Происхождение списка семи чудес света. Вавилонская башня

Предложил в качестве объективного критерия психики (в отличие от поведения) рассматривать способность живых организмов реагировать на «биологически нейтральные раздражители» от которых не зависит жизнь организма .

Подходы и направления

Корни наук о поведении уходят в античные времена. Вопросами психологии и поведения людей и животных занимались ещё Аристотель , Хрисипп , Сократ и Платон , однако, серьёзно научно изучать поведение стало возможно лишь с появлением идеи эволюционизма . Современные научные дисциплины, занимающиеся изучением поведения, тесно связаны между собой и во многом пересекаются, а различия в предметах и методах способствует более полному раскрытию сущности поведения различных позиций. В настоящее время наблюдается объединение наук о поведении в междисциплинарные направления .

Психология

Психология изучает психику человека, а именно закономерности, особенности и развитие психической деятельности человека. Предметом бихевиористического направления психологии является поведение человека, однако психология в целом неоднократно меняла предмет своего исследования на протяжении долгой истории своего развития. Современная психология представляет собой развитую науку, опирающуюся на достижения психоанализа , зоопсихологии , нейрофизиологии , экспериментальной психологии и целого ряда естественных и технических наук.

Зоопсихология

Зоопсихология занимается изучением психической деятельности животных. Объектом зоопсихологии является поведение животных. Предметом зоопсихологии являются особенности и закономерности психической деятельности животных, а также её развитие в онтогенезе и филогенезе . Внимание зоопсихологов направлено на изучение восприятия, памяти, мышления животных.

Поведение растений

Сравнительная психология

Сравнительная психология занимается сравнительным анализом психических процессов представителей разных таксономических групп. Характерной чертой сравнительной психологии является применение сравнительного анализа в качестве основного метода.

Бихевиоризм и необихевиоризм

Бихевиоризм - направление в американской психологии, зародившееся в начале XX века. Особенностью этого направления был отказ от изучения психики, как непознаваемого явления. При этом полностью исключались из рассмотрения психические процессы, а поведение сводилось к совокупности реакций на стимулы. Основателем бихевиоризма является американский психолог Джон Уотсон , он же и предложил этот термин. Представители этого направления внесли большой вклад в науки о поведении, в частности, определили предмет психологии, разработали классические методы, практически ценные технологии и способствовали распространению математических методов в психологии.

Этология

Этология в современном понимании - наука о биологических основах поведения животных. Предметом этологии являются механизмы, адаптивное значение, особенности развития поведенческих актов в онтогенезе и вопросы эволюции поведения. Этология зародилась в рамках «классической этологии» - научного направления, занимавшегося изучением поведения животных как адаптации к окружающей среде в их естественной среде обитания. Предмет этологии составляют законченные, скоординированные поведенческие акты. Основателями этологии как научного направления считаются Конрад Лоренц и Николас Тинберген с.51-52 .

Компоненты психической деятельности

Среди животных, питающихся живой пищей (хищников ), наблюдаются две основные стратегии пищедобывания - охота и пастьба.

Охота представляет собой способ добывания подвижной добычи. Охотничьи стратегии зависят от характеристик добычи и особенностей биологии охотника. Одни хищники, например, богомолы , поджидают добычу в засаде, другие строят ловушки. Хорошо известны ловушки пауков. Насекомые также строят ловушки - примером может служить муравьиный лев . Быстрые хищники, например кальмары, реализуют особую стратегию - преследование. Охота на малоподвижную и скрытную добычу требует развитых анализаторов и специальных приспособлений для её вскрытия и умерщвления (такая добыча часто обладает прочным панцирем).

Неподвижная и многочисленная добыча снимает необходимость её выслеживания и умерщвления. Питание такой добычей - пастьба - заключается в поедании части или отдельных органов кормовых организмов. Классическим примером пастбищного типа хищников могут служить крупные позвоночные травоядные животные, такие как овцы и козы.

Насыщение

При поедании пищи включаются механизмы торможения, запускающиеся как физиологическими изменениями, так и сигналами от рецепторов рта, глотки, желудка и кишечника. У высокоорганизованных животных процесс потребления пищи управляется при участии центральной нервной системы, у менее высокоорганизованных этот процесс контролируется периферической нервной системой. Например у мух потребление пищи управляется по принципу обратной отрицательной связи - по мере растяжения кишечника усиливается подавление пищевого поведения . Среди членистоногих встречается наружное пищеварение . Оно характерно для пауков, личинок мух и стрекоз.

Запасание пищи

Комфортное поведение

Комфортное поведение объединяет поведенческие акты, направленные на уход за телом. Комфортное поведение является неотъемлемой частью жизнедеятельности здорового животного. Нарушение комфортного поведения свидетельствует о неблагополучии животного (болезни, голоде или низком социальном статусе у общественных животных). Животные могут чистить тело при помощи конечностей, тереться о субстрат, встряхиваться, купаться в воде или песке.

Поведенческие акты, не имеющие направления, такие как принятие позы для сна также относятся к комфортному поведению.

Репродуктивное поведение

Ритуальное кормление у речной крачки

Из двух основных типов размножения - полового и бесполого, первое характеризуется исключительным разнообразие форм поведения, нацеленных на поиск партнёра, образование пар, узнавание партнёра, брачные ритуалы и собственно спаривание . Размножающиеся партогенетически организмы также иногда демонстрируют сложное половое поведение. Бесполое размножение не требует таких адаптаций.

Животные, обитающие в природных районах с выраженной сменой сезонов года, имеют годовой цикл размножения. У них половое поведение сезон запускается внутренними годовыми (цирканнуальными) ритмами, при этом факторы внешней среды оказывают корректирующее воздействие. Например, у рыб, обитающих в водах умеренного пояса, нерест наблюдается раз в год (осенью, летом или весной), когда у рыб обитающих в тропиках он может быть не выражен вовсе.

У млекопитающих, наряду с цирканнуальным, имеется более короткий эстральный цикл , определяющийся физиологическими процессами. Эти факторы определяют готовность к спариванию. Под действием половых гормонов животные становятся чувствительными к половым сигналам - химическим, звуковым и визуальным, начинают проявлять комплексы действий, направленные на поиск партнёров.

Большинство высших животных приступают к спариванию только после ухаживания. Ухаживание представляет собой обмен специальными сигналами - демонстрациями. Ухаживание у животных сильно ритуализировано и отличается исключительным разнообразием: оно может включать преподнесение корма, как у чомги , демонстрацию оперения как у райских птиц , возведение сооружений, токование. Ухаживание рассматривается как механизм полового отбора. В общем случае, оно способствует отбору наиболее подходящего партнёра, а, кроме того, препятствует межвидовой гибридизации .

Типы брачных отношений

Выделяют три основных типа брачных отношений - полигамия, моногамия и полиандрия.

Полигиния, частный случай полигамии, при которой один самец оплодотворяет более одной самки, является самой распространённой формой брачных отношений. Репродуктивный успех самцов при этой форме брачных отношений неодинаков. Она создаёт благодатные условия для полового отбора, приведшему к возникновению причудливых украшений, ритуалов ухаживания и турниров, победители которых получают право на спаривание.

Моногамией называется тип брачных отношений, при котором образуются более или менее прочные пары и оба партнёра участвуют в уходе за потомством. Является самой распространённой формой брачных отношений у птиц с. 369 . Впрочем, моногамия у птиц нередко сочетается в пределах вида с другими формами брачных отношений. Например, моногамные пары лесной завирушки часто разбавляются полиандрическими, полигиническими и полигинандрическими группировками .

Размножение требует от животных огромных затрат. Поэтому в период размножения животные становятся особенно требовательны к факторам окружающей среды. Кроме перечисленных форм к репродуктивному поведению можно отнести защиту территории и уход за потомством.

Родительское поведение

Родительское поведение объединяет поведенческие акты, связанные с выведением потомства. <Сложное> родительское поведение наблюдается у птиц, млекопитающих и некоторых рыб и земноводных. Родительское поведение тесно связано с репродуктивным . Например, у птиц постройка гнезда осуществляется в брачный период и является компонентом ухаживания. Родительское поведение делится на несколько последовательных фаз.

Птицы

У птиц первой фазой родительского поведения считается откладка яиц, за которой следует насиживание. Насиживать яйца могут как самец и самка попеременно, как у речной крачки, только самец или только самка. Большинство птиц сидят на яйцах, нагревая их теплом своего тела, но некоторые, например, сорные куры , строят специальные инкубаторы.

После вылупления птенцов начинается стадия выкармливания. По характеру ухода за потомством выделяют две группы птиц - птенцовых и выводковых. У птенцовых птиц птенцы вылупляются беспомощными, не способными добывать пищу самостоятельно и родители тщательно ухаживают за ними - кормят, обогревают и защищают. Птенцы активно выпрашивают корм - в этом случае в качестве релизера выступает клюв родителя. У выводковых птиц (гагарообразные, курообразные, гусеобразные и другие) птенцы вылупляются зрячими, способными в первые же часы жизни передвигаться вслед за родителями и кормиться самостоятельно. Поведение родителей и птенцов, обеспечивающее выкармливание, является врождённым.

Млекопитающие

У млекопитающих родительское поведение включает постройку гнезда, роды, выкармливание потомства, уход за потомством - вылизывание, перетаскивание и обучение. Особое значение для них имеет вскармливание детёнышей. Детёныши млекопитающих рождаются с сосательным рефлексом. Кормление у млекопитающих представляет собой скоординированный процесс в котором и самка, и детёныши играют активную роль. По окончании вскармливания, от самки нередко требуется специально отучать детёнышей от груди различными способами, вплоть до применения агрессии.

Насекомые

Родительское поведение нехарактерно для беспозвоночных, однако насекомые, самая высокоорганизованная группа этого типа, ухаживают за потомством. Уход за потомством является характерной чертой общественных насекомых. Эволюцию общественного образа жизни даже связывают с родительским поведением.

Самец клопа из семейства Belostomidae с кладкой на спине

Исключительным явлением является отцовское родительское поведение клопов подсемейства Belostomatidae , у которых самки после копуляции откладывают яйца на спину самцов. Участие последних в уходе за потомством не ограничивается ношением кладки: они создают ток воды при помощи конечностей, время от времени всплывают на поверхность, чтобы дать яйцам доступ к атмосферному воздуху, и помогают нимфам выбраться из яиц .

Оборонительное поведение

К оборонительному поведению относятся действия, направленные на избегание опасности. Оборонительные реакции возникают в ответ на внешние стимулы и могут быть активными, вплоть до нападения или пассивными. Классическим примером оборонительной реакции является реакция избегания, наблюдающаяся у выводковых птиц в ответ на силуэт хищника.

Агрессивное поведение

Агрессивным называют деструктивное поведение, направленное на другую особь. К нему относятся угрожающие демонстрации, нападение и нанесение травм. Агрессия служит установлению иерархических отношений у социальных животных, распределению территории и других ресурсов. Вопрос о допустимости применения термина агрессия для описания отношений между хищником и жертвой остаётся открытым.

Агрессивное поведение запускается при восприятии специфического раздражителя (релизера), в качестве которого обычно выступают запах, звуковые сигналы и элементы окраски другой особи. Проявление агрессивного поведения, точнее чувствительность и избирательность по отношению к релизерам, зависит от внутреннего состояния организма. У большинства животных агрессия наблюдается в период размножения. Это явление хорошо изучено на примере птиц и территориальных рыб. У них (самцов) в период размножения агрессию вызывает соперник, приближающийся к границам участка.

При отсутствии специфических раздражителей, агрессия может накапливаться. Результатом этого процесса является снижение порога чувствительности (и избирательности) к релизерам.

Социальное поведение

К социальному поведению относятся проявления психической деятельности, непосредственно связанные с взаимодействием между отдельными особями и их группировками. Выделяют два основных типа социального поведения - групповое, для которого характерно наличие взаимного влечения между особями и территориальное, при котором такого влечения нет. Соответственно первый тип предполагает совместное использование пространственных ресурсов, второй - исключает. Территориальный тип поведения можно называть одиночным. При этом типе социальных отношений, представители своего вида вызывают агрессию, за исключением определённого периода.

Территориальное поведение

Территориальным называется поведение, связанное с делением доступной территории на индивидуальные участки. Оно включает выделение индивидуального участка, маркировку его границ и охрану от других особей. Территория может обозначаться звуковыми сигналами, как у птиц, пахучими метками, как у кошачьих, а также визуальными метками. Визуальные метки представляют собой экскременты, вытоптанные участки, царапины и выгрызы на коре деревьев или, в большинстве случаев, сочетание разных меток. Например медведи мочатся у деревьев, трутся о них, царапают и грызут кору, а также делают углубления в земле .

Исследовательское поведение

К исследовательскому поведению относят активность, направленную на изучение окружающей среды, не связанную с поиском пищи или полового партнёра. Высшие животные, попав в незнакомую обстановку начинают активно перемещаться, осматривать, ощупывать и обнюхивать окружающие предметы. Исследовательское поведение подавляется голодом, реакцией страха и половым возбуждением. Выделяют ориентировочные реакции, при котором животное остаётся неподвижным и активное исследование, при котором животное перемещается относительно исследуемого объекта или территории.

Эволюция поведения

Поведение человека постоянно эволюционирует. Эволюция человеческого поведения началась очень давно, с появления первого представителя человека.

Литература

Научно-популярная

  • Лоренц Конрад. Агрессия (так называемое «зло»).
  • Лоренц Конрад. Человек находит друга.
  • Лоренц Конрад. Кольцо царя Соломона.
  • Н. Тинберген. Социальное поведение животных .
  • Фабр Жан Анри. Инстинкт и нравы насекомых. - в двух томах.
  • Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. - СПб: Петроглиф, 2007.
  • Жуков Борис. Введение в поведение. История наук о том, что движет животными и как их правильно понимать. - М. : Corpus, 2016.

Классические монографии

  • Чарльз Дарвин. Выражение эмоций у животных и человека .
  • Н.Н. Ладыгина-Котс . Дитя шимпанзе и дитя человека .

Учебники

  • Д. Мак-Фарленд. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. - Москва: "Мир", 1988.
  • Ю.К. Рощевский . Особенности группового поведения животных. - учебное пособие. - Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. - 1 000 экз экз.

На английском языке

  • Graham Scott. Essential Animal Behavior. - Blackwell Science Ltd, 2005.

См. также

Пирамиды Гизы были построены при правлении 4 династии фараонов (около 2550 г. до н. э.) предположительно в качестве гробниц для царей и цариц. Архитектура Древнего Египта представлена 90 пирамидами, главными из которых являются Пирамиды Гизы, что находятся на краю столицы Каира. Самая большая в мире — Пирамида Хеопса, возвышающаяся над плато является одним из самых древних и нетронутых временем историческим и культурным памятником. На протяжении 4300 лет Пирамида Хеопса была самым высоким зданием на Земле. В 1889 г. ее место заняла Эйфелевая башня в Париже.

Пирамида построена полностью из известняка. Узнать, с помощью каких механизмов были построен этот грандиозный пирамидальный комплекс, ученым до сих пор не удалось. При ее строительстве было использовано 1,300,000 каменных блоков весом от 2,5 до 15 тонн. Длина ее основания — 230 метров. Четыре стороны Пирамиды Хеопса смотрят на четыре стороны света под углом 52 градуса. Первоначальная высота Пирамиды была 146,5 м, но сегодня составляет только 137 метров. Пирамида потеряла 9 метров в высоту из-за того, что известняковое покрытие и облицовочные камни, которые находились на вершине, были сняты с пирамиды и использованы находящимися у власти в Египте турками и использованы при строительстве домов и мечетей в Каире. Пирамида Хеопса имеет два выхода. Оба они расположены в северной ее части: один основной и второй в 17 метрах над уровнем земли.

В XI н. э. искатель сокровищ халиф эль-Мамун предположил, что внутри пирамиды находятся несметные сокровища и послал каменщиков, чтобы открыть вход в нее. Они продолбили в пирамиде туннель, который отклоняется от первоначального входа и соединяется с ним через 35 метров. Внутри пирамиды они ничего не нашли: усыпальницы фараонов были разграблены еще в древние времена.

От главного входа в Пирамиде к месту, где находился саркофаг, ведет длинный узкий коридор с низким потолком. Он спускается на глубину более, чем 100 метров, и ведет к камере, расположенной примерно в 24 м ниже уровня земли.

В 20 метрах от нисходящего коридора есть еще один туннель, который ведет в самое сердце пирамиды. Он заканчивается в самой большой части пирамиды — Большой Галереи. И представляет собой прямоугольный зал 49 квадратных метров в длину и 15 метров в высоту. От Большой Галереи длинный туннель ведет в помещение второй камеры, которая известна как Усыпальница Королев.

Поднимаясь от Большой Галереи можно обнаружить вход в третью камеру, здесь установлен саркофаг, который был сделан из единого блока гранитного камня. Помещение этой камеры представляет собой удивительную археологическую находку: оно построено из гранитных блоков, которые были привезены из южного города Египта Асуана, находящегося в 1000 км от плато Гизы! Крыша камеры состоит из 9 гранитных плит, вес каждой из которых которых оценивается примерно в 50 тонн. Погребальная камера имеет небольшие прямоугольные выходы из пирамиды. Ученые предполагают, что эти углубления в пирамиде служили для обеспечения вентиляции, либо согласно верованиям древних египтян, обеспечивали контакт фараона со звездами.

Великая Пирамида в Египте принадлежала египетскому царю Хуфу. Имя «Хеопс» было дано ему греками. Оба названия являются общепринятыми. Тоже самое относится к расположены поблизости на плато Гиза Пирамиде Хафра (по-гречески «Хефрена») и Пирамиде Менкаура (по-гречески «Микерина»).

Пирамида Хефрена, вторая по порядку и по величине пирамида на плато Гиза Египта. Основным отличием этой пирамиды является оставшийся на вершине слой облицовочного белого камня. При осмотре Пирамид Гиза создается впечатление, что она самая большая. На самом деле, это просто оптический обман, так как она стоит на возвышенности. В высоту Пирамида Хефрена всего 136 м, ширина основания 214,5 м. Изначально Пирамида Хефрена была 143,5 м в высоту.

В пирамиде не обнаружено никаких коридоров, ведущих в ее центр и погребальных камер под землей. Пирамида имеет единственный вход в 15 метрах над землей, и спуск по узкому коридору под углом 25 граудсов в погребальную камеру площадью 14,2 на 6,9 м. В этой камере находится большой черный саркофаг.

Для сына Хефрена, Микерина, была построена самая маленькая из трех пирамид на плато Гиза: 65,5 м в высоту (в настоящее время 62 м), с основанием 105 м и под углом 51,3 градуса. Эта пирамида, как и две других на плато Гиза, имеет северный вход. Помимо размеров, Пирамида Микерина отличался от двух других тем, что ее облицовка была выполнена из розового гранита, который был привезен из Асуана. Король Египта Мухаммед Али-паша использовал его, чтобы построить резиденцию в Александрии.


Семь чудес света

Более 2000 лет тому назад писатели начали составлять списки поразительных зданий и сооружений, которые они видели или о которых им приходилось слышать. Около 120 года до н.э. греческий поэт по имени Антипар Сидонский описал семь таких мест. Все их можно отыскать на небольшой территории в восточном Средиземноморье - области, которую хорошо знали древнегреческие писатели. Немногие бывали за её пределами. Быть может, этот список был своего рода туристическим путеводителем. Список чудес сохранился до наших дней, хотя из перечисленных сооружений стоять осталось лишь одно. Они известны как Семь чудес древности.

Великая пирамида в Гизе

Эта грациозная Египетская пирамида является древнейшим из семи чудес древности. Кроме того, это единственное из чудес, сохранившихся до наших дней. Во времена своего создания Великая пирамида была самым высоким сооружением в мире. И удерживала она этот рекорд, по всей видимости, почти 4000 лет.

Великая пирамида была построена как гробница Хуфу, известного грекам как Хеопс. Он был одним из фараонов, или царей древнего Египта, а его гробница была завершена в 2580 году до н.э. Позднее в Гизе было построено ещё две пирамиды, для сына и внука Хуфу, а также меньшие по размерам пирамиды для их цариц. Пирамида Хуфу является самой большой.

Пирамиды стоят на древнем кладбище в Гизе, на противоположном от Каира, столицы современного Египта, берегу реки Нил. Некоторые археологи считают, что, возможно, на строительство великой пирамиды 100000 человек потребовалось 20 лет. Она была создана из более чем 2 миллионов каменных блоков, каждый из которых весил не менее 2,5 тонн. Рабочие подтаскивали их к месту, используя пандусы, блоки и рычаги, а затем подгоняли друг к другу, без раствора.

Когда основное сооружение было закончено, оно напоминало ряд ступеней. Они были затем закрыты блоками из белого известняка с отполированной, блестящей поверхностью. Блоки были так плотно подогнаны друг к другу, что снаружи между ними нельзя было просунуть даже лезвие ножа. По завершении работ Великая пирамида поднялась на 147 метров. Теперь её вершина обвалилась, кроме того, в настоящее время одна только пирамида сына Хуфу сохранила на самом своём верху известняковую облицовку. Сторона основания Великой пирамиды достигает 230 метров. Она занимает больше площади, чем девять футбольных полей.

Древние египтяне верили, что в случае смерти человека следует сохранить его тело, чтобы дух мог продолжать жить и после смерти. Они извлекали внутренние органы, заполняли тело солями и оборачивали его льняными пеленами. Так тело превращалось в мумию. Мумию затем хоронили вместе с одеждой, едой, драгоценными и другими вещами, полезными для загробной жизни. Мумифицированное тело Хуфу было помещено в погребальную камеру в самом сердце его пирамиды.

Висячие сады Вавилона

Висячие сады были одной из самых знаменитых диковинок древнего города Вавилон. Однако, хотя археологи и нашли предполагаемые руины садов, доказать, что это именно они, невозможно. Мы знаем только одно: сады действительно существовали, потому что люди видели и описали их.

Греческие и римские писатели рассказывают, что сады были построены около 600 г. до н.э. по приказу Навуходоносора II, повелителя Вавилона. Этот город лежал на берегах реки Евфрат, к югу от сегодняшнего Багдада, столицы Ирака. Легенда повествует, что царь приказал построить сады ради тосковавшей по дому молодой жены Амитис, надеясь, что они напомнят ей родные персидские горы.

Висячие сады были построены, вероятно, у реки и смотрели на городские стены Вавилона. Они были устроены в виде террас, самая верхняя из которых, возможно, возвышалась над землёй на 40 метров. Навуходоносор распорядился посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей империи на телегах, запряжённых волами, и речных ладьях. Успех садоводов, должно быть, зависел от хорошей системы полива, для которого использовалась вода из Евфрата. Воду могли поднимать на верхнюю террасу с помощью цепочки вёдер, прикреплённых к колесу, которое вращали рабы. А потом она, должно быть, сбегала по садам ручьями и водопадами, так что земля всегда оставалась влажной.

Храм Артемиды в Эфесе

Крез был последним царём Лидии, древней области в Малой Азии, входящей в территорию современной Турции. Он славился своим огромным богатством и в 560 году до н.э. построил в Эфесе величественный храм. Сам город был основан за 1000 лет до этого. По легенде его основательницами были амазонки.

Крез решил построить храм в честь богини луны, покровительницы животных и молодых девушек. Греки звали её Артемидой, а римляне - Дианой. Храм был построен из известняка и мрамора, добывавшегося рабочими в близлежащих горах. Несущие конструкции храма составляли около 120 мраморных колонн. Гигантские колонны достигали в высоту 20 метров. Огромные глыбы, из которых они складывались, приходилось ставить на место с помощью блоков, после чего их скрепляли металлическими штырями. Когда здание покрыла крыша, художники придали ему законченный вид, украсив скульптурами и орнаментами. В центре храма стояла статуя Артемиды. Это был один из крупнейших храмов классики, намного превосходивший размерами Парфенон, построенный позже в Афинах. Платформа, на которой он стоял. достигала 131 метра в длину и 79 метров в ширину.

Двести лет спустя, в 356 году до н.э., храм был сожжён дотла. Поджёг его человек по имени Геростат, который просто хотел прославиться. По странному совпадению, храм был уничтожен в тот день, когда родился Александр Великий. Спустя годы, Александр посетил Эфес и приказал восстановить храм на прежнем месте.

Храм Александра просуществовал до III века н.э. Постепенно бухту в Эфесе заносило илом и город терял своё значение. Храм был разграблен готами, а позднее затоплялся наводнениями. Сегодня от храма в Эфесе сохранилось лишь несколько блоков основания и одна восстановленная колонна.

Статуя Зевса в Олимпии

Почти 3000 лет назад Олимпия была важным религиозным центром Юго-Западной Греции. Древние греки поклонялись Зевсу, царю богов, и проводили там регулярные празднества в его честь, которые включали в себя спортивные соревнования. Первые Олимпийские игры, как их стали называть, были проведены, вероятно, в 776 году до н.э. После этого игры проводились раз в четыре года на протяжении 1100 лет. Они имели большое значение; на время игр прекращались все войны, чтобы не мешать участникам и зрителям добраться до места.

В V веке до н.э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н.э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.

Скульптора звали Фидий, и он уже успел сотворить две величественные статуи богини Афины. В Олимпии Фидий и его подручные создали прежде всего деревянный каркас, который должен был служить статуе Зевса костяком. После этого они покрыли каркас пластинами из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки, так что завершённая статуя смотрелась как монолитная фигура.

Зевс восседал на троне, инкрустированным чёрным деревом и драгоценными камнями. Законченная статуя достигала 13 м в высоту и почти касалась потолка храма. Создавалось впечатление, что если бы Зевс встал, он снёс бы крышу. Вдоль стен соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли увидеть лицо бога. После своего завершения в 435 г. до н.э. статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света.

Около 40 г. н.э. римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась взрывом смеха, и рабочие разбежались. Затем, в 391 г. н.э., после принятия христианства, римляне запретили Олимпийские игры и закрыли греческие храмы. Несколько лет спустя статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г. н.э. дворец, в котором стояла статуя, был уничтожен пожаром. В Олимпийской области в IV веке случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены наводнениями, остатки их покрыты илом. Это помогло фрагментам Олимпии просуществовать более 1000 лет.

Мавзолей в Галикарнасе

Мавсол был правителем Карии, входившей в персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н.э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием Бодрум туристическим центром в современной Турции. Мавсол сменил своего отца в качестве повелителя города и сатрапа провинции.

Мавсол женился на своей сестре Артемизии. Приобретая всё больше могущества, он стал задумываться о гробнице для себя и своей царицы. Это должна была быть необычайная гробница. Мавсол мечтал о величественном памятнике, который бы напоминал миру о его богатстве и могуществе спустя долгое время после его смерти. Мавсол умер до окончания работ над гробницей, но его вдова продолжала руководить строительством до его полного завершения, примерно в 350 г. до н.э. Гробница была названа Мавзолеем, по имени царя, и это слово стало означать всякую внушительную и величественную гробницу.

Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпалице, находившейся в основании здания. Ряд каменных львов сторожил это помещение. Над массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее греческий храм, окружённый колоннами и статуями. На вершине здания находилась ступенчатая пирамида. Венчало её, на высоте 43 метров над землёй, скульптурное изображение колесницы, запряжённой лошадьми. На ней, вероятно, стояли статуи царя и царицы.

Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания. В 1489 г. христианские рыцари - иоанниты стали использовать его обломки для замка, который они возводили неподалёку. Они сложили часть крепостных стен из блоков зелёного камня, характерных для основной части Мавзолея. Через несколько лет рыцари обнаружили усыпальницу Мавсола и Артемизии. Но они оставили погребение на ночь без охраны, и оно было разграблено мародёрами, которых привлекли золото и драгоценности.

Ещё 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камней.

Колосс Родосский

Колоссом называлась гигантская статуя, которая стояла в портовом городе на Родосе - острове в Эгейском море, у берегов современной Турции. В древние времена жители Родоса хотели быть независимыми торговцами. Они старались не вмешиваться в чужие войны, и тем не менее их самих неоднократно завоёвывали.

В конце IV века до н.э. народ Родоса отпраздновал победу. Они как раз благополучно отстояли свой город, который целый год держали в осаде греческие солдаты. Греки, поняв, что не смогут победить, даже побросали часть осадных сооружений. Народ Родоса решил продать эти сооружения и построить статую почитаемого ими как бог солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество.

Мы не знаем точно, как выглядела статуя и где она стояла. А знаем мы, что она была сделана из бронзы и достигала в высоту около 33 метров. Она была создана скульптором Харетом, на строительство её ушло 12 лет.

Бронзовая оболочка крепилась к железному каркасу. Полую статую начали строить снизу, и по мере того как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать её устойчивее. Колосс был завершён около 280 г. до н.э. Многие века люди верили, что Колосс высился над входом в родосскую гавань. Но этого быть не могло. Ширина устья гавани составляла примерно 400 метров, а статуя была всё-таки не настолько колоссальной. Описания позволяют предположить, что она стояла в центре города и смотрела на море и гавань.

Примерно через 50 лет после завершения строительства Колосс Рухнул. Во время землетрясения он переломился на уровне колен. Оракул велел не восстанавливать статую, и она осталась лежать там, где упала. Так она пролежала более 900 лет, и отправлялись на Родосс лишь затем, чтобы взглянуть на обломки поверженного бога. В 654 г. н.э. сирийский князь захватил Родос и снял со статуи бронзовые пластины. Говорили, что он увёз их в Сирию на 900 верблюдах.

Александрийский маяк

В III веке до н.э. был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днём - столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он 1500 лет.

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии. Этот оживлённый порт основал Александр Великий во время посещения Египта. Сооружение зазвали по имени острова. На его строительство, должно быть, ушло 20 лет, а завершён он был около 280 г. до н.э., во времена правления Птоломея II, царя Египта.
и т.д.................

В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход - к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Ниже приведен список 7 чудес света древнего мира...

1. Пирамиды Хеопса (Гиза)

Пирамида фараона Хуфу (в греческом варианте Хеопса), или Великая пирамида - величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес света античности и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Свыше четырёх тысяч лет пирамида была самым большим зданием в мире.

Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу. Это три самые большие пирамиды Египта.

Следуя античным авторам, большинство современных историков считает пирамиды погребальными сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения менее убедительны.

На основании древних «царских списков» установлено, что Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты» продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.

Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах, называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э.

Есть и экзотические мнения, высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами, существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений. Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.

2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

Существование одного из чудес света - , многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.

Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии - и одержал над этим государством окончательную победу).

Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором - перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

  • Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
  • Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам - и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» - грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали - и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского - единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой - скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира - высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

4. Храм Артемиды Эфесской (Эфес)

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

5. Мавзолей в Галикарнасе

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

6. Колосс Родосский (Родос)

Колосс Родосский - огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни - огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт - Филон - описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

7. Александрийский маяк (Фарос)

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение - Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии - главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света - Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую - для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера - и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен - в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию - роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше - восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго - вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.



7 чудес света. Вавилонская башня.


Вавилонская башня.

Вавилонская башня (ивр. מִגְדָּל בָּלַל‎ Мигда́ль Баве́ль) — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное во 2 главе «Ноах»(стихах 11:1-11:9) книги Бытие.

Вавилонская башня не входит в «официальный» список чудес света. Однако она — одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне является символом сумятицы и беспорядка.


Jan Collaert 1579г.

Согласно древней библейской легенде, после Всемирного потопа, более четырех тысяч лет тому назад все люди жили в Месопотамии (с востока люди пришли на землю Сеннаар) , то есть в бассейне рек Тигра и Евфрата, и все говорили на одном языке. Так как земля этих мест была очень плодородна,то люди жили богато. Они решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».


Marten Van Valckenborch I (1535-1612)

Для сооружения монументального строения люди использовали не камень, а необожженный кирпич-сырец, для соединения кирпичей применялся вместо извести битум (горная смола). Башня все росла и росла в высоту.


Theodosius Rihel 1574-1578г.

Наконец Бог разгневался на неразумных и тщеславных людей и наказал их: он заставил строителей говорить на разных языках. От этого глупые гордецы перестали понимать друг друга и, побросав свои орудия, прекратили строительство башни, а потом разошлись в разные стороны Земли. Так башня оказалась недостроенной, а город, где происходило строительство и смешались все языки, назвали Вавилоном. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.


Фреска 1100г.

Самый высокий зиккурат (высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.).

Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором II. Евреи, насильственно переселённые Навуходоносором в Вавилон после уничтожения Иудейского царства, познакомились с культурой и религией Междуречья и, несомненно, знали о существовании зиккуратов.

При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до, эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 м., первый ярус имел высоту 33 м., второй - 18, третий и пятый - по 6 м., седьмой - святилище бога Мардука - был высотой в 15 м. По нынешним меркам сооружение достигало в высоту 30-этажного небоскреба.

Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 млн кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме.

Башня стояла на левом берегу Евфрата на равнине Сахн, что буквально переводится как - «сковорода». Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.


Tobias Verhaecht, The Tower Of Babel.

Вавилонская башня представляла собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду, обложенную снаружи обожженным кирпичом. При этом каждый ярус имел строго определенный цвет. На вершине зиккурата находилось святилище, выложенное синими изразцами и украшенное по углам золотыми рогами {символ плодородия). Оно считалось местом обитания бога Мардука - покровителя города. Кроме того, внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука. На ярусы вели лестницы; по ним поднимались религиозные процессии. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Верхние площадки зиккуратов использовались не только в культовых, но и в практических целях: для обзора воинами-стражниками окружающей местности. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Этеменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.


Hendrick III van Cleve (1525 - 1589)

И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины — он тоже стоял перед ними как завороженный. Александр Македонский намеревался построить ее снова. «Но, — как пишет Страбон, — этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер».


Lucas van Valckenborch 1594г.


Lucas van Valckenborch 1595г.

В настоящее время от легендарной Вавилонской башни остались только фундамент и нижняя часть стены. Но благодаря клинописным табличкам имеется описание прославленного зиккурата и даже его изображение.


Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня 1564.

Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии (например, в миниатюре английской рукописи XI века); а также в мозаиках и фресках соборов и церквей (например, мозаика собора Сан-Марко в Венеции, конец XII — начало XIII в.).


Фреска Вавилонской башни из венецианского собора Сан-Марко.

В Ираке до сих пор существуют башни такого типа- очень высокие, ступенчатой или спиралевидной формы. В самом же Вавилоне о башне почти ничего не напоминает, там сохранились только часть стены и фундамент, а так же прекрасные древние рельефы царского дворца в раскопках.

Нынешнее здание Европейского парламента спроектировано по образцу картины с изображением недостроенной Вавилонской башни, написанной в 1563 году Питером Брейгелем Старшим. Девиз Европейского парламента на французском: «Много языков — один голос» искажает смысл библейского текста. Здание построено так, чтобы производить впечатление недостроенного. На самом деле — это завершённое сооружение Европейского парламента, строительство которого было закончено в декабре 2000 года.



Похожие статьи