Как охотятся синие акулы описание. Синяя акула

Животные, о которых пойдет речь в нашей статье, являются представители типа Членистоногие. Класс Ракообразные насчитывает более 60 тысяч видов. Дышат они при помощи жабр. Для Ракообразных характерно наличие на голове двух пар усиков, простых и сложных глаз. Значение Ракообразных в природе во многом обусловлено средой их обитания. Все они живут в воде, реже - на влажных участках суши. Покровы представлены кутикулой. Она не покрыта слоем жироподобного вещества. Поэтому Ракообразные не переносят пересыхания.

Класс Ракообразные: значение в природе и жизни человека

Эти животные традиционно являются деликатесом. Раки, крабы, лангусты, балянусы, лобстеры, креветки - известные промысловые виды. Пресноводные виды и китообразные тоже не против полакомиться этими водными обитателями. Они питаются многочисленными мелкими рачками: циклопами, бокогшавами, дафниями, диаптомусами.

Каково значение Ракообразных в природе и водной среде обитания? Некоторые виды питаются путем фильтрации. С помощью грудных конечностей они отцеживают пищевую взвесь. Каково значение этих ракообразных в природе? Они обеспечивают биологическую очистку воды. Эти Ракообразные относятся к группе детритофагов. Так называют животных, которые питаются органическим материалом, разлагающимся в воде.

Интересным представителем Ракообразных является циклоп. Его легко узнать по единственному глазу, который расположен на голове. Кроме того, что он служит кормом для молоди промысловых рыб, циклоп имеет и отрицательное значение. Этот рачок является промежуточным хозяином для лентеца и некоторых видов нематод.

Речной рак

Рассмотрим значение Ракообразных в природе на примере его типичного представителя. Это пресноводный обитатель, который абсолютно всеяден. Он может питаться водными растениями, стеблями и корневищами тростника, камыша. Но преобладает в рационе раков пища животного происхождения. Это улитки, водяные черви, насекомые, головастики и мелкие рыбы. Поэтому раков лучше искать в водоемах, богатых животной пищей.

Человек употребляет вареное мясо этих членистоногих, готовит из них салаты, супы, и даже борщи. Но и сами раки служат источником пищи для хищных рыб, водяных крыс, околоводных птиц.

Крабы

Значение ракообразных в природе и жизни человека велико. К примеру, мясо краба, которое содержится в лапах и клешнях, является диетическим продуктом. В его состав входит ряд минералов: калий, кальций, железо, йод, фосфор, селен. Богато крабовое мясо витаминами группы В и незаменимыми аминокислотами.

Такой состав обусловливает полезные свойства этого продукта. Мясо краба укрепляет сердечную мышцу, снижает уровень содержания холестерина, улучшает зрение. Диетологи рекомендуют мясо краба людям с избыточным весом. Стоит сказать, что "крабовые палочки" не имеют отношения к этому продукту. В его состав входит мясо белой рыбы.

Лобстер

Если говорить об этом представителе, то основное значение Ракообразных в природе и жизни человека - использование в качестве деликатеса. Но так было не всегда. Еще в 19 веке лобстеров, или омаров применяли как натуральную наживку для рыб и в качестве удобрения.

Этот продукт - натуральный источник протеина, жирных кислот и витаминов группы В. Систематическое потребление этого продукта способствует снижению артериального давления, улучшает перистальтику кишечника, нормализирует работу нервной системы.

Панцирь омара используют в качестве сырья для косметической продукции. Измельченный хитин обладает влагоудерживающей способностью и регенерирующими свойствами. На его основе производят средства ухода за кожей, волосами и зубами. Их использование способствует активизации восстановительных процессов. Крема увлажняют, омолаживают и способствует повышению устойчивости кожи к негативным факторам среды.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Лизиновская СОШ

Разработка открытого урока по теме:

«Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека»

Класс – 7

Урок разработан учителем

биологии-химии

Курочкиной Татьяной Андреевной,

2014г.

Тема « Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека».

Тип урока: комбинированный

Цель:

сформировать теоретические знания об особенностях строения и жизнедеятельности ракообразных в связи со средой обитания;

раскрыть значение ракообразных в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные

рассмотреть особенности строения членистоногих на примере ракообразных;

Выявит характерные черты строения и процессов жизнедеятельности ракообразных;

Познакомить с многообразием ракообразных и их значением в природе и жизни человека;

Развивающие

Развивать логическое мышление;

Умения устанавливать причинно-следственные связи; умения сравнивать, обобщать.

Навыки самостоятельной работы;

Развивать коммуникативные способности учащихся (навыки общения).

Воспитательные

Воспитывать культуру труда;

Экологическую культуру, культуру бережного отношения к природе.

Методы:

Словесные – мини-лекция (сообщения учащихся, объяснение учителя)

Наглядные – фотографии, картинки, рисунки из презентационной работы

Метод самостоятельной работы в группах

Метод коллективного решения творческих задач

Оборудование:

Микроскоп, микропрепараты (дафния, циклоп), культура «живая капля»

Ноутбук, проектор, презентация; пакеты с заданием.

Основные этапы урока

Название этапа

Основное содержание

время

1.Организационный момент

Слово учителя, психологический настрой учащихся на успех

2мин

2.Опрос по пройденному материалу

Работа в малых группах с индивидуальным заданием (пакет), результаты на доске для проверки, выставление оценок группе «лидером»

(метод самостоятельной работы в группах, метод решения творческих заданий)

    мин

3.Основной материал (новый)

Сообщение учащихся (мини лекция) с записью учащихся в тетради по вопросу «многообразие и значение ракообразных». (Использование изображений животных, рассмотрение микропрепаратов с ракообразными)

Общая характеристика ракообразных

физминутка

    мин

4.Закрепление

Контроль полученных знаний – тестирование с проверкой по ключу.

5мин

5.Задание на дом

разобрать вопросы, вызвавшие затруднения для обсуждения на следующем уроке

3 мин

Ход урока:

    организационный момент – приветственное слово учителя

    опрос с актуализацией знаний

для повторения вопросов из пройденного материала мы с вами разобьемся на группы из 4-3 человек с выбором лидера, которому доверим оценивание наших знаний.

Задание 1-ой группы – «общая характеристика членистоногих» результат должен быть отображен на доске в виде кроссворда.

Вопросы к кроссворду:

    симметрия тела рака…

    у рака полость тела …

    Тело у животных сег……..ое.

    Покров тела состоит из … .

Задание 2-ой группы – «внешнее строение речного рака» , результат отображается на доске в виде таблицы(заполнение таблицы).

Части тела рака

Особенности строения

Покровы

хитин

Два, головогрудь и брюшко

Количество ходильных ног

5 пары

Количество брюшных ног

4-5 пар

Задание группы 3 – «внутреннее строение речного рака» , карточка «оживи рака»: сложить в определенном порядке внутренние органы рака.

Задание группы 4 – обосновать правильность или неправильность выражений с участием рака («узнаешь, где раки зимуют»; «жди, когда на горе рак свистнет», «лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду»)

По мере готовности, учащиеся выходят к доске и показывают свои результаты (! Результаты обсуждают совместно).

«Лидер» выставляет оценки членам своей группы.

    Основной материал

Усвоить необходимо 3 вопроса: 1) ракообразные - обширная группа (около 30 тыс. видов), ведущих разный образ жизни. 2) значение ракообразных. 3) общая характеристика ракообразных.

Учащиеся делают сообщение, а слушатели делают записи в тетради по схеме:

Название ракообразного- образ жизни – значение.

Пример:

Дафния - свободноживущая, пресноводная форма – корм для рыбок.

Циклоп – свободноживущая, пресноводная форма –промежуточный хозяин широкого лентеца.

Рак – санитар водоемов.

Креветки пища для человека.

Морской желудь – порча днища кораблей.

Работа с микроскопом (дафнии, циклопы – пресноводные формы)

Общая характеристика – животные со смешанной полостью, двусторонней симметрией . Отделы тела: головогрудь и брюшко. Тело сегментированное. Конечности членистые двуветвистые. Две пары усиков. Жабры. Кровеносная система незамкнутая. Нервная система как у кольчатых (окологлоточное кольцо и нервная брюшная цепочка). Орган выделения пара зеленых желез.

Всего видов около 20-30 тысяч.

Физминутка на уроке

4.Закрепление: о том, как мы усвоили материал, покажет тестирование - тест «ракообразные»

1. Ракообразные - это...

б) наземные животные

а) дафнию, креветку, мокрицу

б) большого прудовика

в) циклопа

А) переваривать пищу

Б) оба ответа правильных

В) уходить от опасности

А) дышат при помощи жабр

В) оба ответа верны

9. В результате газообмена...

В) все ответы правильные

14. Сердце членистоногих…

А) двухкамерное

Б) трубчатое

В) трёхкамерное

Ответ к тесту «ракообразные»

работа выполнена выше, чем на 90% - «5»

на 80 % -«4»

на 70 % -«3»

Домаш. задание: те вопросы, которые вызвали затруднения дома разобрать, на следующем уроке вернемся к их обсуждению.

Всем спасибо за работу!

Приложение к уроку

1.Закрепление пройденного материала

Тест «ракообразные»

Для получения «5» необходимо правильно ответить не менее чем на 90% вопросов, «4»-не менее, чем на 80% вопросов, «3»- не менее, чем 70% вопросов.

1. Ракообразные - это...

а) животные способные к полету

б) наземные животные

в)преимущественно водные животные

2. К представителям ракообразных относят...

а) дафнию, креветку, мокрицу

б) большого прудовика

в) циклопа

3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс...

А) смены наружных покровов у животного

Б)передвижения "задом наперед"

В)удаление непереваренных остатков пищи

4. Органы чувств помогают ракообразным...

А) переваривать пищу

Б) оба ответа правильных

В) уходить от опасности

5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде, так как...

А) дышат при помощи жабр

Б) брюшко заканчивается хвостовым плавником

В) оба ответа верны

6. Органом защиты у речного рака служат...

а) глаза б) длинные усики в) клешни

7. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат...

А) дафнии, циклопы б) мокрицы в) креветки

8. Органами выделения рака являются...

А) зеленые железы б) почки в) кишечник

9. В результате газообмена...

А) удаляется из организма углекислый газ

Б) в организм рака только поступает атмосферный кислород

В) из окружающей среды поступает кислород и выделяется в окружающую среду углекислый газ

10. К органам чувств речного рака относят...

А) органы зрения, слуха, осязания б) органы дыхания

В) все ответы правильные

11. Членистоногие произошли от...

А) кольчатых червей б) плоских червей в) круглых червей

12. У речного рака в теле различают...

А) три отдела б) два отдела в) четыре отдела

13. Высокая точность движений большинства членистоногих связана с…

А) с появлением сегментации тела

Б) с появлением хитинового покрова

В) с появлением мышечных пучков

14. Сердце членистоногих…

А) двухкамерное

Б) трубчатое

В) трёхкамерное

15. Из перечисленных ракообразных на суше обитает…

А) мокрица Б) дафния В) циклоп

Ответ к тесту «ракообразные»

2. Задания для опроса и актуализации знаний по теме «Общая характеристика членистоногих. Особенности строения и процессов жизнедеятельности ракообразных на примере речного рака».

Задание №1. (творческие задании для коллективно решения)

Существует выражения

1) «Узнаешь, где раки зимуют!»

А где раки зимуют?

2) «Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду»

А пятится ли рак назад?

3) «Жди, когда на горе рак свистнет!»

Может ли рак взобраться на гору?

Может ли рак свистеть?

( Когда рак на горе свистнет» - так говорят, подразумевая: "неизвестно когда"; "в неопределенном будущем времени", "никогда". Поговорка означает невозможность осуществления чего-либо. Создатели этой русской поговорки были уверены, что раки, живущие на речном дне, не покинут среду своего обитания, не явятся на сушу и уж тем более не засвистят. Свистят ли ракообразные? Среди ракообразных насчитывается около сорока тысяч различных видов и не все они строго связаны с водной средой. Некоторые даже способны издавать звуки. Крабы-скрипачи (или манящие крабы) живут в приливной зоне тропических морей. Они могут подолгу находиться на суше. Свистеть им нечем (для свиста нужны легкие), а крабы, хоть и выползают на сушу, дышат не легкими, а жабрами. Но они научились общаться с помощью звука. Ударяя клешнями о грунт, они стучат, тем самым оповещая своих собратьев о приближающейся опасности. Раки-щелкуны живут на морском мелководье. Они умеют издавать клешнями щелкающие звуки. Но это не просто стук. Когда рак ударяет «подвижным» пальцем своей клешни о неподвижный, возникает эффект, который называется кавитацией: от резкого перепада давления в жидкости образуются пузырьки газа, что сопровождается взрывным звуком. Многие виды лангустов(это крупные морские раки без клешней) способны производить треск и скрежет. Но извлекают звуки они иначе - словно играют на струнном инстументе. На усиках лангустов, у самого основания, есть гребень, используемый в роли смычка, которым рак с большой частотой водит поперек выроста на голове - «пилочки». Высота и громкость звука могут меняться в зависимости от силы нажатия смычка. Для кого предназначена вся эта «музыка», точно неизвестно. Скорее всего, что лангусты так отпугивают хищников, ведь чаще всего они издают звуки в момент испуга. Не доказано, но и не исключается, что так они общаются с сородичами. Во времена появления присказки о свистящем раке последнее слово писалось с большой буквы. Рак - кличка известного одесского марвихера (так некогда именовали воров-гастролеров) Ракачинского, данная ему не столько из-за фамилии, как по поводу особой приметы - сильно выпученных глаз. Однажды Рак проиграл пари, согласно которому был обязан оглашать троекратным свистом объездную пересыпекую дорогу (Шкодову гору) во время ее интенсивного использования. Так как дожди заливали Пересыпь крайне редко, это обстоятельство и породило известную фразу).
Дайте ответ на поставленные вопросы после обсуждения в группе.

Задание №2 («Общая характеристика членистоногих)

Дать ответы на поставленные вопросы. Оформить ответ в виде кроссворда по схеме (на доске). Ответы (слова) могут быть и в прилагательной форме; на один вопрос может быть несколько ответов

Вопросы к кроссворду:

    Муха, рак, паук относятся к типу …. (ключевое слово написать сверху вниз)

    симметрия тела рака…

    у рака полость тела …

    название классов изучаемого типа …

    животные данного типа произошли от ….. червей.

    Тело у животных сег……..ое.

    конечности у данного типа …., отсюда произошло и название самого типа.

    Покров тела состоит из … .

Задание №3 «Внутреннее строение речного рака» Карточка «оживи речного рака»

Собрать органы, системы органов речного рака в правильном порядке и рак «оживет»!

Органы в виде отдельных деталей.

Задание №4 «Внешнее строение речного рака» оформить таблицу, заранее приготовленную на доске

Части тела рака

Особенности строения

Значение(дополнительный вопрос)

Покровы

хитин

Отделы тела (количество и название)

Два, головогрудь и брюшко

Глаза (количество простые или сложные, расположение)

1пара сложные, на передней части головогруди

Усики (кол-во и расположение)

2 пары, короткие (обоняние), длинные (осязание), на головогруди

Количество ходильных ног

5 пары

Количество брюшных ног

4-5 пар

Сделать вывод о приспособленности речного рака к среде обитания.

Физминутка на уроке

    Для разминки шейных позвонков «Черепашка» -- не отрывая тело от стула, плечевой пояс «давить» к полу, а головой пытаться достать потолок (движение головы черепахи).

    Упражнение для выработки правильной осанки (применяют в обязательном порядке курсанты кремлевских войск) – «сбросить пиджак на пол», т.е. надо представить, что наш плечевой пояс это пиджак и его надо сбросить одним движением на пол.

    Упражнение для рук – рисование одной рукой восьмерки в воздухе, затем другой, а потом одновременно, двумя руками рисуем восьмерку в воздухе.

Дополнительный материал

Значение ракообразных

    Дафнии, циклопы и другие мелкие ракообразные потребляют большое количество органических остатков погибших мелких животных, бактерий и водорослей, тем самым очищая воду. В свою очередь они представляют собой важный источник пищи для более крупных беспозвоночных животных и молоди рыб, а также для некоторых ценных планктоноядных рыб (например, сигов). В прудовых рыбных хозяйствах и на рыбоводных заводах ракообразных специально разводят в больших бассейнах, где создают благоприятные условия для их беспрерывного размножения. Дафниями и другими ракообразными подкармливают молодь осетров, севрюг и других рыб.

    Многие ракообразные имеют промысловое значение. Около 70% мирового промысла ракообразных составляют креветки, их также разводят в прудах, создаваемых на прибрежных низменностях и соединенных с морем каналом. Креветок в прудах подкармливают рисовыми отрубями. Ведется промысел криля - планктонных морских ракообразных, образующих большие скопления и служащих пищей китов, ластоногих и рыб. Из криля получают пищевые пасты, жир, кормовую муку. Меньшее значение имеет промысел лангустов и крабов. В нашей стране в водах Берингова, Охотского и Японского морей добывают камчатского краба. Промысловый лов речных раков ведется в пресных водоемах, главным образом на Украине.

Бионика и ракообразные

Хитин - строительный материал насекомых и ракообразных

Насекомые, пауки и раки создают свои панцири из хитина. Это природное вещество может оказаться полезным и для человека. Множество функций. Хитин - это многофункциональный материал, который можно использовать для различных целей, изменяя его соответствующим образом. В остов из хитиновых молекул могут, например, входить другие вещества, делающие хитин более твердым. Именно это можно наблюдать у жал пчел и ос, которые, не сгибаясь и не ломаясь, должны проникать в ткани или у тонких, но твердых частей сочленений крыльев мух и пчел, выдерживающих большую нагрузку. Применяемый в других последовательностях, хитин может быть очень мягким. Это используют, например, членистоногие - в суставной коже между пластинами или трубками панциря из хитина. Только благодаря этому пластины могут сдвигаться, при этом вредные вещества не проникают в тело насекомого между отдельными пластинами. И, наконец, в хитин может примешиваться известковый материал, благодаря чему панцирю придается жесткость. Ракообразный используют эту возможность, чтобы защититься от врагов. Материал будущего. Хитин - это нарастающий материал. Его можно получить, кроме всего прочего, из панцирей крабов северного моря и потом облагородить с помощью различных химических процессов. Хитин может стать важным материалом будущего, причем он будет иметь множество отраслей применения. Особенно большое значение этому материалу придается в медицине и в фармацевтике, так как человеческое тело не воспринимает хитин как инородное тело и поэтому не отторгает его. С помощью наложения хитина можно, например, значительно усовершенствовать лечение ожогов.

Какую роль играют ракообразные в жизни человека Вы узнаете из этой статьи.

Кто такие ракообразные?

Ракообразные – это многообразная и многочисленная группа, преимущественно членистоногих, которые обитают в водной среде. К ним относят около 40 тысяч современных видов ракообразных. Некоторые из них ведут донный образ жизнедеятельности, а другие являются неотъемлемой частью пресноводного и морского планктона. Это, как правило, в основном активные ползающие или плавающие животные. Но среди таких ракообразных можно встретить и неподвижных прикрепленных форм – таких как морские желуди и уточки. Некоторые из ракообразных приспособились и к жизни на земле. Например, мокрицы могут обитать в грунте различных широт, причем даже в пустыни, но при этом они ведут довольно скрытый образ жизни и обитают в норах

. Какую роль играют ракообразные в жизни человека?

  1. Значение ракообразных в жизни человека нельзя преувеличить - поскольку пресноводные и морские виды ракообразных являют собой пищу для большинства видов рыб и других животных. Дафнии и остальные ракообразных служат в качестве корма для разных пресноводных рыб и их личинок.
  2. Некоторые виды ракообразных способны отцеживать воду своими грудными конечностями в процессе питания. Как результат — улучшается качество воды. Они уничтожают трупы погибших, поедая их и их экскременты. Это препятствует разложению органических веществ в воде и ее цветению.
  3. Крабы или омары человек использует в пищу в жареном или вареном виде. Они благотворно влияют на организм. Полезные вещества, которые содержатся в ракообразных, улучшают зрение, приводят в норму функционирование нервной системы. Их употребление уменьшает риск возникновения злокачественных опухолей. Ракообразные являются источником витаминов, железа, кальция и цинка.
  4. Мокрицы, которые проживают на суше, способны перерабатывать растительный материал, тем самым обогащают почву и повышают ее плодородие.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали какую роль играют ракообразные в жизни человека.

Ракообразные имеют большое значение в природе и хозяйстве человека. Бесчисленное множество ракообразных, населяющих морские и пресные воды, служит пищей для многих видов рыб, китообразных и других животных. Дафнии, циклопы, диаптомусы, бокоплавы – прекрасный корм для пресноводных рыб и их личинок. Многие мелкие ракообразные питаются фильтрационным способом, т. е. отцеживают грудными конечностями пище­вую взвесь. Благодаря их пищевой деятельности осветляется при­родная вода и улучшается ее качество.

Многие крупные ракообразные являются промысловыми видами, например омары, крабы, лангусты, креветки, речные раки. Морские ракообразные средних размеров используются человеком для приготовления питательной белковой пасты.

Рис. 25. Разные десятиногие ракообразные: 1 – креветка; 2 – краб; 3 – рак-отшельник; 4 – норвежский омар.

Класс Паукообразные (Arachnida) Общая характеристика класса.

К классу относятся сухопут­ные животные, за исключением некоторых групп, вторично пе­решедших к обитанию в воде. Представителями класса являются пауки, сенокосцы, скорпионы, клещи и др. К классу Паукообразные относится около 60 000 видов.

У паукообразных верхний слой хитинизированной кутикулы содержит воскоподобные и жироподобные вещества, резко уменьшающие потери влаги организмом. Тело паукообразных чаще всего расчленено на головогрудь, несущую конечности, и безногое брюшко. Усики отсутствуют. На головогруди расположено шесть пар конечностей, из них две пары – ротовые ко нечности, чаще всего участвующие в захвате пищи. Первая пара – хелицеры – имеют вид клешней (у скорпионов, сенокосцев), крючков (у пауков) или режущих стилетов (у клещей). У многих паукообразных на вершине хедицер открывается про­ток ядовитой железы. Вторая пара – членистые ногощупики. Остальные четыре пары – типичные ходильные конечности с коготками на конце. На брюшке конечности отсутствуют. У не­которых паукообразных гомологами брюшных конечностей яв­ляются паутинные бородавки. У пауков они располагаются по бокам от анального отверстия в виде трех пар бугорков, про­низанных многочисленными трубчатыми протоками, которые отходят от разнотипных паутинных желез брюшка. Выделяемая ими паутина – белковая жидкость, застывающая на воздухе в виде тонких нитей.

Паукообразные – преимущественно хищные животные. Большинству из них свойственно внекишечное пищеварение. С помощью секрета ядовитой железы они убивают добычу, а за­тем в тело жертвы вводят еще и секреты пищеварительных желез. Затем жидкую полупереваренную пищу они всасывают муску­листой глоткой, действующей как насос.

Органы дыхания у паукообразных – легочные мешки (у скорпионов), трахеи (у клещей и сенокосцев) либо и те, и другие вме­сте (у пауков). Легкие представляют собой листовидные складки, напоминающие страницы книги, в полость которых заходит гемо­лимфа, и через их тонкую хитиновую стенку происходит газооб­мен. Трахеи – это тонкие кутикулярные разветвленные трубоч­ки, вдающиеся в полость тела и находящиеся в близости с различными органами, Через их стенки непосредственно проис­ходит газообмен.

Органы выделения – мальпигиевы сосуды.

Органы чувств разнообразны: простые глаза, органы обоняния, вкуса, осязания, химического чувства и др.

Все паукообразные раздельнополые. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое (кроме клещей, имеющих личиночную стадию).

Рис 26. Схема внутреннего строения паука: 1 – ногощупики; 2 – глаза; 3 – желудок; 4 – сердце; 5 – артерия; 6 – яичник; 7 – легкое; 8 – ходидьные конечности; 9 - мозг; 10 – ротовое отверстие; 11 – ядовитая железа; 12 – хелицеры.

Огромное значение в жизни пауков имеет паутина. Сплетая паутинные нити с помощью гребенчатых коготков впрочную паутину, пауки строят из нее убежище и ловчие сети, яйцевой кокон, а также укрывают в ней неокрепшую молодь. На паутинах в теплые дни «бабьего лета» расселяются молодые паучки.



Похожие статьи