Инновации в работе логопеда доу. Опыт внедрения инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда доу в свете реализации фгос до




Инновация Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. критерием технологии Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ: арт - терапевтические технологии; современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; телесноориентированные техники; «Су – Джок» –терапия; криотерапия; информационные технологии.


Виды арт-терапии: музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах); изо-терапия (нетрадиционные техники рисования); кинезиотерапия (танцетерапия, телесно- ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика); сказкотерапия; куклотератия; мнемотехника; креативная игротерапия (песочная терапия); смехотерапия; ароматерапия; цветотерапия (хромотерапия).


«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.




Коррекционные задачи музыкотерапии: нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); улучшение общего состояния детей; улучшение общего состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);


Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; стимуляции речевой функции; нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации); нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации); формирование навыков словообразования; формирование навыков словообразования; формирование слоговой структуры слова. формирование слоговой структуры слова.


Элементы музыкотерапии Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.


Техники изо-терапии, используемые для развития речи: техника «кляксография»; техника «кляксография»; пальцевая живопись; пальцевая живопись; рисование мягкой бумагой; рисование мягкой бумагой; рисование тычком жёсткой полусухой кистью; рисование тычком жёсткой полусухой кистью; рисование на стекле; рисование на стекле; ниткография; ниткография;


Рисование на манке; рисование на манке; техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.; техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.; техника отпечатывания ватой; техника отпечатывания ватой; техника «оттиск пробками»; техника «оттиск пробками»; рисование ладонями. рисование ладонями.


Телесноориентированные техники: биоэнергопластика– биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; растяжки растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц; упражнения для релаксации упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом; дыхательные упражнения дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.


Развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др. Кинезиологические упражнения – Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:


Логопедический массаж Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.


Пальцевый массаж массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж чётками;








Сказкотерапия– Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.


Коррекционные задачи сказкотерапии: создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи; развитие диалогической и монологической речи; эффективность игровой мотивации детской речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;


Элементы сказкотерапии: сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом; создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка; приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.


Куклотерапия – Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.


Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии: связной речи; ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти; зрительного и слухового внимания; воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.


Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.






Песочная терапия способствует: совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; обогащению словарного запаса; развитию связной речи; побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; развитию фантазии и образного мышления.




Ароматерапия – Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. Виды ароматерапии: ванны; распыление; ингаляциия; массаж.






Возможности использования ИТ в логопедии: повышение мотивации к логопедическим занятиям; организация объективного контроля развития и деятельности детей; расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; возможность быстрого создания собственного дидактического материала; визуализация акустических компонентов речи; расширение спектра невебральных заданий;


Обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной; значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи; за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.



Новые технологиии в логопедии

Новые информационные технологии в логопедической работе

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь Некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс.

Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспита-

ния детей, страдающих речевыми нарушениями вследствие органического поражения центральной нервной системы, при помощи компьютерных технологий, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность нашего исследования. Повторим, что его предметом стало использование компьютерных программ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные формы речевой патологии. Цель исследования заключается в создании системы приемов компьютерно-опосредованного логопедического воздействия на эти нарушения.

Исследование уже более десяти лет проводится на базе Московской областной психоневрологической больницы для детей с поражением центральной нервной системы и с нарушением психики. За этот период компьютерные программы использовались в логопедической работе с более чем тысячью пациентов, имеющих различные речевые нарушения (дизартрию, алалию, задержку речевого развития, дисграфию, дислексию и др., а также задержку психического развития.

В статье представлены данные, полученные при экспериментальной работе по преодолению дизартрии у детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Мы предположили, что специальное включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление дизартрии у детей с ДЦП, оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития.

Экспериментальную группу составили 252 ребенка с дизартрией с 3 до 14 лет. Их логопедическое обследование проводилось с применением НИТ. Особенности нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи у всех испытуемых были обусловлены различными формами дизартрии. При их определении специалистами использовалась классификация И. И. Панченко. В коррекционной работе применялись специально разработанные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия. Обучение экспериментальной группы проводилось 1—3 месяца. Результаты сопоставлялись с данными, полученными в контрольной группе (180 детей, в которой использовались традиционные методы.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в создании научно обоснованной компьютерно-опосредованной логопедической технологии. Его практическое значение состоит в разработке системы приемов эффективной психолого-педагогической и логопедической помощи детям, страдающим дизартрией. Эта система предполагает включение новых компьютерных средств обучения в специальный образовательный процесс.

Планируя ход экспериментального обучения, мы исходили из того, что важнейшей составля-

ющей теоретической основы и пользования НИТ в коррекции но-развивающей деятельности являются уровень актуального развития ребенка и зона его ближайшего развития (по Л. С. Выгот- скому). Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения

речи вследствие поражения центральной нервной системы, должна проводиться с учетом их психофизиологических особенностей, детально исследованных отечественными учеными (Е. Ф. Архиповой Л. А. Даниловой, М. В. Ипполите вой, Р. И. Мартыновой, Е. М. Мае тюковой, И. И. Панченко, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, О. А. Токаревой и др.).

Специальное обучение осуществлялось по индивидуальны коррекционным программам на фоне комплексной лечебной психолого-педагогической помощи больному ребенку.

Этапы обучения

В процессе исследования мы условно выделили три основных этапа обучения. Проанализируем их цели, задачи и основное о держание на примере компьютерной программы «Фонема» фирмы «Дельфа». Она включает серии заданий для коррекции и развития девяти компонентов устной речи: длительного выдоха, слитности речевого дыхания, громкости голоса, продолжительности звучания, произнесений гласных и согласных звуков, тем па и ритма речи. Все упражнения представлены в игровой форме.

Первый этап («мотивационный»)

Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с дизартрией к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием НИТ. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Основные направления работы:

Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе;

Преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа; преодоление непроизвольных насильственных движений, гиперсаливации.

При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе.

Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления

условно выделили три основный компьютером, мы объясняли, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем мы показывали ребенку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Большое внимание уделялось формированию правильного расположения перед монитором. Ребенка УЧИЛИ, как и на каком расстоянии от экрана нужно сесть, как поста ВИть ноги, в какую руку взять микрофон, как держать его. Для каждого пациента подбиралась наиболее удобная для него поза.

Для установления контакта с детьми мы стремились увлечь их, заставить поверить в свои силы. Поэтому логопед сначала сам демонстрировал, как нужно выполнять предложенные задания. Ребенок видел, как действия врача (например, воздушная струя, направленная в микрофон, пение и др.) преображаются на мониторе в мультипликацию. Затем воспитаннику самому предлагалось выполнить задание. Особое значение здесь имел правильный выбор порога чувствительности микрофона, который можно установить для каждого ребенка индивидуально.

Для ознакомления ребенка с внутренними правилами программы «Фонема» требовалось привлечь его внимание, научить концентрироваться на картинке с дисплея, микрофоне, инструкции логопеда. Надо было также убедиться в адекватности его восприятия путем называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера.

Для затормаживания непроизвольных насильственных движений подвижных органов артикуляционного аппарата использовались тренировочные упражнения для расслабления соответствующих мышц.

Второй этап («содержательно-формирующий»)

Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи исследуемых детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, фонации, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи.

При коррекции нарушений речевого дыхания у детей с дизартрией важно соблюдать следующие условия:

Нельзя переутомлять ребенка;

Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу;

Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движения диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота;

Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно.

В ряде случаев логопед параллельно создавал условия для координации дыхания и голосооб-разования. Воспитание правильной фонации начинается с общего расслабления. Важно было сформировать у детей экспериментальной группы правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха. Для активизации голосовых складок мы предлагали ребенку ощутить напряжение звучащей гортани, прикладывая одну его руку к горлу логопеда, а другую — к его собственному, начинающему вибрировать, и фиксировали слуховое внимание пациента на звучании. Важно, чтобы звук сразу получался у него свободным, без излишнего напряжения. Для этого логопед следил за тем, чтобы ребенок ощущал резонирование грудной полости, подавал голос на выдохе и не прекращал подачу, почувствовав, что ему не хватает воздуха. Задание варьировалось в зависимости от возможностей детей. Первыми были упражнения на звучание «м», артикуляция которого относительно проста, а в процессе его произнесения предполагается направление воздушной струи из гортани в полость носа.

Требовалось также научить ребенка с дизартрией регулировать силу своего голоса. Выполняя специальные задания, дети понимали, что, например, с увеличением громкости сказочные персонажи шире открывают рот. Сначала от лица героев говорил логопед, затем ребенок и врач менялись ролями. Тему беседы мог предложить логопед (впоследствии воспитанник также участвовал в выборе). Таким образом дети учились на игровых ситуациях. По ходу занятий мы активизировали речь испытуемых, предлагая интересные и доступные им (по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности) вопросы. Параллельно с расширением возможностей речевого дыхания и голоса детей мы проводили работу по развитию артикуляционного праксиса. Сначала упражнения делались в медленном темпе. При этом мы фиксировали внимание ребенка на возникающих у него двигательно-кинестетических ощущениях. Выполняя упражнения, дети удерживали заданную позицию артикуляционных органов, двигали ими. При коррекции назальности речи требовалось активизировать у ребенка мышцы мягкого нёба.

Различные упражнения мы использовали и для выработки определенного темпа речи.

По мере расширения произносительных возможностей детей применялись задания компьютерной программы, направленные на развитие звукового анализа.

На каждом занятии обогащался активный лексикон детей и формировалась их связная речь. Темы диалогов с ребенком могли быть различными: герои сказки (кто из них старше, кто больше, кто важнее, время года, в которое разворачивается действие (что происходит в природе, какую одежду носят персонажи и т. д.). На занятиях удавалось создать эмоционально положительный психологический климат, предусматривавший «ситуации уверенности» ребенка в своих силах. Дети легко запомнили, как включать компьютер, выбирать нужное задание. Постепенно они могли самостоятельно выбирать то, что им нравится. У ребят успешно формировалось чувство гордости за свои достижения, расширялись возможности положительной оценки собственной деятельности.

Мы включали в занятия игры для развития внимания, отработки быстроты зрительной, слуховой и двигательной реакции. Каждое из них способствовало улучшение координации «рука -глаз». Дети описывали, что они видят на картинке, при необходимости отслеживали предметы движением пальцев. Постоянное использование стрелок клавиатуры «вверх — вниз», «вправо -влево» также содействовало развитию пространственных представлений.

Нами поощрялось присутствие на занятиях родителей (чаще мамы). Это позволяло детям продемонстрировать свою компетентность, что было крайне важно для их психофизиологической и эмоциональной реабилитации.

Третий этап («саморазвивающий»)

Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизноси-тельной сторонами речи у детей с дизартрией. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. Чем успешнее был самоконтроль, тем лучше ребенок обучался управлению собственным речевым аппаратом. На заключительном этапе продолжался процесс автоматизации звуков, детям предлагались более сложные задания, направленные на развитие интонационной стороны речи. Все больше обогащался лексикон детей и развивалась их связная речь. Отметим, что на занятиях нередко можно было обращаться к знакомым для детей заданиям для решения других коррекционных задач. Кроме того, мы рекомендовали родителям, как следует заниматься с ребенком, на что обращать особое внимание.

Таким образом, в процессе обучающего эксперимента мы использовали задания программы «Фонема», адаптировав их к возможностям детей экспериментальной группы. Нам также удалось разработать и решить ряд коррекционных задач, не предусмотренных создателями программы.

На каждом из этапов последовательно применялись наши собственные приемы дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного логопедического воздействия. Система приемов реализована в контексте методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

Проверочный эксперимент заключался в сравнительном изучении состояния речи детей контрольной и экспериментальной групп, оценке результатов обучающего эксперимента. Последние показали, что при определенных условиях использование компьютерных средств в абилитацион-

ном и реабилитационном процессах может помочь ребенку более полно реализовать собственную активную позицию субъекта деятельности при взаимодействии с взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняв компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий.

Оказалось, что применение новых информационных технологи в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков: способствует развитию самоконтроля у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процесс абилитации и реабилитации позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей.

Наш опыт показывает, что эффективность применения коррекционных программ на компьютерной основе во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами. В процессе такого специального обучения ребенок с ДЦП исподволь, постепенно овладевает навыкам пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать определенные выводы.

1. Целенаправленное использование компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с дизартрией на фоне ДЦП позволяет более объективно и дифференцированной речи.

2. Разработанная нами система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению дизартрии у детей составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

3. Результаты экспериментального обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.

Резюмируя результаты исследования, мы полагаем, что применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА «Ребенок воспитывается разными случайностями" В. Ф. Одоевский Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира, он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. А раскрыть заветную дверь в этот мир помогают современные образовательные технологии. Поэтому, для меня, как для коррекционного педагога, важно не упустить это время для раскрытия возможного потенциала каждого моего воспитанника. Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. В своей профессиональной деятельности я придерживалась положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Развивать ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии. Учитывая образовательные задачи, возрастные, физические и нервно-психические особенности воспитанников, индивидуальность характера каждого ребенка при организации коррекционно-развивающего процесса целью развития всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи -диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности, практического овладения воспитанниками нормами речи; развития литературной речи и приобщения к словесному искусству, считаю целесообразным использовать в своей работе следующие образовательные технологии, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы: игровые технологии в логопедической коррекции; арт - терапевтические технологии; мнемотехники; объяснительно-иллюстративную технологию; технологию проблемного обучения; технологию концентрированного обучения; технологию развивающего обучения здоровьесберегающие технологии; современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; телесноориентированные техники; «Су – Джок» – терапия; информационные технологии. Технология игрового обучения. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, это тот вид деятельности где дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Во время игрового обучения я применяла дифференцированный подход к детям, учитывала их интересы, склонности и уровень подготовки. В результате показатели познавательной активности детей подготовительной к школе группы увеличились на 14%, и составило к выпуску 91 %. Технология игры помогает воспитанникам раскрыться в полной мере. «Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – я способствую выходу эмоций детей, их переживаний, получению нового речевого опыта. В процессе использования элементов арт-терапии музыкотерапии (вокалотерапии, игры на музыкальных инструментах); изо-терапии (нетрадиционные техники рисования); кинезиотерапии (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика); сказкотерапии; куклотерапии; мнемотехники; креативной игротерапии (песочной терапии); смехотерапии; ароматерапии; цветотерапии (хромотерапии) способствую формированию высокого жизненного тонуса детей, развитию взаимопонимания между ребенком и сверстниками, а также между ребенком и взрослыми. Благодаря использованию данной технологии развиваю у своих воспитанников навык самовыражения, умения управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Мнемотехника используется мною для облегчения запоминания и увеличения объёма памяти воспитанников путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает мне в работе по связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Объяснительно-иллюстративная технология, носящая развивающий характер обучения. Демонстрация, наблюдение, объяснение, беседа, просмотр и обсуждение видео и презентаций, создание тематических альбомов и стендов – все эти наглядные средства, используемые мною, являются опорой в усвоении воспитанниками познавательного материала. В своей работе использую различного вида наглядность: натуральные предметы (посуда, природный материал), муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения предметные и сюжетные иллюстрации), учебные видео и мультимедийные презентации, собственный практический показ действий. Технологию проблемного обучения используются мною с целью развития познавательной активности детей, т.к. последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками задач способствуют активному усвоению знаний, а также для создания проблемных ситуаций, которые были различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности. Проблемную ситуацию создавала с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Технологию концентрированного обучения использую для создания максимально близкой к естественным психологическим особенностям восприятия дошкольников образовательной деятельности, тематическое планирование позволяет осуществлять более углубленное и всестороннее освоение материала. Использование технологий развивающего обучения позволило мне взглянуть на идею обучения, ориентированного на развитие ребенка, как на основную цель коррекционно-развивающего процесса. Знания дошкольника не являются конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. Используя технологии развивающего обучения, я стараюсь перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет сделать в сотрудничестве с логопедом. В непосредственной образовательной деятельности создавала ситуации поиска, занимательности, проблемы, что способствовало в 2013–2014году увеличению показателей познавательного развития воспитанников старшего дошкольного возраста. Сама жизнь поставила меня, перед необходимостью использования компьютерных технологий в коррекционно-развивающем процессе. ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которых я старалась разнообразить образовательный процесс. Это самый современный инструмент для сбора и обработки информации Использую ИКТ в работе с педагогами, родителями воспитанников - составляю списки детей; - систематизирую анамнестические данные воспитанников; - веду диагностику развития детей; - создаю различные бланки документов; - составляла перспективный и календарный план; - оформляла родительские уголки; - создаю консультации и рекомендации для родителей и педагогов, всевозможные папки, стенды, различные папки- передвижки и др.; Очевидно, что воздействие на различные анализаторы повышает качество образовательной деятельности с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет одновременно влиять на слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, так же повышает концентрацию внимания, ускорят запоминание предлагаемого материала, развивает зрительную, слуховую и тактильную память и улучшает эмоциональное состояние воспитанников, что положительно сказывается на результате коррекционной работы. ИКТ использую в коррекционно-развивающей работе с детьми: подбираю иллюстративный и познавательный материал к занятиям (сканирование, Интернет; принтер, презентация). В своей практике использую специализированные компьютерные логопедические программы: - «Развитие речи. Учимся говорить правильно», автор Л.Е. Шевченко, - «Учимся говорить правильно», автор М. Мезенцева, - «Логопедия для малышей. Уроки Феи Правильных Звуков», составитель А.С. Аликсерова, - «Веселая азбука. Волшебные феи», автор и издатель ООО «Бествей», - «Логопедия.Звуки», авторы Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина, - «Как помочь малышу красиво говорить», автор Н.В. Пятибратова. Также в процессе образовательной деятельности использую мультимедийные презентации, созданные самостоятельно или скаченные с сайтов «Мерсибо», viki.ru , twirpix, «Логопед и психолог онлайн» и др. и игры для планшета: - игры и задания по лексическим темам, - автоматизация и дифференциация звуков, - игры для развития речевого дыхания, - логоритмические игры и упражнения, - электронные физминутки для динамических пауз, - физминутки для профилактики нарушения зрения, - игры для развития высших психических процессов, - игры для развития связной речи, - работа с родителями и педагогами. Возможность использования ИТ в своей работе содействует повышению мотивации к логопедическим занятиям, организации объективного контроля развития и деятельности детей. расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, возможности быстрого создания собственного дидактического материала, визуализации акустических компонентов речи, расширению спектра невебральных заданий. ИТ помогают мне обеспечить незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной и за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память. С помощью ИКТ имею возможность проводить дистанционно занятия с детьми с ОВЗ, находящимися длительное время на лечении в санатории. Также ИКТ помогают мне в саморазвитии и творческой самореализации: обмениваюсь собственным опытом, знакомлюсь с наработками других педагогов России и зарубежья. Использование данной технологии позволило мне проявить творчество, побудили в поиске новых нетрадиционные форм и методов обучения. Здоровьесберегающие технологии. Согласно ФГОС: одно из направлений деятельности ДОУ - сохранение и укрепление здоровья воспитаников. Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г.Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А.Ткаченко, Л.М. Шипицина) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Среди воспитанников с нарушением ОДА значительное количество не только детей с проблемами в речевом развитии, но и высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхательной функции, артикуляционного праксиса, зачастую у этих детей страдают высшие психические процессы: внимание, память, мышление. Соответственно возникает необходимость проведения оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, в процессе которой использую: -артикуляционную гимнастику; -дыхательные упражнения; -логритмика; -упражнения на развитие мелкой моторики. Использование артикуляционной гимнастики позволяет мне выработать у воспитанников точность, силу, темп, переключаемость движений, необходимых для правильного произношения ими звуков. Артикуляционную гимнастику провожу с использованием картинок-символов, стихотворных текстов, сказкотерапии, музыкального сопровождения (аудиозапись), с использованием элементов биоэнергопластики, с применением компьютерных технологий. Дыхательные упражнения использую с целью увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный длительный выдох. Использую следующие виды игр: -упражнения с использованием вертушек, султанчиков; - «Плавающие кораблики». - «Футбол», «Накорми животных», «Сделай фрукты полезными». -дутье в свистульку, в «волшебный пузырек» - надувание мыльных пузырей, шаров, надувных игрушек. Дыхательную гимнастику (А.Н. Стрельниковой), применяю как один из успешных методов работы для развития речевого дыхания и звучности речи, профилактики нарушения темпа и ритма речи, стимуляции работы мозга и регуляции нервно-психических процессов; Упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию концентрации внимания, развивает навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. В своей работе использую следующие виды игр: -пальчиковую гимнастику; -пальчиковые игры; - игры с мелкими предметами (крупами, пуговицами, прищепками); - игры с использованием бросового и природного материала; -шнуровки; -пальчиковые игры со стихотворным сопровождением; - счетные палочки и тактильные тренажеры; - «пальчиковые шаги» с предметными картинками. Самомассаж. Су-Джок терапия используется мною с целью стимуляции точек соответствия всем органам и системам. Сочетание таких упражнений как самомассаж, Су-Джок терапия с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность логопедического воздействия. Помимо самомассажа приборами Су-Джок терапии применяю также: -массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или пластиковыми разноцветными шариками; -прищепочный массаж; -массаж орехами, каштанами; -массаж шестигранными и трехгранными карандашами. Использование кинезиологических упражнений помогают мне активизируя различные отделы больших полушарий, развивать способности детей. Комплекс упражнений, таких как «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»,«Лягушка», «Ухо-нос» и др. помогают детям в процессе занятия сосредоточиться, стать более, активными, снять напряжение и улучшают достижения. Используемые мною динамические паузы в сочетании с речевым материалом, развивающие общую моторику, координацию движений и речь, снимают мышечное напряжение, используются для создания повышенной работоспособности воспитанников в процессе занятий в процессе проведения физминуток по лексическим темам. Таким образом, ежедневная организация жизни и деятельности детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей с использованием перечисленных выше технологий позволяет мне улучшить работу ВПФ воспитанников, пробудить их интерес к речевой деятельности. В результате использования мною вышеперечисленных технологий на логопедических занятиях дети учатся рассуждать; обогащается их активный словарный запас, формируется словесно-логическое мышление; пространственная ориентация, выравниваются эмоциональные проявления. Я убедилась, что эти технологии дают устойчивый долговременный результат, обусловленный систематичностью их применения.

Подробности

Наше дошкольное учреждение является Центром Развития ребёнка. Такой статус обязывает педагогический коллектив исследовать, апробировать, защищать и включать в систему воспитания и развития воспитанников новые методики и авторские программы.

В данной статье я хочу представить две инновационные технологии (наши авторские программы), применение которых в течении последних 3-5 лет эффективно воздействуют на процесс обучения и воспитания наших воспитанников:

  1. Методика подготовки детей к обучению грамоте по Сказкам Русского алфавита.

Я остановлюсь подробнее на каждом из этих направлений и постараюсь объяснить смысл инновационных идей в применяемых технологиях.

Инновационные логопедические технологии

Нет смысла говорить о важности логопедической работы в детском саду. Чистая по звукопроизношению, грамотная, правильная речь дошкольника – это залог успешного обучения его в школе.

В течении последних 5-ти лет мы отметили, что у наших воспитанников:

  • повышается процент «плохоговорящих» детей;
  • углубляется степень тяжести речевого нарушения;

Наш детский сад работает по системе логопункта. Это значит, что логопед занимается с детьми в основном индивидуально.

В условиях возрастающей нагрузки логопедов возникает большая степень ответственности, поэтому мы пришли к следующим инновационным идеям:

  1. Наши логопеды стали проводить артикуляционную гимнастику и логопедический самомассаж языка (цветными коррекционными палочками) на фронтальных занятиях во всех возрастных группах два раза в неделю. Занятия проходят в форме сказки «Жил-был Волшебный Язычок».
  2. Логопеды поэтапно обучают на мастер-классах и семинарах воспитателей, педагогов выполнению этой гимнастики.
  3. Воспитатели и педагоги включают в свои занятия 1=2=3 артикуляционных упражнения из этой гимнастики
  4. Логопеды в коррекционный план включают выполнение логопедического массажа языка на каждом индивидуальном занятии, независимо от речевого диагноза (логопедический массаж проводится в форме сказки по авторским методикам наших логопедов).

Но самое главное, что мы в 2009 году создали три чудесные учебные видеопрограммы :

  1. Фильм№1 «Артикуляционная гимнастика»
  2. Фильм №2 «Логопедический массаж языка»
  3. Фильм№3 «Логопедический самомассаж языка» (цветными коррекционными палочками)

Эти фильмы используются нами как учебные пособия для:

  • педагогов и воспитателей нашего детского сада
  • для детей и родителей воспитанников
  • для детей и родителей, посещающих консультативный пункт при детском учреждении
  • для передачи нашего опыта логопедам округа, Москвы Московской области (в форме семинаров, мастер-классов и логопедических курсов)

В целом такая форма логопедического воздействия приводит к отличным результатам: наши дети уходят в школу с чистой, правильной речью, школьные логопеды ими не занимаются, логопеда поликлиники наши воспитанники не посещают.

Мы продолжаем работать над созданием других видеопрограмм по логопедии. В ближайшем времени появится фильм только для детей. Это видеопрограмма будет очень удобна для родителей, так как ребёнок сможет выполнять артикуляционную гимнастику, логопедический самомассаж и даже логопедический массаж самостоятельно. Все методики просты в выполнении. Интересные и сказочные по форме и содержанию.

Хочется сказать ещё об одной инновационной технологии, применяемой логопедами нашего детского сада. Это также их авторская разработка. И состоит она в создании и применении игровых логопедических пособий.

Уникальность игровых пособий в том, что они также сказочные по форме и содержанию. Звуки, которые ПОКА не умеют говорить ребёнок не обезличены. Они – живые! У них есть ротик, ножки, свой характер, своя квартира в ротике-домике. И живут они В Волшебном Домике Звуков.

Пока звука в речи нет, ребёнок получает картинку «Возвращение звука....Домой», а когда звук появляется –рождается, ребёнок в свою папку получает картинку «День рождения звука». Так ПРОСТО И ДОСТУПНО представлена коррекционная задача.

Практические игровые разработки оформляются в файлы папки (вместо индивидуальной тетради). В процессе логопедической работы ребёнок заполняет эту папку нашими игровыми пособиями. Он играет, фантазирует, выполняет задания, просит родителей принять участие в его работе. В итоге папка становится совместным творчеством логопеда-ребёнка-родителей. В начале альбома есть лист, на котором ребёнок рисует свой портрет или приклеивает фотографию, что определяет персональность его папки. Этот же лист является и листом его достижений и признания одержанных побед в виде полученных наклеек. Этот игровой логопедический альбом Был издан в 2005 году. Был быстро распродан. Мы собираемся переиздать его.

На базе нашего дошкольного учреждения проходят мастер-классы, семинары на которых мы предлагаем наши инновационные идеи для практикующих логопедов. За последние 3 года у нас побывало 152 человека. Это логопеды нашего Округа, Москвы и Подмосковья. Это в кратком изложении инновационные технологии в логопедической практике нашего учреждения.

А теперь мне хочется рассказать о нашей инновационной технологии в подготовке к обучению грамоте наших воспитанников.

Для детей 5-7 лет – это важная часть подготовки к школе. Сейчас много методик по обучению дошкольников письму и чтению. Не будем обсуждать достоинства и недостатки этих методик, но тревожит факт, что школьники не любят читать и писать. Большинство школьников не любят русский язык. А ведь истинная, природная грамотность – это просто любовь к родному языку.

В нашем детском саду мы подготовку к обучению детей грамоте построили на Сказках Русского Алфавита. Это добрая, хорошая книга и игровые пособия (авторская методика наших логопедов), которая открывают мир ЖИВОГО ЯЗЫКА. Гласные там-девочки, а Согласные – мальчики. У каждого свой характер, внешний вид, свои особые взаимоотношения. Так в сказочной, игровой форме раскрываются и запоминаются такие важные понятия как звук: гласный, согласный мягкий, согласный твёрдый, слог, слово, предложение, формируется звуко-буквенный анализ и синтез. Ребёнок получает свою индивидуальную папку, которую заполняет сказочными историями с заданиями по Сказкам Русского Алфавита.

Эта методика используется нами в течении последних четырёх лет и даёт прекрасные результаты по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

В заключении хочу сказать, что методики, построенные на ОБРАЗАХ, воздействуя на чувства, мысли, изменяют и преображают внутренний мир ребёнка, а это в целом эффективно решает коррекционные задачи.

Опыт внедрения инновационных технологий в практической деятельности

учителя-логопеда Троневой С. В.

в свете реализации ФГОС ДО.

Инновационный опыт в моём понимании - это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности. Владение инновационными педагогическими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят - это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно - развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.

Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;

коррекции речевых нарушений дошкольников;

формирования предпосылок к учебной деятельности;

формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

    Пальминг;

    Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);

    «Су - Джок» - терапия;

    Телесно-ориентированные технологии.

    Игровые технологии;

    Технология наглядного моделирования;

    Мнемотехника;

    Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц - Пальминг . Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су - Джок» - терапия , расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии.

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».

Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики:

К ним относятся комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. С любимой игрушкой - Веселым Язычком дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно-игровых ситуаций, Например: выполняя упражнение «Блинчик»: «Сегодня мы напечём блинов для друзей Язычка, а завтра для мам и бабушек в честь 8 Марта...»

Игровое пособие «Артикуляционные кубики», на которых изображены разные виды упражнений. Ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало ему.

Моё авторское пособие «Забавная фото сессия» очень нравиться детям, когда они примеряют себе различные артикуляционные уклады на палочке. Ребенок угадывает, для какого звука данный уклад, пробует повторить его и, конечно, фото на память.

Игровые технологии, применяемые на этапе автоматизации звуков:

Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал, в своей коррекционно-логопедической практике использую такой материал, как карточки со слогами на определенный звук. На каждой карточке есть инструкция, например, «…клоун Клепа учится жоглировать. Читай слоги на мячиках, чтобы они не упали, четко произнося звук (Л), или «…помоги самолетику облететь все облака. Называй слоги, четко проговаривай звук «Л ».

Многофункциональное пособие «Веселый поезд» - ребенок подбирает картинки на заданный звук и расставляет их в нужное окошко, в зависимости от положения звука в слове. Либо ребенку предлагается исправить ошибку в расстановке картинок.

Игровые технологии , применяемые на этапе дифференциации звуков :

Игра «Фонетическая рыбалка» может использоваться как для дифференциации, так и для ав томатизации различных групп звуков. При дифференциации ребенок вылавливает картинку-рыбку, говорит, какой из дифференцируемых звуков присутствует в данном слове, и кладет в «ведро» с соответствующей буквой.

Авторское пособие «Чудо – дерево» - нужно повесить снежинки (или осенние листочки, бабочки, в зависимости от времени года) на дерево с одной стороны, например картинки со звуком «Р», с другой со звуком «Л». Работать может один ребенок, либо вдвоем, выполняя каждый свое задание.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей - это мяч . Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель - «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом - отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Технология наглядного моделирования

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.
Мнемотехника

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники - на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии


В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернета. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ).

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям!



Похожие статьи