Современные технологии проектирования и устройства дорожек. Презентация на тему: "Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий"

Назначение аллей, дорог в парках, садах, скверах - обеспечивать удобные пешеходные связи входов со всеми функциональными зонами, сооружениями, устройствами и отдельными участками, раскрывать при движении эстетические достоинства зеленых насаждений, природного ландшафта.

Прямолинейные аллеи придают участку торжественность, извилистые дорожки уместны при организации прогулочных маршрутов с видовыми точками, аллеи, проложенные по кратчайшему пути, связывают объекты. Дорожки нередко прокладывают по существующим тропам.

В общем балансе территории парка под дороги и аллеи отводится 8-15 %, площадки - 5-10 %, за городом - соответственно 2-4 % и 1-2 %. Их относительная протяженность принимается в городе 300-400 м/га, за городом 50-100 м/га. В спортивных парках эти нормативы возрастают.

Основные пешеходные аллеи и дороги соединяют главные входы с наиболее посещаемыми объектами, связывают функциональные зоны между собой. Проектируемая ширина 5-50 м с продольным уклоном до 40 % и обеспечением пропуска до 600 чел/ч. Предусматривается проезд внутрипаркового транспорта.

Второстепенные пешеходные аллеи и дороги служат внутризонным связям, соединяют второстепенные входы с объектами притяжения, распределяют посетителей по территории. Проектируемая ширина 3-12 м с продольным уклоном до 60 % и пешеходным движением с интенсивностью до 300 чел/ч. Возможен проезд транспорта.

Дополнительные пешеходные дороги и тропы ведут к отдельным парковым устройствам. Проектируют их шириной 0,75-3 м с продольным уклоном до 80 % и пешеходным движением с малой интенсивностью.

Велосипедные дорожки для прогулок проектируются шириной 1,5- 2,5 м с продольным уклоном не более 50 %, поперечным 15-25 %.

Дороги для прогулок верхом, в экипажах и санях проектируются шириной 2,5-6,5 м, продольным уклоном до 60 % и улучшенным грунтовым покрытием.

Автостоянки проектируют из расчета 2-3 машиноместа на 100 единовременных посетителей парка на первую очередь и 5-7 на расчетный срок. У лесопарков, соответственно, 2-4 и 7-10 машиномест. Автостоянки расчленяют зелеными насаждениями на сектора.

Планировка парковых аллей и дорог: а, б - основные пешеходные аллеи; в - набережная аллея; г - пересечение аллеи с велодорожкой; д - конная дорога и тропа; 1 - основная полоса движения главной дороги; 2 - дополнительная полоса движения; 3 - второстепенная дорога; 4 - дополнительная дорога или тропа; 5 - велосипедная дорожка; 6 - дорога для конной езды; 7 - цветник; 8 - газон; 9 - насаждения


Примеры примыкания дорожек. 1 - зона вытаптывания

Внутрипарковый пассажирский транспорт (экипажи с электродвигателями, подвесные канатные и монорельсовые дороги, фуникулеры, лифты-подъемники, движущиеся тротуары, узкоколейные железные дороги) создается в парках площадью свыше 300 га, а при сложном рельефе - более 100 га. Он одновременно может использоваться для осмотра достопримечательностей и служить в качестве аттракциона. Для канатных дорог наибольший продольный уклон 80 %, скорость движения до 14 км/ч, провоз в одном направлении до 1200 чел/ч. Скорость движения на монорельсовых дорогах 10-40 км/ч, а пропускная способность 20-25 тыс. чел/ч.

Ширина парковых аллей зависит от количества посетителей и принимается кратной 0,75 м - ширине одной полосы движения. ЦНИИП градостроительства рекомендует принимать пропускную способность пешеходной полосы шириной 1 м не выше 400 чел/ч, что обеспечивает комфортность и непрерывность движения посетителей. Для проведения наиболее массовых мероприятий ширину главной аллеи увеличивают за счет боковых газонных полос, допускающих разовые нагрузки. При формировании главной аллеи из трех пешеходных полос ширину средней полосы следует принимать с коэффициентом 0,8 от суммы крайних.

В крупных парках главную аллею проектируют в виде эспланады шириной 25-50 м, имеющей прямолинейное или криволинейное очертание с большим радиусом поворотов. При прохождении участков со сложным рельефом эспланада расчленяется на аллеи. Эспланада, проложенная вдоль водоема, должна следовать береговой линии и иметь асимметричный профиль. Озеленение проводится так, чтобы средняя полоса была освещена, на крайних чередовались освещенные и затененные участки, а прогулочная дорожка затенялась и защищалась от ветра.

В лечебно-оздоровительных парках прокладываются терренкуры - специальные пешеходные дороги для лечения дозированной ходьбой. По трудности такие дороги подразделяются на легкие участки длиной 500-600 м без подъема; средние - длиной 1500- 2000 м с подъемом 50-100 %, трудные - длиной 3000-3500 м с подъемом 100- 150 % и круче. Подъемы чередуют с горизонтальными участками, площадки для отдыха со скамейками размещают на коротких маршрутах через 30-50 м, на длинных - через 100- 200 м.

Радиусы закруглений при пересечениях и примыканиях дорог и аллей принимают не менее половины ширины основной дороги, а для проездов не менее 7 м. При устройстве перекрестков углы сглаживают по линии естественного движения пешеходов для предотвращения вытаптывания. В случаях соединения в одном узле нескольких дорожек, места их примыкания расширяют.

Должно быть прочным, устойчивым к атмосферным воздействиям и нагрузкам, обеспечивать отвод поверхностных, ливневых, талых вод и быть удобным в эксплуатации. Покрытие предназначается для пешеходов, поэтому оно должно быть ровным, но не скользким. Важная роль в создании гармоничных ландшафтных композиций отводится декоративным характеристикам покрытий, которые выбирают исходя из назначения участка, особенностей ландшафта и архитектурно-планировочного решения территории. Существующая классификация покрытий основана на характере применения и материале. Тип покрытий должен соответствовать назначению, санитарно-гигиеническим, эстетическим и экономическим требованиям.

Покрытия бывают сплошные, панельные и плиточные. Сплошные покрытия подразделяются на, грунтовые, из щебня или гравия и асфальтовые. Грунтовые покрытия самые несовершенные. В практике строительства садово-парковых аллей и дорог используют улучшенные грунтовые покрытия - цементно-грунтовые, известково-грунтовые и песчано-гравийные. Щебеночные более прочные. Щебенку покрывают слоем мелкой просеянной крошки (кирпичной, гранитной, туфа) и укатывают ее катками. Получаемые цветные яркие покрытия хорошо сочетаются с зеленью, но в ветреную жаркую погоду пылят, в сырую - размокают и уносятся потоками воды, особенно на склонах, зарастают травой.

В прибрежных городах для покрытия дорожек используют речную или морскую гальку. Под покрытие целесообразно уложить 1-2 слоя полиэтиленовой пленки, толя, рубероида, что избавит от сорняков. Галька - прекрасный фон для декоративных растений: ковровых, стелющихся, хвойных и лиственных кустарников, плющей. Асфальтовые покрытия долговечнее, но нагретые солнцем они размягчаются, излучают даже вечером тепло, имеют невысокие художественно-декоративные качества. После каждого вскрытия поверхности остаются следы.


Покрытия: 1 - монолитные бетонные покрытия; 2 - покрытия из естественного камня; 3 - кирпичные покрытия (а, б - вперевязку; в - плетенка; г - сетка; е - елочка); 4 - покрытие из дерева; 5 - покрытия из бетонных плит (а - без разрыва; б - с разрывом); 6 - укладка плит на углах и поворотах

Панельное бетонное покрытие бывает сборным и монолитным, может иметь различную форму с криволинейными или прямолинейными очертаниями и разные размеры. Для крупных плит (например, 1,5x1,5; 1,0x2,0 м) требуются механизмы для укладки на заранее подготовленную основу. За счет вводимых в бетон заполнителей достигается разнообразие фактуры, рисунка, цвета покрытия, повышаются его декоративные качества. Монолитные бетонные покрытия изготовляются на месте по уплотненному щебню. Они могут иметь рисунок за счет искусственных швов, которые необходимы и для погашения температурных изменений. Применяются вставки из гальки, щебня, гравия или ковровых растений.

Покрытия из естественного камня прочны и красивы, они сохраняют декоративность в течение десятилетий, их широко используют для создания интересных композиций при благоустройстве вокруг памятников, фонтанов и т. д. Для этих целей применяют плиты из твердых пород (гранит, гнейс, базальт) или из мягких, осадочных (песчаных, туф, известняк-ракушечник). В южных районах из осколков полированных мраморных плит делают наборные мозаичные плиты правильной геометрической формы.

Камень используют, учитывая его архитектурную выразительность и цвет. Разнообразные по величине и форме каменные плиты создают живописный рисунок на фоне зеленого ковра. Из каменных шашек кубической формы размером 3-7 см создают мозаичные покрытия. Шашки укладывают на песчаное основание толщиной 6-8 см. Образовавшиеся швы заполняют песком. Такие покрытия с успехом используются на дорожках со значительным уклоном. Мелкая каменная шашка применяется и при устройстве покрытий из бетонных плит для заполнения неровностей по периметру мощения, на поворотах и в швах, у водоприемных колодцев, лестниц. В дорожках из естественного камня неправильной формы швы заливаются раствором, заполняются галькой, гравием или растительной землей.

Покрытия из кирпича-клинкера. Кирпичи укладываются клеткой, елочкой, плашмя или на ребро на песчаное основание толщиной 5-10 см, которому придается небольшой уклон для стока воды с поверхности замощения. Кирпичи при укладке утрамбовывают, а швы между ними заполняют песком.

Покрытие из дерева живописно, но недолговечно, быстро загрязняется и не поддается очистке. Его можно рекомендовать для малопосещаемых участков зеленых насаждений или для декоративных целей. Деревянные покрытия распространены в городах, расположенных в лесных районах, где для этих, целей используют отходы деловой древесины. Применяют кругляк твердых пород, не поддающихся гниению (чаще хвойных), нарезанный на равные по высоте 12-16 см цилиндры диаметром 10-50 см, из которых и набирают мозаичное покрытие. Геометрический узор можно получить, используя квадратные, прямоугольные, шестиугольные шашки. Швы заполняют растительным грунтом и песком.

Бетонные, штучные плитки заводского изготовления прочны и гигиеничны, являются наиболее эффективным покрытием при благоустройстве территорий зеленых насаждений. Они разнообразны по форме (квадратные, прямоугольные, шестигранные, круглые и т. д.), цвету и фактуре. Прочность достигается за счет высоких марок цемента, хорошей смеси бетона и уплотнения. Плитку укладывают на песчаную подушку (для супесчаных грунтов 14-16 см, на водонепроницаемых грунтах до 25 см), а при слабых грунтах - на щебеночное или гравийное основание с уклоном для стока воды.

Наиболее употребляемые размеры плиток для пешеходных дорожек, см: 20x20; 25x25; 30x30; 40x40; 50x50; 75x75; 20x40; 40x60; 25x50; 50x75; шестигранные плиты с размером сторон от 20 до 50 см, круглые плиты диаметром до 50 см. Толщина плиток - в пределах 4-8 см, а для проезжей части 15-20 см. Широко применяются бетонные плитки с шероховатой, рифленой поверхностью, с обнаженным заполнением (галькой, гравием различных фракций) и из песчаного или силикатного мелкозернистых бетонов. Плитки укладывают вплотную (со швами 6-10 мм) или с промежутками не менее 5 см, которые можно заливать бетонным раствором, засыпать гравием, галькой, песком или заполнять растительной землей.

Монотонность и однообразие мощения нарушают устройством зеленых островков, вкраплением плит, отличающихся по цвету или фактуре, а также из других материалов. Большему разнообразию рисунка способствует и применение прямоугольных плит с соотношением сторон 1:2, интересны комбинации из разноразмерных плит, кладка без сплошных долевых и крестообразных швов. Начинают мощение от сооружения с параллельными или перпендикулярными фасаду швами. На поворотах стыках дорожек используют трапециевидные, конические, треугольные плиты или пользуются приемом «пилообразного» мощения по краю.

Из плиток быстро и легко составляют прямолинейные или криволинейные дорожки любого рисунка, требуемых габаритов в один или несколько рядов. При необходимости изменить направления их можно легко перенести на новое место.

В местах с интенсивным движением пешеходов поверхность лунок деревьев покрывают галькой, которая способствует проникновению в почву воздуха и воды.

Сборные бетонно-газонные покрытия улучшают гигиенические и декоративные свойства покрытия. На них не задерживается вода, они не пылят, не перегреваются на солнце. Травяной покров в промежутках между плитами и в пустых ячейках снижает температуру воздуха и повышает его влажность. Включением газона в покрытие достигается объединение дорожки с окружающим ландшафтом, создается гармоничная естественная композиция.

В покрытии «пасс-пье» плиты кладут на газоне с разрывами, соответствующими шагу человека. Круглые плиты, уложенные в два ряда шахматно, называют «слоновой» тропой.

Получили распространение керамические плитки (20x20 см) толщиной 1,5 см, из которых создают прочные декоративные покрытия. За рубежом применяют покрытия из цветного асфальта, пластмасс, резиновых плиток.

Находят широкое применение декоративные покрытия, включающие несколько материалов: бетонные плиты в сочетании с гравием, галькой, булыжником, брусчаткой, плитами из естественного камня, деревом, кирпичом; монолитный бетон с гравийным покрытием, кирпичом, естественным камнем, плитами. В этих случаях конструкция дорожки должна быть по возможности однородна для облегчения выполнения.

Для отвода поверхностных вод с дорожек организуется система водоотвода. При открытой системе вода отводится лотками. Закрытая система устраивается при высоком уровне благоустройства территории или в том случае, если открытый водоотвод не может защитить покрытие от размыва. Чем совершеннее материалы покрытия, тем легче сток воды.

Для покрытий из бетона, асфальта, плиток поперечный уклон принимается 0,015-0,02, для покрытий из мелкого щебня - 0,03-0,06. Дорожки устраивают с выпуклым двускатным или односкатным профилем. Продольный уклон принимается от 0,5 до 5-6 %. В центральных районах дорожки устраивают на одном уровне с окружающей территорией и созданием по их границам открытых лотков.

Бортовые камни укладывают на одном уровне с пешеходной частью или с приподнятой над примыкающими к ней участками на 10-12 см. Покрытия из плит и естественного камня без бортовых камней усиливают связь с озелененной территорией. В южных районах дорожки делают несколько выше окружающей территории и без лотков. Вода отводится на газоны.

Для парковых дорог с интенсивным движением нижнее основание (10-15 см) делают из щебня, гравия, кирпичного боя. На песчаных грунтах для этих целей применяют крупнозернистый песок. На влажных местах устраивают дренаж до 10 см (мелкий гравий, шлак, песок). Выравнивающий слой для этого типа дорожек делают из песка, стабилизированного цементом 10 %. Швы также заполняют песком и заливают цементным раствором. На дорожках, прогулочных тропинках с незначительной нагрузкой плиты укладывают на песчаный слой. Толщина плит при этом больше, чем для покрытий с прочным основанием. Швы заделывают песком. На влажных почвах под песчаный слой насыпают 5-10 см мелкого гравия, шлака или щебня.

В таких местах, как парки, сады, скверы и просто участки около собственных домов устройство дорожек и площадок является обязательным элементом как декора, так и комфорта. Современная садово-парковая классификация предусматривает наличие нескольких классов парковых дорожек в зависимости от их назначения. При этом каждый класс имеет свои особенности устройства.

На сегодняшний день существует и универсальная технология, позволяющая в общем виде благоустраивать дорожки и площадки любого класса.

Подготовка к укладке

Для начала необходимо определиться с размером дорожки или площадки. Это поможет точно определить, сколько необходимо будет укладочного материала. После чего выравниваем участок, на котором непосредственно будет площадка или дорожка. Сделать это можно с помощью обыкновенного катка, но если грунт совсем плохой – с помощью бульдозера. Затем определяемся с материалом: самым дешевым и быстрым вариантом будет выбор тротуарной плитки. А так как плитка тоже бывает разная, отдайте предпочтение плитке из натурального камня. Ее срок службы для парковых площадок самый продолжительный, тем более такая плитка нескользкая в дождевую погоду и в морозные дни. Теперь подготовьте основу для кладки.

Оптимальный вариант – песок и щебень мелкой фракции. Больше ничего для основы не нужно, если грунт, где будет площадка, нормальный. Однако при проседающем или слишком глинистом грунте лучше всего поверх основы залить поверхность бетонной стяжкой. Это даст возможность в будущем держаться плиткам более надежно и не смещаться.

Вернуться к оглавлению

Разметка территории

Переходите к разметке. Для начала на ватмане начертите план участка с точным указанием всех размеров и четким расположением парковых дорожек и площадок относительно других объектов. После завершения сделайте на участке пометки согласно плану. Здесь вам на помощь придет строительная рулетка, веревка и маленькие колышки. Желательно колышки втыкать в землю как можно устойчивее, так как за 1 день вы никак не закончите работу, а погода может со временем поменяться и разрушить все пометки. После окончания разметки пройдитесь несколько раз по дорожке или площадке, чтобы окончательно убедиться в ее удобстве. Если все вас устраивает, тогда переходите к следующему этапу – подготовке основания. А если вам не совсем комфортно, то пересмотрите план еще раз и по возможности откорректируйте его.

Вернуться к оглавлению

Работа с профилем

Теперь необходимо сделать профиль под площадку. Здесь самым важным моментом является правильный расчет глубины. Идеальная глубина профиля должна составлять 28 см плюс высота плитки. В такой глубине учтены уже песок, щебень и стяжка. Этого расчета будет вполне достаточно, если площадка или дорожка устраивается уже в освоенном парке или саду с готовыми газонами. Когда газон и клумбы только предполагается обустраивать, то профильная глубина составит: 28 см плюс высота плитки и минус толщина газонного дерна.

Обычно толщина дерна составляет примерно 15 см, поэтому глубина профиля будет составлять 13 см + высота укладочной плитки. Учитывайте и то, что при устройстве профиля в процессе выкапывания будет достаточно много грунта, который большинство предпочитают вывозить за пределы участка. Гораздо рациональнее будет его использовать в своих целях: засыпать ямки, сделать клумбу или альпийскую горку, или же использовать в качестве грунта для комнатных растений, если вырытая земля достаточно плодородна. К тому же это позволить вам сэкономить на услугах трактора.

Вернуться к оглавлению

Устройство основания

Виды укладки садовых дорожек. Для различных садовых дорожек может быть различное основание.

При устройстве основания парковых дорожек вы для себя должны четко решить: ограничиться песком и гравием или сделать дополнительно стяжку из бетона. Для этого лучше немного больше потратиться и нанять опытного геодезиста, чтобы он посоветовал вам, как поступить лучше. Но если у вас достаточно средств и времени в запасе, то лучше сделайте дополнительно стяжку: это обеспечит долголетие объекта и защитит дорожку от возможного проседания почвы. Прокладывание основного слоя Итак, приступаем к работе с основанием. Технология работы над основанием заключается в том, что на ровную и сухую (или слегка влажную) землю равномерным слоем укладывается мелкофракционный щебень. Высота основания из щебня должна составлять примерно 15 см.

Поверх щебня засыпается слой сухого песка (10 см). Очень важно, чтобы песок был именно сухой, так как в мокром виде он несколько меняет свою фактуру и не ложится идеально ровно на щебень. Еще лучший вариант, когда между щебнем и песком вы проложите специальное текстильное волокно. Приготовление стяжки На следующий день, когда эти 2 слоя слегка улягутся и уплотнятся друг к другу, засыпьте поверхность тонким слоем сухой стяжки. Или же, как оптимальный вариант, замесите в виде обыкновенного раствора цементную стяжку и нанесите ее около 3 см высотой на песок. Делать это нужно очень аккуратно, используя уровень и натянутую нить, так как образовавшиеся перекосы исправить будет очень тяжело, когда стяжка высохнет. Минимум 2 суток ждите высыхания стяжки.

С сайта www.есоsystеmа.ru

Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Глава 3. Технология обустройства троп*

В.В. Комов, Я.И. Орестов

3.1 Дорожки, лестницы и площадки

Общие требования

Выбор материала и ширины дорожки зависит от функциональных и природных особенностей маршрута. Наиболее целесообразно использовать для дорожного строительства местные материалы.

В практике благоустройства парков и лесопарков приняты стандартные величины ширины дорожек, кратные 0,75 м. Ширина в 75 см предназначена для прохода одного человека, а при ширине 1,5 м по тропе могут комфортно передвигаться два человека. При строительстве экотроп к ширине дорожек можно подходить менее строго.

«Обустройство тропы начинается с того, что Вам придется опуститься на колени и исследовать почву. Внимательно посмотрите, с каким грунтом имеете дело, из чего состоит почва, что с ней может произойти во время дождя. Определите, откуда поступает вода на тропу и куда она стекает. Вашей основной заботой должно стать регулирование скорости и направления потока воды».
Марк Эдвардс, координатор маршрутов Департамента природных ресурсов штата Айова

Эффективность функционирования экологических троп и маршрутов в существенной мере зависит от технического состояния дорожного полотна. Одной из основных проблем является дренирование дорожки. Оно осуществляется за счет подсыпки в ее основание щебня, песка или других материалов с хорошей водопропускной способностью, а также за счет придания поперечного и продольного уклона верхнему покрытию тропы.

На поверхности неправильно сформированного покрытия тропы вода застаивается. Посетители парка обходят увлажненные участки, в результате чего возникают обходные тропинки.

Тропы, проходящие по склону, могут превратиться в канавы, по которым будет стекать вода. Если уклон более 7–10%, то для предотвращения эрозии почвы необходимо сооружение ступеней, площадок и заграждений для водного потока.

Уклон тропы обычно выражают в процентах: уклон в 1 процент соответствует понижению/повышению величиной в 1 сантиметр в расчете на каждый метр дорожного полотна.

Иногда вместо процентов употребляют другую единицу – промилле, которая равна одной десятой процента.

Уклон поверхности до 5% является оптимальным для подъема посетителей (5% соответствует набору высоты в 1,5 м на 30 м пути).

Рекомендуемые продольные уклоны составляют от 0,5 до 8%, в от дельных случаях уклоны могут достигать 20%. При больших уклонах участки подъема должны чередоваться с горизонтальными площадками, причем существуют определенные рекомендации по чередованию горизонтальных участков и участков с различным уклоном, выполняя которые можно сделать подъем комфортным.

На следующей схеме изображен участок с чередованием наклонных и горизонтальных участков.

Рис. 3.1. Продольные уклоны пешеходных дорожек
1 – Горизонтальные участки, 2 – Наклонные элементы с уклоном 1-1, 1-2…, A – стартовая точка пути

Продольные уклоны на участках подъема следует увеличивать по степенно, одновременно согласовывая их длину с величиной уклона (см. таблицу):

Продольный уклон, % (i) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Длина участка, м 1130 840 630 480 370 280 220 170 130 105 88 67 53 43

Применение таблицы можно пояснить на следующем примере: если у нас есть возвышенность, на вершину которой надо проложить дорожку, то целесообразно от подножия первый подъем устраивать как можно более пологим – предположим, что это участок с уклоном 3% (3 см подъема на 1 м тропы). Протяженность такого участка не должна превышать 630 м (см. таблицу). Трассировать дорогу следует так, чтобы после подъема шел горизонтальный участок. Обычно для этого маршрут прокладывают серпантином или спиралью вокруг холма.

Следующий подъем можно сделать более крутым – предположим, с уклоном 9%, протяженностью не более 130 м и так далее, до вершины, с последовательным увеличением крутизны участков и уменьшением их протяженности.

Такое сочетание уклонов и горизонтальных участков позволяет чередовать физические усилия и отдых и соответствует естественному распределению высот рельефа.

Устройство лестниц

Уклоны более 20% оборудуются лестницами с перилами. Лестницы могут быть деревянными, грунтовыми, металлическими или с применением природного камня. Наиболее долговечны, но и дороги в производстве – металлические конструкции. Ступени и площадки, сваренные из арматурного прута с интервалом 15–25 мм, меньше обледеневают и не снижают инсоляции (интенсивности солнечного света, попадающего на поверхность) под лестницей. Кроме того, металлические опоры более тонкие, что меньше повреждает корни растений при установке.

Удобная лестница рассчитывается следующим образом:
значение 2h+S , где h – высота ступенек в см, а S – ширина ступеньки в см (проступь) , должно лежать в интервале от 60 до 67 .
К примеру, если высота ступеньки у вас 13 см, то ширина ступеньки может быть от 34 см (60 – 13 х 2) до 41 см (67 – 13 х 2).

Горизонтальная часть ступеньки называется проступью, а вертикальная (фронтальная) – подступенком.

Рис. 3.2. Устройство деревянной лестницы

Простой и экономный вид лестниц – насыпные. Для них требуется подготовка наклонного основания в грунте или наращивание основания из засыпки. Наклон в грунте должен иметь дренирующий слой толщиной 50–80 мм из засыпки. Для засыпки используют шлак, песок, гравий, щебень, доломит.

Заранее скрепленные с боковинами подступенки укладывают в наклонную выемку между двумя уровнями участка, а затем засыпают шлак или песок до верхнего обреза доски подступенка и утрамбовывают. Возможность прогиба доски предотвращают с помощью колышков, которые лучше всего вбить с внутренней (засыпаемой) стороны доски. Доску в этом случае прибивают к колышкам. Расположение колышков в засыпке придает конструкции более совершенный и законченный вид (рис. 3.3). Доски в этом варианте являются постоянным элементом конструкции лестницы.

Рис. 3.3. Устройство насыпной лестницы
1 – тетива; 4 – колышки; 2 – подступенок; 5 – дренажный слой 3 – засыпка;

В качестве материала для укрепления подступенков может использоваться природный камень, поперечно положенные или вертикально вкопанные бревна. При необходимости укрепляются и боковые борта ступеней.

Бетонные ступеньки легко сделать на наклонной поверхности в деревянной опалубке из боковин и подпорных досок. Подпорные доски устанавливаются вертикально или с небольшим наклоном. Они формируют поверхность подступенка. Опалубка после затвердевания бетона удаляется. Для опалубки можно использовать листовое железо.

Устройство дорожек и площадок

Вкусная начинка «дорожного пирога»

Так же как обычный пирожок состоит из теста и начинки, так и дорога имеет несколько слоев. Верхний, – «румяная корочка пирога» – это асфальт или плитка или щебень, тот слой, по которому идут наши ноги. Под ним находится «начинка» – мы ее не видим, но именно она делает дорогу сухой и прочной. Термин «дорожный пирог» прочно вошел в язык строителей.

А кто изобрел «дорожный пирог»? Римские легионы завоевывали древний мир не только силой оружия, но и дорогами, которые сохранились спустя два тысячелетия. И не удивительно – иногда слой «начинки» дорожного «пирога» достигал 5 метров!

Полотно дорожки должно быть максимально ровным и пологим на всем протяжении, не иметь ям и выступающих кочек, корней и других препятствий. В целях предотвращения образования луж, уровень тропы должен быть приподнят над уровнем земли и иметь в поперечном сечении слегка выпуклую (3–5%) форму при двускатном поперечном профиле или наклон в сторону сброса стока с тем же уклоном.

Для предотвращения повреждения прилегающей к тропе почвы и растительности рекомендуется вдоль полотна посеять так называемый «спортивный газон» – смесь трав, устойчивых к вытаптыванию. При необходимости можно высадить вдоль полотна невысокую живую изгородь. Особенно это необходимо в местах пересечения тропы с нежелательными стихийно сформировавшимися тропинками.

Рис. 3.4. Устройство лестницы с бетонированными ступенями
1 – боковины опалубки; 4 – подпор для ступени с навесом; 2 – подпорные доски; 5 – основание подушки 3 – упоры (бруски);

Полотно из гравийно-песчаной смеси

Если тропа идет по земляным, песчаным и другим «мягким» грунтам, ее покрытие целесообразно делать из песчано-гравийной смеси (ПГС). Для устройства такого полотна формируется траншея глубиной 25–30 см, в ширину будущей тропы. При необходимости, ее борта могут быть надсыпаны, что позволит сделать дно максимально пологим, без резких перепадов и ступеней. На дно насыпается слой песка толщиной 7–10 см. Песок увлажняется и трамбуется. Варианты устройства таких дорожек представлены на рис. 3.5, 3.6.

На песок до уровня земли укладывается и трамбуется слой крупного – 40–70 мм – гравия или щебня. Этот слой является основной дренирую щей системой тропы. От степени трамбовки этого слоя будет зависеть устойчивость и долговечность будущей тропы. Над уровнем грунта формируются бортики высотой 5–7 см (из земли, дерна, досок и т.п.), пространство между ними заполняется ПГС. Эта смесь состоит из песка (до 30% объема), мелкого гравия или гальки размером 10–20 мм и связующего компонента – порошковой глины (15–30% объема) или цемента (до 10%). Этот слой также трамбуется, окончательно формируя поверхность дороги. Перепад высоты между краем обортовочной доски и естественным грунтом заравнивается укладкой дерна или просто подсыпкой грунта. При необходимости с одной из сторон, на которую идет поверхностный сток, можно сделать попутный дренаж: укрепить бортик бревном, бордюрным камнем и т.п. водоупорными мате риалами, устанавливая через 30–50 м под дорожным полотном перепускные трубы диаметром 100–150 мм, чтобы вода не размывала тропу.

Рис. 3.6. Покрытие ПГС: с бортовым камнем (вверху), со скрытой обортовкой (внизу). Поперечный разрез

Сооружение гатей и лежневок

… Была и есть в России еще одна стихия, неизвестная на Западе – бездорожье.

Даже при наличии камня и щебня нешуточное дело – проложить сотни и тысячи верст мощеных дорог. А камня в России как раз и не было под руками, нечем было отсыпать «постель», чтобы не утонул гранитный булыжник примитивного булыжного шоссе в раскисшей глине. Да и сбор этих булыжников по полям (такая повинность возлагалась кое-где на крестьян и в дореволюционное, и в советское время) не давал нужного количества материала. Поэтому в России была такая непростая типология дорог: были мощеные шоссе, а были и грунтовые, но благоустроенные почтовые тракты, были извилистые, набитые крестьянскими телегами проселки, и были чуть намеченные, заросшие травой полевые дороги.

Были выработаны на Руси оригинальные способы мощения дорог – гати, лежневки и торцовые мостовые. Сырые участки гатились связками прутьев и жердями, а на совсем уже непроезжих болотах ложились лежневки: укладывались вдоль трассы в два ряда толстые бревна, на них клались одно к другому, слегка врубаясь, поперечные бревна, составлявшие полотно дороги, а сверху вновь клались два ряда бревен по краям, скрепляя лежневку. На таких «дорогах», и по сейчас укладывающихся кое-где от лесосек, вылетали спицы из тележных колес, расходились ободы, ломались оси и дрожины и едва держалась в теле душа ездока. В городах же центральные улицы мостились деревянными торцами – чурбаками, обрезками бревен, иногда обтесывавшимися на шесть граней, а чаще остававшимися в кругляке. На песчаную постель (хорошо, если был поблизости песок) плотно, один к другому, ставились просмоленные торцы, заливались сверху смолой и посыпались песком. В первые месяцы такая мостовая была до вольно гладкой, хотя и слегка погромыхивали на ней тележные колеса, а через год одни торцы оседали, другие перекашивались, третьи начинали выгнивать и выбивались железными шинами колес, так что, съезжая с «благоустроенной» улицы в переулок, где не было уже торцов, вздыхал седок с облегчением от всей души. А еще через год нужно было снова мостить улицу. Автору этой книги, выросшему в маленьком северном городке, пришлось поездить и по торцовой мостовой на главной улице, и по гатям и лежневкам в сырых вятских лесах, и впечатления от этих поездок, от того, как стучали зубы и бились кости об облучок телеги, до сих пор свежи в памяти...

(А.В. Беловинский «Изба и хоромы. Из истории русской повседневности» http://www.booksite.ru/fulltext/izb/aih/oro/my/index.htm)

Когда тропа идет по влажным заболоченным местам, целесообразно сооружение гатей и лежневок. Гатью раньше называли настил из веток, древесных остатков, на слегка утрамбованном торфяном грунте, а лежневкой – дорогу по болоту, основанием которой служили продольные или поперечные бревна.

Фото 3.1.

В определении этих терминов у разных авторов есть расхождения, но можно согласиться с тем, что и тот, и другой тип дороги представляет собой приподнятый над землей настил, – а это дает нам возможность не только комфортно пройти по участку с избыточным увлажнением, но и помочь защитить от повреждений корни деревьев, сохранить интересные виды мхов и лишайников и другие объекты напочвенного покрова.

Лежащие на грунте настилы целесообразно делать из деревянных плах толщиной не менее 40 мм или полубревен. Возможно использование вместо поперечных бревен старых покрышек от колес. Они долговечны, хорошо держатся на болотной поверхности и, при достаточной ширине настила, могут быть целиком под ним скрыты. С точки зрения экологии они достаточно безопасны в силу большой химической инертности материала.

Рис. 3.7. Одна из возможных конструкций настила

Очень красиво выглядят настилы, приподнятые над почвой на столбах (деревянных или асбоцементных с заливкой раствором). Как правило, они довольно долговечны.

Ширину гатей и лежневок целесообразно делать около 1 м. Укладка настила должна быть поперечной, из плотно прилегающих досок, с не большими щелями (до 1 см) между ними для стока воды.

Фото 3.2. Настил с применением асбоцементных столбов

Пошаговые дорожки

Пошаговые дорожки выглядят как отдельные плоские камни или плитки, расположенные на расстоянии шага друг от друга. Они идеально вписываются в естественное природное окружение и достаточно долговечны при условии правильной технологии и хорошего качества плитняка.

К преимуществам таких дорожек следует отнести то, что они совершенно не препятствуют поверхностному стоку, так как основание под них можно делать не сплошное, а по контуру каждой плитки. К недостаткам следует отнести малую пропускную способность: идти по такой дорожке приходится друг за другом. В то же время такие дорожки вполне можно использовать для сходов с основной трассы экологического маршрута к отдельным достопримечательностям.

Фото 3.3.

Для пошаговых дорожек чаще всего используется плитка, называемая «плашкой», толщиной около 30 мм, и размером примерно 40х40 см.

Располагаться плитки должны на расстоянии 60–65 см (между центрами плиток). Плитку сначала раскладывают на грунте и пробуют пройти по намеченной дорожке. Неудачно расположенные плитки можно тут же поправить и после этого наметить наиболее удобные контуры будущего дорожного пирога. Чаще всего при этом можно обойтись без устройства опалубки.

Очень декоративно и естественно смотрятся и лесенки из плашки. При этом каждая следующая плитка поднимается относительно предыдущей на высоту 12–14 см. Как правило, при этом приходится для формирования ступенек использовать временную опалубку.

Укладка плашки прямо на грунт допустима только в условиях песчаной или супесчаной почвы, с предварительным увлажнением и трамбовкой грунта там, где нагрузка на дорожку будет незначительной.

Рис. 3.8. Технология устройства пошаговых дорожек

Торцовые дорожки и площадки

В лесных условиях торцовая дорожка, на первый взгляд, кажется наиболее очевидным вариантом. И красиво, и материал под рукой. На самом деле торцовая дорожка – один из самых сложных вариантов дорожного полотна. Действительно, торец – цилиндрический отрезок ствола высотой 10–30 см – фактически представляет собой кусок древесины, у которого снизу и сверху открыты все проводящие сосуды. Понятно, что загнивание и разрушение древесины идут довольно быстро.

Лишь две породы могут в таких условиях без основательной обработки сохранять прочность: дуб и лиственница. Фирмы, которые занимаются устройством торцовых покрытий, дают долгосрочные гарантии только для таких пород. Сосновые спилы, даже хорошо обработанные, служат на торцовых дорожках до 3–5 лет. А стоимость торцового покрытия из лиственницы может составлять до 50 евро за 1 м 2 . Устройство торцового покрытия трудоемко и может сравниться с устройством дорожки из брусчатки. При этом возникает проблема внешнего вида покрытия, так как торцы легко затираются грязью и практически не отчищаются.

Кроме того, по мере эксплуатации торцы, как правило, расшатываются и дорожка становится менее проходимой, чем просто грунтовая.

Поэтому прибегать к торцовым покрытиям следует с большой осторожностью. Желательно устраивать их только в сухих местах и ограничивать по площади, не забывая о том, что данный вид работ требует значительных трудозатрат.

«Корыто» под торцовую дорожку роют с тем расчетом, чтобы низ торцов лежал на песчаном основании толщиной 15–20 см. Обычная высота спилов от 10 до 30 см. «Корыто» заполняется крупнозернистым песком с послойной трамбовкой. Торцы укладывают на утрамбованное основание и подгоняют друг к другу, а промежутки между ними заполняют более мелкими спилами. При этом крайние торцы обязательно должны опираться на обортовку (края «корыта», даже притрамбованные, должны быть дополнительно укреплены доской или другим материалом). Затем промежутки между спилами просыпаются песком и дополнительно трамбуются.

Рис. 3.9. Примерная конструкция торцового покрытия

На участках тропы, проходящих по траверсам склонов, необходимо предусмотреть сооружение террас. Желательно, чтобы полотно лежало на естественном основании, при этом терраса врезается в склон на ширину будущей тропы. Дорожное покрытие на террасах должно быть твердым – деревянным или каменным. Боковые стенки террасы из сыпучего материала укрепляются подпорной стенкой из камня, дерева или посадкой легкоукореняющихся растений. Перила целесообразно прокладывать в две нитки: на высоте 75–80 см для взрослых, и 45–50 см – для детей.

Для соблюдения допустимых уклонов тропу целесообразно прокладывать по принципу серпантина.

* Данная страница содержит информацию из сборника ["Тропа в гармонии с природой ". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "Заповедники" , любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.

В первую очередь устройство садовых дорожек должно включать в себя план с нанесением на него всех имеющихся строений. Они чертятся на плане в масштабе. Также план должен содержать расположение существующих на участке деревьев. Продумайте стилистическое направление сада: внешний вид дорожек и материалы, из которых они выполнены, должны гармонировать с общей концепцией. Определитесь с проходимостью участка и на основании этого выбирайте ширину дорожек. к площадке для барбекю, плавательному бассейну или площадки для детей должны быть такой ширины, чтобы на них свободно проходили два человека. Ширина этих дорожек колеблется в пределах 100 – 130 см. Дорожка же, ведущая к беседке, находящейся в уединенном месте сада, будет шириной 50-70 см. После определения параметров дорожек (ширина, длина, конфигурация) приступайте к выбору материала для мощения.

Предназначение садовых дорожек зависит от нагрузок, которые будут производить воздействие на покрытие.

Вернуться к оглавлению

Подбор материала для дорожек

Можно выполнять из самых разнообразных материалов: мелкой гальки, гравия, искусственного или натурального камня, клинкерной плитки, дерева. Естественно, что плитки из камня на искусственной основе, дерева или гравия стоят намного дешевле, чем из натурального камня. Но не следует подходить к выбору материала для исходя только из его цены.

Предназначение дорожек зависит от нагрузок, которые будут производить воздействие на покрытие. В случае, когда садовые дорожки предназначены только для пешеходного движения, для устройства их может послужить любой материал – щебень или же бетонная тротуарная плитка. Если же на поверхность будет воздействовать вес больше, чем одного человека (к примеру, автомобильные дорожки), то наилучшим решением будет устройство таких асфальта или брусчатки.

Подбирая материал для дорожек, необходимо обращать особое внимание на прочность и толщину материала.

Подбирая материал для дорожек, необходимо обращать особое внимание на прочность и толщину материала. Например, дорожа из бетона должна отвечать следующим требованиям:

  • пешеходные дорожки должны быть выполнены слоем бетона толщиной не менее 50 мм;
  • дорожки, по которым будет происходить передвижение, например, ручных тачек, должны быть толщиной бетона не менее 7,5-8,0 см.

Вернуться к оглавлению

Подбор технологии устройства дорожек

Технология устройства садовых дорожек делится на четыре типа:

  • мягкие;
  • жесткие;
  • специальные;
  • комбинированные.

Мягкие дорожки - дорожки, которые имеют покрытие из гравия, отсева, щебня, а также древесной коры.

Мягкие дорожки – дорожки, которые имеют покрытие из гравия, отсева, щебня, а также древесной коры.

Жесткие дорожки – дорожки, устройство которых выполняется из отдельных элементов, например из тротуарной плитки, монолитного бетона или камня.

Специальные – дорожки, имеющие покрытие из бетона декоративного типа.

Комбинированные – дорожки, устройство которых включают в себя тротуарную плитку и сыпучие материалы.

Вернуться к оглавлению

Преимущества и недостатки различных материалов для устройства садовых дорожек

Натуральный камень (мрамор, гранит, базальт, песчаник, известняк).

Преимущества:

  • долговечность натурального камня (более 250 лет);
  • разнообразие форм и фактур, позволяющее применение в огромных садах и на участках небольшой площади.

Недостатки:

  • стоимость в сравнении с другими материалами;
  • небезопасность передвижения.

Примечание: для устройства садовых дорожек такого типа специалисты советуют использовать электроподогрев.

Искусственный материал (тротуарная плитка, асфальт, бутовый камень, покрытия из бетона).

Преимущества:

  • устойчивость к агрессивной среде и УФЛ;
  • практичность;
  • многообразие форм.

Недостатки:

  • низкое качество изготовления таких материалов значительно уменьшает срок службы;
  • при межсезонном движении грунтов возможно растрескивание поверхности покрытия (асфальтное покрытие, монолитный бетон);
  • тротуарная плитка может дать осадку, что сделает дорожку неудобной для передвижения и потребует ее ремонта.

Сыпучие материалы (гравий, щебень, отсев, галька, песок).

Преимущества:

  • низкая цена;
  • малая трудоемкость при установке;
  • не требуется создание уклона.

Недостатки:

  • трудность уборки;
  • необходимость .

Прежде всего следует хорошо продумать дизайн своего сада. Если сад исполнен в японском или китайском стиле, без плитки из натуральных материалов вам не обойтись. Такие сады часто имеют и поэтому большого количества материала из натурального камня вам не понадобится.

Если же вы отдаете предпочтение стилю французских аптекарских садов или английскому стилю, то мощение дорожек тротуарной плиткой на искусственной основе будет наиболее правильным решением.

При подборе материала, из которого будет производиться устройство дорожек для сада, следует задумываться не только о цене материала, но и о затратах на работы подготовительного периода и работы по непосредственной укладке.

Грунт - основание для дорожек и в зависимости от характеристик почвы определяются все дальнейшие работы по устройству.

Вернуться к оглавлению

Планирование территории

Технология планирования включает в себя два этапа: разметку территории участка и земляные работы. Для разметки участка необходимо вынести реперы (отметки), которые определят контуры садовых дорожек, ям для посадки деревьев, площадок и рельеф территории. Реперы выставляются согласно проекту. Все отметки должны быть привязаны к границам участка, постройкам и деревьям. В качестве реперов можно использовать колышки из дерева или небольшие куски арматуры. В зависимости от отметок разбивается рельеф участка. Разбивку такого плана можно выполнить при помощи теодолита или нивелира. После разметки всего участка следует нанести контуры площадок и дорожек. Для этого вдоль контуров посыпается песок. Увидев реальные формы дорожек, их легко откорректировать. Далее следуют земляные работы или «землянка».

Вернуться к оглавлению

Выполнение земляных работ

В первую очередь следует выявить уровень грунтовых вод и грунтовый состав. Грунт – основание для дорожек и в зависимости от характеристик почвы определяются все дальнейшие работы по устройству.

Наиболее оптимальным основанием принято считать песчаные грунты, которые состоят из песка средней и крупной фракции. Грунты такого плана бывают вблизи рек и на намывных участках. Для устройства потребуется лишь снять небольшой слой песка, не забывая учитывать то, что дорожка должна располагаться на 2-3 сантиметра выше уровня земли.

Все остальные грунты требуют выполнения так называемого «корыта» для создания добротного основания. Выемка грунта должна производиться на глубину 150 – 300 мм с последующей укладкой в нее инертных материалов в следующем порядке: гравий, щебень, песок.

Каждый слой необходимо утрамбовывать и тщательно выравнивать.

Для уменьшения толщины и увеличения качества подстилающего слоя сегодня используются георешетки и геотекстиль.

Самый верхний слой в «корыте» делается из песка и служит в качестве основания для покрытия дорожки. Глубина выемки прямо пропорциональна уровню грунтовых вод и степени проницаемости влаги. Самая большая глубина выемки грунта на заболоченных и торфяных участках. Если не использовать мощный подложный слой на таких грунтах, то через несколько лет дорожка просядет.

Для уменьшения толщины и увеличения качества подстилающего слоя сегодня используются георешетки и геотекстиль. Георешетка – конструкция из инертного полиэфирного волокна. Георешетка помогает образовать прочный ячеистый каркас. Все полости решетки заполняются щебнем, гравием и песком. Между песком и гравийным слоем можно подложить геотекстиль. Он препятствует прорастанию растений между стыками плит дорожки и вымыванию материала кладки. Геотекстиль тоже устанавливают и на дне корыта. В таких случаях он выполняет роль армирования.

Укладку покрытия из искусственного и натурального камня (штучные материалы) можно производить на сухой раствор из цемента и гравия, на слой раствора из цемента или пролитый песок. В первом случае плитка из камня укладывается непосредственно на слой гравия без прослойки из песка. При кладке плиты уплотняются при помощи молотка с головкой из резины или дерева.

Настил из дерева необходимо укладывать на брусья (лаги). Это делается для того, чтобы избежать соприкасания досок настила с поверхностью земли.

Бордюры придают дорожке не только эстетически законченный вид, но и несут функциональные нагрузки - препятствуют расползанию плит мощения и вымыванию материала кладки в грунт.

Для стекания талой и дождевой воды дорожки должны иметь уклоны. Уклон по обеим сторонам обычно выполняют на ровных участках, а односторонний уклон – на рельефных участках. Уклон делается в направлении понижения уровня рельефа.

Законченный вид дорожке придают бордюры. Они придают дорожке не только эстетически законченный вид, но и несут функциональные нагрузки – препятствуют расползанию плит мощения и вымыванию материала кладки в грунт. Наиболее популярными считаются бордюры из пластика, устанавливаемые после укладки плит. Установка пластиковых бордюров не требует выемки грунта. Их устанавливают, используя специальные крепления якорного типа.

Лучше всего совместить земляные работы с прокладкой дренажных канавок, ливневой системы, системы освещения и полива. Такой подход к делу сэкономит ваше время и деньги. Правильное размещение дренажных решеток и ливнеприемников поможет рассчитать уклоны дорожек так, чтобы вода с их поверхности попадала сразу систему дренажа, а не застаивалась на вымощенных площадках или газоне. В «корыте» для будущих дорожек можно проложить электрические кабеля и трубопровод системы полива. Прокладывать кабеля необходимо в специальных шлангах гофрированного типа (пластиковые или металлические). Дорожки на грунтовых склонах, проходящие по краю террасы с ярко представленным рельефом, необходимо дополнительно укреплять. Для таких целей прекрасно подойдут георешетки, о которых уже упоминалось выше.

Дороги, дорожки, тропы, площадки - одни из важнейших планировочных элементов объекта ландшафтной архитектуры. Анализ проектных решений и натурные обследования садово-парковых территорий показывают, что дорожная сеть и площадки занимают от 10... 15 и, в ряде случаев, до 20 % от всей площади объекта, а относительная протяженность дорог составляет 300...400 м на 1 га. Большую роль играют протяженность дорожной сети, габариты дорожек площадок в различных частях территории, их конструкции, прочность, долговечность и декоративность покрытий. Конструкция дорожной одежды приводится на рис. 29

Покрытиям дорожек и площадок в садах и парках, на объектах ландшафтной архитектуры городских центров, жилой и промышленной застройки придается очень большое значение в связи с общим композиционным решением объекта. Покрытия должны быть разнообразны по своему рисунку, окраске, материалам. Наблюдения в садах и парках показали, что при прогулках посетитель затрачивает до 30 % времени на восприятие и осмотр того, что находится у него под ногами или на горизонтальных плоскостях при ближайшем рассмотрении. Поверхность дорожек и площадок воспринимается посетителем с различных точек - с видовой площадки, с плоских крыш зданий или с террас. Покрытия несут существенную информацию для посетителя объекта; например, крупный орнамент покрытия из цветных плит на площадке входа в сквер или парк создает особый "настрой", как бы подготавливает посетителя к восприятию территории объекта, его пейзажей и сооружений. Рисунок покрытия главной аллеи парка может "направлять" движение посетителей, вызвать интерес, создать настроение. Разнообразие типов покрытий на небольшом объекте может создать иллюзию масштабности и как бы увеличить его площадь. Величина, габариты аллей, дорог, троп, площадок, рисунок их покрытий, форма и пропорции их элементов, сам материал, из которого сделаны покрытия, должны соответствовать общему композиционному решению объекта и закономерностям построения пейзажа. Дорожно-тропиночная сеть, площадки, аллеи обычно подразделяются на классы в зависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий. Выделяются 6 классов дорог, дорожек, аллей:

I класс - главные дороги и аллеи, по которым распределяются основные потоки посетителей объекта; они обычно предусматриваются как основные маршруты движения по объекту и воспринимают большие нагрузки от посетителей. Так, главная аллея в городском парке должна обеспечить пропускную способность до 400...600 чел./ч в выходные дни; ширина аллеи должна быть не менее 30 м, а ее конструкция очень прочной, выполненной из мало изнашиваемых материалов; покрытия главных аллей и дорог устраиваются прочными и декоративными - из плит, камня и др.

II класс - второстепенные дороги, дорожки, аллеи, предназначены
для соединения различных узлов объекта и более равномерного распреде ления посетителей, подведения их к главным маршрутам движения, пло щадкам отдыха и спорта, видовым точкам объекта и другим элементам планировки. Интенсивность движения по второстепенным дорожкам, их пропускная способность ниже, чем на главных. Однако покрытия таких дорожек должны быть декоративными, так как они по своим функциям выполняют важную планировочную роль.

III класс- дополнительные дороги, дорожки, тропы, служат для соединения второстепенных планировочных элементов объекта, играют роль переходов, подходов к сооружениям, к цветникам, являются «ответвлениями» от главных и второстепенных маршрутов движения. Интенсивность движения на дополнительных дорожках снижается в сравнении с дорожками первых двух классов. Конструкции и покрытия таких дорожек делаются упрощенными.

IV класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы, предусматриваемые обычно в парках и лесопарках в обособленных полосах главных аллей и дорог по специальным маршрутам движения с целью прогулки, осмотра достопримечательностей, в ряде случаев, спортивных соревнований; велодорожки должны иметь прочные устойчивые конструкции.

V класс - дороги для конной езды, в экипажах, на санях, верхом, предусматриваются по специально проложенным маршрутам движения; предназначены для прогулок, осмотра достопримечательностей, занятий конным спортом; проектируются в больших парках, лесопарках, спорткомплексах; должны иметь специальные типы покрытий.
VI класс - хозяйственные дороги и проезды, предназначенные для ограниченного движения автотранспорта, средств механизации, поливомоечных машин, для перевозки материалов и оборудования по текущему и капитальному ремонту парка, для подвозки товаров к торговым точкам и т. п. Конструкции и покрытия таких дорог устраиваются из прочных твердых материалов, выдерживающих большие нагрузки. Для крупных по площади объектов характерны все 6 классов аллей и дорог. Для небольших объектов - скверов, озелененных участков перед общественными зданиями и др.- обычно предусматриваются садово-парковые дорожки первых трех классов. По основным и второстепенным дорогам допускается эпизодический проезд автотранспорта и средств малой механизации по уходу за насаждениями. Каждому классу дорог соответствуют свои габариты- протяженность и ширина. Ширина садово-парковой дороги играет существенную роль, поскольку связана с посещаемостью объекта и интенсивностью движения посетителей. Для проведения расчетов ширины дорог принимается во внимание:

Ширина полосы движения одного человека, которая составляет по расчётным данным 0,75м при средней прогулочной скорости движения в 35...4 5 м/мин;
- «плотность потока» посетителей.

На главных аллеях, в парках, плотность потока посетителей в среднем составляет до 0,5чел./м2. По тротуарам на улицах и проездах плот-ность пешеходов составляет до 0,7 чел./м (пороговая). При плотности до 1,1,5чел/м2 пешеходный поток квалифицируется как толпа, а более - 1,5чел./м2, как давка. В разделительных полосах главных аллей в парках проектируют цветники или растительные группировки декоративных кустарников, обрамленные участками газона. По внешним границам парковой аллеи предусматривают "запады" для установки скамеек, урн, светильников. В ряде случаев "запады" проектировщиками не предусматриваются, и тогда полосы для размещения оборудования проектируют с учетом общей ширины дороги: её ходовая часть увеличивается в соответствии с шириной полосы под оборудование. Важное значение имеет величина пропускной способности садово-парковых аллей и дорог, особенно I и II классов, в связи с интенсивностью движения посетителей. Дороги и площадки должны вместить в себя расчётное количество посетителей объекта. Поэтому важно рассчитать габариты дорог и площадок. Пропускная способность дорог и аллей определяется исходя из единовременной емкости объекта, которая рассчитывается на посещаемость в выходной день в час пик - 11...12 час дня. Общая ширина дороги рассчитывается по формуле


Посещаемость объекта в час пик рассчитывается исходя из установленных нормативов режима пользования объектом, численности проживающего населения в жилом районе (городе).1 Площадки в садах и парках имеют определённое назначение, используются посетителями в различных целях и подразделяются на следующие категории (классы):
- площадки тихого отдыха, группового, одиночного, для тихих игр посетителей разных возрастов, в том числе для созерцания пейзажей;
- площадки активного, "шумного", отдыха - семейного или коллективного, группового, площадки для игр, для пикников, зрелищ, проведения массовых мероприятий;
- детские площадки различного возрастного состава: первичные, для дошкольников, для младших школьников, для старшего школьного возраста и молодежи;
- спортивные площадки: футбольные поля, для игры в гольф, для волейбола и баскетбола, тенниса, гандбола, городков, специальные площадки для игры в шахматы и шашки;
- хозяйственные площадки, предназначаемые для установки передвижных служебных помещений, бытовок, раздевалок, хранения оборудования и инвентаря; площадки для контейнеров с мусором; площадки для складирования компоста, удобрений; площадки для прикола посадочного материала; площадки, занятые теплицами и т. п.
Все площадки имеют различные типы конструкций и покрытий в зависимости от нагрузок на поверхности, посещаемости, интенсивности движения, частоты проводимых мероприятий.



Похожие статьи