Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит. Садовые дорожки из бетона Устройство тротуаров из бетонных плит

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

КОМПЛЕКС АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА,
РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА

ГУП «НИИМосстрой»

по устройству тротуаров
из бетонных плит

ТР 158-04

Москва - 2005

Технические рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП «НИИМосстрой», опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис», ЗАО «СДМ Гидропривод», а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.

В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В. Городецкий, к.т.н. Р.И. Бега, В.Ф. Демин (ГУП «НИИМосстрой»), С.М. Аракельянц, к.т.н. И.И. Давитнидзе (ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис»), В.Н. Аракельянц (ЗАО «СДМ Гидропривод»).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г. Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины l к толщине h больше 4, при меньших значениях l/h £ 4 - мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.3. Для решения эстетических, архитектурных и функциональных задач в современном городском строительстве бетонные плиты и мелкоразмерные элементы мощения могут иметь различные формы и размеры, которые не всегда являются кратными ширине полосы пешеходного движения (0,75 см), принятыми в ГОСТ 17608-91*.

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.5. Плиты и элементы мощения для устройства сборных покрытий (в том числе с декоративной и цветной поверхностью) могут быть изготовлены по различным технологиям, обеспечивающим получение физико-механических свойств, соответствующих требованиям ГОСТ 17608-91*.

1.6. Толщина тротуарных плит и мелкоразмерных элементов выбирается в соответствии с проектом. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение - 4 - 6 см; если допускается движение легковых автомобилей - ³ 6 - 8 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей - ³ 8 - 10 см.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис. 1.

Рис. 1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 - плиты; 2 - рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 - основания из песчано-цементной смеси, бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 - песчаный морозозащитный слой; 5 - мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 - полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита; 8 - базальтовая сетка.

В благоустройстве больших и маленьких населенных пунктов имеет большое значение состояние придомовых дорожек и тротуаров, остановок общественного транспорта и площадок для сушки белья и т.д.

Ни в частном, ни в промышленном строительстве работа не может считаться оконченной, пока не выполнено благоустройство придомовой территории. Дорожки и тротуары играют в этом главнейшую роль. Строительство таких «сооружений» не представляет особой сложности, для них не требуется каких-то специальных технологий, механизмов и высокой квалификации.

В большинстве случаев при проведении таких работ используются классические виды строительных материалов такие как: тротуарная плитка и брусчатка , асфальтобетон (асфальт), бетонные смеси и пескобетон . У каждого из вариантов дорожного покрытия есть свои плюсы и минусы. Сегодня мы хотели бы познакомить вас с технологией бетонирования дорожек. Изготовление дорожки из бетона - это наиболее быстрый и дешевый способ создания качественного и долговечного покрытия.

Устройство бетонных площадок, дорожек, тротуаров заключает в себя такие работы:

  • - снятие растительного грунта: так как он значительно затрудняет трамбовку основания и накапливает влагу под покрытием, что крайне нежелательно; - устройство основания из щебня. Также можно делать основание из слоя песка крупной фракции высотой 5-10 см., и такого же высоте слоя щебня;
  • - установка бордюрного камня: (если это предусмотрено в проекте). Его нужно установить так, чтобы был сток для воды. Бордюр в таком случае должен быть на одном уровне с поверхностью тротуара или площадки. Швы между бордюрными камнями заделывают с помощью густого цементного раствора. Если дорожка делается без бордюров, нужно установить опалубку из досок, а в местах, где дорожка плавно изгибается – из фанеры.
  • - бетонирование : Толщина слоя бетона не должна быть менее 7 см. Для предотвращения пустот укладку нужно делать обязательно с помощью площадочного вибратора (для больших площадей) или с помощью ручной трамбовки до появления на поверхности цементного молока. Через 30-40 минут поверхность отделывают окончательно с помощью гладилки. Лучше всего использовать для бетонирования готовые растворы, но в частном строительстве при небольших объемах работ его можно приготовить самому. Для этого нужно смешать цемент , песок, щебень в пропорции 1:2:3 и разбавить смесь водой до пластичного состояния (воды берется примерно в 1 – 1,5 раза больше, чем цемента)
  • - устройство температурных швов: в бетонном покрытии дорожек и тротуаров через каждые 3 – 6 метров длины делается деформационный (температурный) шов из деревянной рейки толщиной 15-20 мм., проложенной на всю толщину покрытия. Устройство такого шва позволяет избежать растрескивания при изменении температуры воздуха.

Несколько советов тем, кто собирается делать садовые дорожки самостоятельно.

Если грунт в основании тротуара или площадки рыхлый, неоднородный, или просто вызывает сомнения, нужно армировать бетонное покрытие дорожной сеткой с размером ячейки 100х100 или 150х150 мм. Также обязательно нужно армировать полотно подъездных путей к участку.

Очень важно использовать качественные материалы – товарный бетон , бордюрный камень, плитку, покупая их у производителей, которые постоянно контролируют качество продукции и дорожат репутацией предприятия.

При заказе готовой бетонной смеси нужно заказывать ее примерно на 10% больше расчетной. Во-первых, если раствора не хватит, ни одна компания не привезет вам раствор меньше минимально возможной нормы. Во-вторых, при выгрузке раствора в промежуточную емкость часть ее неизменно прилипнет к стенкам.

Если готовите бетон своими руками , желательно делать это поближе к месту работ, чтобы выгружать смесь прямо на дорожку или не терять много времени дорогу к емкости с раствором и обратно. По окончании работ нужно сразу же тщательно вымыть все инструменты.

Для придания дорожке повышенной крепости, можно ее зажелезнить: для этого нужно в еще влажную смесь втирать просеянный цемент до появления глянцевого блеска на поверхности.

КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГЕНПЛАНА

МОССТРОЙЛИЦЕНЗИЯ

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
НА УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ
ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ

ВСН 15-95

МОСКВА - 1998

Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит (взамен ВСН 6-76) разработана кандидатами технических наук В. М. Гольдиным, Л. В. Городецким, Р. И. Бега (НИИМосстрой) при участии Ю. И. Столярова, к. т. н. В. Д. Фельдмана (Мосстройлицензия).

Инструкция обобщает накопленный за период с 1976 по 1995 гг. опыт службы тротуаров на эксплуатируемых улицах.

Инструкция составлена с учетом нового ГОСТа на тротуарные плиты, разработанного НИИМосстроем, Мосинжпроектом и Академией коммунального хозяйства.

Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект, трестом Гордорстрой, муниципальным предприятием Мосинжстрой.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция распространяется на устройство в летний и зимний периоды в г. Москве тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и площадок из бетонных плит, выпускаемых заводами МПХК Моспромстройматериалы и удовлетворяющих ГОСТ 17608-91 .

1.2. Конструкции тротуаров следует принимать по альбому СК 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы». Строительство тротуаров производят с учетом действующих норм.

1.3. Тротуары и пешеходные дорожки должны располагаться между проезжей частью и застройкой; между проезжей частью и газоном; между газонами, в полосе зеленых насаждений.

Расчетная ширина одной полосы пешеходного движения принята 0,75 м.

1.4. Приняты конструктивные элементы тротуаров: песчаный подстилающий слой; основания из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона; покрытие из плит.

Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включает следующие этапы: рытье и уплотнение корыта, установка бортового камня, устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе и заполнение швов.

1.5. Покрытие тротуаров, садово-парковых дорожек и площадок осуществляют из сборных квадратных (К), прямоугольных (П), шестиугольных (Ш), фигурных бетонных плит и элементов мощения (Ф) и элементов декоративных дорожных (ЭДД). Виды, марки и размеры тротуарных плит согласно ГОСТ 17608-91 представлены в .

Виды, марки и размеры тротуарных плит

Тип плиты, марка плиты

Размеры плиты, мм

а

б

Толщина плиты

на щебеночных и бетонных основаниях А

на песчаных и стабилизированных основаниях Б

в местах заезда тяжелого транспорта на тротуар В

Квадратные плиты

1К.5, 1К.6, 1К.8

2К.5, 2К.6, 2К.10

3К.5, 3К.6, 3К.10

4К.5, 4К.7, 4К.10

5К.5, 5К.7, 5К.10

6К.5, 6К.7, 6К.10

7К.6, 7К.8, 7К.10

8К.8, 8К.10

1000

Прямоугольные плиты

1П.5, 1П.6, 1П.10

2П.5, 2П.7, 2П.10

3П.5, 3П.7, 3П.10

4П.6, 4П.7, 4П.10

5П.6, 5П.7, 5П.10

1000

6П.8, 6П.10

Шестиугольные плиты

1Ш.5, 1Ш.6, 1Ш.10

2Ш.6, 2Ш.7, 2Ш.10

3Ш.6, 3Ш.8, 3Ш.10

Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины пропитки подстилающего слоя

2.10. Устройство подстилающего слоя следует производить с учетом завершения уплотнения песка до начала его смерзания.

2.11. Бортовые камни, отделяющие проезжую часть от тротуаров, изготавливают из гранита, бетона или железобетона и устанавливают на бетонное основание.

2.12. Для отделения тротуара от газонов устанавливают бетонные бортовые камни размером 1000×200×80 мм (БР 100.20.8).

2.13. Бетонные бортовые камни БР 100.20.8 устанавливают вручную на бетонное основание толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой.

2.14. Ширина шва между бортовыми камнями не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементным раствором состава 1: 4, после чего расшивают раствором состава 1: 2.

2.15. В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть толщиной 7 см выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см- из сухой смеси.

Песчано-цементный раствор применяют марки не ниже 50 и изготавливают его в заводских условиях. Ориентировочный состав на 1 м 3 раствора марки 50: цемент марки 400 - 155 кг, воды - 170 л, песка - 1650 кг. Сухую песчано-цементную смесь приготовляют так же, но без добавления воды при естественной влажности песка 5 - 6 %.

2.16. В зимнее время песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях на подогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре наружного воздуха не ниже - 15 °С, не допуская разрыва во времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.

2.17. Уплотнение песчано-цементного раствора производится виброрейками и виброплощадками.

2.18. Основания из щебня устраивают при помощи щебнеукладчиков, при площади тротуара менее 1000 м 2 щебень можно разравнивать автогрейдером или бульдозером способом «от себя».

2.19. Щебеночные смеси оптимальной влажности (4 - 6 % по массе, марки по дробимости в цилиндре не ниже 400) доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают в приемный бункер щебнеукладчика или на подготовленное земляное полотно.

Смесь укладывается в дорогу не позже 3-х часов после доставки на место работ. Уплотнение смеси производят самоходными катками статического действия весом 5 - 10 т или вибрационными - весом 1,5 - 3,5 т. Проверка плотности основания из щебня производится тяжелым катком, после прохода которого основание не должно иметь заметных деформаций.

2.20. При устройстве оснований из тощего бетона применяют марку бетона М100. Ориентировочный расход материалов на 1 м 3 бетонной смеси составляет: цемент марки 400 - 90 - 100 кг, щебень фр. до 40 мм - 1440 - 1400 кг, песок - 650 - 600 кг, вода - 120 - 130 кг. Раскладка тощего бетона осуществляется бетоноукладочными машинами, щебнеукладчиком. Уплотнение производят 5-тонными моторными катками 8 - 10 проходами по одному следу.

2.21. Для устройства бетонного основания применяют бетон марки 100. Устройство бетонного основания производится по спланированному и уплотненному песчаному подстилающему слою бетоноукладочными машинами или экскаватором Э-153 с навесным оборудованием. В последнем случае уплотнение смеси производится виброрейкой или площадочным вибратором. Через каждые 30 - 40 м в основании устраивают температурные швы шириной 20 мм.

2.22. На свежеуложенное бетонное основание наносится пленкообразующий материал - битумная эмульсия - из расчета 0,7 кг/м 2 .

2.23. Устройство бетонного основания в зимнее время допускается при температуре, наружного воздуха до - 15 °С. Укладку бетонной смеси следует производить на подготовленный до наступления морозов песчаный подстилающий слой.

3. УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЯ

3.1. Плиты доставляют на объект автотранспортом в специальных контейнерах. Погрузочно-разгрузочные работы и монтаж покрытия из плит с размером сторон 100 см производят при помощи навесного оборудования конструкции СУ-32 Треста строительства набережных к 3- 5-тонному автокрану или автопогрузчику ().

Плиты с размером сторон до 50 см можно укладывать в покрытия специальным вакуум-захватом конструкции ГДС-1 () или вручную.

3.2. Раскладка плит может осуществляться по различным схемам ().

3.3. Укладку плит следует производить поперечными рядами от края и до края. Перед укладкой плит должны быть разбиты и закреплены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит ().

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные».

2. ГОСТ 6665-91 «Камни бортовые бетонные и железобетонные. Технические условия».

3. СНиП Ш-4-80 * «Техника безопасности в строительстве».

4. Альбом СП 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы» Мосинжпроект. НИИМосстрой.

6. Инструкция по строительству полносборных городских дорог (ВСН 1-94). Департамент строительства.

7. Технические указания на устройство тротуаров из бетонных плит (ВСН 26-76). Главмосинжстрой.

8. Нормаль на конструкцию тротуаров и отмосток, 1976. Главмосстрой.

9. Тимофеев А. А. Сборные бетонные и железобетонные покрытия городских дорог и тротуаров. 1986. Стройиздат.

10. Гольдин В. М., Бега Р. И. Сборные покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, 1973, ЦБНТИ Мосжилкомхоза РСФСР.

ТР 158-04


В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В. Городецкий, к.т.н. Р.И. Бега, В.Ф. Демин (ГУП «НИИМосстрой»), С.М. Аракельянц, к.т.н. И.И. Давитнидзе (ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис»), В.Н. Аракельянц (ЗАО «СДМ Гидропривод»).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г. Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.


Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины l к толщине h больше 4, при меньших значениях l/h ?4 - мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.3. Для решения эстетических, архитектурных и функциональных задач в современном городском строительстве бетонные плиты и мелкоразмерные элементы мощения могут иметь различные формы и размеры, которые не всегда являются кратными ширине полосы пешеходного движения (0,75 см), принятыми в ГОСТ 17608-91*.

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.5. Плиты и элементы мощения для устройства сборных покрытий (в том числе с декоративной и цветной поверхностью) могут быть изготовлены по различным технологиям, обеспечивающим получение физико-механических свойств, соответствующих требованиям ГОСТ 17608-91*.


1.6. Толщина тротуарных плит и мелкоразмерных элементов выбирается в соответствии с проектом. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение - 4 - 6 см; если допускается движение легковых автомобилей - ? 6 - 8 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей - ? 8 - 10 см.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис. 1.

Рис. 1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов


1 - плиты; 2 - рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 - основания из песчано-цементной смеси, бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 - песчаный морозозащитный слой; 5 - мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 - полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита; 8 - базальтовая сетка.

2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

2.1. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытий с послойным уплотнением.

2.2. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м 3 до 1,0 м 3 , бульдозеры мощностью 80 - 250 л.с., мелкие и среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10, ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы, дорожки и др.

2.3. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м.

2.4. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производится с соблюдением продольных и поперечных уклонов.


Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной (табл. 1).

2.5. Уплотнение грунтов земляного полотна, включая засыпку траншей и котлованов, необходимо производить при оптимальной влажности до требуемой плотности, которая соответствует коэффициенту уплотнения не менее 0,98 при его замере через 25 м в точках по поперечному сечению. Уплотняющая техника выбирается в зависимости от вида грунта и толщины отсыпанного слоя (табл. 2).

Таблица 1

Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности

Таблица 2

Машины для уплотнения грунтов


Примечание: Связный грунт - грунт, содержащий глинистых частиц ±12 %.

Несвязный грунт - грунт, содержащий глинистых частиц ±3 %.

Ориентировочно необходимое число проходов уплотняющей техники по одному следу для связных грунтов должно быть не менее 12, для несвязных - 8.

2.6. Поверхность земляного полотна планируется так, чтобы просвет под трехметровой рейкой, характеризующий ровность поверхности, не превышал 1 см.

2.7. Для осушения верхней части земляного полотна и дорожной одежды устраивают дренаж мелкого заложения. Работы по устройству дренажа выполняются непосредственно перед распределением песчаного подстилающего слоя.

2.8. В качестве дренажа мелкого заложения могут быть использованы керамзитобетонные трубофильтры, перфорированные асбоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы, стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от заиливания муфтами и фильтрами, в качестве последних могут быть использованы каменные, нетканые синтетические материалы.

2.9. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика, устройство в нем подушки под трубы, укладку труб с фильтрами, сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками, заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтрами обращены против уклона.

2.10. Выпуск воды из дрены осуществляют в водоприемные колодцы, причем конец трубы должен выступать на 5 см относительно стенки колодца.

2.11. Зазоры между трубчатыми дренажами и стенками колодцев должны быть тщательно заделаны цементно-песчаным раствором 1: 3 или герметикой.

2.12. При неблагоприятных гидрологических условиях для повышения несущей способности земляного полотна по нему могут укладываться различные геотекстильные материалы в соответствии с ТР 128-01 «Технические рекомендации по технологии строительства дорог с применением дорнита и других геотекстильных материалов и геосеток» (ГУП «НИИМосстрой»).

3. УСТРОЙСТВО ПЕСЧАНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ

3.1. Устройство песчаного подстилающего слоя должно производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85* «Автомобильные дороги» и проектом производства работ.

3.2. Толщина песчаного подстилающего слоя должна соответствовать проекту или назначаться в зависимости от вида грунта земляного полотна и гидрогеологических условий согласно альбому СК 6101-91, разработанному институтами ГУП «Мосинжпроект» и ГУП «НИИМосстрой», и составлять 10 - 30 см (±1 см).

3.3. Для устройства подстилающего слоя должны применяться пески с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут.

3.4. В зимнее время к устройству подстилающего слоя приступают после предварительной очистки земляного полотна от снега и наледи.

3.5. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время его транспортировку необходимо осуществлять в большегрузных автосамосвалах.

3.6. Разравнивание песка производят способом «от себя» бульдозерами и автогрейдерами, а на узких тротуарах и пешеходных дорожках - автопогрузчиками с навесным оборудованием.

3.7. В летнее время песчаный подстилающий слой в увлажненном состоянии уплотняют катками, применяемыми для уплотнения земляного полотна (табл. 2).

3.8. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2 %-ным раствором хлористого кальция (СаСl 2). Необходимое количество хлористого кальция на 1 м 2 поверхности подстилающего слоя при объемной массе песка 1700 кг/м 3 приведено в табл. 3.

Таблица 3

Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины пропитки подстилающего слоя

3.9. Устройство подстилающего слоя следует производить с учетом завершения уплотнения песка до начала его смерзания. Допустимые промежутки времени с момента начала распределения песка по земляному полотну до требуемой нормами степени уплотнения приведены в табл. 4.

Таблица 4

Допустимое время устройства песчаного слоя в зависимости от температуры воздуха

Примечание: В ветреную погоду указанное время должно быть сокращено в 1,5 - 2,0 раза

3.10. Коэффициент уплотнения песчаного подстилающего слоя доложен быть не менее 0,98. Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать проектным с точностью ±5 мм.

3.11. Движение транспорта по готовому песчаному подстилающему слою запрещено.

3.12. В зимнее время после устройства подстилающего слоя последующие работы по строительству основания и покрытия следует производить без значительного разрыва во времени.

4. УСТАНОВКА БОРТОВОГО КАМНЯ

4.1. При устройстве тротуаров, дорожек, различных площадок и площадей и т.п. можно применять бортовые камни из горных пород (ГОСТ 6666-81*), бетона (ГОСТ 6665-91), а также из пластбетона и бетонов, модифицированных продуктами переработки бетонных и железобетонных изделий, изношенных автопокрышек и армированных металлическими и базальтовыми фибрами, конструкции и технология изготовления которых разработаны НИИМосстроем.

Для улучшения эстетического вида покрытий из сборных элементов и повышения их долговечности в условиях эксплуатации в дополнение к ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные бортовые» НИИМосстроем разработаны прямолинейные и криволинейные бортовые камни различных размеров и конструкций.

4.2. Номенклатура криволинейных бортовых камней и общий вид криволинейных бортовых камней приведены в приложении 3 и на рис. 2.

4.3. Бортовой камень должен быть установлен до начала работ по устройству сборного покрытия.

4.4. Бетонные бортовые камни, в т.ч. криволинейные, устанавливаются, как правило, вручную с помощью клещевых или П-образных приспособлений (рис. 3). Бортовые камни всех типоразмеров устанавливаются на бетонное основание толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный подстилающий слой. После его установки устраивается бетонная обойма в опалубке на высоту 10 см. В зимнее время бетонную обойму необходимо предохранять от промерзания. Обеспечение проектного положения камней в плане и профиле достигается установкой их по шнуру и осадкой деревянной трамбовкой.

Рис. 2. Общий вид криволинейных бортовых камней

Примечание. Криволинейные бортовые камни для тротуаров, пешеходных улиц могут изготавливаться также со скосами только с внутренней стороны или без них.

Рис. 3. Ручное оборудование для установки бортовых камней.

4.5. Ширина швов между бортовыми камнями, в т.ч. и на закруглениях, не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементно-песчаным раствором состава 3: 1, после чего расшивают раствором состава 1: 2.

4.6. Бортовой камень должен быть установлен не позже, чем за три дня до начала работ по строительству сборного покрытия с тем, чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бортовыми камнями набрали достаточную прочность.

5. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ

5.1. Основания под покрытия из сборных изделий устраивают из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона толщиной в зависимости от проектных решений или ориентировочно в соответствии с табл. 5.

Таблица 5

Примечание. Песок для устройства основания под плиты рекомендуется применять с М кр ± 1,8.

5.2. При укладке плит непосредственно на песчаный подстилающий слой или песчаное основание верхний слой толщиной 3 см должен устраиваться из рыхлого песка или сухой песчано-цементной смеси для окончательной посадки плит до заданной отметки.

5.3. В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см - из сухой смеси.

Песчано-цементный раствор применяют марки не ниже «50» и приготавливают его в заводских условиях. Ориентировочный состав на 1 м 3 раствора марки «50»: портландцемент марки «400» До - 155 кг, воды - 170 л, песка - 1650 кг. Сухая песчано-цементная смесь приготавливается также, но без добавления воды при естественной влажности песка 5 - 6 %.

5.4. В зимнее время песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях на подогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре наружного воздуха не ниже -15 °С.

Не допускается разрыв во времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.

5.5. Уплотнение песчано-цементного раствора производится виброрейками и виброплощадками.

5.6. Основания из уплотняемых щебеночных смесей выполняют из приготовленных в заводских условиях путем смешения требуемого количества различных фракций известнякового щебня или гравия до получения однородного материала с добавлением оптимального количества воды.

Марка щебня по дробимости в цилиндре не должна быть ниже 400, по морозостойкости не ниже 25.

5.7. Для оснований под сборные покрытия тротуаров, площадок и др. следует использовать среднезернистый тип щебеночных смесей (табл. 6).

Для тротуарных плит может быть использован I и II типы смесей, для мелкоразмерных элементов II тип.

Таблица 6

Зерновой состав щебеночных смесей для оснований тротуаров

Тип смеси

Не менее 0,05

Среднезернистый

5.8. Щебеночные смеси оптимальной влажности (4 - 6 % по массе) доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают на подготовленный песчаный подстилающий слой, специальную площадку или в приемный бункер щебнеукладчика, используемого при значительных объемах работ.

При площади основания менее 1000 м 2 щебень можно разравнивать автогрейдером или бульдозером способом «от себя».

5.9. Смесь после приготовления укладывают в дорогу не позднее 3 ч.

Основания следует устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 0 °С. При отрицательных температурах разрешается укладывать смеси специального состава с противоморозными добавками.

5.10. Уплотнение щебеночного основания производится самоходными катками с металлическими вальцами массой 5 - 10 т или вибрационными массой 1,5 - 3 т.

5.11. Основания из щебеночных смесей уплотняют самоходными катками не менее чем за 10 проходов. Во всех случаях проверка качества уплотнения основания производится тяжелым катком, после прохода которого не должен оставаться след.

5.12. Не допускаются отклонения в щебеночном основании более: по высоте - 50 мм; по толщине укатанного слоя - ±10 %; по поперечным уклонам - ±10 %. Величина просвета под рейкой длиной 3 м, характеризующая ровность поверхности основания, не должна превышать 5 мм.

5.13. Устройство покрытия по щебеночному основанию, выполненному в зимний период, производится, как правило, весной после его оттаивания и дополнительного уплотнения.

5.14. При устройстве основания из укатываемого малоцементного бетона применяют класс бетона В7,5 (М100) с маркой по морозостойкости не ниже F100.

5.15. Малоцементный укатываемый бетон для основания целесообразно приготавливать на известняковом щебне прочностью при сжатии не менее 400 МПа. В качестве крупного заполнителя для укатываемого бетона допускается использование щебня из гравия или гравия, а также мелких и крупных заполнителей с частичной заменой природных материалов продуктами переработки бетонных, железобетонных и асфальтобетонных материалов, изношенных автопокрышек в соответствии с требованиями ТР 138-03 «Технические рекомендации по применению укатываемого бетона».

5.16. Приготовленная в заводских условиях малоцементная смесь должна доставляться на строительный объект в автосамосвалах с кузовами с задней разгрузкой и снабженных специальными защитными средствами от влияния погодных условий.

5.17. Время транспортирования малоцементной смеси не должно превышать 30 мин при температуре воздуха от +20 °С до +30 °С и 60 мин - при температуре воздуха ниже +20 °С. Время после приготовления смеси и до её окончательного уплотнения в зависимости от погодных условий не должно превышать также 120 - 180 мин.

5.18. При отрицательных температурах воздуха в малоцементную бетонную смесь следует вводить противоморозные добавки: хлористые соли натрия и калия (ХН, ХК), нитрита натрия (НН), нитрит-нитрат-хлорид кальция (ННХК) и формиат натрия (ФН) (табл. 7).

Температура воздуха при бетонировании, °С

ХК (СаСL 2)

5.19. Раскладка малоцементной смеси может осуществляться различными бетоноукладчиками, щебнеукладчиком, погрузчиками с навесным оборудованием.

5.20. Толщина распределенного слоя должна быть ориентировочно на 10 - 15 % больше требуемой толщины уплотненного слоя и уточняться в процесс работы.

5.21. Уплотнение смеси производят 5-тонными моторными катками ориентировочно 8 - 10 проходами по одному следу.

Уплотнение считается достаточным, если при проходе тяжелого катка на поверхности основания из малоцементного бетона не остается следа. Поверхность основания из укатываемой смеси должна быть ровной, без бугров, волн, впадин. При контроле поверхности основания трехметровой рейкой просвет не должен превышать 5 мм.

5.22. В основаниях из малоцементных укатываемых смесей устраивают только швы сжатия и рабочие в конце смены. Швы сжатия устраивают в свежеуложенном или отвердевшем бетоне через каждые 30 - 40 м в зависимости от температуры воздуха во время бетонирования от +5 °С до +20 ?С соответственно.

5.23. В конце рабочей смены и при бетонировании более 2-х часов в бетонных основаниях устраивают рабочие швы с обмазкой их битумом.

5.24. После нарезки швов в отвердевшем бетоне производят их очистку сжатым воздухом и заполнение герметиком. Заполнение швов осуществляют в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5 °С. Для заполнения швов могут быть использованы: резино-битумные мастики (РБВ-25, 35, 50); полимерно-битумные мастики (ПБМ-1, ПБМ-2); полимерный герметик; гидром.

5.25. На свежеуложенное бетонное основание наносится пленкообразующий материал - битумная эмульсия из расчета 0,7 кг/м 2 или его закрывают пленочными материалами. В зимнее время рекомендуется укрывать геосинтетическим материалом типа дорнит.

5.26. Устройство бетонного основания в зимнее время допускается при температуре наружного воздуха до -15 °С.

6. УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЙ ИЗ ПЛИТ И МЕЛКОРАЗМЕРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

6.1. Выбор конструкции из сборных изделий определяется видом и интенсивностью ожидаемой нагрузки, эстетическими концепциями проекта, технологией укладки и принимается в соответствии с технической документацией и требованиями пунктов 1.7 - 1.9 и рис. 1 настоящих рекомендаций.

6.2. На городских пешеходных зонах или больших площадках, где визуально привлекательно чередование укладки плит различных размеров и мелкоразмерных элементов, толщину конструктивных слоев назначают, исходя из принятой для изделий с меньшей толщиной.

6.3. При устройстве сборных покрытий, на которые возможен заезд транспорта, следует уделять внимание характеру укладки плит, принимая во внимание, что устройство их под углом 45° к направлению движения или в шахматном порядке максимально уменьшит сдвиг плит. Мелкоразмерные элементы в таких случаях должны иметь толщину не менее 10 см.

6.4. На объект плиты и мелкоразмерные элементы доставляются автотранспортом в специальных контейнерах.

Для механизированной укладки плиты могут доставляться на поддонах или в пакетах с прокладками между изделиями.

6.5. Раскладка плит и мелкоразмерных элементов мощения может осуществляться по различным схемам (приложения 4 - 6).

6.6. Укладку плит и мелкоразмерных изделий следует осуществлять от какой-либо условной линии: кромки бортового камня, параллельно которой расположены швы, или верстового ряда, уложенного перпендикулярно к бортовому камню, в обе стороны или в одну от него, но всегда навстречу уклону.

6.7. Укладка изделий ведется с уложенного покрытия. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда.

6.8. Укладку изделий можно осуществлять механизированным способом или вручную.

6.9. Ширина шва между смежными плитами с размером сторон 100 см должна быть 8 - 12 мм, с размером сторон до 50 см - 5 - 8 мм. Ширина шва между мелкоразмерными элементами должна составлять 3 - 5 мм.

Швы заполняются песчано-цементной смесью в соотношении 3: 1.

6.10. При устройстве декоративных покрытий ширина швов должна быть увеличена до 50 мм. Швы в данном случае заполняются дерном или растительным грунтом и засеиваются газонной травой (приложение 7).

6.11. В случае, если изделие имеет шпунтовое соединение, то через 7 - 10 м в покрытии следует устраивать температурные швы.

6.12. Швы расширения устраивают шириной 10 мм через 50 м. Расположение швов расширения в покрытии из фигурных элементов представлено в приложении 8.

Швы расширения заделываются мастиками.

6.13. Мелкоразмерные элементы мощения укладывают в покрытие плитоукладочными машинами (приложение 9) или вручную, а тротуарные плиты с помощью автомобильных и пневмоколесных кранов, автопогрузчиков с навесным оборудованием.

При укладке плит с размером стороны 100 см выравнивание их производят при помощи такелажных багров после того, как нижняя плоскость плиты опущена краном на 2 - 3 см ниже верхней плоскости уложенных смежных плит. Недопустимы перекосы плиты и обламывание кромок плит.

6.14. Выравнивание уложенных плит осуществляется легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или песчано-цементной смеси срезают ручным шаблоном.

6.15. Сборные покрытия, особенно при больших площадях, после предварительной осадки изделий и выравнивания их деревянными молотками рекомендуется уплотнять при помощи виброплит, разработанных «СДМ Запчасть-Сервис» и ЗАО «СДМ Гидропривод». На рис. 3 показаны 2 типа виброплит для уплотнения сборных покрытий, одна из которых оснащена рамой с тремя катками, поверхность которых обернута специальным резиновым материалом. Ширина уплотняющей поверхности такой плиты составляет 700 мм. Характеристика базовой виброплиты приведена в табл. 8.

6.16. При устройстве сборных покрытий в зимнее время целесообразно до наступления устойчивой отрицательной температуры подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие. Укладка выравнивающего слоя на подготовленное основание производится непосредственно перед монтажом.

6.17. При укладке плит на основание из малоцементного укатываемого бетона в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его при помощи раствора СаСl 2 наносимого на поверхность в количестве 1 л/м 2 . Можно оттаивать при помощи нагретого до 180 - 200 °С горячего песка толщиной 5 - 7 см с последующим его удалением.

6.18. По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают нагретый до температуры не более 35 °С цементно-песчаный раствор толщиной до 20 мм.

6.20. Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовительные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, материалом типа «дорнит» с пленочным укрытием или специальными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 °С не рекомендуется.

Таблица 8

Характеристика виброплиты ВП-070, изготовленной «СДМ Запчасть-Сервис» и ЗАО «СДМ Гидропривод»

Эксплуатационная сухая масса, кг, не более

Ширина уплотняющей поверхности, мм

Эффективная рабочая поверхность, м 2 , не менее

Глубина уплотнения, не менее

Сила уплотнения, кН, не менее

Частота вибрации, Гц

Производительность, теоретическая при 1 проходе, м 2 /ч

Скорость перемещения плиты, м/мин

Габариты виброплиты, мм, не более

Габариты в транспортном положении

Вид масла вибратора

Объем масла в вибраторе, мл

Тип двигателя

Мощность двигателя, кВт/л.с.

2,9/4,0 (2,6/3,5)

Вид топлива

Бензин АИ-92

Вид охлаждения двигателя

Воздушный

Вид масла двигателя:

SAE 10 W 30, SAE 20W

Емкость топливного бака двигателя, л, не менее

Время работы без дозаправки топливом, ч

Емкость бака для воды, л

7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

7.1. Работы по строительству конструкций из плит и элементов мощения должны быть выполнены в соответствии с требованиями проекта, СНиПов, действующих нормативно-технических документов или настоящих технических рекомендаций.

7.2. Работы по устройству тротуаров, площадок, дорожек и др. должны выполняться с пооперационным их контролем с помощью технического персонала строительных фирм и периодическим контролем специализированными лабораториями.

7.3. Лаборатория должна регулярно осуществлять контроль качества материалов, изделий, оценивать соответствие их действующим ГОСТам и Техническим рекомендациям.

7.4. При приемке конструктивных слоев тротуаров, площадок, пешеходных улиц, дорожек должно быть проверено соответствие утвержденному проекту устройство подстилающего слоя, основания, дренажных устройств и водоотвода. Проверка ведется по актам на скрытые работы, журналам производства работ и лабораторным данным.

7.5. При приемке готового покрытия проверяют:

Соответствие продольного и поперечного профиля покрытия проекту (выполняется контрольным нивелированием);

Ширину швов и качество их заделки;

Превышение смежных плит;

При наличии поврежденных плит или элементов мощения они должны быть заменены.

7.6. Отклонения от проектных размеров при устройстве сборных покрытий:

Ширина покрытия ±5 см;

Просвет под трехметровой рейкой ±3 мм;

Превышение граней смежных плит сборных покрытий ±3 мм.

8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

8.1. Техника безопасности на строительных объектах должна соблюдаться в соответствии с требованиями норм и правил СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве».

8.2. Санитарно-бытовые помещения на объектах должны быть оборудованы в соответствии с гигиеническими требованиями Министерства здравоохранения России.

8.3. К работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе безопасным методам работы и проинструктированные непосредственно на рабочем месте. Проверка знаний производится ежегодно комиссией, после чего рабочим выдаются удостоверения.

8.4. За соблюдением правил техники безопасности при строительстве несет ответственность главный инженер фирмы-производителя работ.

8.5. Проверка знаний по технике безопасности инженерно-технических работников должна производиться ежегодно. При неудовлетворительных знаниях главный инженер фирмы обязан не допускать инженерно-технический персонал к руководству работами.

8.6. Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным ручным инструментом в соответствии с требованиями ГОСТ 28010-88.

8.7. При производстве работ в зимнее время для обогрева рабочих устанавливаются периодические перерывы продолжительностью 10 мин при температуре от -20 °С до -30 °С и полное прекращение работ при температуре ниже -30 °С.

8.8. Рабочую зону необходимо оградить. С наступлением темноты в зоне работ должны быть установлены сигнальные лампы красного цвета. Осветительные лампы мощностью до 200 Вт подвешивают на высоте 2,5 - 3 м, а более 200 Вт - на высоте 3,5 - 10 м.

8.9. Лица, занятые приготовлением и нанесением пленкообразующих материалов, должны работать в комбинезонах, брезентовых рукавицах и защитных очках.

Запрещается курить и пользоваться открытым огнем при работе с пленкообразующими материалами, содержащими огнеопасные вещества.

8.10. При переносе изделий и др. материалов вручную в процессе строительства, ремонта и реконструкции тротуаров, площадок, дорожек и др. предельная норма для каждого рабочего не должна превышать 50 кг.

8.11. Ответственность за исправность машин и механизмов, используемых на строительстве, несет начальник участка.

9. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9.1. При проведении работ по строительству конструкций с покрытиями из сборных элементов, а также при выполнении их текущего и капитального ремонтов следует осуществлять мероприятия и работы по охране окружающей природной среды в соответствии с требованиями СНиП 22-01-95 и СНиП 22-02-2003.

9.2. В подготовительный период перед выполнением работ по устройству конструкции тротуаров, площадок, пешеходных улиц и т.п. из бетонных изделий следует:

Оградить участок производства работ;

Произвести пересадку деревьев со строящегося объекта;

Оградить оставшиеся деревья рядом со строящимися тротуарами, площадками и т.п. во избежание их повреждения;

Оборудовать на строительной площадке места для заправки горючим и водой дорожно-строительных машин.

9.3. В процессе строительства и реконструкции тротуаров следует обеспечить безопасность населения на прилегающей к объекту территории, не допускать загрязнения атмосферного воздуха.

9.4. Все ИТР и рабочие должны пройти инструктаж по охране окружающей среды в пределах строящегося объекта.

9.5. Территория строительной площадки после окончания работ по устройству дороги должна быть очищена от строительного мусора и спланирована по проектным отметкам.

10. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРОТУАРОВ

10.1. Для поддержания тротуаров в исправном виде следует осуществлять:

Текущий ремонт;

Капитальный ремонт.

10.3. Текущий ремонт проводится каждые 3 года и включает работы по устранению мелких дефектов, масляных пятен, трещин и разрушений отдельных плит и мелкоразмерных элементов мощения.

10.4. Масляные пятна удаляют при помощи различных адсорбционных порошков, в том числе и бытовых моющих средств. Аэрозольные краски, нанесенные на бетонные изделия при помощи пульверизатора, удаляют ацетоном.

Битум с бетонных плит удаляют механическими средствами или вручную. На оставшееся пятно наносят смесь бензина с маслом и ремонтируемый участок покрывают полиэтиленовой пленкой для уменьшения испарения бензина.

10.5. Трещины, сколы, выбоины, каверны, раковины или шелушение поверхности бетонных изделий, в т.ч. цветных, в зависимости от вида дефектов и объема работ по реконструкции могут быть устранены при помощи различных составов и технологических приемов в соответствии с требованиями ТР 101-99 «Технические рекомендации по применению бетона с материалом «Акватрон-6» для дорожного строительства» (ГУП «НИИМосстрой»).

10.6. При текущем ремонте, в случае необходимости, выравнивают основание. Разрушенные плиты удаляют и заменяют новыми, которые укладывают на песчано-цементный раствор или сухую цементно-песчаную смесь.

В этом случае швы между уложенными плитами прочищают сжатым воздухом и заливают песчано-цементным раствором 3: 1 на высоту шва.

10.7. Капитальный ремонт предусматривает полную или частичную смену конструктивных элементов сборных покрытий плит или мелкоразмерных элементов, основания, подстилающего слоя. При этом земляное полотно должно быть дополнительно уплотнено (К упл. ? 0,98).

10.8. Конструктивные элементы под сборные покрытия при капитальном ремонте выполняются так же, как при строительстве (см. разделы 3 - 5).

Приложение 1

Характеристика мелкоразмерных элементов

Един. изм.

Характеристика элементов для решетчатых плит с ячейками, мм

Размеры элементов

Масса изделия

Объем бетона

Количество в 1 м 3

35, 40 (450, 500)

35, 40 (450, 500)

Прочность бетона к моменту отпуска изделий в:

% от марочной прочности

летнее время

зимнее время

не менее 200

Водопоглощение

не более 6

Истираемость

не более 0,8

Приложение 2

Характеристика решетчатых плит из мелкоразмерного бетона

Физико-механические свойства плит

Един. изм.

Характеристика изделий с ячейками, мм

Масса изделия

Объем бетона

Количество в 1 м 3

Класс (марка) бетона по прочности на сжатие

35, 40 (450, 500)

35, 40 (450, 500)

Прочность бетона к моменту отпуска изделия в:

% от марочной прочности

летнее время

зимнее время

Марка бетона по морозостойкости в солевых растворах

не менее 200

не менее 200

Водопоглощение

не более 6

не более 6

Истираемость

не более 0,8

не более 0,8

Приложение 3

Номенклатура криволинейных бортовых камней для тротуаров, пешеходных улиц, дорожек

Размеры, мм

БК 100.20.8.5.

БК 100.20.8.8.

БК 100.20.8.12.

БК 100.20.8.15.


Вид фрагментов покрытия из мелкоразмерных элементов

Фрагмент покрытия из мелкоразмерных плит с использованием цветных изделий

Приложение 7

Вид фрагментов покрытия и швов с заполнением отверстий газонной травосмесью

а) решетчатых плит; б) декоративных швов


Приложение 8

Схема расположения швов расширения в покрытии тротуара из мелкоразмерных фигурных элементов


Приложение 9

Общий вид плитоукладочной машины фирмы «Optima»

Приложение 10

Виброплиты для уплотнения и посадки сборных покрытий, оснащенные рамой на роликах (а) и без нее (б)

1. Общие положения. 1

2. Подготовка земляного полотна и устройство дренажей мелкого заложения. 2

3. Устройство песчаного подстилающего слоя. 4

4. Установка бортового камня. 5

5. Устройство основания. 6

6. Устройство покрытий из плит и мелкоразмерных элементов. 9

7. Контроль качества работ. 11

8. Требования безопасности. 12

9. Охрана окружающей среды.. 12

10. Эксплуатация тротуаров. 13

Приложение 1. Характеристика мелкоразмерных элементов. 14

Приложение 2. Характеристика решетчатых плит из мелкоразмерного бетона. 14

Приложение 3. Номенклатура криволинейных бортовых камней для тротуаров, пешеходных улиц, дорожек. 14

Приложение 4. Схемы раскладки прямоугольных плит. 14

Приложение 5. Вид фрагментов покрытия из квадратных плит с декоративной поверхностью.. 15

Приложение 6. Вид фрагментов покрытия из мелкоразмерных элементов. 16

Приложение 7. Вид фрагментов покрытия и швов с заполнением отверстий газонной травосмесью.. 19

Приложение 8. Схема расположения швов расширения в покрытии тротуара из мелкоразмерных фигурных элементов. 19

Приложение 9. Общий вид плитоукладочной машины фирмы «Optima». 20

Приложение 10. Виброплиты для уплотнения и посадки сборных покрытий, оснащенные рамой на роликах (а) и без нее (б) 20

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С ПОКРЫТИЕМ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007 .

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- типовые чертежи;

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

2.2. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разбивка;

- подготовка корыта под тротуар;

- устройство песчаного подстилающего слоя;

- устройство щебеночного основания;

- устройство покрытия из бетонных плит.

2.4. Для устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600 , отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 ; песок строительный по ГОСТ 8736-93 ; бетонная плитка ТП-5-3 (400х200х50 мм, вес Р=9,6 кг, объем V=0,004 м) по ГОСТ 17608-91 .

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до К=0,95); специальное оборудование UNIMOBIL UM-SM для укладки плит.

Рис.1. Виброплита TSS-VP90T

Рис.2. Устройство для укладки UNIMOBIL UM-SM

Рис.3. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.4. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.6. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011. "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" ;

- СП 126.13330.2012. "Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84" ;

- Пособие к СНиП 3.01.03-84. "Производство геодезических работ в строительстве" ;

- СП 78.13330.2012. "Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" ;

- СП 82.13330.2015. "Благоустройство территорий . Актуализированная редакция СНиП III-10-75 ";

- СНиП 2-07.01-89*. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" ;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. "Организация строительного производства. Общие положения" ;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. "Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ" ;

- ГОСТ 8736-2014. "Песок для строительных работ. Технические условия" ;

- ГОСТ 8267-93. "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" ;

- ГОСТ 17608-91. "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" ;

- СНиП 12-03-2001. "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" ;

- СНиП 12-04-2002. "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" ;

- НПО РОСДОРНИИ-1993 г. "Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" ;

- РОСАВТОДОР-2002. "Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них" ;

- РД 11-02-2006. "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" ;

- РД 11-05-2007. "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" ;

- МДС 12-29.2006. "Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты" .

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- разработать ППР на благоустройство территории и согласовать его с Генеральным подрядчиком и техническим надзором Заказчика;

- решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;

- назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

- обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

- укомплектовать бригаду дорожных рабочих, ознакомить их с проектом и технологией производства работ;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;

- обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь;

- установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ.

3.3. Общие положения

3.3.1. Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины к толщине h больше 4, при меньших значениях 4 - мелкоразмерными элементами.

3.3.2. Плиты из бетонов классов В22,5 и В25 предназначены для устройства покрытий садово-парковых и пешеходных дорожек, тротуаров во внутриквартальных проездах, а плиты из бетона классов В30 и В35 - для покрытий тротуаров на магистралях.

3.3.3. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение - 46 см; если допускается движение легковых автомобилей - 68 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей - 810 см.

3.3.4. Укладку плит следует осуществлять поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

3.3.5. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

3.3.6. Ширина шва между смежными плитами должна быть 58 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3:1.

3.3.7. Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

3.3.8. К устройству покрытия из бетонных плит следует приступать после проверки соответствия проекту положения в плане и высотных отметок основания. Основания должны быть не переувлажненными и не деформированными.

Рис.5. Конструкция тротуара с покрытием из бетонных плит

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. До начала производства работ по устройству покрытия из бетонных плит должны быть выполнены предусмотренные ТК подготовительные работы, в т.ч.:

- принята от заказчика строительная площадка;

- проведен контрольный осмотр рабочей площадки, на предмет проверки всех видимых источников риска, таких как: указатели скрытых средств (не копать, кабель), распределительные шкафы и крышки люков, газо- и водосчетчики, отсутствие наружных коммуникаций вблизи объектов, которые логически должны их использовать и т.д. и выполняет предусмотренные проектом охранные мероприятия;

- выполнена геодезическая разбивка тротуара;

- на объект завезены строительные материалы в необходимом объеме.

3.4.2. Строительная площадка передается лицу, осуществляющему строительство, представителем технического надзора Заказчика по Акту передачи земельного участка под строительную площадку, в соответствии с Приложением Б , СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 .

3.4.3. Геодезическую разбивку устройства тротуара можно производить от оси проезжей части, красных линий, существующей застройки и других постоянных сооружений. Вертикальные отметки покрытия в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера.

3.4.4. Для переноса запроектированного и представленного на чертежах плана устройства тротуара на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них производится разбивка тротуара, процесс которой заключается в следующем:

- по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

- полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками);

- переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера.

3.4.5. От осевой линии тротуара, через 20 м замерами рулеткой в обе стороны разбивают корыто под тротуар и в полученных точках забивают колья, и между ними натягивают шпагат. Проектная отметка по оси (дна корыта) низа дорожной одежды (подстилающего слоя) определяется по формуле:

Где - отметка верха покрытия дорожки;

Глубина корыта;

- ширина корыта;

- уклон корыта.

3.4.6. Поперечные уклоны дна корыта должны быть равны уклонам поверхности покрытия и направляются к лоткам проезжих частей или к дренажам. Толщину слоёв конструкции тротуара в плотном теле, наносят на забитые в дно корыта деревянные колышки.

Разбивку делают на сменный объем работ.

Рис.6. Схема разбивки для укладки плит тротуара

3.4.7. Закрепительные знаки (колышки) сохраняются до сдачи тротуара представителю технического надзора Заказчика. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить. Точность разбивочных работ должна соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84 и СНиП 3.02.01-87 .

3.4.8. Выполненные работы необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта разбивки осей объекта капитального строительства на местности в соответствии с Приложением 2 , РД 11-02-2006 и получить разрешение на отрывку траншеи под установку бортовых камней.

3.4.9. Фракционный щебень и песок грузят на приобъектном складе экскаватором-погрузчиком JCB 3CX m в автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 , а бетонные плитки на поддонах грузят автомобильным стреловым краном КС-45717 в седельный тягач КамАЗ-54115 с полуприцепом СЗАП-93271 и доставляются на объект строительства.

Доставленные на объект фракционный щебень, песок и бетонные плитки следует раскладывать в зоне действия бригады с созданием не менее чем 2-сменного запаса, который должен постоянно пополняться. Поддоны с плитами раскладывают вдоль корыта в линию так, чтобы расстояние их подноски не превышало трех метров.

3.4.10. Не позже чем за смену до устройства тротуара рабочую зону закрывают для движения, устанавливают ограждения, дорожные знаки, подготавливают съезды и объезды.

Рис.7. Схема организации работ по устройству тротуара

1-я захватка - отрывка корыта под тротуар; 2-я захватка - устройство подстилающего слоя песка; 3-я захватка - устройство основания из щебня; 4-я захватка - укладка тротуарных плит; 5-я захватка - заделка швов тротуарных плит

3.5.2. Работы по устройству тротуара выполняются на 5-ти захватках длиной по 50 м.

3.5.3. Бригада при выполнении работ камней делится на два звена. Распределение трудовых обязанностей в звеньях производится следующим образом.

3.5.4. Первое звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2 разрядов и машиниста экскаватора выполняет установку плит. Монтажник 2 разряда подвозит плиты. Монтажники 4 и 3 разрядов укладывают плиты и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.
автоматически обновлена



Похожие статьи