовательной организацией за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

4. Помимо сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, устав образовательной организации должен содержать следующие сведения:

1) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

2) язык или языки, на которых ведутся обучение и воспитание;

3) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) правила приема обучающихся;

б) продолжительность обучения по основным и (или) дополнительным образовательным программам;

в) режим занятий обучающихся;

10. Образовательная организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за:

1) невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами; качество предоставляемого образования в соответствии с установленными требованиями;

3) соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психо-физиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

4) жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного процесса;

5) нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательной организации;

6) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

11. Непосредственный контроль соответствия деятельности образовательной организации целям, предусмотренным ее уставом, исполнения ею законодательства Российской Федерации, устава, лицензионных требований и условий, а также ее образовательной и финансово-хозяйственной деятельности осуществляет учредитель (учредители) в пределах своей компетенции.

12. Надзор за соблюдением образовательной организацией законодательства об образовании, контроль лицензионных требований и условий и качества предоставляемого ею образования осуществляет в пределах своей компетенции государственный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший ей лицензию на ведение образовательной деятельности.

13. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области бюджетной и финансовой дисциплины в образовательных организациях осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах своих полномочий.

14. За нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, требований к осуществлению образовательной деятельности и организации образовательного процесса образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .

15. Должностные лица образовательной организации несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за искажение государственной отчетности.

Статья 33. Организации, осуществляющие обучение

1. В Российской Федерации научные организации и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по образовательным программам, установленным настоящим Федеральным законом. Такие организации относятся к организациям, осуществляющим обучение, и не являются образовательными.

2. Организации, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензии по программам профессиональной подготовки и дополнительным профессиональным образовательным программам, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Научным организациям предоставляется право реализовывать помимо вышеуказанных основные образовательные программы высшего образования - программу магистратуры и программу подготовки научно-педагогических кадров, а также программы подготовки научных кадров.

2. Организации, осуществляющие обучение, не вправе реализовывать профессиональные образовательные программы по направлениям подготовки и специальностям в области обороны и безопасности государства.

3. Организации, осуществляющие обучение, приобретают право вести образовательную деятельность с момента получения соответствующей лицензии.

4. Для ведения образовательной деятельности организациями, осуществляющими обучение, в структуре организации создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение, в соответствии с законодательством об образовании и уставом.

5. На организации, осуществляющие обучение, в части образовательной деятельности распространяются права и обязанности образовательных организаций, реализующих соответствующие образовательные программы и (или) программы профессиональной подготовки, предусмотренные законодательством об образовании, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

6. Особенности реализации образовательных программ, не противоречащие законодательству об образовании, могут быть регламентированы локальным актом организации, осуществляющей обучение.

7. Права работников специализированных структурных образовательных подразделений организаций, осуществляющих обучение, не могут быть менее предусмотренных законодательством Российской Федерации прав работников образовательных организаций, реализующих соответствующие образовательные программы и (или) программы профессиональной подготовки.

Подтема 2.1. Уровни образовательных программ

Статьей 9 Закона РФ «Об образовании» определено, что в Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

К основным общеобразовательным относятся программы:

Основного общего образования;

Среднего (полного) общего образования.

В соответствии со статьей 19 Закона РФ «Об образовании» общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

Схема 3. Уровни общего образования

Основные профессиональные образовательные программы обеспечивают последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации

К основным профессиональным относятся программы:

Среднего профессионального образования;

Высшего профессионального образования;

Послевузовского профессионального образования.

По уровням реализуются программы высшего образования . Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» (ст. 6) выделяет следующие уровни высшего профессионального образования:


Схема 4. Уровни высшего профессионального образования

Характерной чертой образовательных программ является их направленность. Самый широкий спектр направленностей имеют программы, которые реализуются в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования . На современном этапе нормативная база не содержит исчерпывающего перечня направленностей программ дополнительного образования.

В письме Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 года № 06-1844 указаны десять возможных направленностей образовательных программ, по которым может осуществляться деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: научно-техническая, спортивно-техническая, художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально-педагогическая, социально-экономическая, естественно-научная.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ, предусматривает возможность функционирования групп, имеющих обще-развивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Кроме того, при характеристике данных групп, отмечаются особенности реализуемых в них программ. Так, указывается, что в группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.

Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп, классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. В данном случае правомерно говорить о коррекционной или коррекционно-развивающей направленности программ.

Подтема 2.3. Типы образовательных учреждений

Основным требованием к соискателю лицензии (лицензиату) является ведение образовательной деятельности по образовательным программам, которые предусмотрены для соответствующего типа образовательных учреждений, образовательных, научных и иных организаций.

Образовательное учреждение – это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 12) определен перечень типов образовательных учреждений:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

Учреждения дополнительного образования взрослых;

Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

Учреждения дополнительного образования детей;

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

К другим учреждениям можно отнести такие как, учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, кадетские школы и кадетские школы – интернаты и др.

Кроме того, п. 13 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» предусматривает право органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

§ 2.4. Образовательные программы, реализуемые различными типами образовательных учреждений и образовательных, научных и иных организаций

Нормативными документами установлен исчерпывающий перечень образовательных программ, которые могут быть реализованы в том или ином типе учреждения (организации).

Дошкольное образовательное учреждение создается для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования различной направленности, а при необходимости и дополнительных общеобразовательных программ (п. 3, 22 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении).

В общеобразовательных учреждениях (государственных, муниципальных, негосударственных) могут реализовываться общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы и программы профессиональной подготовки (п. 1 Типового положения об общеобразовательном учреждении, ст.19, 21, 26 Закона «Об образовании»).

Самый широкий спектр программ может реализовываться в высшем учебном заведении.

В соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. «О науке и государственной научно-технической политике» (ст. 5) научная организация может осуществлять обучение по образовательным программам послевузовского профессионального образования, а также по образовательным программам дополнительного профессионального образования.

Законодательно установлено право иных организаций, в том числе коммерческих, вести образовательную деятельность по программам профессиональной подготовки (ст. 21 Закона РФ «Об образовании»). Обязательным условием является наличие в данной организации образовательного подразделения (центра, учебного комбината и др.)

Общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, могут реализовывать дополнительные образовательные программы (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Контрольные вопросы по теме 2

1. Каковы уровни общего образования, высшего профессионального образования?

2. Какими нормативными правовыми актами регламентирован перечень программ, которые могут быть реализованы в том или ином образовательном учреждении?

3. Какие программы вправе реализовывать негосударственное образовательное учреждение начальная школа?

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В Российской Федерации законодательство устанавливает следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • 1. Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
  • 2. Общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
  • 3. Профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения.
  • 4. Образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Также законодательство РФ устанавливает следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы.

  • 1. Организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
  • 2. Организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

  • 1. Дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы.
  • 2. Общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
  • 3. Профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.
  • 4. Образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.
  • 5. Организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения.
  • 6. Организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Особый статус имеют в России два высших учебных заведения - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ имени М.В. Ломоносова) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ).

Деятельность данных образовательных организаций регулируется специальным Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ (действует в редакции от ред. от 8 марта 2015 г.) «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».

МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ являются федеральными государственными бюджетными учреждениями.

Учредителем МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ от имени Российской Федерации выступает Правительство РФ.

Правительство РФ утверждает устав МГУ имени М.В. Ломоносова и устав СПбГУ, а также внесенные в них изменения.

Ректоры МГУ имени М.В. Ломоносова и ректор СПбГУ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. При назначении на должность ректора МГУ имени

М.В. Ломоносова и должность ректора СПбГУ Президентом РФ определяется срок их полномочий, который не может превышать пять лет. При этом ректор МГУ имени М.В. Ломоносова и ректор СПбГУ могут быть переназначены на новый срок. Ректоры этих вузов могут быть досрочно освобождены Президентом РФ от занимаемой должности.

МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ реализуют образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов.

В отношении образовательных организаций высшего образования Правительством РФ могут устанавливаться категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».

Федеральные университеты создаются Правительством РФ в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов РФ.

Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, разработанных федеральными университетами, утвержденных Правительством РФ и предусматривающих условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательной деятельности, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство.

Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) устанавливается Правительством РФ. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Каждая образовательная организация действует на основании своего устава.

В уставе образовательной организации должна содержаться следующая информация:

  • 1) тип образовательной организации;
  • 2) учредитель или учредители образовательной организации;
  • 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В соответствие с приведенным выше определением системы образования, образовательные программы должны реализоваться, образовательными учреждениями. Точнее - «некоммерческими организациями», поскольку «учреждение» одна из форм некоммерческих организаций, а в законе «Об образовании» (в ред. Фед. Закона от 22.08.2004 №122 ФЗ) сказано, что « Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций».

Таким образом, образовательное учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм, в которых могут существовать некоммерческие образовательные организации. В соответствии с Гражданским Кодексом и Федеральным Законом «О некоммерческих организациях», регистрация образовательной организации в форме образовательного учреждения, предполагает наличие учредителя. Предполагается финансирование этой организации впоследствии учредителем, а также наличие субсидиарной ответственность учредителя по долгам организации. (Напомним, что субсидиарная - это разновидность неограниченной ответственности. Субсидиарная ответственность возникает, когда одно лицо отвечает по долгам другого ввиду недостаточности имущества непосредственного должника).

Учредителем основной части некоммерческих образовательных организаций (учреждений) является, как известно, государство.

Типы образовательных учреждений

Подробная информация о типах и видах образовательных учреждений содержится в классификаторах информации в составе Интегрированной Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы образования (Приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004 №34-51 -53ин/01-11)

В зависимости от своего назначения различают следующие типы образовательных учреждений:

1. Дошкольные образовательные учреждения.

2. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Образовательные учреждения дополнительного образования детей.

4. Межшкольные учебные комбинаты.

5. Общеобразовательные учреждения.

6. Общеобразовательная школа-интернат.

7. Кадетские школы.

8. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.

9. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением .

II. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

12. Учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).


13. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

14. Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.

15. Образовательные учреждения начального профессионального образования.

16. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (Средние специальные учебные заведения).

17. Образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие учебные заведения).

18. Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие военно-учебные заведения).

19. Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Виды образовательных учреждений

Дошкольные образовательные учреждения:

Детский сад;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Начальная школа-детский сад;

Начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

Прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Учреждения дополнительного образования:

Центр (дополнительного образования детей, развития творчества;

Детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительный, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный));

Дворец творчества детей и учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

Дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);

Станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов));

Школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);)

Детский оздоровительно-образовательный лагерь;

Межшкольный учебный комбинат.

Общеобразовательные учреждения:

Начальная общеобразовательная школа

Основная общеобразовательная школа

Средняя общеобразовательная школа

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Гимназия

Общеобразовательная школа-интернат

Гимназия-интернат

Лицей-интернат

Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

Кадетская школа

Кадетская школа-интернат

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Открытая (сменная) общеобразовательная школа

Центр образования

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при - исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:

Центр диагностики и консультирования

Центр психолого-медико-социального сопровождения

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Центр социально-трудовой адаптации и профориентации

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением:

Специальная общеобразовательная школа

Специальное профессиональное училище

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния.

Специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния

Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Учреждения для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей:

Детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный)

Детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Оздоровительные образовательные учреждения:

Санаторные школы-интернаты

Санаторно-лесные школы

Санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суворовские, нахимовские, кадетские учреждения:

Суворовское военное училище

Нахимовское военно-морское училище

Кадетский (морской кадетский) корпус

Военно-музыкальное училище

Музыкальный кадетский корпус.

Учреждения начального профессионального образования:

Профессиональное училище

Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования

Учебно-производственный центр

Техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.)

Вечернее (сменное) образовательное учреждение

Учреждения среднего профессионального образования:

1. Техникум (училище)

2. Колледж

Учреждения высшего профессионального образования:

Институт

Академия

Университет

Военная академия

Военный университет

Военный институт.

Учреждения дополнительного профессионального образования:

Академия

Институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные

Курсы (школы, центры) повышения квалификации

Учебные центры службы занятости

Образование – неотъемлемый процесс становления человека, без которого существование современного социума было бы невозможным. Ведь чтобы быть полезной государственной единицей, нужно обязательно чему-то научиться. Именно для этого и созданы дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения профессионального образования. В статье пойдет речь об общеобразовательных учреждениях - их типах, видах и особенностях.

Терминология

При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.

  • Дошкольные.Тут в зависимости от вида возраст детей колеблется от 1 до 7 лет.
  • Общеобразовательные учреждения
  • Учреждения профессионального образования, в которых дают специфические знания узкой направленности и получают соответствующую квалификацию.
  • Коррекционные учреждения, куда попадают дети, относящиеся к категории учеников с особыми образовательными потребностями.
  • Учреждения для детей-сирот или приравненных к ним детей. Это детские дома, где ребята не только учатся, но еще и проживают.
  • Учреждения дополнительного образования детей и отдельно – взрослых (последипломное образование).


Детские сады

Первые образовательные учреждения, которые посещают дети - это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.

Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам - возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.

Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:

  • группы общеразвивающей направленности;
  • группы комбинированной направленности;
  • группы компенсирующей направленности.

Об общеобразовательных учреждениях

Дольше всего дети посещают именно общеобразовательные учреждения - с 7 до 18 лет. Если для дальнейшего обучения подросток выбирает учреждение начального или среднего профессионального образования, то школу он заканчивает в 16 лет.


Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.


Специальное образование

Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.

Денежные вопросы

Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:

  • Государственные или муниципальные школы, которые являются полностью бесплатными.
  • Частные школы, где за обучение детей родители вносят определенную плату.

Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.

Гимназии, лицеи

Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.

Вечерние школы

Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.



Похожие статьи